Рабочая программа. Окружающий мир (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «КИРОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №2»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

_______ Н.Б.Радченко

Приказ №185

«01» сентября 2015г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель

директора по УВР

_______ Н.А.Власова

«31» августа 2015 г.

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

Протокол № 1 от «28» августа 2015 г.

рук. МО ______ О.В.Заречнева


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

Окружающий мир 3 класс

Количество часов: 68(2 часа в неделю).

Уровень: начальный

Составитель: Якубова З.Ю.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Планирование составлено на основе:

Авторской программы по Плешаков А.А. М.: Просвещение, 2014г., рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2-х частях, Плешаков А.А. М.: Просвещение, 2014г. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс/ Сост.И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2014г.


Учебное пособие для обучающихся____учебник «Окружающий мир» в 2-х частях Плешаков А.А. М.: Просвещение, 2014г., рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2-х частях, Плешаков А.А. М.: Просвещение, 2014г. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс/ Сост.И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2014г.

(рекомендовано / допущено Министерством образования и науки РФ)


Пособие для учителя Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК А.А.Плешакова (М.:Просвещение,2014г), 3 класс/ Сост.Н.Ю.Васильева. М.:ВАКО, 2014г.

2015/ 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Преподавание предмета «Окружающий мир» в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе -формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Значение курса « Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей-умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям. 1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами. 2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ. В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Темы: «Мы - школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля - наш общий дом» (3 класс), «Человек - биологическое существо (организм)» (4 класс).
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Темы: «Ты - первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс). Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы - жители Земли» (2 класс); «Человек - биологическое существо (организм)» (4 класс). Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина - Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс). История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс). Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса - определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные - учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны - природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения: 1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.); 2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога. Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета « Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2,3,4 классах по 66 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В 3 классе на 2015-2016 учебный год согласно праздничным дням запланировано 66 часов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
3 класс (68 ч)

Введение (1 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в

истории.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;

  • различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Земля - наш общий дом (10 ч) Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха. Человек познает мир. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. Универсальные учебные действия:

  • характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
  • различать географическую и историческую карты;
  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
  • называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
  • моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
  • объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч) Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. Универсальные учебные действия:
  • характеризовать значение растений для жизни;
  • различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Грибы и бактерии (2 ч) Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. Универсальные учебные действия:
  • объяснять отличия грибов от растений;
  • различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (11 ч) Животные - часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные - живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных. Универсальные учебные действия:
  • характеризовать роль животных в природе;
  • приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • составлять описательный рассказ о животных разных классов;
  • составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»;
  • перечислять причины исчезновения животных;
  • ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч) Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Универсальные учебные действия:
  • воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
  • составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
  • описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
  • воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч) Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли. Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года). Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры. Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы. Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Универсальные учебные действия:
  • ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
  • рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
  • приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
  • называть древние города, описывать их достопримечательности;
  • ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
  • объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3-ЕМ КЛАССЕ. К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

  • характеризовать условия жизни на Земле;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; описывать свойства воды (воздуха);
  • различать растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • объяснять отличия грибов от растений;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • составлять описательный рассказ о животном;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разных эпох;
  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
  • ориентироваться в понятии «историческое время»;
  • различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
  • различать географическую и историческую карты;
  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»



  1. Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2007
  2. Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 3 кл. - М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. Окружающий мир. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Н.Ф.Виноградова.
  4. Окружающий мир. Методическое пособие. Автор Н.Ф.Виноградова.
  5. Окружающий мир: 1 - 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  6. Окружающий мир: 3 - 4 классы: методика обучения / Виноградова Н. Ф. - М.: Вентана-Граф, 2010.
  7. Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., - М.: Вентана-Граф, 2008.
  8. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта - член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.
  9. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы / Н. Г.Белицкая, А. О. Орг. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  10. Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Уроки окружающий мир 3 - 4 классы».
















Разделы календарно-тематического планирования

№ в году

Тема урока

Вид урока

Элементы содержания,

термины и понятия

УУД

Дата

план

Факт

КАК УСТРОЕН МИР ( 7 ч.)

1

Природа.

стр. 4 - 9

КИМы, тест 1, с.6

Урок ОНЗ Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек - часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно. Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве, о людях, наделённых богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

04/09/

2

Человек.

