«Знакомство со звуками [Ф], [ф*] и буквами «Ф, ф»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гараева Резеда Бариевна, учитель начальных классов «Шибашской СОШ» Алькеевского муниципального района РТ

Тема урока: «Знакомство со звуками [Ф], [ф*] и буквами "Ф, ф"»

Предмет изучения: звуки речи графическое обозначение звуков (ф) и (ф') - буквами Ф, ф.

Цели:

Обучающая:

познакомиться с графическим изображением звуков (Ф) и (ф') - буквами «Ф» и «ф»;

совершенствовать навыки чтения слогов и слов с изученными буквами.

Развивающая:

развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов;

развивать наглядно-образное мышление посредством построения букв и использования пространственных моделей;

развивать воображение, внимание.

Воспитывающая:

воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Оборудование:

«Азбука», авторы Р.Х. Ягафарова, А.Ш. Асадуллин Казань: Магариф, 2010 год.

Тетрадь «Пропись», А.Ш. Асадуллин , Казань: Магариф, 2011 год.

Набор фишек для звукового анализа слов (индивидуальные и демонстрационные).

Наглядное пособие «Окошечки» (индивидуальные и общее).

Тетрадь «Я учусь писать и читать», книга «Читаем сами», Казань: Магариф, 2009г

Рисунки: филин.

Касса букв.

Цветные карандаши.

Рисунок «деда Буквоеда».

Набор карточек «Азбука».

Набор демонстрационных карточек письменных букв.

Ручка для письма.

Картинка изображения буквы «Ф».

Сигнальные карточки «Солнышко»

Примечание: На уроке присутствуют родители учащихся, поэтому они являются участниками учебного процесса, на данном занятии и учителя школы.

Модель деятельности

1. Эмоциональный настрой:

- Доброе утро ребята!

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у нас ваши родители, учителя нашей школы. Они хотят увидеть, чему вы научились на уроке грамоты.

- А что мы будем делать на этом уроке? (Ответы детей, планирование деятельности.)

- Какие пожелания вы взяли бы для себя? (Ответы детей.)

- А вам хочется узнать пожелания наших гостей? (Ответы детей.)

- Послушаем пожелания ваших мам, пап. (Хорошее настроение, активными были, внимательными и т.п.)

- А что для этого надо делать на уроке? (Ответы детей.)

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте счастливой работы и подарите улыбку гостям и учителю.

2. Активизация познавательной деятельности.

- Представьте, что к нам прилетел филин Фарит . (Вывешивается рисунок с изображением филина).

- Он принес с собой новые звуки. Вы догадываетесь какие? (Ответы детей.)

- Почему вы решили, что именно эти звуки принес нам гость? (Ответы детей.) В слове Фарит первый звук (ф), а в слове филин- звук (Ф'). Эти звуки тоже наши гости на нашем уроке.

- Все вместе назовите «серьезный звук» - старшего братика (дети называют звук (ф)). Назовите его «доброго братика» - дети называют звук (ф').

2.1. Целеполагание

- Что будем с этими звуками на уроке делать? (Предложения детей.)

- Да мы будем исследовать эти звуки и обозначим их буквами, научимся читать слоги, слова.

3. Звуковой анализ слов

3.1. Характеристика звука

- филин прилетел не один, а со своими друзьями. (Открываю на доске приклеенных филинов).

- Но эти филины не простые, они принесли нам задания и хотят узнать, справитесь ли вы с ними (Ответы детей, их желания выполнять задания, затем снимаю одного филина и читаю задание на обороте.)

- Первый филин хочет узнать, в каких еще словах встречается его любимый звук (ф) и (ф').

Игра «Кто больше?»

Класс делится на две команды.

Задание первой команде - найти как можно больше слов со звуком (ф).

Задание второй команде - найти как можно больше слов со звуком (ф').

- Вы молодцы!

- А второй филин дает задание - охарактеризовать новые звуки. Чтобы дать характеристику новым звукам, надо вспомнить на какие две группы делятся все звуки речи. (Гласные и согласные).

- Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки, докажите это. (Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся).

- Определите данные звуки, звонкие или глухие? Докажите (Дети прикладывают ладошки рук к ушкам, закрыв их и определяют. Ответы детей с доказательством.)

- Обобщите все то, что узнали о новых звуках. (Ответы детей: согласные, глухие, твердый и мягкий.)

- Молодцы!

- А теперь филин предлагает отдохнуть.

3.2. Физкультминутка

Дети проговаривают вслух слова и выполняют движения: «Фанис полез за конфетой в буфет-: «Факт, что в буфете не будет конфет».

3.3. Звуковой анализ слов

- Третий филин, принес задание - составить схему слова «форма». (Один ребенок самостоятельно работает у доски, составляя слово из фишек, другие дети составляют схему из фишек индивидуально.)

Ученики помогают учителю проверять правильность звукового состава слова, при необходимости оказывают помощь.

- Проверти работу, дети. (Дети особым сигналом руки показывают согласие, несогласие, объясняют и доказывают свое мнение.)

- Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами букв.)

- Молодцы! Филин очень любит игру. Вот одна из них: «Доскажите словечко»

Из меня посуду тонкую,

Нежно- белую и звонкую

Обжигают с древних пор,

Называются я ….(фарфор).

(Ответ детей- фарфор)

- Составим звуковую схему слова «фарфор». Работа по учебнику с.81. Один ученик работает у доски.

