- Преподавателю
- Начальные классы
- «Знакомство со звуками [Ф], [ф*] и буквами «Ф, ф»»
«Знакомство со звуками [Ф], [ф*] и буквами «Ф, ф»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гараева Р.Б. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Гараева Резеда Бариевна, учитель начальных классов «Шибашской СОШ» Алькеевского муниципального района РТ
Тема урока: «Знакомство со звуками [Ф], [ф*] и буквами "Ф, ф"»
Предмет изучения: звуки речи графическое обозначение звуков (ф) и (ф') - буквами Ф, ф.
Цели:
Обучающая:
познакомиться с графическим изображением звуков (Ф) и (ф') - буквами «Ф» и «ф»;
совершенствовать навыки чтения слогов и слов с изученными буквами.
Развивающая:
развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов;
развивать наглядно-образное мышление посредством построения букв и использования пространственных моделей;
развивать воображение, внимание.
Воспитывающая:
воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Оборудование:
«Азбука», авторы Р.Х. Ягафарова, А.Ш. Асадуллин Казань: Магариф, 2010 год.
Тетрадь «Пропись», А.Ш. Асадуллин , Казань: Магариф, 2011 год.
Набор фишек для звукового анализа слов (индивидуальные и демонстрационные).
Наглядное пособие «Окошечки» (индивидуальные и общее).
Тетрадь «Я учусь писать и читать», книга «Читаем сами», Казань: Магариф, 2009г
Рисунки: филин.
Касса букв.
Цветные карандаши.
Рисунок «деда Буквоеда».
Набор карточек «Азбука».
Набор демонстрационных карточек письменных букв.
Ручка для письма.
Картинка изображения буквы «Ф».
Сигнальные карточки «Солнышко»
Примечание: На уроке присутствуют родители учащихся, поэтому они являются участниками учебного процесса, на данном занятии и учителя школы.
Модель деятельности
1. Эмоциональный настрой:
- Доброе утро ребята!
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у нас ваши родители, учителя нашей школы. Они хотят увидеть, чему вы научились на уроке грамоты.
- А что мы будем делать на этом уроке? (Ответы детей, планирование деятельности.)
- Какие пожелания вы взяли бы для себя? (Ответы детей.)
- А вам хочется узнать пожелания наших гостей? (Ответы детей.)
- Послушаем пожелания ваших мам, пап. (Хорошее настроение, активными были, внимательными и т.п.)
- А что для этого надо делать на уроке? (Ответы детей.)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте счастливой работы и подарите улыбку гостям и учителю.
2. Активизация познавательной деятельности.
- Представьте, что к нам прилетел филин Фарит . (Вывешивается рисунок с изображением филина).
- Он принес с собой новые звуки. Вы догадываетесь какие? (Ответы детей.)
- Почему вы решили, что именно эти звуки принес нам гость? (Ответы детей.) В слове Фарит первый звук (ф), а в слове филин- звук (Ф'). Эти звуки тоже наши гости на нашем уроке.
- Все вместе назовите «серьезный звук» - старшего братика (дети называют звук (ф)). Назовите его «доброго братика» - дети называют звук (ф').
2.1. Целеполагание
- Что будем с этими звуками на уроке делать? (Предложения детей.)
- Да мы будем исследовать эти звуки и обозначим их буквами, научимся читать слоги, слова.
3. Звуковой анализ слов
3.1. Характеристика звука
- филин прилетел не один, а со своими друзьями. (Открываю на доске приклеенных филинов).
- Но эти филины не простые, они принесли нам задания и хотят узнать, справитесь ли вы с ними (Ответы детей, их желания выполнять задания, затем снимаю одного филина и читаю задание на обороте.)
- Первый филин хочет узнать, в каких еще словах встречается его любимый звук (ф) и (ф').
Игра «Кто больше?»
Класс делится на две команды.
Задание первой команде - найти как можно больше слов со звуком (ф).
Задание второй команде - найти как можно больше слов со звуком (ф').
- Вы молодцы!
- А второй филин дает задание - охарактеризовать новые звуки. Чтобы дать характеристику новым звукам, надо вспомнить на какие две группы делятся все звуки речи. (Гласные и согласные).
- Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки, докажите это. (Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся).
- Определите данные звуки, звонкие или глухие? Докажите (Дети прикладывают ладошки рук к ушкам, закрыв их и определяют. Ответы детей с доказательством.)
- Обобщите все то, что узнали о новых звуках. (Ответы детей: согласные, глухие, твердый и мягкий.)
- Молодцы!
- А теперь филин предлагает отдохнуть.
3.2. Физкультминутка
Дети проговаривают вслух слова и выполняют движения: «Фанис полез за конфетой в буфет-: «Факт, что в буфете не будет конфет».
3.3. Звуковой анализ слов
- Третий филин, принес задание - составить схему слова «форма». (Один ребенок самостоятельно работает у доски, составляя слово из фишек, другие дети составляют схему из фишек индивидуально.)
Ученики помогают учителю проверять правильность звукового состава слова, при необходимости оказывают помощь.
- Проверти работу, дети. (Дети особым сигналом руки показывают согласие, несогласие, объясняют и доказывают свое мнение.)
- Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами букв.)
- Молодцы! Филин очень любит игру. Вот одна из них: «Доскажите словечко»
Из меня посуду тонкую,
Нежно- белую и звонкую
Обжигают с древних пор,
Называются я ….(фарфор).
