- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока обучения грамоте по теме: Звуки б, бь и буквы Б, б (1 класс)
Конспект урока обучения грамоте по теме: Звуки б, бь и буквы Б, б (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комалова Л.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Согласные звуки [б], [бь], буквы Б,б.
Цель: создание условий для ознакомления с новыми согласными звуками [б], [б'] и буквами «Б, б».
Задачи:
Предметные: - способствовать развитию фонематического слуха; умению находить и выделять эти звуки в словах, давать им характеристику; - содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку. Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности. Метапредметные задачи: Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи. Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ - синтез, группировка, обобщение). Коммуникативные: воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в группе. Обучение УУД: владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); умение работать с учебником, добывать подтекстовую информацию; объяснять значение слов. Тип урока: открытие новых знаний Оборудование: учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, электронная презентация, мультимедийный экран, компьютер, карточки с буквой «Б», счётные палочки, конверты со схемами, сигнальные карточки, ёлочные игрушки, картинки - гномики, домики, ёлочные игрушки на магнитах, сугробы, снежинки, шишки, ель, Дед Мороз, белка, зебра, бобры.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Александровна. Ребята, какой зимний праздник приближается? Я уверена, что вы все любите чудеса и Новый год. Посмотрите какая у нас ёлочка! Надо украсить её. Предлагаю отправиться в путешествие за игрушками, а куда - узнаете, когда выполните задания. - Но сначала проверим ваше настроение: покажите его сигналом. - В путешествие отправляются с хорошим настроением, а у кого оно не очень - думаю, оно скоро изменится.
-
Актуализация опорных знаний.
А сколько снега намело!
- Разметём-ка мы сугробы. Помогать нам будут экраны и маркеры.
- Найдите лишнюю букву: 1 ряд - в 1 сугробе, 2 ряд - во 2 сугробе, 3 ряд - прочитайте слово и запишите букву, которая обозначает мягкий согласный звук.
- Проверим работу 1 ряда:
А)
а
и
с
о
у
- Какая буква лишняя? Покажите. Почему?
- Как отличить гласные звуки от согласных?
ы
у
е
о
Б)
- Проверим работу 2 ряда.
- Какая буква лишняя? Покажите. Почему?
- Какие ещё буквы показатели мягкости?
В)
ели
- Проверим работу 3 ряда. Какое задание вы выполняли?
- Покажите. Докажите.
- А теперь составьте слово из букв. Напишите на экране. Покажите.
- Что получилось? (ЛЕС)
- Да, мы отправляемся в волшебный лес к Деду Морозу. Выполняя задания, будем получать ёлочные игрушки. А результатом нашей работы будет проект.
3. Речевая разминка. Определение темы урока.
- Проводит в лес нас собака Бобик. Давайте её позовём (дети кричат: Бобик!).
- Какие новые звуки вы услышали? ([б, бь])
- Значит, какая тема нашего урока?
(Звуки б, бь и буква их обозначающая)
- Какие задачи мы будем ставить перед собой?
-
познакомимся… со звуками [б, бь];
-
узнаем … какой буквой обозначаются звуки [б, бь];
-
научимся читать … слова и предложения с новой буквой;
- Молодцы! И вы заработали 1 ёлочную игрушку.
-
Изучение нового материала.
А) выделение нового звука - работа в парах.
- Ребята, как вы думаете, с какой задачи нужно начать ?
- Составьте схему слова «Бобик».
- У доски составит и проанализирует слово: __слогов,__звуков,__букв
- Произнесите первый звук в первом слиянии.
- Повернитесь друг к другу и ещё раз произнесите. Понаблюдайте за его артикуляцией.
- Дайте характеристику звука по плану.
- Какой карточкой мы обозначим звук (б)?
- Произнесите первый звук во втором слиянии.
- Повернитесь друг к другу и ещё раз произнесите. Понаблюдайте за артикуляцией.
- Дайте его характеристику.
- Какой карточкой обозначим звук (бь)?
- Молодцы!
И вы заработали ещё одну ёлочную игрушку. А на проекте появился первый результат.
Б) Упражнения в слышании нового звука - работа в группах
- Ребята, каких животных вы можете встретить в лесу зимой?
- В волшебном лесу вы можете встретить любых животных.
- Предлагаю поработать в группах:
1группа - выберите тех животных, в названии которых есть звук (б)
2 группа - тех животных, в названии которых есть звук (бь)
3 группа - тех животных, в названии которых нет звуков (б,бь)
-
Но сначала повторим правила работы в группе:
-
Слушать друг друга;
-
Уступать;
-
Договариваться;
- Если группа готова - поднимите руку.
- На карточке животные - белка, голуби, бегемот, зубр, кобра, баран, кабан, волк, лебедь, медведь, лиса, верблюд, лось.
- Какое у вас задание?