Игра «Живые звуки»: дети выходят к доске, берут свою фишку и составляют «живое» слово «фарфор», затем свои фишки выкладывают на магнитную доску, доказывая какой фишкой они обозначают свой звук:

гласный - красная фишка,

мягкий согласный - зеленая фишка,

твердый согласный - синяя фишка.

- Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами магнитных букв.)

- Какие звуки вы не смогли заменить буквами? Почему? (Изученных букв недостаточно.)

- Что делать в такой ситуации? (Открыть на ленте букв новую букву, которая обозначает первый звук в наших словах.)

4. Знакомство с новой буквой

4.1. Знакомство с графическим изображением новых знаков

Фонетическая зарядка: Как фыркает кот? (Ф- ф- ф…)

- Где на ленте букв нужно искать новую букву? (В нижнем ряду, где расположены буквы, обозначающие глухие согласные звуки.)

-Алсу, попробуй найти новую букву. Если она найдет правильно, то вы хлопните в ладоши. (Алсу находит новую букву, открывает ее.)

- Почему она живет в сине-зеленом домике? (Может обозначать твердый и мягкий звук - ответы детей.)

- А кто знает как зовут эту букву? (Ответы детей).

- Эта буква тоже сегодня наша гостья.

- На что она похожа? (Варианты ответов учащихся.) Показываю рисунок, читаю стихотворение.

Всем известно без подсказки:

Буква Ф - как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас

4.2. Физминутка для туловища

- Изобразите телом букву «Ф»

.

- А теперь найдите новую букву в классе.

- В кассе букв.

- В учебнике «Азбука».

- Среди письменных букв.

4.3. Печатание буквы

- Место буквы в алфавите.

- Замените звуки (ф) и (ф*) в словах «филин», «фарфор» - схемы которых мы составили буквами.

4.4. Работа в тетради «Я учусь читать и писать»

- Откройте тетради, найдите печатные и письменные буквы.

- Каким цветом разукрашивать будете? (Ответы детей: Синим и зеленым цветом).

- Молодцы!

- Какой рисунок получился? (Ответы детей).

- Придумайте предложение с данным словом. (Ответы детей).

4.5. Работа в тетради «Пропись» (ст 24.)

- Наш филин Фарит хотел бы посмотреть, как вы умеете печатать его любимую букву «Ф.ф.» в тетради.

- Откройте тетради, найдите печатные и письменные буквы. Сравните их.

Письмо печатных буквФ.ф. Повторение правил написания и правил посадки.

- Проделки деда Буквоеда. Дописать недостающие элементы строчной письменной буквы «ф».

- Игра «Кто внимательный?»

Найди одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг.

Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий: фрукты, арбуз, редис, иголка, торт. (Фарит)

5. Чтение слогов и слов

5.1. Чтение слогов

-Филины хотят послушать, как вы научились читать слоги и слова? (Фронтальная работа)

- Какие гласные предлагают читать согласные твердо? (Ответы детей: а, о, у, ы, э.)

- Какие гласные предлагают читать слова мягко? (я, ё, ю, и, е.)

- Чтение слогов в «окошечках». (.. абрика, …у…айка, шо…ер, ко…та)

- Игра в «школу» (В парах дети делятся на учителей и учеников, прочитывают друг другу слоги, затем меняются ролями). Учебник ст.81-82.

5.2. Чтение слов в учебнике

- Прочитать слова по столбцам и объяснить значения этих слов (фронтальная работа).

5.3. Выборочное чтение

- Выбрать и прочитать слова, состоящие из одного слога, из двух слогов. Слова, в которых буква «ф» обозначает твердый согласный звук. Прочитать слова, в которых буква «ф» обозначает мягкий согласный звук. Прочитать слова, которые получаются при изменении одной буквы.

. фикус- фокус, ферма- форма

5.4. Физ. минутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!.

(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями)

5.5. Развивающие игры - задания (учебник, стр82)

- Прочитать ребусы : фо

ри

- Объясните значение слово.

- Найти из одного слова - несколько. (В слове «ФАКЕЛ» найти несколько слов фрукт, абрикос, клубника, ежевика, лимон.)

- Отгадать слово (Кроссворд, дети отгадывают слово -физкультурник.)

- Что означает это слово? (спортсмен.)

Составление предложения с данным словом. Игра: «Живое предложение».

- Докажите, что Вы составили предложение? (Ответы детей: «Первое слово с заглавной буквы все слова пишутся на расстоянии друг от друга, связаны по смыслу, на конце точка)

.6 Работа по книге «Читаем сами».

Стихотворение «Хоккеисты» (Коллективное чтение , беседа по прочитанному

7. Работа в тетради «Пропись» (ст.24)

7.1. Печатание в тетради письменных слов

- Задание: написать печатными буквами - Почему слово «Филипп» написано с большой буквы? (Ответ: имя мальчика)

- Составьте предложение с этим словосочетанием

- Сколько слов в предложении? (Ответы детей)

8. Обобщение

- С какими звуками познакомил нас филин Фарит?

- Что вы узнали о них?

- какой буквой обозначаются эти звуки?

8.1. Рефлексия

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что было особенно интересно?

- А что было трудно?

- Оцените свою работу сигналом «Солнышко».

- Я очень рада, что вы все работали хорошо. Вы все - молодцы!

- А теперь послушаем, что скажут о вашей работе гости.

- Всего вам доброго. Урок окончен.


© 2010-2022