Оздоровительные двигательные минутки на уроках

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Профилактика близорукости в начальной школе»



учитель начальных классов

высшей категории категории

МОУ «ТСШ № 2 им. А.С. Пушкина»


Грищенко А.Э.


«Забота о здоровье - это важнейший

труд воспитателя. От жизнедеятельности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

И дети, и родители знают о том, что на уроках преподавания предметов общеобразовательного цикла педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз. Здоровьесберегающие минутки - это обязательный компонент школьного урока.

Наличие на обычном уроке здоровьесберегающей минутки свидетельствует о заботливом отношении педагога к самочувствию учащихся класса.

Для того чтобы помочь ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье не нужно организовывать ничего совершенно невероятного.

Учащимся необходимы двигательные минутки, которые позволят размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу, оздоровительные минутки - это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Упражнения, которые можно использовать для оздоровительных разминок, можно делать сюжетными, давать им названия. Это вызывает интерес учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность к окружающей жизни.

Оздоровительные минутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, Нои сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.

Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться, он становится раздражительным, иногда агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов и его самого. Окружающий мир, которому он радовался, перестает быть для него радостным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами.

Двигательные разминки дают возможность разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Сопровождение упражнений хорошей ритмичной музыкой, введение учащихся в мир упражнений с помощью ситуаций, основанных на названии упражнения, позволит проводить 2-3 минутный перерыв на уроке в веселую и увлекательную игру.

Двигательные минутки на уроке имеют ряд преимуществ, если:

- проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы. В нашей школе все учащиеся знают, что после второго урока (а в начальной школе после первого) на каждом последующем каждый учитель должен проводить двигательную минутку на своем уроке;

- в них принимают участие все учащиеся класса (в том числе и сам учитель), вне зависимости от какого то ни было заболевания;

- благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности;

- постоянство в проведении двигательных перемен вырабатывает у учащихся потребность и привычку, двигаться, способствует формированию культуры движения;

- способствует повышению работоспособности, активности учащихся, помогают преодолеть утомляемость и сонливость;

- данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность.

И еще хочется обратить внимание на очень важный аспект - сохранение зрения у детей младшего школьного возраста. В свое время мы познакомились со здоровьесберегающей системой доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Это знакомство помогло разработать еще несколько видов работы целью которых является желание ввести в классные комнаты многообразный, цветной, движущийся мир. Во время занятий учащиеся ищут необходимую информацию не только в книгах, но и на плакатах, картинках.

Упражнение 1 с сигнальными мотками. В различных участках классной комнаты фиксируются яркие зрительные, сигнальные метки (в 4-х углах потолка). Картины-метки составляют единый зрительно-игровой сюжет (например: из известной сказки или рассказа). Один раз в две недели сюжет меняется на новый. С целью повышения эффективности упражнения по активизации чувства координации и равновесия это упражнение выполняются стоя. По сигналу учителя на счёт «1-2-3-4» дети поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность 1,5 - 2 минуты.

Упражнение 2 по схеме зрительно-двигательных траекторий. Схема траекторий у каждого учителя может быть своя. Ее назначение: снять усталость глаз, переводя взгляд вверх, вниз, влево, вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. И еще одно: каждая траектория изображается разным цветом.

Примечание: траектория к упражнению 2 должна быть большего размера.

Пример траектории для упражнения 2.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Оздоровительные двигательные минутки на уроках.

Использование здоровьесберегаюших технологий учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий, т.е. защита здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, является важнейшей задачей школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни. Это предполагает необходимость формирования у учащегося культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. Забота о здоровье школьников - это и контроль за нормами, и требованиями школьной гигиены, и ранняя диагностика, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных факторов учебно-воспитательного процесса, и выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении.


© 2010-2022