Урок литературного чтения во 2 классе Два Мороза

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока чтения во 2 классе по теме

«Уважительное отношение к труду в русской народной сказке «Два Мороза»

И. М. Кузнецова, учитель начальных классов,

Цель: Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения.

Задачи:

Обучающая:

  • Продолжить работу по теме «Зима в природе»;

  • Формировать способность оценивать героев, определять мотивы и последствия поступков героев, видеть динамику эмоций, осознавать идею произведения;

  • Совершенствовать технику чтения.

Коррекционно-развивающая:

  • Развивать речь детей;

  • Обогащать словарный запас;

  • Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать.

Воспитывающая:

  • Воспитывать любовь к природе;

  • Воспитывать трудолюбие;

  • Знакомить с правилами поведения на улице в морозную погоду.

Оборудование:

Комочки ваты, мешочки с крахмалом, толковый словарь В. Даля, пословицы, иллюстрации на тему «Зима в природе», карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

Этапы урока:

Индивидуальная работа:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа.
- О каком времени года мы начали читать произведения? - Рассмотрите иллюстрации на доске, они помогут повторить признаки зимы. Самый главный признак - это снег. За правильный ответ на уроке вы будете получать снежинки. 5 и более снежинок -«5», 4 снежинки - «4», 3 снежинки - «3». Ученик наизусть читает стихотворение Сурикова «Белый снег пушистый». - Как падает снег? (Тихо, ложится) - Иногда зимой погода портится, начинает дуть ветер со снегом. Как называется такое явление? Прочитайте на доске слова, выберите правильный ответ: вьюга, ливень, пурга, буран, метель, гроза. 3. Фонетическая зарядка. -Попробуем изобразить вой вьюги. Учитель медленно поднимает руку и опускает. Дети произносят звук (у) с постепенным увеличением и уменьшением громкости звучания.
  1. Актуализация знаний.
- Вспомните, какие слова-определения мы подбирали к слову снег? (Белый, серебристый, блестящий). - Как выглядит снег в стихотворении Сурикова? (Пушистый). Учитель предлагает потрогать комочек ваты, который лежит на парте. - Когда снег бывает пушистым? (В тёплую погоду) - Снег не всегда бывает пушистым, потому что у зимы есть друг. Ученик загадывает загадку: Дедушка мостит мост, Без топора и без клиньев. (Мороз) - В морозную погоду снег бывает вот таким.., потрогайте мешочки с крахмалом. Дети подбирают слова: хрустящий, хрупкий и др.
- По каким приметам можно догадаться, что будет мороз? Карточка №1. Дым столбом - к морозу. Карточка №2. Воробьи сидят нахохлившись. Карточка №3. Кошка спит, закрыв лапой нос.
  1. Физминутка.
- Представьте, что на улице мороз. Как вы себя будите вести, чтобы не замёрзнуть, покажите. (Прыжки, приседания, ходьба). 6. Создание проблемной ситуации. - Прочитайте на доске пословицу и объясните её значение. На морозе и старик прыгает. Учитель обращает внимание на иллюстрацию Мороза. - Рассмотрите Мороза, что он делает? (Здоровается, при этом снял шапку). - В знак уважения люди при встрече иногда снимают шапку. Вы можете сказать, кого уважает Мороз? Прочитав новое произведение, мы узнаем, каких людей он уважает. 7. Работа по учебнику. На доске у нас один Мороз, а мы прочитаем произведение, в котором …(«Два Мороза»). - Назовите жанр произведения. В конце урока вы докажите, что это сказка. - Рассмотрите иллюстрации, назовите героев этой сказки. - Прочитайте слова, объясните значение: купец, дровосек, авось. Затем приготовившиеся дети объясняют значение слов по словарю В. И. Даля: Купец - человек, который занимается торговлей. Дровосек рубит лес с корня. Авось - а вот, сейчас, может быть. 8. Чтение по ролям. Чтение от начала до слов «А вечером встретились…» - Как решили позабавиться Морозы? - Почему младший брат решил, что легче заморозить дровосека? На данном этапе дети выдвигают гипотезы: 1 группа: легче заморозить купца. 2 группа: легче заморозить дровосека. - Прочитаем до конца и выясним, кто из вас прав. 9. Физминутка. Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Справа - берёзка в шубке стоит, Слева - ёлка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, На землю красиво ложатся! 10. Чтение по цепочке до конца сказки. - Кого было легче заморозить? - Почему топор лучше шубы греет? Разве его можно надеть? - Прочитайте, как несколько раз принимался Мороз заморозить дровосека. - Как вы понимаете выражение «еле ноги унёс»? (Кое-как ушёл) - Каким человеком оказался дровосек? (Трудолюбивым). - Прочитайте, как грелся купец и дровосек. 11. Рефлексия. - В начале урока мы обратили внимание, что Мороз в знак уважения снял шапку и решили узнать, каких людей он уважает. Учитель открывает пословицу: Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. - Кто из героев ленивый? - Что значит проворный? (Человек, который двигается, чем-либо занят). - Так перед кем же Мороз в знак уважения шапку снимает? (Перед трудолюбивым человеком) - Докажите, что это произведение - сказка. 12. Оценивание. Подведение итогов по количеству снежинок. - Перед кем бы из вас Мороз снял шапку при встрече? Домашнее задание. - Прочитайте сказку ещё раз. Подумайте, какой совет можно дать купцу, чтобы он больше никогда не замерзал.






Домашнее задание.













Домашнее задание для тех, кто пожелал найти загадку.



Карточки ученики получили в начале урока.



















Обучающиеся с невысокой техникой чтения получили карточки после 3 этапа урока.
Домашнее задание для обучающихся с техникой чтения выше нормы.









Читают все обучающиеся.









© 2010-2022