Конспект урока по литературному чтению Целый мир от красоты

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Целый мир от красоты…»

Урок литературного чтения, 4 класс.

Составила: Гептинг Л.К.

Цели:

- учить эстетическому восприятию лирического произведения;

- совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;

- помочь учащимся увидеть картины природы, вызвать определенное отношение к изображаемому, учить выражать свои мысли и чувства;

- продолжить формирование умения понять настроение, чувства поэта и умение соотносить их с собственными мыслями и ощущениями;

- обогащать словарный запас;

- привить любовь к чтению произведений о природе;

- воспитывать доброту, милосердие, бережное отношение к родной природе.

ЗАДАЧИ:

Образовательная:формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации; обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них выразительно- изобразительные средства языка;

Развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека;

Тип урока:

изучение нового материала

Формы работы :

фронтальная, индивидуальная.

Формирование компетенций:

информационная, коммуникативная.

Настрой на урок. Стихотворение «Солнышко»

-Как вы думаете, удалось ли Сабире настроить вас и меня на рабочий лад и на совместную работу?

Сегодня у нас урок из серии «Поэтические странички».

Прочитайте, что обозначает слово ПОЭЗИЯ?

ПОЭЗИЯ- литературные произведения, написанные стихами. (Значение из толкового словаря):

1.Словесное художественное творчество. (Русская поэзия).

2.Изящество, красота чего- нибудь; что-то прекрасное и возвышенное. (Поэзия летнего утра. Поэзия танца.)

О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Мы будем говорить сегодня о красоте природы, о взаимоотношениях человека с ней, о доброте, о милосердии, о нравственности по отношению к ней, учиться правильно и выразительно читать стихи.

Как вы думаете, что же такое природа?

Природа- это окружающий нас мир. Каждый человек- частица природы. Среди нас есть такие счастливые люди, которые умеют слушать и слышать голоса в природе, отвечать на них улыбкой, хорошим настроением, раздумьями, стихами, картинами, музыкой.

Кто же эти счастливые люди? Кого вы к ним относите?

Это поэты и писатели, композиторы и художники, которые пишут о природе, знают ее хорошо, живут ею, любят всей душой, заботятся о ней.

(Паустовский, Пушкин, Пришвин, Никитин, Плещеев, Майков, Баратынский, Саврасов, Левитан, Репин, Шишкин, Чайковский, Римский-Корсаков, Кастеев и др.)

А какие красивые слова говорит

К. Паустовский, которые подчёркивают назначение природы.

«Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране».

Итак, самая важная и главная проблема в наше время-это «Человек и природа».

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством А. А. Фета, для которого эта проблема была на первом месте.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892) -(из биографии рассказывает Харченко А.)

Тема урока: «Я ПРИШЁЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ» (А. А. ФЕТ)

А сейчас я прочитаю стихотворение А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом».

Вопросы перед чтением стихотворения:

1.Как вы думаете, чем хотел поделиться поэт с вами?

2. 0 чём это стихотворение?

(Сделайте пометки карандашом).

Главная мысль- прекрасна и удивительна природа. Поэт хотел поделиться с нами своим настроением.

Прочитайте вывод:

Именно красота- главный мотив творчества великого русского лирика. Тайны красоты, ее многоликий образ стремился воплотить Фет в своём стихотворении

-Какое время года в стихотворении А. А. Фета?

-Давайте обратимся к стихотворению и найдём о чём же хотелось рассказать вам поэту?

Составление кластера на тему «ВЕСНА»...

-Как вы понимаете выражение «весенней полон жаждой»?

Жажда- сильное желание пить. Весенней жаждой- это значит хочется сильно жить, расти, радоваться, любоваться весенней красотой.

А теперь закройте глазки и прочувствуйте, как А. А. Фет, пробуждение леса.

(Прослушать в записи пробуждение леса).

Вопросы перед слушанием:


  • Каким чувством хочется ему поделиться с вами?

  • Определите настроение, которым проникнуто стихотворение.

(Чувства радости, гордости, красоты, веселья. Вызывает прекрасное, радостное настроение, приятные минуты, минуты удовлетворения от увиденного).

Каким представляется вам лес после прочтения этого стихотворения?

Повторное чтение стихотворения.

Давайте попытаемся проследить, как поэт создает образ солнца…

Как рассказывает поэт о пробуждении природы весной?

Как природа реагирует на приход весны?

В каких словах мы встречаем олицетворение? Метафоры? Эпитеты?

Итак, основная мысль стихотворения - это природа прекрасна и удивительна!!!

Прочитайте и найдите в стихотворении слова, которые помогут вам нарисовать картину к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали?

Ребята, как вы думаете можно ли поэта А.А. Фета назвать художником? Почему?

(Потому что он словами как бы нарисовал всю картину весеннего леса).

А художников, которые рисуют картины, можем ли мы назвать поэтами?

(Да, они кистью и красками описывают красоту любой картины).

Ребята, когда я готовилась, я сразу же вспомнила картины знаменитого художника Ивана Ивановича Шишкина. За ним утвердилась слава первого певца русского леса. Лес и Шишкин связываются в одно целое в представлении человека. Во всей истории русской живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так величаво, спокойно и строго изобразил лесную красоту.

Специально художник не рисовал её к стихотворению А.А. Фета.

Но, читая стихотворение и рассматривая картину, можно сказать, что они работали вместе.

Ребята, а у кого из вас появилось желание нарисовать тоже картину леса по стихотворению А.А. Фета?

Ваше домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, нарисовать к нему картину леса.

ВЫВОД. Можно ли назвать поэзию А.А. Фета «вечной» и «человечной»? Почему?

А как в своём стихотворении говорит о красоте зимнего леса Ф. И. Тютчев?

«Чародейкою Зимою…» (Ф.И.Тютчев)

1.Почему поэт называет зиму «чародейкою»?

2.Какое настроение звучит в этом стихотворении?

Какое стихотворение Ф. И. Тютчева вы учили ещё наизусть к сегодняшнему уроку?

«Есть в осени первоначальной…»

(Ф.И.Тютчев)

1.Почему поэт называет первые дни осени «дивной порой»?

2.Каким настроением проникнуто стихотворение?

Чем отличается по своей тематике и настроению стихотворения Ф. И. Тютчева от стихотворений А. А. Фета?А что у них общего?

(Общее - оба стихотворения о красоте природы. Отличаются по настроению: спокойствие - у Ф. Тютчева, радостное, восторженное - у А. Фета.)

Итог урока.

© 2010-2022