- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения (2 класс)
Конспект урока литературного чтения (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волошенко М.Б. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
8
Конспект урока литературного чтения
Тема урока: Люби и почитай родителей своих. По рассказу Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Цели урока:
1.Познакомить обучающихся с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек». Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия. 2.Развивать умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения. 3.Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Учить чувствовать за страницами произведения глубокий смысл рассказа.
Цель обучающихся:
-
учусь планировать УД;
-
учусь правильно читать;
-
задавать вопросы;
-
анализировать;
-
делать выводы;
-
правильно говорить
Ресурсы: экран, мультимедийный проектор, презентация карточки для индивидуальной работы, демонстрационные материалы для доски, учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.), аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», портрет пистателя.
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная. Тип урока: комбинированный
«Что нужно людям для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям»
I. Организационный момент. Постановка целей урока. 1мин
Учитель
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится?
Д: Семья.
У- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Д- Мы будем говорить о семье, о родителях.
Учитель открывает тему урока.
У -Сегодня нам предстоит дать ответ на очень важный вопрос: «Как правильно вести себя в своей семье, как относиться к старшим».
II. Проверка домашнего задания.
У- При подготовке к уроку, вы выполняли творческое домашнее задание: подбирали пословицы и поговорки о семье. Зачитайте их.
Пословицы о семье 3 мин
-
В семье и каша гуще.
-
Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
-
Дочерьми красуются, а сыновьями в почёте живут.
-
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
-
Вся семья вместе, так и душа на месте.
-
Ссора в своей семье до первого взгляда. .
-
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
-
Вместе тесно, а врозь скучно.
-
Как родня? Да на одно солнышко глядим.
-
Намёки да попрёки - семейные пороки.
-
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
-
У милого дитяти много имён.
-
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
-
В хорошей семье хорошие дети растут.
-
На что клад, коли в семье лад.
-
Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.
-
За общим столом еда вкуснее.
-
Люблю своих детей, но внуки милей.
-
Дети родителям не судьи.
-
Русский человек без родни не живёт.
-
Духовное родство пуще плотского.
-
Не прячь свои неудачи от родителей.
-
Семейное согласие всего дороже.
-
Согласье в семье - богатство.
-
Нет ближе дружка, чем родная матушка.
У- Что же ценит русский народ в семье? Какой должна быть настоящая семья? 1 мин
Д- Народ ценит помощь, уважение. Семья должна быть дружной, в ней все помогают друг другу.
У- Итак, сегодня на уроке мы еще раз поговорим о том, как должны люди относиться друг к другу в семье. А поможет нам в этом великий русский писатель Л.Н. Толстой, у которого была большая, дружная семья и который считал, что для счастья нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать людям добро (ссылка на эпиграф).
III.Знакомство с биографией Л.Н. Толстого.3 мин
Подготовленный ученик рассказывает о Л.Н. Толстом, учитель пролистывает слайды.
Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.
Семья, в которой рос Лев Николаевич, была большая и дружная. У будущего писателя было 3 брата.
Мама Льва Николаевича рано умерла. Но на всю жизнь писатель сохранил самые теплые воспоминания о ней.
Первоначальное образование он получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях. Затем Лев Николаевич переехал в Казань вместе с братьями и сестрой. Живя в Казани, Толстой учился в университете.
Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много читал и изучал философию, но, несмотря на это, в 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну - имение, доставшееся ему по наследству.
Здесь, в Ясной Поляне, Толстой пытается найти применение своим силам, берется за изучение многих наук, серьезно занимается музыкой.
В это же время всерьез начинает заниматься литературным творчеством.
В Ясной Поляне писатель открывает школу для крестьянских детей, затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях.
Занятия в школе вёл сам Лев Николаевич.
Он же сам пишет «Азбуку» для обучения детей чтению
В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.
Толстой очень любил свою семью. Вместе с женой они воспитали 9 детей.
Лев Николаевич не только пишет книги, он занимается физическим трудом, пашет землю и даже шьет сапоги.
После смерти Льва Николаевича в Ясной Поляне основан музей.
У- Мы прослушали рассказ о жизни Льва Николаевича. А о том, каким человеком он был мы узнаем, прочитав статью учебника.
Но прежде проведем речевую разминку.
Работа по слайду 1 мин
-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете ее смысл?
Семья в куче, не страшна и туча.
РАБОТА ПО СТАТЬЕ УЧЕБНИКА о Л.Н. Толстом. 3 мин
Проверка восприятия материала.
Фронтальный опрос.
Дайте ответы на вопросы:
Каким был человеком Лев Николаевич?
Ответы уч -ся:«Он часто бывал недоволен собой, ставил перед собой сложные задачи ».
Как относился Л.Н. Толстой к детям?
Ответы уч-ся: Л.Н.Толстой любил и понимал детей.
Как Толстой помогал детям из бедных семей?
Ответы уч-ся: Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей».
У-Молодцы. Вы были внимательны, правильно ответили на все вопросы.
Л.Н. Толстой очень хотел, чтобы все люди на земле стали более честными, добрыми, человечными. Особенно он беспокоился о детях. Именно поэтому он открыл школу, для учеников которой сам писал рассказы. Сегодня мы прочитаем рассказ «Старый дед и внучек».
IV. Первичное восприятие текста. Рефлексия. 2 мин
Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
В рассказе встретятся новые слова. Толкование этим словам дадут мои помощники, которые заранее выяснили значение слов в «толковом словаре».