стр. 10 - 15

КИМы, тест 2, с.7

Урок ОНЗ

08/09

3

Наши проекты: «Богатст-ва, отданные людям»

стр. 16 - 17

Урок ОУиР

11/09

4

Общество

стр. 18 - 23

КИМы, тест3, с.8

Урок ОНЗ


5

Что такое экология

стр. 24 - 28

КИМы, тест4, с.9

Урок ОНЗ Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки

15/09

6

Природа в опасности! Охрана природы

стр. 29 - 34

КИМы, тест5, с.10

Урок ОНЗ Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

18/09

7

Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир». Проверочная работа

Урок РК Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу

22.09

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА. ( 19 ч.)

8 Тела. Вещества.Частицы. стр. 35 - 40 КИМы, тест6, с.11

Урок ОНЗ Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух - смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека

25.09

9 Разнообразие веществ стр. 41 - 45 КИМы, тест7, с.12

Урок ОНЗ

29.09

10 Воздух и его охрана. Состав, свойства стр. 46 - 50 КИМы, тест8, с.13

Урок ОНЗ

2.10

11 Вода и жизнь стр. 51 - 54 КИМы, тест9, с.14

Урок ОНЗ Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию.

6.10

12 Превращения и круговорот воды стр. 55 - 58 КИМы, тест10, с.15

Урок ОНЗ

9.10

13 Берегите воду! стр. 59 - 63 КИМы, тест11, с.16

Урок ОНЗ

13.10

14 Что такое почва стр. 64 - 68 КИМы, тест12-13, С.17-18

Урок ОНЗ Почва, ее значение для живой природы. Значение плодородия почвы д ля жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия.

16.10

15 Разнообразие растений стр. 69 - 73 КИМы, тест14, с.19

Урок ОНЗ

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

20.10

16 Солнце, растения и мы с вами стр. 74 - 77 КИМы, тест15, с.20

Урок ОНЗ

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных.

23.10

17

Размножение и развитие растений стр. 78 - 81 КИМы, тест17, с.25

Урок ОНЗ

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

27.10

18

Охрана растений

стр. 82 - 86

КИМы, тест18, с.27

Урок ОНЗ

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

30.10

19

Разнообразие животных

стр. 87 - 93

КИМы, тест19, с.29

Урок ОНЗ Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Размножение и развитие животных разных групп.

10.11

20

Кто что ест. Цепи питания

стр. 94 - 97

КИМы, тест20-21,

С.31-32

Урок ОНЗ

13.11

21

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

стр. 98 - 99

Урок ОУиР

17.11

22

Размножение и развитие животных

стр. 100 - 105

КИМы, тест22, с.33

Урок ОНЗ

20.11

23

Охрана животных

стр. 106 - 111

КИМы, тест23, с.34

Урок ОНЗ Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным . Факто-ры отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира.

24.11

24

В царстве грибов

стр. 112 - 117

КИМы, тест24, с.36

Урок ОНЗ Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов

27.11

25

Великий круговорот жизни

стр. 118 - 120

КИМы, тест25, с.37

Урок ОНЗ Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

1.12

26

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». Проверочная работа

Урок РК

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу

4.12

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ ( 10 ч.)

27

Организм человека

стр. 122 - 125

КИМы, тест26, с.38

Урок ОНЗ Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Выполнять основные правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. П. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи (на доступном уровне). К. Участвовать в работе группы , распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

8.12

28

Органы чувств

стр. 126 - 129

КИМы, тест27, с.39

Урок ОНЗ Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира.

11.12

29

Надежная защита организма

стр. 130 - 133

КИМы, тест28, с.40

Урок ОНЗ Орган защиты от повреждений и внешних воздействий - кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

15.12

30

Опора тела и движение

стр. 134 - 137

КИМы, тест29, с.41

Урок ОНЗ Опорно -двигательная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

18.12

31

Наше питание. Пищеварительная система

стр. 138 - 141

КИМы, тест31-32,

С.47-48

Урок ОНЗ Система органов, их роль в жизнедеятельности организма

22.12

32

Наши проекты: «Школа кулинаров»

стр.142 - 143

Урок ОУиР Систематизация знаний о разнообразии питательных веществ

25.12

33

Дыхание и кровообращение

стр. 144 - 146

КИМы, тест33, с.49

Урок ОНЗ Система органов. Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Пульс и его частота.

12.01

34

Умей предупреждать болезни

стр. 147 - 149

КИМы, тест34, с.50

Урок ОНЗ Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

15.01

35

Здоровый образ жизни

стр. 150 - 153

КИМы, тест35, с.51

Урок ОНЗ

19.01

36

Обобщение по теме: «Мы и наше здоровье» Проверочная работа

стр. 154 - 170

Урок РК

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу

22.01

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ ( 8 ч. )

37

Огонь, вода и газ

стр. 4 - 7

КИМы, тест36, с.52

Урок ОНЗ Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. Р. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. П.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Извлекать информацию, представленную в разных формах. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

26.01

38

Чтобы путь был счастливым

стр. 8 - 13

КИМы, тест37, с.53

Урок ОНЗ

29.01

39

Дорожные знаки

стр. 14 - 17

КИМы, тест38, с.54

Урок ОНЗ Правила безопасного поведения на дорогах. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, знаки сервиса.

