- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация по православной культуре Милосердие и сострадание
Презентация по православной культуре Милосердие и сострадание
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шувалова И.В. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Основы православной культуры.
Тема: «Милосердие и сострадание» (слайд 1)
Цели:
1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
План урока.
-
Орг. Момент.
- Прикоснитесь локтем к ближнему.
-
Актуализация знаний.
- Вспомните Божьи заповеди, о которых мы говорили на предыдущих уроках.
3. Объявление темы урока.
- сегодня мы поговорим об этой заповеди. ( «Возлюби ближнего своего, как самого себя».) (сл 2)
- наша задача выяснить - а кто для нас ближний?
- Кого вы считаете ближним? (ответы детей)
- Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: "а кто мой ближний?" Иисус ответил такой притчей.
-«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. (слайд 3)И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
(ответы детей).
Еврей сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же»
Вывод: так, кто же мой ближний? (слайд 4 )
-тот, кто проявил милосердие;
- кто нуждается в твоей помощи;
- А что значит милосердие? Пока мы разбираем данное слово, Маша прочитает о нем в словаре. (слайд 5 )
( ответы детей)
- Разберём это слово с точки зрения русского языка. ( разбор корней)
- подберите однокоренные слова с корнем мил-
- подберите к нему синонимы
- Какое значение этого слова мы выяснили?
- А что об этом говорится в словаре?
МИЛОСЕРДИЕ - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку;
- какое значение противоположное? (ответы детей)
- А в словаре прочитайте.
(противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.)
- Какие дела вы назвали бы милосердными? (добрыми)
4. Работа с картинами.
1 «Жена у постели больного мужа» В.М. Максимов (слайды 6 )
- Какие чувства у вас возникают, глядя на эту картину.
- В чем проявляется акт милосердия? Какая заповедь Божья соблюдается?
- легко ли живется тем, кто сочувствует, переживает, оказывает помощь?
2. Картина И. Иванова «Розбышаки»
- Розбышаки- хулиганы. В чем они не правы? Какая заповедь Божья нарушена?
- А как они должны были бы поступить?
- Как характеризует женщину данный поступок? Какая она?
- Как бы вы поступили?
3. И.Е. Репин «Иван Грозный убивает своего сына» (слайд 7)
- Какая Божья заповедь нарушена? Это смертный грех.
4. И.Е. Репин «Николай Мирликийский освобождает трех невинно осужденных на казнь»
- В чем проявляется милосердие. Какая Божья заповедь соблюдается? Кто из них ближний? Почему?
Вывод: А когда вы проявили акт милосердия? Совершили добрые поступки. Расскажите. (связать со школьной жизнью)
- А когда нарушали заповеди Божьи?
Вывод: а нужны ли в жизни милосердие и сочувствие? Зачем , ведь с этими чувствами живется трудно?
5. Работа с притчами.
- Ученики нам приготовили несколько интересных притч о проявлении акта милосердия. Послушайте их и сделайте вывод.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров. (слайд 8) - Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
- В чем заключается смысл прослушанной вами притчи. (ответы детей)
Вывод: Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает.
Жизнь состоит из мелочей. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
Сэмюэль Джонсон.
Больной ребенок (слайд 9)
Один профессиональный гольфист уезжал из клуба после того, как выиграл серьезый турнир. На парковке он встретился с больной женщиной, которая сообщила ему, что ее ребенок болен и лежит в больнице. У нее не было денег, и она попросила гольфиста дать ей часть денег, которые он выиграл, чтобы помочь ребенку, страдающему серьезным заболеванием. Спортсмена глубоко тронула история, и он передал ей весь выигрыш, чтоб заплатить за операцию и спасти ребенка.
День или два спустя гольфист вернулся в свой клуб и поделился этой историей с некоторыми людьми в клубе. Многие из них сказали:
- О, нет! Тебя обманули! Эта женщина не раз уже так поступала. Нам так неприятно, что тебе пришлось стать очередной жертвой. Это была лишь уловка, чтоб завладеть твоими деньгами.
Гольфист спросил:
- Так никакого больного ребенка нет?
- Конечно, нет!
Как вы думаете, что он сказал?
- Эта самая хорошая новость за всю неделю! - улыбнулся гольфист.
Что можно сказать об этом человеке? Почему?