- Каких животных вы поселили?
- Помести карточку на проект.
- Произнесите своё имя и фамилию.
- Встаньте те, у кого в фамилии или имени есть звуки [б, бь]?
- Молодцы! Первую задачу мы выполнили и заработали ещё одну ёлочную игрушку.
В) Знакомство с буквой.
- Какая задача следующая?
- Бобик привёл нас до места, где рассыпаны шишки.
- Найдите шишку с новой буквой.
- Кто покажет?
- Как называется буква?
- Правильно.
- Найдите её в кассе.
- На что похожа буква б?
- Почему 2 буквы? 4?
- Предлагаю поработать в группах.
1 группа - зачеркнёт все буквы Б, начиная с 1 строчки и узнает где живёт Бобик;
2 группа - раскрасит элементы с буквой б
3 группа - составит все буквы Б из элементов и наклеит ( 4 буквы)
б б в б Б б б
о б б а б Б б а
а в б б е б б а
в Б б б о б б б
а б б о б Б Б Б б б
о Б Б б а о б б б
- Где живёт собака ? (в конуре)
- Что у вас получилось?
- Разместите работы на проекте.
- Молодцы! Какую задачу выполнили? Ещё одна ёл. игр.
Г) Чтение слогов с новой буквой - работа в парах( карточка)
Бобик привёл нас к гномикам. Прочитаем их имена: ба, бо, би, бу, бе.
- Дополните до целого слова.
- Помогите расселить гномиков.
- Почему так расселили?
- Молодцы! Ещё ёл. игр.
ФИЗМИНУТКИ для глаз И ДВИГАТЕЛЬНАЯ.
Д) Чтение слов - работа в парах
- Идём дальше.
На доске:
зебра
кобра
зубр
барсук
белка
баран
барсуки
белки
бараны
кобры
зубры
зебры
- Прочитайте слова первого столбика.
- Прочитайте слова второго столбика.
- Чем отличаются?
- Найдите такую же карточку на парте.
- Соедините слова первого столбика со словами второго столбика.
- Кто закончил - поднимите руку.
- Для проверки - по одному выходим к доске.
- У кого также - встаньте.
- Молодцы! Ёл. игр.
Е) Упражнение в чтении текста.
- Послушайте загадку.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (Белка)
- Составьте предложение по схеме со словом белка.
- Кто видел белку в лесу или в парке?
- Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ о белке. Откройте учебник на странице 97.
Чтение рассказа учителем. Проверка прочитанного.
- Внимательно послушайте рассказ. (может быть сделать запись?)
- Давайте проверим как вы слушали, предлагаю ответить на мои утверждения сигналом ( красный -да, согласны синий -нет, не согласен)
- Дети были в лесу.
+ В парке растут липы и сосны.
- Ребята угощали белку орешками.
Работа с трудными словами.
- Прежде чем вы сами прочитаете текст, познакомимся со словами: интересно, скакала, брала, баранки.
- Прочитайте самостоятельно.
- Прочитаем по предложениям.
?
Как надо относиться к животным ?
Вывод. Природу надо любить и беречь.
- Молодцы! Ёл. игр.
Ж) Просмотр фрагмента из сказки-фильма "Сказка о царе Салтане…"
(Белочка грызёт орешки и поёт песенку.)
- Дед Мороз доволен вашей работой и приготовил сюрприз.
- Кто знает, как называется эта сказка?
- Кто написал сказку?
З) Упражнение в чтении текста. Заучивание текста наизусть. Работа с учебником. стр. 96.
- В вашем учебнике есть иллюстрация к этой сказке. Рассмотрите её внимательно.
- Где живёт белка?
- Что делает белка?
- Послушайте отрывок из "Сказки о царе Салтане…"
Чтение отрывка из сказки учителем (может быть запись)
- Какие орешки грызёт белка?
- Дома выучить это стихотворение наизусть.
- Когда вы выучите все буквы, сможете прочитать эту сказку полностью. У А.С.Пушкина есть и другие сказки. (Учитель обращает внимание на выставку книг со сказками А.С. Пушкина.)
- Поднимите руку те, кто их уже читал?
- Вы получили ещё одну игрушку.
5. Подведение итогов.
- Молодцы! Какая у нас красивая ёлочка!
- Вспомните цели урока.
- С какими звуками мы познакомились?
- Охарактеризуйте звук б, бь
- Какой буквой они обозначены?
- А чему ещё научились на уроке?
- У вас на партах лежат ёлочные игрушки разного цвета. Кто считает, что он целей урока достиг - зелёную игрушку, не всё понял - синюю, кому было неинтересно и скучно, он ничего не понял - красную. Приняли решение? Повесьте игрушку на нашу ёлочку.
- Дед Мороз дарит вам подарок - ёлочную игрушку и благодарит за работу.