- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Феномен становления социальной роли ученик в коллективе младших школьников»
Статья «Феномен становления социальной роли ученик в коллективе младших школьников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Варзер М.В. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Статья «Феномен формирования социальной роли «Ученик» в коллективе младших школьников»
«Вся история человечества с тех пор, как мы знаем ее, есть движение человечества все к большему и большему единению» - говорил Л.Н. Толстой. Так или иначе, но человек постоянно входит и взаимодействует с какой - либо группой, оказывающей на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив и школу в целом. Коллектив и школа - явления социальные. Цель их - это не просто дать детям знания, умения и навыки, но и снабдить информацией об универсальных действиях, необходимых во взрослой жизни. Иными словами, одна из миссий школы - это формирование и становление личности. А как известно из психологии и педагогики, оба эти процесса невозможны без социализации подрастающего индивида. Процесс социализации начинается с момента рождения и не прекращается ни на минуту, так как всё время мы взаимодействуем с социумом, влияя на него и испытывая его влияние на себе. Пожалуй, наиболее активно усвоение социальных ролей начинается в начальной школе. Именно там ребёнок принимает новую для себя роль - ученик, друг, товарищ, помощник, лидер и др. [3, c.31] И конечно же, только в коллективе может произойти процесс успешной социализации младшего школьника; процесс овладения какой - либо социальной ролью. Очевидно, что в изменяющихся условиях современного метаморфозного общества проблема социализации младших школьников занимает весьма важное место. Именно поэтому данная проблема сейчас как никогда актуальна и своевременна. Сплоченному и развитому детскому коллективу присущи адекватность мотивов предметно - практической деятельности и общность целей. Все участники коллектива должны заботиться об общем результате, направленном на пользу общества. Только в такой благоприятной обстановке можно говорить об успешной социализации младших школьников. Социализация - это взаимодействие индивидуума с обществом. Понятие социализации имеет надпредметный статус и активно используется в современном обществе. Это понятие стоит на стыке таких наук как психология и педагогика. В современной социологии и психологии социализация рассматривается как двухсторонний процесс постоянной передачи обществом и освоение индивидом в течение всей его жизни социальных норм. [2, c.4] Социализация - это процесс социального влияния на личность различных факторов и условий, с целью усвоения общественных ценностей и норм. [1, c. 65] В этой связи следует говорить о различных факторах социализации и обширной системе социальных связей младшего школьника. Как и в любом коллективе, в коллективе ученическом, по мере его формирования, выделяются на фоне остальных лидеры и замкнутые, не общительные учащиеся. Это связанно с приобретением по мере социализации определенного социального статуса в классе. Современные психологи в методиках социометрии рассматривают следующие социальные статусы учащихся:
- Звезды - или лидеры. Актив класса, надёжная опора педагогу. Звезды «зажигают» остальных членов коллектива, ведут за собой. Они пользуются уважением в классе, к ним идут за советом. Хотя, часто такие дети имеют завышенную самооценку, что сказывается на проблемах межличностного общения в среднем и старшем звене школы.
- Предпочитаемые - данная группа учащихся характеризуется хорошо развитыми навыками коммуникабельности, такие дети часто хорошо учатся, входят в актив класса, имеют много друзей.
- Пренебрегаемые - или «избегаемые». Пренебрегаемые дети часто замкнуты, сосредоточенны на своем внутреннем мире. В практике встречаются как учащиеся, готовые бороться с данным статусом, так и учащиеся, на личность которых статус «пренебрегаемого» не оказывает пагубного воздействия.
- Изолированные. Обычно, самая малочисленная группа учащихся в классе. Эти дети не обладают навыками коммуникабельности, частенько имеют неуспехи в учебе, склонны к девиации и аддикции. [4, c.107]
Говоря о деятельности различных специалистов в отношении младших школьников, следует прежде всего рассматривать психолого - педагогическую деятельность. Итак, психолого - педагогическая деятельность -это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Психолого - педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. Таким образом, мы видим, что психолого - педагогическая деятельность напрямую влияет на становление социальных ролей младших школьников, а значит и на социализованность.
В основе такой деятельности лежат закономерности практики воспитания. Эта специфическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми - педагогами и другими специалистами, к которым можно причислить психолога, а также социального педагога. Рассмотрим, каковы же особенности психолого - педагогической деятельности различных специалистов с контингенотом младших школьников. Обратимся к рисунку 2.
