Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

урока литературного чтения

Тема: Духовно - нравственное воспитание.

«Самое удивительное чудо».

А. Платонов «Цветок на земле».

Тема урока:

Духовно-нравственное воспитание.

«Самое удивительное чудо». А. Платонов «Цветок на земле».

Эпиграф: «Детство, как почва, в которую падают семена… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - злым чертополохом». (Владимир Солоухин)

Цель урока: способствовать осознанию учащимися жизненных ценностей. Учебные задачи. Обучающие: 1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя А.П.Платонова. 2. Продолжить работу над формированием читательских умений: -понимание идеи произведения; -составление характеристики героя по плану с опорой на текст; -деление текста на смысловые части и составление плана; -составление краткого пересказа. 3. Учить видеть развитие действия в тексте, отслеживать смену настроения героя. 4. Совершенствовать навык беглого, осознанного, правильного чтения. 5. Продолжить работу над выразительным чтением. 6. Совершенствовать умение пользоваться источниками информации.
Развивающие: 1.Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, выделение главного. 2.Развивать память, внимание, воображение. 3.Развивать познавательный интерес. 4.Развивать творческие способности.
Воспитывающие: 1.Формировать деятельное отношение к жизни, понимание о том, что все хорошее достигается трудом; 2.Воспитывать уважительное, заботливое отношение к пожилым людям. 3.Формировать коммуникативную культуру. 4.Воспитывать самостоятельность, организованность.
Оборудование: ПК, электронный носитель, экран для показа слайдов, презентация (ЭОР - созд.самостоятельно), музыкальное сопровождение, mp3 П.И.Чайковский «Вальс цветов», портрет А.П.Платонова, выставка книг писателя, толковый словарь С.И.Ожегова, кроссворд по теме, таблицы с напечатанными пословицами, детские работы с изображением цветка, задания для групп (по составлению характеристики героя), индивидуальные карточки (работа над планом), детские сочинения-эссе «Мои корни».




Ход урока.