Ничего такого, что было бы неправдой (слайд 10 - видео)
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
- Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.
Он улыбнулся и ушёл. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть» (слайд 11)
Вывод: Почему шляпа была полна монет?
- Одно из милосердных дел - милостыня.
- Кто может объяснить, что означает это слово? (ответы детей)
- Как об этом сказано в словаре? (слайд 12 )
Милостыня - акт вещественного или духовного милосердия; добрые поступки, которые возникают как результат христианской любви к ближнему.
- какое чувство у вас вызывает это слово?
- А люди, просящие милостыню?
- А как вы думаете, что они чувствуют, когда просят милостыню?
- А вы, когда им подаете?
- Послушайте одну притчу.
Один человек нажил за свою жизнь много добра. В старости раздал он все бедным людям и стал звать Смерть. Но Смерть за ним не приходила. Тогда пошел он по белу свету с клюкой. Много дорог он исходил, и однажды, когда совсем ослабел старик от голода и холода, сел он на придорожный камень и горько заплакал.
Оплакивал он те времена, когда был здоров и богат и не просил чужих людей о подаянии. Оплакивал он своих друзей, которые оставили его быстрее врагов. Всю свою прошлую жизнь оплакивал несчастный старик.
Вдруг он услышал, что кто-то его окликает. Поднял он голову и увидел незнакомца: лицо значительное, но не строгое; взгляд пронзительный, но не злой.
- Ты ведь свое богатство роздал? - спросил его незнакомец.
- Роздал! - ответил старик.
- Но ведь не о нем ты плачешь? - продолжил незнакомец.
- Не о нем! - сказал старик.
- И о том ты не сожалеешь, что людям добро сделал,- сказал незнакомец.
- Не сожалею, - вздохнул старик, - только вот ноги меня от голода не несут.
- А ты не гордись собой, бедняк, - продолжил незнакомец. - Вставай и иди милостыню просить. Не ты один такой добрый. Дай и другим людям щедрость свою показать! (слайд 13)
Задумался старик. Встал на ноги, а незнакомца-то рядом уже и нет, зато идет по дороге ему навстречу прохожий. Подошел к нему старик и руку протянул. Тот ничего ему не подал, голову отвернул и мимо прошел.
Скоро и другой прохожий показался. И к нему старик за милостыней подошел. Отломил тот полкраюхи хлеба и старику подал. И сладким показался ему выпрошенный кусок черного хлеба. И совсем не было у старика стыда на сердце, а напротив, осенила старика его тихая радость.
- Какая радость осенила старика?
6. Работа с учебником стр.44
7. Работа с пословицами.
- собери пословицы. Объясни их значение. (слайд 14 )
-
Нищий богатым питается, а богатый молитвами нищего спасается.
-
Нищему подать- лишний грех с души снять.
-
Горящий пламень угашает вода, а милостыня очищает грехи.
- В названии нашего урока есть еще одно слово. Кто его назовет? (слайд 15)
- Что оно значит? Подумайте. А Маша найдет значение в толковом словаре. (ответы детей)
- Жалость к другому, сопереживание и разделение с ним скорби.
- Вспомните случаи, когда вам было кого-нибудь жалко. Почему?
- Послушайте еще одну притчу «О коте». (слайд -ролик 16)
Вывод: какие чувства вызывает в нас сострадание?
8. Рефлексия.
Напишите мини-сочинение, начиная со слов: (слайд 17)
Я считаю своим ближним_____________.
Однажды …..
- Все иконы Божьей матери символизируют милосердие и сострадание. Я сегодня познакомлю еще с одной. 15 марта празднуется день иконы Божьей Матери Державная. (слайд 18)
Находится в селе Коломенское в храме Казанской иконы Божьей Матери. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о душевных и телесных исцелений.
Итог.
- Закончить урок мне хотелось урок еще одной притчей.
У дороги сидели два человека и просили милостыню. Мимо проскакал всадник и ударил одно человека по лицу плетью. Человек поднял окровавленное лицо и сказал в след: «Будь счастлив!» Второй удивленно спросил: «Он ударил тебя по лицу, а ты желаешь ему счастья?» На что человек ответил: «Если бы он был счастлив, он не ударил бы меня по лицу»!
- Будьте счастливы. Тогда вы будете добрыми и не совершите плохих поступков.