СКАЗОЧНЫЙ ОБРАЗ МИРА ВО ВСТУПЛЕНИИ К ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ

по литературному чтению 2 «Г» класса

ПОДГОТОВИЛ:

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №5

Лебедева И.С





































СКАЗОЧНЫЙ ОБРАЗ МИРА ВО ВСТУПЛЕНИИ К ПОЭМЕ
А. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Цели: показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; развивать представление о выразительности русского языка; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению; воспитывать любовь к русской поэзии. Оборудование: звукозапись актерского чтения произведения А. Пушкина; портрет А. Пушкина; иллюстрация няни поэта Арины Родионовны; выставка книг поэта; аудиозапись увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

Ход урока I. Организационный момент. Н а д о с к е записан эпиграф к уроку: «Слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» (А. Пушкин). II. Проверка домашнего задания. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я. - Похоже это стихотворение на сказку? Докажите. III. Введение в тему. - 6 июня 1799 год. Этот день подарил миру гения - Александра Сергеевича Пушкина. Короткой была жизнь поэта. Талант его неисчерпаем, творчество его неоценимо. - Что вы помните из биографии поэта? - Всего у А. Пушкина пять сказок. Какие сказки вы знаете? Выставка книг: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке». - В его сказках все волшебно. Они звучат как музыка. Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих произведений поэт брал народные сказки. Но самое главное - в них передан дух народной сказки, в них отразились представления русского народа, его нравственные и эстетические ценности, быт и народное слово. Учитель особое внимание обращает на поэму «Руслан и Людмила». - Эта поэма повествует о том, как злой волшебник Черномор унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как Руслан и еще три жениха отправились ее выручать, об их приключениях и счастливом конце. Эта поэма была написана в 1820 г., а вступление к ней - в 1824 г. Любовь к сказкам Пушкину привила няня - Арина Родионовна. Она и бабушка были самыми близкими его сердцу людьми. Н а д о с к е: портреты няни и Пушкина. - Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, - говорит мачеха, - вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб...» IV. Объявление темы и постановка целей урока. - Прочитайте приглашение авторов учебника (с. 66). Сказка - не сказка без чудес. Заходи в волшебный лес… - Наша задача, дорогие исследователи, - не только выразительно читать, но и обнаружить тесную связь пушкинского творчества с миром народной фантазии. - Подумайте, что для этого надо. (Войти в мир пушкинской сказки, осмыслить каждую картину, нарисованную поэтом.) - Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 66-67). - Каких сказочных героев вы узнали? - Из каких они сказок? V. Изучение нового материала. Звучит музыка. н а д о с к е: иллюстрация художника И. Я. Билибина. 1. П е р в и ч н о е ч т е н и е у ч и т е л е м с т и х о т в о р е н и я. - Что вам показалось удивительным? (Пушкин соединил сказочных героев из разных русских народных сказок, напевная интонация, постоянное ожидание чуда и т. д.) 2. П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а по содержанию. - Давайте прочитаем пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. - Прочитайте начало пролога:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит… - Пушкин в ней описал общую картину сказочного мира: время, место. - Что такое - лукоморье? (Учитель объясняет, рисуя схему на доске.) представьте себе лук и стрелы. Когда тетива натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря. Получается залив. - Обратите внимание на звучание этого слова. Послушайте - «лукоморье». (Оно красивое, немного сказочное.) 3. С а м о с т о я т е л ь н о е ч т е н и е у ч а щ и м и с я. - О каких сказочных событиях говорит Пушкин? (Кот разговаривает, волк служит царевне, ступа «бредет сама собой» и др.) - Какие волшебные предметы называет? (Ступа, избушка на курьих ножках и др.) - Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный? (Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.) 4. П о д г о т о в к а к в ы р а з и т е л ь н о м у ч т е н и ю. - Подумайте, как прочитать различные части текста в зависимости от отношения автора к героям, о которых идет речь. - Картины пролога проникнуты единством русского духа, воплощенного в сказках: «Там русский дух, там Русью пахнет». - Прочитайте окончание пролога. Что заметили? (Похож на конец народной сказки.) - Как следует прочитать? 5. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е стихотворения учащимися. VI. Итог урока. В ы в о д: здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью. - Послушайте «У лукоморья…» в актерском исполнении (звучит запись). - Сегодня вы почувствовали таинственность, богатство и красоту пушкинского слова. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А. Пушкина «У лукоморья…»; нарисовать лукоморье. - Разгадайте кроссворд «лукоморье»: …И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними … (1) их морской;


© 2010-2022