Специалисты начальной школы
психолог
социальный педагог
классный руководитель
учитель - предметник
коррекция
диагностика
профилактика
обучение и воспитание
ОБЩЕНИЕ
Рисунок 2. Структура психолого - педагогическая деятельность с младшими школьниками
Как мы видим, в основе психолого -педагогической деятельности с младшими школьниками лежит, прежде всего общение. На данной ступени психолого - педагогической деятельности специалист должен установить контакт с ребенком, выработать свой собственный стиль взаимодействия с учащимся, подобрать индивидуальный подход. Важно помнить, что следует избегать чрезмерно авторитарного стиля общения. Цель специалиста на этом этапе - расположить к себе ребенка, но вместе с тем - проявить компетентность с позиции «старшего», т. е. избегать панибратства. Вторая ступень, или стадия психолого - педагогической деятельности - это, несомненно, обучение и воспитание. Обучение и воспитание младших школьников тесно переплетается с процессом общения и взаимодействия с педагогом. Однако, эти два понятия всё же следует разделять. На третьей ступени - профилактической - педагог (или другой специалист) уже в состоянии заниматься превенцией (профилактикой) возможных проблем школьника. Говоря об особенностях данной ступени можно отметить преобладание игровых форм работы. Наиболее интересующая нас ступень - диагностическая. Как уже отмечалось ранее, социализованность крайне важна для младшего школьника. Именно поэтому все специалисты, работающие с контингентом младших школьников могут и должны принимать участие в диагностике социальных ролей младших школьников. К особенностям диагностики в младшем школьном возрасте можно отнести преобладание игровых форм и методов работы, опору на занимательность и значимость материала, опору на наглядное мышление и т. д. И, наконец пятая, и самая серьезная и значимая ступень ( как по сложности работы, так и по влиянию на личность ребенка) - это коррекция. В отличие от других структурных элементов психолого - педагогической деятельности, работать на этой ступени могут только специалисты узкого профиля - дефектологи, психологи, социальные педагоги, логопеды и др. Как и любая деятельность, работа с контингентом младших школьников имеет свою специфику и особенности. Специалисту, ведущему работу с ребятами младшего школьного возраста необходимо помнить о психовозрастных характеристиках этого возраста, опираться в своей работе на игровые методы и приемы. Особое значение имеет процесс общения между педагогом и воспитанником. Здесь крайне важно помнить об индивидуальном стиле взаимодействия педагога с учащимися, выбирать оптимальные и адекватные сложившейся ситуации приемы и способы педагогического общения.
Но как же грамотно осуществить диагностику социальных ролей в школе?
Обратимся к опыту социометрии и проанализируем возможности диагностирования социальной роли «Ученик» в общеобразовательной школе. Впервые метод социометрии был предложен и апробирован на практике американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.
Этапы проведения социометрического метода:
- Подготовительная беседа (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество и доверительность).
- Проведение методики «Два домика». Учащимся предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Вообрази, что красный домик - это твой дом. Кого бы из ребят ты хотел позвать к себе в гости? В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».
- Подведение итогов социометрического исследования.
Примерные вопросы теста:
- Нравится ли тебе ходить в школу?
Примерные вопросы беседы с классным руководителем:
- Часто ли вы сталкиваетесь с проблемой отсутствия мотивации к учению у ребят?
- Если да, то как решаете такого рода проблемы?
- Все ли ученики в классе соблюдают установленные правила поведения в коллективе?
- Часто ли в классе наблюдается нарушение учащимися дисциплины?
- Какое наказание вы применяете за дисциплинарные поступки?
- Каков, на ваш взгляд, уровень усвоения необходимых правил и норм поведения в системе социальной роли «Ученик» в вашем классе?
- Как вы считаете, нужно ли в классе проводить дополнительную работу по закреплению правил и норм поведения в школе, на уроке, на перемене, на пришкольном участке?
Литература:
1) Иванов А.В. «Социальная педагогика» Издательство: Дашков и К, Москва, 2011, 424 с.
2) Ковалева А.И., Богданова В.В., Издательство «Московский гуманитарный университет» Москва, 2012, 184 с. 3) Коробейников И.А. «Нарушения развития и социальная адаптация» Издательство: «Пер Сэ», Москва, 192 с.
4)Маллаев Д.М., Омарова П.О., Магомедова А.Н. «Роль семьи в социализацииличности детей с ограниченными возможностями.- М.: СМУС «Академия», 2008.-176с.
5) Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология»: учебник. - Москва, 2000, 129 с.
Автор: Варзер Мария Вячеславовна
maria_kli [email protected]
8952 863 87 60