Конспект урока литературного чтения в 3-м классе. Л. Гераскина. В Стране невыученных уроков (11-12 главы)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3-м классе.

Л.Гераскина. "В Стране невыученных уроков"(11-12 главы).

Цели урока:

  • развивать умения: самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать свое отношение к прочитанному, видеть в художественном тексте средства выражения чувств и внутреннего состояния героев;

  • развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа с учебником;

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности

  1. Создание эмоционального настроения

-Здравствуйте, р. Как вы думаете кто я? (в руках игрушка мальчик).

Правильно, я - Виктор Перестукин, главный герой сказки Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вы уже третий урок читаете истории из моего путешествия в Страну невыученных уроков. Но я никак не решался к вам придти. А вот сегодня пришел. Вас в классе много. А как вас зовут? Давайте познакомимся (учащиеся называют себя по именам).

2).- Р., Виктора очень интересуют некоторые вопросы. Он хотел бы узнать, а на сколько хорошо вы осведомлены о творчестве его мамы - писательницы Лии Гераскиной.

-Где и когда родилась Л. Гер…? (1910г., г Новорссийск)

Где и кем работала Л.Гер…? (библиотекарем на фабрике игрушек, на электростанции)

- По сказке «В…..» был снят мультфильм в 1963 году.

Дети читают и перечитывают её с большим удовольствием. Потому что эта книга написана так, будто с её страниц к ребятам обращается не взрослый человек, а их ровесник - Виктор Перестукин. Не секрет что школьники почти всегда не любят учить уроки. Посещать школу - другое дело - там друзья, события, общение. А дома учиться совсем не хочется тянет поиграть в футбол или просто погулять. Уроки кажутся лишними, скучными, ненужными.

III) Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

Прочитайте и закончите предложение К.Д.Ушинского. «Завтра поучусь, а сегодня поиграю»,- говорит (,,,,,,,ленивый)». «Завтра поиграю, а сегодня поучусь»,- говорит….. .

Слова для справок: ленивый, радивый, трудолюбивый, любознательный.

Ребята посмотрите на доску.

Что вы видите?

Я составила этот фонтан эмоций из тех слов, которые вчера встретились вам в тексте. (Тревога, страх, переживания, каприз, возбуждение, негодование, растерянность, пренебрежительность, храбрость, ехидство.)

Так вели себя герои в десятой части. А хотите сами составить такой фонтан?

Что для этого надо сделать? (перечитать 11 часть) Молодцы.
Вчера на уроке в 10 части вы расстались с Виктором Перестукиным, когда он оказался в очень сложной жизненной ситуации.

- Что эта была за ситуация? (запятую пост.)

- Какое она имела для него значение? (решалась его жизнь)

- Как он себя чувствовал в данный момент? (Переживал, волновался, боялся.)

- Что вы почувствовали, когда читали 11 часть? (Мы тоже переживали за Витю, хотели ему помочь.)

- Давайте перечитаем тот напряжённый момент, когда часы начали отсчитывать время. (с.163. «Часы тут же принялись громко отстукивать...» до слов «ты не боишься смерти»)

- Кто находился рядом с Витей Перестукиным? (Кузя)

- Помните, что повествование ведётся от лица Вити.

Читаем по ролям этот же отрывок. Оценивание: Удалось ребятам передать напряженные моменты?

IV) Постановка проблемного вопроса.

Мы сейчас подошли к самому ответственному моменту, когда переживание и напряжение героев стали самыми сильными. Это в литературе называется кульминацией произведения.

Подробнее об этом вы узнаете на уроках литературы в старших классах.

Работа в группах по 11 главе.

- А сейчас задание: найти в прочитанном отрывке глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. Кто является действующими лицами. (Знаки препинания, Кузя, Виктор Перестукин.)

1-я группа: подбирает глаголы, характеризующие состояние запятой.

2-я группа: подбирает глаголы, характеризующие состояние восклицательного и вопросительного знака.

3-я группа: Кузи.

4-я группа: Вити Перестукина.

Открытие детьми нового знания.

Итак 1-я группа, в каких глаголах выражение чувств запятой ( завизжала).

Объясните поведение запятой, почему она завизжала?(не любила когда подсказывают)

2- я группа, в каких глаголах выражение чувств вопросительного знака? (выкрикивал, зарыдал, заплакал, закричал - восклицательный знак.

Тревожно спросил, сквозь слезы спрашивал - вопросительный знак).

А почему заплакал восклицательный знак, тот который всегда восклицал и радовался? (он боялся, что Витя не справится с заданием)

3-я группа А что чувствовал в этот момент, кот? (умолял, завопил, заурчал, вцепился)

Почему? (предан Виктору, переживал за мальчика)

4-я группа: В каких словах выражено внутреннее состояние Вити? (обрадовался, обомлел)

Почему обрадовался? (надеялся на подсказку)

А почему потом обомлел? (прошло 3 минуты, а ответа не было)

Как вы понимаете значение слова «обомлел»?

V) Работа по толковому словарю.

-каждая группа ищет значение слова обомлеть.

- Подберите синонимы.(Обомлеть - оцепенеть, ослабеть.)

- У нас получился фонтан эмоций наших героев?

- А мог ли Витя выйти из этой ситуации в состояние оцепенения? (нет)

- Что нужно было сделать? (успокоиться, взять себя в руки)

-Боялся ли Витя смерти? Прочитайте.

