- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Азбука вежливости
Программа внеурочной деятельности Азбука вежливости
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харисова В.О. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД ВОЛГОДОНСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицея «Политэк»
_________ Т.А.Самсонюк
Приказ от 28.08.2014г. № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Азбука вежливости»
(социальное нравственное)
Уровень общего образования: НОО 3 - ж класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Шачнева Ольга Сергеевна
Программа разработана на основе авторской программы О.А.Степановой,
Программа кружка
"Азбука вежливости"
Пояснительная записка
Программа кружка «Азбука вежливости» для 3 класса реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности и соответствует ФГОС НОО. Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации. Главное назначение данной программы - формирование навыков общения и культуры поведения третьеклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Цель: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости, формирование умения осуществлять нравственный выбор. Задачи:
- обучать навыкам общения и сотрудничества;
- формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Содержание программного материала «Азбука вежливости» перекликается с содержанием тем учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
- групповая, коллективная, парная;
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
- подготовка и проведение игр и праздников;
- разработка проектов;
- организация экскурсий.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА - КРУЖКА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Фактически будет проведено 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел I. Речевой этикет Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры. Раздел II. Культура поведения Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом. Раздел III. Я среди людей Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Раздел IV. Культура внешнего вида Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость. Раздел V. Итоговое занятие Праздник «Будьте вежливы».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел
Количество часов I. Речевой этикет 11 II. Культура поведения 13 III. Я среди людей 5 IV. Культура внешнего вида 4 V. Итоговое занятие 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины. Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Личностные результаты: учащиеся будут учиться:
- самооценке, самопроверке;
- ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
- соблюдать моральные нормы поведения.
- адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;
- осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;
- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
- адекватно использовать речевые средства общения;
- формулировать собственное мнение;
- вести диалог;
- признавать возможность существование различных точек зрения.
Формы контроля:
- Диагностики.
- Участие в сценках, диалогах.
- Проекты.
Предполагаемые проекты:
- Составление памятки о правилах поведения в школе.
- Составление сборника пословиц и поговорок о добре, вежливости, дружбе.
- Праздник «Будьте вежливы!».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
№
Тема
Теория
Практика
Дата
I
Речевой этикет
11 часов
1.
Что такое этика и этикет.
1
2.
Специфика речевого общения.
1
3.
Роль мимики, жестов и позы в общении.
1
4.
Вежливые слова.
1
5.
Правила знакомства.
0,5
0,5
6.
Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа.
0,5
0,5
7.
Приветствие и прощание.
0,5
0,5
8.
Выражение благодарности. Поздравляем и желаем.
0,5
0,5
9.
О сопереживании в радости и в горе.
0.5
0,5
10.
Общение по телефону.
0,5
0,5
11.
Викторина «Вежлив ли я?»
1
II
Культура поведения
13 часов
12.
Мы на уроке.
0,5
0,5
13.
Зачем нужны перемены.
0,5
0,5
14.
Мы в школьной столовой.
0,5
0.5
15.
Правила поведения на улице. Экскурсия.
1
16.
Правила поведения в транспорте.
1
17.
Урок - игра «Я - пассажир».
1
18.
Правила поведения в общественных местах.
1
19.
Экскурсия в библиотеку.
1
20.
Приглашение гостей. Как вести себя в гостях.
0,5
0,5
21.
Умей накрыть стол.
0,5
0,5
22.
Как выбирать и дарить подарки?
1
23.
Повседневный этикет.
1
24.
Викторина «Знаю ли я правила поведения?
1
III
Я среди людей
5 часов
25.
Мой класс.
1
26.
Умею ли я дружить?
1
27.
Один за всех и все за одного.
1
28.
Самолюб никому не люб.
1
29.
Уважительное отношение к старшим и младшим.
0,5
0,5
IV
Культура внешнего вида
4 часа
30-31.
Поговорим о внешнем виде.
1
1
32.
Каждой вещи своё место.
0,5
0,5
33.
Бережливость.
1
V
Итоговое занятие
1 час
34.
Праздник «Будьте вежливы».
1
Список литературы:
-
Васильева-Гангус, Л. Азбука вежливости [Текст] / Л. Васильева-Гангус. -М.: Педагогика, 2004.-141с.
-
Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005.-123с.
-
Карнеги, Д. Как завоевывать друзей [Текст] / Д. Карнеги. - М.: Олма-Пресс, 2008.- 230с.
-
Лаврентьева, Л. И. Школа и нравственное воспитание личности [Текст] / Л. И. Лаврентьева // Завуч начальной школы. 2004.-№ 5.- С. 13-20.
-
Максимовский, М. Этикет делового человека [Текст] / М. Максимовский. - М.: Вако, 2004.-125с.
-
Смолка, К. Правила хорошего тона [Текст] / К. Смолка. - М.: Нива, 2007.-134с.
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета
МОУ лицея «Политэк»
Протокол от 26.08.2014 №1
Председатель МС_____Н.М.Шевченко
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Н.М.Шевченко