Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Две недели в лагере здоровья» для учащихся 4А, 4Б классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Две недели в лагере здоровья» для учащихся 4А, 4Б классов

Департамент образования

администрации города Липецка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА

РАССМОТРЕНО

На заседании

методического совета

МБОУ СОШ № 23

г. Липецка Протокол № 1

от 30.08 2013 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

__________ Г.В. Зыкова 30.08.2013 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

№ 23 г. Липецка

___________А.В. Мочалов Приказ № 288

от 30.08.2013 года

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Две недели в лагере здоровья»

для учащихся 4А, 4Б классов

на 2013 - 2014учебный год


Разработчики рабочей программы курса внеурочной деятельности

составлена на основе программы о правильном питании «Нестле»

и методического пособия для учителей

(авторы: М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева, 2011г.)






2013 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Две недели в лагере здоровья» составлена на основе авторской программы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. Здоровый образ жизни - это стиль жизни общества и человека, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Это умение сохранять здоровье нужно начинать формировать с раннего детства. Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. Образовательные задачи:

  • развивать представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
  • расширять знания детей о правилах питания;
  • формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
  • знакомить детей с историей и традициями кулинарии своего народа;
  • развитие самостоятельности, самоконтроля;
  • развитие творческих способностей.
Нормативно-правовыми документами для составления курса внеурочной деятельности являются:
  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
  • приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  • приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
  • приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 - 2014 учебный год»;
  • приказ МБОУ СОШ №23 г. Липецка от 05.07.2013 года № 236 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2013-2014 учебный год»;
  • положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МБОУ СОШ № 23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования.
Сведения о программе Реализация программы «Две недели в лагере здоровья» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы - внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Программа предусматривает активизацию у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа. Обоснования выбора программы Программа составлена на основе программы о правильном питании «Нестле». В авторскую программу изменения не внесены. Определение места и роли курса в овладении требований к уровню подготовки учащихся Содержание курса относится к оздоровительному направлению, отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Две недели в лагере здоровья», не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении. В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста. Информация о количестве учебных часов В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 23 г. Липецка курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 часа в год (из расчёта 1 час в неделю). В разделе «Учебно - тематический план» (Таблица 1,2) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы. В приложениях к рабочей программе «Календарно - тематический план» конкретизируются темы, цели каждого занятия, формы и даты проведения занятий.
Форма организации внеурочной деятельности В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, развивающие интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей. Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, который актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме:
  • игр;
  • путешествий;
  • конкурсов;
  • турниров;
  • викторин;
  • концертов;
  • экскурсий;
  • подготовки и защиты проектов;
  • коллективного дела;
  • диспутов;
  • интервью;
  • репортажей;
  • сказок.
Технологии обучения На занятиях используются стандартные педагогические технологии:
  1. Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности).
  2. Развивающее обучение (развитие личности и её способностей).
  3. Дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей).
  4. Игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
Методы:
  • Репродуктивный- (беседа, вопросы, тесты, анкетирование);
  • Проблемный;
  • Частично - поисковый (творческие задания);
  • Объяснительно- иллюстративный.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся.
  • развитие творческой одарённости ребёнка;
  • овладение способами художественной деятельности;
  • воспитание духовной культуры учащихся.
Виды и формы контроля: Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, портфолио достижения учащихся. Планируемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы:
  • положительное отношение и интерес к курсу «Две недели в лагере здоровья»;
  • адекватная мотивация внеучебной игровой деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
  • умение признавать собственные ошибки;
  • оценивать собственные успехи;
могут быть сформированы:
  • умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителем;
ПРЕДМЕТНЫЕ У учащихся будут сформированы представления:
  • о правилах и основах рационального питания;
  • о полезных продуктах питания;
  • о структуре ежедневного рациона питания;
  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
  • об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся:
  • овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
  • планировать собственные действия.
Учащиеся получат возможность научиться: контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Познавательные Учащиеся научатся:
  • приобретать знания об основах рационального питания;
  • формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием;
  • формировать умения пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлением проектов.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;
  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах здорового образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов - развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Третий уровень результатов - школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. Информация об используемом учебнике, пособии: М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева, 2011 г., Методическое пособие для учителя. М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева, 2012г., Рабочая тетрадь.












СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 А класса

(36 часов, 1 раз в неделю) 1. Давайте познакомимся (1 ч.) Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании». 2. Из чего состоит наша пища (2 ч.) Дать детям представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. 3. Что нужно есть в разное время года (2 ч.) Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков. 4.Как правильно питаться, если занимаешься спортом (2 ч.) Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности. 5. Где и как готовят пищу? (2 ч.) Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов. 6. Как правильно накрыть стол (2 ч.) Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сортировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. 7. Молоко и молочные продукты (2 ч.) Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного питания. 8. Блюда из зерна (2 ч.) Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием. 9. Какую пищу можно найти в лесу (4 ч.) Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; познакомить детей с флорой края, в которой они живут, её богатстве и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства. 10. Что и как можно приготовить из рыбы? (3 ч.) Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу. 11. Дары моря (3 ч.) Расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма. 12. Кулинарное путешествие по России (4 ч.) Формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях своего народа. 13. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен? (4 ч.) Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания. 14. Как правильно вести себя за столом? (3 ч.) Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; формировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.






















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 Б класса

(35часов, 1 раз в неделю)
1. Давайте познакомимся (1 ч.) Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании». 2. Из чего состоит наша пища (2 ч.) Дать детям представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. 3. Что нужно есть в разное время года (2 ч.) Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков. 4.Как правильно питаться, если занимаешься спортом (2 ч.) Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности. 5. Где и как готовят пищу? (2 ч.) Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов. 6. Как правильно накрыть стол (2 ч.) Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сортировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. 7. Молоко и молочные продукты (2 ч.) Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного питания. 8. Блюда из зерна (2 ч.) Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием. 9. Какую пищу можно найти в лесу (4 ч.) Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; познакомить детей с флорой края, в которой они живут, её богатстве и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства. 10. Что и как можно приготовить из рыбы? (3 ч.) Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу. 11. Дары моря (3 ч.) Расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма. 12. Кулинарное путешествие по России (4 ч.) Формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях своего народа. 13. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен? (4 ч.) Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания. 14. Как правильно вести себя за столом? (2 ч.) Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; формировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.






















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4А КЛАССА

Таблица 1 - Учебно-тематический план (36ч)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Давайте познакомимся!

1 ч.

2

Из чего состоит наша пища?

2 ч.

3

Что нужно есть в разное время года.

2 ч.

4

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

2 ч.

5

Где и как готовят пищу.

2 ч.

6

Как правильно накрыть стол.

2 ч.

7

Молоко и молочные продукты.

2 ч.

8

Блюда из зерна.

2 ч.

9

Какую пищу можно найти в лесу.

4 ч.

10

Что и как можно приготовить из рыбы.

3 ч.

11

Дары моря.

3 ч.

12

«Кулинарное путешествие» по России.

4 ч.

13

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

4 ч.

14

Как правильно вести себя за столом.

3 ч.

Итого

36 ч.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4Б КЛАССА

Таблица 2 - Учебно-тематический план (35ч)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Давайте познакомимся!

1 ч.

2

Из чего состоит наша пища?

2 ч.

3

Что нужно есть в разное время года.

2 ч.

4

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

2 ч.

5

Где и как готовят пищу.

2 ч.

6

Как правильно накрыть стол.

2 ч.

7

Молоко и молочные продукты.

2 ч.

8

Блюда из зерна.

2 ч.

9

Какую пищу можно найти в лесу.

4 ч.

10

Что и как можно приготовить из рыбы.

3 ч.

11

Дары моря.

3 ч.

12

«Кулинарное путешествие» по России.

4 ч.

13

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

4 ч.

14

Как правильно вести себя за столом.

2 ч.

Итого

35 ч.











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения программы младшие школьники получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,
  • о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • о полезных продуктах питания;
  • о структуре ежедневного рациона питания;
  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
  • об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
  • самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
  • самостоятельного выбора продуктов, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

























ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Книгопечатная продукция М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева, 2011г., Методическое пособие для учителя. М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева, 2012г., Рабочая тетрадь. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства CD-диски Технические средства обучения Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Телевизор. Видеоплеер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор Экранно-звуковые пособия Видеофильмы Аудиозаписи

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья./ Методическое пособие. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011. 2. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Две недели в лагере здоровья./ Рабочая тетрадь для школьников. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012. 3. Сайт festival.1september.ru/articles/622774/












© 2010-2022