2.02

40

Наши проекты: «Кто нас защищает»

стр. 18 - 19

Урок ОУиР Знакомство с деятельностью служб, защищающих и спасающих людей

5.02

41

Опасные места

стр. 20 - 24

КИМы, тест39, с.56

Урок ОНЗ Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года.

9.02

42

Природа и наша безопасность

стр. 25 - 30

КИМы, тест40, с.57

Урок ОНЗ Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)

12.02

43

Экологическая безопасность

стр. 31 - 36

КИМы, тест41, с.58

Урок ОНЗ Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

16.02

44

Обобщение по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

Урок РК Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу

19.02




ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА? ( 12 ч. )

45

Для чего нужна экономика

стр. 38 - 41

КИМы, тест42, с.59

Урок ОНЗ

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики. Товары и услуги

26.02

46

Природные богатства и труд людей - основа экономики

стр. 42 - 45

КИМы, тест43, с.60

Урок ОНЗ Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

1.03

47

Полезные ископаемые

стр. 46 - 50

КИМы, тест44, с.61

Урок ОНЗ Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности. Предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4.03

48

Растениеводство

стр. 51 - 55

КИМы, тест45, с.62

Урок ОНЗ Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края.

11.03

49

Животноводство

стр. 56 - 59

КИМы, тест46, с.63

Урок ОНЗ Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

15.03

50

Какая бывает промышленность

стр. 60 - 63

КИМы, тест47, с.64

Урок ОНЗ Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность.

22.03

51

Наши проекты: «Экономика родного края»

стр. 64 - 65

Урок ОУиР Знакомство с экономикой родного края

25.03

52

Что такое деньги

стр. 66 - 70

КИМы, тест49, с.69

Урок ОНЗ Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.

5.04

53

Государственный бюджет

стр. 71 - 74

КИМы, тест50, с.70

Урок ОНЗ Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства.

8.04

54

Семейный бюджет

стр. 75 - 78

КИМы, тест51, с.71

Урок ОНЗ Семья - первый коллектив ребенка. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

12.04

55

Экономика и экология

стр. 79 - 84

КИМы, тест52, с.72

Урок ОНЗ Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

15.04

56

Обобщение по теме «Чуму учит экономика». Проверочная работа

Урок РК Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу

19.04

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (11 ч.)

57

58

59


Золотое кольцо России

стр. 86 - 97

КИМы, тест53, с.74

Комплексная работа

Урок ОНЗ

Золотое кольцо России - слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев -Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. Города Золотого кольца (Сергиев -Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. Л.Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Р.Самостоятельно организовывать свое рабочее м целью выполнения заданий. Определять цель учебной с деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. П. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

22.04,26.04,29.04

60

Наши проекты: «Музей путешествий»

стр. 98 - 99

Урок ОУиР Знакомство с некоторыми городами нашей Родины и мира

3.05

61

Наши ближайшие соседи

стр. 100 - 105

КИМы, тест54, с.75

Урок ОНЗ

Страны и народы мира. Государства, граничащие с Россией, их столицы.

6.05

62

На севере Европы

стр. 108 - 117

КИМы, тест55, с.76

Урок ОНЗ Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

10.05

63

Что такое Бенилюкс

стр. 118 - 124

КИМы, тест56, с.77

Урок ОНЗ Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

13.05

64

В центре Европы

стр. 125 - 131

КИМы, тест57, с.88

Урок ОНЗ Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария), их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

17.05

65

По Франции и Великобритании

стр. 132 - 141

КИМы, тест58, с.79

Урок ОНЗ Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности. знаменитые люди

20.05

66

По знаменитым местам мира

стр. 149 - 153

КИМы, тест60, с.83

Обобщение по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа

стр. 154 - 170

КИМы, тест61-62, с.84

Урок ОНЗ Греция и Италия, их географическое положение, их столицы, государственное устройство, достопримечательности, знаменитые люди. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды. Статуя Свободы в США и т. Д.) Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу

24.05

ИТОГО - 66ч.

Контрольных работ-6,проектов-7

Контрольные работы: 1 четверть-1, 2 четверть-1, 3 четверть-2, 4 четверть-2;

Проекты:1 четверть-1,2 четверть-2, 3 четверть-2,4 четверть-2


© 2010-2022