Невестка - жена брата или жена сына
Слаживает - мастерит, делает.
Лоханка - деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды.
Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами первое и второе предложение, написанное на доске.
Я почувствовал …
Я задумался…
Я понял…
Во время слушания следим по учебнику. Откройте учебник на стр….
Слушание аудиозаписи. Дети следят по учебнику.
V.Проверка первичного восприятия текста. 1 мин
-Продолжи первое предложение, написанное на доске.
Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».
-Продолжи второе предложение.
Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»
-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.
VI.Структурный анализ текста.10 мин
1)Чтение рассказа вслух по цепочке.
2)На сколько частей можно разделить рассказ?
Ответы уч-ся:«Я считаю, что рассказ можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй - о том, как сын проучил родителей».
3)Чтение и анализ I части.
-Прочитайте первую часть басни.
-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
Ответы уч-ся:«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».
-Что случилось во время обеда за печкой?
Ответы уч-ся:«Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».
-А почему дед уронил и разбил чашку?
Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».
-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
Ответы уч-ся:«Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».
-Правильно ли поступила невестка? Почему?
Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, дедушка нечаянно разбил чашку».
4)Чтение и анализ II части.
-Прочитайте вслух вторую смысловую часть рассказа.
-Зачем Миша делал лохань?
Ответы уч-ся:Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».
-Как вы думаете, почему родители Миши заплакали?
Ответы уч-ся: «Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».
- Как после этой истории стали относиться к дедушке?
Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».
ФИЗМИНУТКА
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
(загибают поочередно пальцы на руке)
Вы познакомились с рассказом «Старый дед и внучек». Сейчас я предлагаю вам выполнить тест, который покажет, как вы знаете содержание рассказа. (Правильный ответ обведите в кружок).3 мин
ТЕСТ 1. Кто автор рассказа «Старый дед и внучек»?
А.С. Пушкин А.А. Фет Л.Н. Толстой
2.Сколько человек было в семье? 4 5 6
3. Как звали мальчика? Саша Миша Гриша
4. В чем хотели давать обед дедушке?
в тарелке в лоханке на блюде
5.Поняли родители, что обижали старика? да нет не знаю
VII.Логический анализ текста.3 мин
1)Определение поучения рассказа.
-Можно ли назвать этот рассказ поучительным? Чему он нас учит?
Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».
-Какова идея этого произведения?
Ответы уч-ся:«Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».
2)Определение актуальности рассказа «Старый дед и внучек»
-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?
У- К сожалению, и в наши дни очень часто стрики остаются без помощи, без внимания со стороны молодых. А ведь нет ничего печальнее, чем одинокая безрадостная старость.
СЛАЙДЫ 1 мин
Во время показа последнего слайда учитель читает наизусть, зажигая свечу.
Частичкой солнца на столе свеча пылает,
Неся в мир этот свет и теплоту;
Своим сияньем словно призывает
Хранить навеки в сердце доброту.
Чтоб всем родным, кто рядом с нами,
Тепло души своей смогли мы донести,
Дарить любовь, заботу и вниманье
И вовремя успеть сказать "Прости!"
У людей всех национальностей, всех религий, всех цветов кожи есть один очень важный закон
Люби и почитай родителей своих. 2мин
Вы убедитесь в этом, прослушав басню, которую сложил грузинский народ.
Женился один молодой джигит. Привел жену в свой дом, и стали они жить. И с ними жил его старый отец. Со временем, сын стал тяготиться тем, что в доме живёт старый отец. Но виду старался не подавать. Однако отец его понял, почему невесел сын его. И сказал ему: "Сынок, я стал стар, и не хочу мешать вам, молодым, жить. Пойди, свяжи из коры деревьев большую корзину, отнеси меня в ней на высокую скалу и сбрось. Все равно скоро мне умирать". Молча сын пошел, связал большую корзину, положил в нее своего отца и отнес на вершину скалы. Хотел он сбросить отца, а тот сказал ему:
- Сынок, ты меня выбрось, а корзину себе оставь.
- Зачем? - удивился сын.
- В ней ТВОЙ сын выбросит тебя, когда ты состаришься.
Похоже ли это произведение на прочитанный сегодня рассказ? Чем?
В начале урока звучали пословицы о семье. Сейчас мы познакомимся еще с двумя пословицами. Для этого вам надо поработать в парах. «Соберите» пословицы.
VIII. Работа в парах. 2мин
Задание: Соберите пословицы.
Дети работают в парах. После составления проверка.
Кто родителей почитает, … если в семье вражда.
Не будет добра, … тот вовек не погибает.
- Если бы вам предложили озаглавить этот рассказ, какую из пословиц вы берете для заголовка? Почему?
- Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?
-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас выполнить проект «Мои дедушка и бабушка». Сегодня мы посмотрим презентацию одного такого проекта. 2 мин
IX.Итог урока. Рефлексия.1 мин
-С каким произведением познакомились на уроке?
-Кто автор этого произведения?
-Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас осталась еще одна строка.
Я понял …
- Продолжите это предложение.
Ответы детей:«Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу».
У.- Л.Н. Толстой не зря написал
«Что нужно людям для счастья? Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям». Любите и цените свою семью.
Подготовленный ученик читает стихотворение: 2 мин
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Дед с бабушкою - всех мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
X.Домашнее задание.
Пересказать рассказ «Старый дед и внучек».
Творческое задание: подготовить проект «Мои дедушка и бабушка»