- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Две недели в лагере здоровья» для учащихся 4А, 4Б классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Две недели в лагере здоровья» для учащихся 4А, 4Б классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зыкова Г.В. |
Дата | 09.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
На заседании
методического совета
МБОУ СОШ № 23
г. Липецка Протокол № 1
от 30.08 2013 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________ Г.В. Зыкова 30.08.2013 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ
№ 23 г. Липецка
___________А.В. Мочалов Приказ № 288
от 30.08.2013 года
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Две недели в лагере здоровья»
для учащихся 4А, 4Б классов
на 2013 - 2014учебный год
Разработчики рабочей программы курса внеурочной деятельности
составлена на основе программы о правильном питании «Нестле»
и методического пособия для учителей
(авторы: М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева, 2011г.)
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Две недели в лагере здоровья» составлена на основе авторской программы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. Здоровый образ жизни - это стиль жизни общества и человека, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Это умение сохранять здоровье нужно начинать формировать с раннего детства. Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. Образовательные задачи:
- развивать представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
- расширять знания детей о правилах питания;
- формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- знакомить детей с историей и традициями кулинарии своего народа;
- развитие самостоятельности, самоконтроля;
- развитие творческих способностей.
- федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
- приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 - 2014 учебный год»;
- приказ МБОУ СОШ №23 г. Липецка от 05.07.2013 года № 236 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2013-2014 учебный год»;
- положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МБОУ СОШ № 23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования.
Форма организации внеурочной деятельности В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, развивающие интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей. Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, который актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме:
- игр;
- путешествий;
- конкурсов;
- турниров;
- викторин;
- концертов;
- экскурсий;
- подготовки и защиты проектов;
- коллективного дела;
- диспутов;
- интервью;
- репортажей;
- сказок.
- Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности).
- Развивающее обучение (развитие личности и её способностей).
- Дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей).
- Игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
- Репродуктивный- (беседа, вопросы, тесты, анкетирование);
- Проблемный;
- Частично - поисковый (творческие задания);
- Объяснительно- иллюстративный.
- развитие творческой одарённости ребёнка;
- овладение способами художественной деятельности;
- воспитание духовной культуры учащихся.
- положительное отношение и интерес к курсу «Две недели в лагере здоровья»;
- адекватная мотивация внеучебной игровой деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- установка на здоровый образ жизни;
- готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
- умение признавать собственные ошибки;
- оценивать собственные успехи;
- умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителем;
- о правилах и основах рационального питания;
- о полезных продуктах питания;
- о структуре ежедневного рациона питания;
- об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
- об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
- об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.
- овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- планировать собственные действия.
- приобретать знания об основах рационального питания;
- формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием;
- формировать умения пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлением проектов.
- организовывать взаимопроверку выполненной работы;
- высказывать свое мнение при обсуждении задания.
- учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 А класса
(36 часов, 1 раз в неделю) 1. Давайте познакомимся (1 ч.) Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании». 2. Из чего состоит наша пища (2 ч.) Дать детям представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. 3. Что нужно есть в разное время года (2 ч.) Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков. 4.Как правильно питаться, если занимаешься спортом (2 ч.) Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности. 5. Где и как готовят пищу? (2 ч.) Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов. 6. Как правильно накрыть стол (2 ч.) Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сортировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. 7. Молоко и молочные продукты (2 ч.) Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного питания. 8. Блюда из зерна (2 ч.) Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием. 9. Какую пищу можно найти в лесу (4 ч.) Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; познакомить детей с флорой края, в которой они живут, её богатстве и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства. 10. Что и как можно приготовить из рыбы? (3 ч.) Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу. 11. Дары моря (3 ч.) Расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма. 12. Кулинарное путешествие по России (4 ч.) Формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях своего народа. 13. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен? (4 ч.) Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания. 14. Как правильно вести себя за столом? (3 ч.) Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; формировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 Б класса
(35часов, 1 раз в неделю)
1. Давайте познакомимся (1 ч.) Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании». 2. Из чего состоит наша пища (2 ч.) Дать детям представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. 3. Что нужно есть в разное время года (2 ч.) Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков. 4.Как правильно питаться, если занимаешься спортом (2 ч.) Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности. 5. Где и как готовят пищу? (2 ч.) Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов. 6. Как правильно накрыть стол (2 ч.) Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сортировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. 7. Молоко и молочные продукты (2 ч.) Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного питания. 8. Блюда из зерна (2 ч.) Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием. 9. Какую пищу можно найти в лесу (4 ч.) Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; познакомить детей с флорой края, в которой они живут, её богатстве и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства. 10. Что и как можно приготовить из рыбы? (3 ч.) Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу. 11. Дары моря (3 ч.) Расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма. 12. Кулинарное путешествие по России (4 ч.) Формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях своего народа. 13. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен? (4 ч.) Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания. 14. Как правильно вести себя за столом? (2 ч.) Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; формировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4А КЛАССА
Таблица 1 - Учебно-тематический план (36ч)
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Давайте познакомимся!
1 ч.
2
Из чего состоит наша пища?
2 ч.
3
Что нужно есть в разное время года.
2 ч.
4
Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
2 ч.
5
Где и как готовят пищу.
2 ч.
6
Как правильно накрыть стол.
2 ч.
7
Молоко и молочные продукты.
2 ч.
8
Блюда из зерна.
2 ч.
9
Какую пищу можно найти в лесу.
4 ч.
10
Что и как можно приготовить из рыбы.
3 ч.
11
Дары моря.
3 ч.
12
«Кулинарное путешествие» по России.
4 ч.
13
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
4 ч.
14
Как правильно вести себя за столом.
3 ч.
Итого
36 ч.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4Б КЛАССА
Таблица 2 - Учебно-тематический план (35ч)
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Давайте познакомимся!
1 ч.
2
Из чего состоит наша пища?
2 ч.
3
Что нужно есть в разное время года.
2 ч.
4
Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
2 ч.
5
Где и как готовят пищу.
2 ч.
6
Как правильно накрыть стол.
2 ч.
7
Молоко и молочные продукты.
2 ч.
8
Блюда из зерна.
2 ч.
9
Какую пищу можно найти в лесу.
4 ч.
10
Что и как можно приготовить из рыбы.
3 ч.
11
Дары моря.
3 ч.
12
«Кулинарное путешествие» по России.
4 ч.
13
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
4 ч.
14
Как правильно вести себя за столом.
2 ч.
Итого
35 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения программы младшие школьники получат представления:
- о правилах и основах рационального питания,
- о необходимости соблюдения гигиены питания;
- о полезных продуктах питания;
- о структуре ежедневного рациона питания;
- об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
- об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
- об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
- самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
- самостоятельного выбора продуктов, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Книгопечатная продукция М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева, 2011г., Методическое пособие для учителя. М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева, 2012г., Рабочая тетрадь. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства CD-диски Технические средства обучения Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Телевизор. Видеоплеер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор Экранно-звуковые пособия Видеофильмы Аудиозаписи
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья./ Методическое пособие. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011. 2. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Две недели в лагере здоровья./ Рабочая тетрадь для школьников. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012. 3. Сайт festival.1september.ru/articles/622774/