I.Организационный этап. Создание эмоционально-психологического настроя. (дети заходят в класс, рассаживаются по группам) - Здравствуйте! «Улыбнитесь, повернитесь, И друг к другу прикоснитесь! Поприветствуйте гостей, Ощутив тепло друзей. А теперь, садись, дружок, Впереди нас ждет урок!» (дети садятся)
II. Речевая разминка. Работа с пословицами. - У нас урок литературного чтения. Повторим рабочее правило. (хором вслух) «Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб всем было понятно» - Начнем урок с речевой разминки. - Посмотрите, на доске - пословицы разных народов. (называются страны) ♦ «Малый топор может срубить большое дерево». (албанская) ♦ «Скорый поспех - людям на смех». (белорусская) ♦ «Всякая работа легка, коли с охотой её делаешь». (украинская) - Прочитайте пословицы способом «птичий базар»; (читают вслух) - О чем эти пословицы? (о труде) Работа в группах. - Выберите пословицу, над которой будете работать. (группы выбирают) - Подумайте вместе, как объяснить пословицу. (каждая группа работает над одной пословицей) - Прочитайте вслух и объясните смысл. (дети называют и объясняют пословицу) - Чему учат эти пословицы? (как относиться к работе) - Скажите, как надо трудиться? (предполагаемые ответы: с радостью, в полную силу, не спеша) - Запомните эти выводы. Они помогут нам сегодня на уроке. - Прочитайте пословицы выразительно: 1- с замедлением, 2- с укором, 3- на украинском языке.
Ш. Определение темы и цели урока. 1. Определение темы. - На прошлом уроке мы познакомились с рассказом. Как он называется? - Определите тему урока. - Сегодня у нас заключительный урок над этим рассказом. 2. Мотивация на работу. - Дома вы рисовали цветок из рассказа. (рисунки на доске) -Рассмотрите рисунки. Все цветы получились разные. Почему? (автор не дает описания, считая главным не внешний вид цветка) 3. Формулировка цели урока: - Как вы думаете, над чем будем работать? - Мы должны понять замысел автора, найти в рассказе ответ, что же является самым удивительным чудом на земле, выяснить, о каком именно цветке идет речь. - Известный писатель из Абхазии Фазиль Искандер говорил: «Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых». - Будем стремиться быть культурными людьми и учиться понимать прочитанное.
IV. Актуализация знаний. - Повторим, что известно о рассказе. 1.Работа над кроссвордом. ♦ Название рассказа; ♦ Как зовут деда? ♦ Имя внука. ♦ Фамилия автора. (дети выходят к доске и записывают ответы) 2.Рассказ о личности писателя. (на доске портрет А.Платонова) - Мы говорили, что Андрей Платонов - необыкновенный писатель. Своими произведениями он учит читателей быть добрыми и деятельными в жизни. Жизнь человеку дается одна, и книги, как считал Платонов, тоже следует писать - каждую, как единственную. - Послушаем, что ещё ребята узнали об авторе - Андрее Платонове. Выступление учащихся. ♦ Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился 28 августа 1899 года недалеко от города Воронежа в рабочей семье. Отец его, Платон Фирсович, - был машинистом паровоза, а мать - дочь «часового мастера». В семье было 11 детей, Андрей - самый старший. ♦ Учился в церковно-приходской школе, а затем в железнодорожном техникуме. Как самый старший из детей в семье, чтобы помочь родителям, начал работать с 14 лет. Сменил много специальностей. От отца унаследовал любовь к технике и «потной работе». ♦ Еще подростком начал писать стихи, рассказы, которые печатались в газетах и журналах. Его герои - люди труда, а природа и человек одно целое. В 40 лет появились рассказы для детей. В сборник «Июльская гроза» вошли: «Еще мама», «Сухой хлеб», «Железная старуха», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле». ♦ Во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». До конца жизни Андрей Платонов не переставал работать: писал сценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. ♦ В Воронеже, установлен памятник удивительному писателю Андрею Платонову. Социализация. - Каким человеком предстает перед нами писатель Андрей Платонов? - Такими же он хочет видеть своих читателей.
V. Основной этап. Работа над текстом. 1. Выборочное чтение. Коллективная работа. - Обратимся к рассказу. «Поговорим» с текстом. - Откройте учебник. ( стр.129) - Почему Афоне «стало скучно жить на свете»? Прочитайте. - Кем всю свою жизнь трудился дед Тит? Докажите словами из текста. - Зачем Афоня будил деда? О чем он хотел узнать? (что главное) - Послушаем разговор Афони и деда. (инсценировка отрывка стр.132) - Что удивительное рассказал дед? Прочитайте эпизоды, в которых он рассказывает внуку о цветке. - Как вы думаете, о чем задумался внук «среди трав и цветов»? - Понял ли Афоня, что главное? Докажите словами из текста. (Афоня понял, что жизнь бессмертна: цветок дает семена, а человек остается в своих детях, в своих делах) -В рассказе есть слова: «дед кротко улыбнулся, и погладил головку внука, и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чем подумал дед?
VI. Физкультминутка. 1.«Цветок» (дети встают и выполняют движения) «Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши нежные цветки Закрывают лепестки, Головками качают, Тихо засыпают». 2.Аутотренинг - релаксация Учитель читает текст «Волшебный цветок добра» (звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов») «Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе… Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли». (мальчик и девочка исполняют вальс)
VII. Продолжение работы над текстом. 1.Характеристика Афони. Самостоятельная работа в группах с последующим коллективным обсуждением. - Как вы думаете, кто главный герой рассказа? - Давайте составим характеристику Афони. Вспомним план. 1. Имя героя. Социальное положение. 2. Внешность. 3. Действия и поступки, совершаемые героем. 4. Характер героя 5. Отношение автора к герою. 6. Ваше отношение к герою. - Работать будете в группах. (группы получают листки с заданием) Дети работают. Проверка выполнения задания в группах. 1.Афоня жил в деревне с дедом и матерью. Отец воевал. 2.Есть ли в тексте описание внешности Афони? Почему нет? -Каким представляете Афоню? 3.Перечислите действия, поступки. -Как они менялись в рассказе? 4.Какой характер у мальчика? Как он менялся на протяжении рассказа? (карточка «слова-подсказки») 5.Отношение автора. (симпатия, «маленький Афоня», «добрый внук») (коллективная работа) 6.Ваше отношение к герою. - Нравится ли вам Афоня? За какие качества вы стали бы с ним дружить? 2. Социализация. Составление образа героя. - Давайте ещё раз назовём, какой Афоня: добрый, внимательный, понятливый, заботливый, упорный, настойчивый, любознательный.
VIII. Творческая работа. 1. Работа над эпиграфом. (фронтально) - К рассказу подобран эпиграф - слова писателя В. Солоухина Учитель читает: «Детство, как почва, в которую падают семена… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - злым чертополохом». (Владимир Солоухин) - Какое слово нужно объяснить? Работа со словарем. Ученик находит и читает значение слова: «Чертополох - сорное колючее растение». - Про какого человека можно сказать, что он похож на «злой чертополох»? - Объясните, как понимаете эпиграф? (Характер формируется с детства) 2. Проблемный диалог. - Обсудите в группах: «Каким вырастет Афоня»? Социализация: Афоня вырастет настоящим человеком, у него крепкие здоровые корни. Афоня, как цветок от солнца, зарядился от деда любовью к земле, работе, жизни.)
IX. Работа над идеей художественного произведения. - Сегодня мы ещё раз перечитывали рассказ Андрея Платонова. - Как вы поняли, что же является самым удивительным чудом на земле? (жизнь) - Почему рассказ назван именно так - «Цветок на земле»? (Цветок - символ жизни) «Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры». - Какой же цветок имел ввиду А.Платонов? (дети высказываются) (Цветок - растение, которое тянется к солнцу, к жизни; Цветок - ребенок, который тянется к жизни, знаниям.) - Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль. - Что автор хотел, сказать своим маленьким читателям? (Жизнь человека - есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений.) - Для Платонова «жизнь не есть стремление к удовольствиям, а трудное и радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души». - Как же надо трудиться? Вспомните, чему научили пословицы разных народов. (предполагаемые ответы: с душой, в полную силу, с радостью…)
X. Рефлексия. 1. Создание синквейна «Цветок ». (индивидуальная работа на листках) (зачитываются вслух) 2. Фронтальный опрос. - Можем ли сказать, что рассказ нужен и сегодня? - Чему научил рассказ? - Захотелось ли вам что-то изменить в себе?
XI. Итог урока. - Говорят, «человек умирает второй раз, когда умирает память о нем». - Свой литературный псевдоним Андрей Климентов (Платонов) создал в память об отце Платоне Фирсовиче, которого любил и уважал за трудолюбие. - Почему мы помним Андрея Платонова? (выставка книг) - Вы готовили небольшие работы «Мои корни», о своих родных и их добрых делах (дети представляют эссе) - Скажите, как же надо стараться жить, чтобы тебя не забыли? (оставить добрый хороший след). - Я желаю вам расти именно такими людьми и не забывать уроков Андрея Платонова.
XII. Оценка работы учащихся. - Как вы работали? (самооценка детей) - Выставление отметок. XIII. Домашнее задание:

  1. Восстановить деформированный план. ( раздается детям на листках)
  2. Подготовить краткий пересказ.
Благодарю за работу.




© 2010-2022