- Найдите строчки которые помогли выйти из этой ситуации Перестукину. (стр 164)

- Как понимаете слово сдрейфил? (испугался)

-как вы думаете, это литературное слово или разговорное?

- Какой урок он получил для себя? (должен презирать опасность, и не боятся её)

- Как мы назовём такой урок? (урок жизни)

(Вывешивается на доску).

-Какой важный совет услышал Витя в последние минуты до вынесения приговора? (рассуждать)

-Умел ли Витя рассуждать? Прочитайте. (165)

-В какой момент у вас появилось чувство уважения к Виктору? (когда он, после длительных рассуждений, правильно поставил запятую)

-Очень напряженной была 11 часть. Решалась судьба мальчика. В литературе такой самый напряженный момент в развитии действия художественного произведения принято называть кульминацией.

- Что такое кульминация?

VII) Первичное закрепление.

- Чем закончилась эта часть? (Чтение последнего абзаца 11-й части)

- Что случилось дальше?

- Прочитайте самое первое предложение.

- Посмотрите, как изменилось настроение у восклицательного знака. А запятая изменилась? (Предположение детей.)

Чтение с комментированием.

2 абзац: (до слов: Я твёрдо обещал…)

- Какой ещё урок скрыт в словах Запятой? (на доску: «Когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели.)

3 абзац: Какое обещание дал Запятой Виктор Перестукин? Выполнит он его, по вашему? Почему?

4-6 абзацы: (со слов «До свидание Витя...» до слов «…спрашивал Вопросительный»)

- На что надеялись братья-знаки? Витя их больше не перепутает.

7 абзац: Простили ли Витю жители замка? Что служит тому доказательством? (Они долго махали Вите и Кузе на прощание.)

Чтение до слов: «Да это вышло ужасно...»

- Чему особенно радовался Витя, продолжая путешествие? Почему?

Пожалуйста, дочитайте главу до конца и подчеркните, какие жизненные уроки вынес Витя.

Обобщающая беседа.

- Так наказали Витю учебники или спасли?

- Почему Вите удалось пройти трудности и пройти испытания?

- Каким же мы увидели главного героя повести?

сначала

потом

ленивый

самокритичный

невежда

упорный

благодарный

волевой

VIII) Самостоятельная работа с самопроверкой

Мы увидели, как Витя поступал в очень ответственные моменты своей жизни. А сейчас я хочу посмотреть как вы, используя свой жизненный опыт, выйдете из сложной ситуации и выполните моё задание. Из слов лежащих у вас на парте (завтра поучусь, сегодня, а, погуляю), составьте предложение.

Что у вас получилось? (Завтра погуляю, а сегодня поучусь. Завтра поучусь, а сегодня погуляю.)

Вопросы:

  • Как вы думаете, какую фразу наиболее часто произносил наш знакомый Виктор Перестукин?

  • Этим жизненным правилом пользовался Виктор Перестукин, когда мы с ним впервые познакомились? (А каким?)

  • Подходит эта фраза к Вите Перестукину? (А к ребятам нашего класса?)

Посмотрите, мы составили ещё один урок жизни (Завтра погуляем, а сегодня поучусь)

Запишем его.

IX) Повторение пройденного.

Сегодня мы с вами переживали вместе с героями сказочной повести, посмотрите на галерею их портретов. Давайте составим характеристику героев (коллективная работа).

Образуйте сложные слова по их разъяснению, запишите полученные слова. Соедините образованные слова с именами существительными (перед каждым листочки).



Разъяснение сложного слова

Сложные слова

Герои повести

1

2

3

Обладающий слабой волей.

Сопереживающий другим (иногда говорят: за всех сердце болит)

С доброй душой

Любящий узнавать новое

Желающий всем добра

Имеющий низкую (малую) грамотность

Стремящийся к определенной цели

Поучительный, прививающий хороший нрав

Составленный с хитростью и умом

Слабовольный

Сердобольный

Добродушный

Любознательный

доброжелательный

Малограмотный

Целеустремленный

? нравоучительный

хитроумный

Человечек Восклицательный Знак

Человечек Вопросительный Знак

Кузя

Витя Перестукин (в начале произведения)

Витя Перестукин (в конце произведения)

Задания

Рассказ (который рассказал Витя Кузе про дружбу людей и животных)

-Хотелось ли вам узнать, что произойдет с Витей дальше? Что для этого нужно сделать?

(Всем обязательно нужно прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»)

Почему же книга на протяжении 77 лет пользуется популярностью, почему её читают и перечитывают с удовольствием? В чем особенность этой книги?

Она написана очень интересно в форме увлекательного путешествия, живо, образно, много юмора.

Как автор относится к своему герою? (Она, конечно, его осуждает от лица Кота Кузи, жителю волшебной страны, но всё же он ей очень симпатичен. Писательница знает, что у Вити все лучшее впереди, и он сам придёт к правильной мысли о важности учения.)

Как вы думаете, что побудило Лию Гераскину написать такую книгу для детей?

Какие цели она ставила перед собой? (Ей очень хотелось показать детуям огромную пользу школьных занятий. Только она выбрала не форму нравоучений, которых не любят дети, а игру «наоборот» как «вредные советы». Примером стал Витя. Он на собственном опыте убедился, как можно навредить и себе, и окружающим своим невежеством.

Она понимала, что многие лентяи и лоботрясы, прочитав книгу, узнают в Викторе Перестукине и тоже зададут себе вопрос «чем я хуже» и непременно возьмутся за ум.)

XI) Д.З.

Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему надо хорошо учиться?»

© 2010-2022