(Ответ детей- фарфор)
- Составим звуковую схему слова «фарфор». Работа по учебнику с.81. Один ученик работает у доски.
Игра «Живые звуки»: дети выходят к доске, берут свою фишку и составляют «живое» слово «фарфор», затем свои фишки выкладывают на магнитную доску, доказывая какой фишкой они обозначают свой звук:
гласный - красная фишка,
мягкий согласный - зеленая фишка,
твердый согласный - синяя фишка.
- Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами магнитных букв.)
- Какие звуки вы не смогли заменить буквами? Почему? (Изученных букв недостаточно.)
- Что делать в такой ситуации? (Открыть на ленте букв новую букву, которая обозначает первый звук в наших словах.)
4. Знакомство с новой буквой
4.1. Знакомство с графическим изображением новых знаков
Фонетическая зарядка: Как фыркает кот? (Ф- ф- ф…)
- Где на ленте букв нужно искать новую букву? (В нижнем ряду, где расположены буквы, обозначающие глухие согласные звуки.)
-Алсу, попробуй найти новую букву. Если она найдет правильно, то вы хлопните в ладоши. (Алсу находит новую букву, открывает ее.)
- Почему она живет в сине-зеленом домике? (Может обозначать твердый и мягкий звук - ответы детей.)
- А кто знает как зовут эту букву? (Ответы детей).
- Эта буква тоже сегодня наша гостья.
- На что она похожа? (Варианты ответов учащихся.) Показываю рисунок, читаю стихотворение.
Всем известно без подсказки:
Буква Ф - как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас
4.2. Физминутка для туловища
- Изобразите телом букву «Ф»
.
- А теперь найдите новую букву в классе.
- В кассе букв.
- В учебнике «Азбука».
- Среди письменных букв.
4.3. Печатание буквы
- Место буквы в алфавите.
- Замените звуки (ф) и (ф*) в словах «филин», «фарфор» - схемы которых мы составили буквами.
4.4. Работа в тетради «Я учусь читать и писать»
- Откройте тетради, найдите печатные и письменные буквы.
- Каким цветом разукрашивать будете? (Ответы детей: Синим и зеленым цветом).
- Молодцы!
- Какой рисунок получился? (Ответы детей).
- Придумайте предложение с данным словом. (Ответы детей).
4.5. Работа в тетради «Пропись» (ст 24.)
- Наш филин Фарит хотел бы посмотреть, как вы умеете печатать его любимую букву «Ф.ф.» в тетради.
- Откройте тетради, найдите печатные и письменные буквы. Сравните их.
Письмо печатных буквФ.ф. Повторение правил написания и правил посадки.
- Проделки деда Буквоеда. Дописать недостающие элементы строчной письменной буквы «ф».
- Игра «Кто внимательный?»
Найди одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг.
Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий: фрукты, арбуз, редис, иголка, торт. (Фарит)
5. Чтение слогов и слов
5.1. Чтение слогов
-Филины хотят послушать, как вы научились читать слоги и слова? (Фронтальная работа)
- Какие гласные предлагают читать согласные твердо? (Ответы детей: а, о, у, ы, э.)
- Какие гласные предлагают читать слова мягко? (я, ё, ю, и, е.)
- Чтение слогов в «окошечках». (.. абрика, …у…айка, шо…ер, ко…та)
- Игра в «школу» (В парах дети делятся на учителей и учеников, прочитывают друг другу слоги, затем меняются ролями). Учебник ст.81-82.
5.2. Чтение слов в учебнике
- Прочитать слова по столбцам и объяснить значения этих слов (фронтальная работа).
5.3. Выборочное чтение
- Выбрать и прочитать слова, состоящие из одного слога, из двух слогов. Слова, в которых буква «ф» обозначает твердый согласный звук. Прочитать слова, в которых буква «ф» обозначает мягкий согласный звук. Прочитать слова, которые получаются при изменении одной буквы.
. фикус- фокус, ферма- форма
5.4. Физ. минутка
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!.
(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями)
5.5. Развивающие игры - задания (учебник, стр82)
- Прочитать ребусы : фо
ри
- Объясните значение слово.
- Найти из одного слова - несколько. (В слове «ФАКЕЛ» найти несколько слов фрукт, абрикос, клубника, ежевика, лимон.)
- Отгадать слово (Кроссворд, дети отгадывают слово -физкультурник.)
- Что означает это слово? (спортсмен.)
Составление предложения с данным словом. Игра: «Живое предложение».
- Докажите, что Вы составили предложение? (Ответы детей: «Первое слово с заглавной буквы все слова пишутся на расстоянии друг от друга, связаны по смыслу, на конце точка)
.6 Работа по книге «Читаем сами».
Стихотворение «Хоккеисты» (Коллективное чтение , беседа по прочитанному
7. Работа в тетради «Пропись» (ст.24)
7.1. Печатание в тетради письменных слов
- Задание: написать печатными буквами - Почему слово «Филипп» написано с большой буквы? (Ответ: имя мальчика)
- Составьте предложение с этим словосочетанием
- Сколько слов в предложении? (Ответы детей)
8. Обобщение
- С какими звуками познакомил нас филин Фарит?
- Что вы узнали о них?
- какой буквой обозначаются эти звуки?
8.1. Рефлексия
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что было особенно интересно?
- А что было трудно?
- Оцените свою работу сигналом «Солнышко».
- Я очень рада, что вы все работали хорошо. Вы все - молодцы!
- А теперь послушаем, что скажут о вашей работе гости.
- Всего вам доброго. Урок окончен.