Конспект урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языкаКонспект урока русского языкаКонспект урока русского языкаКонспект урока русского языкаУрок-исследование по русскому языку

на тему "Непроизносимые согласные звуки".

Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Учитель: Петухова Елена Николаевна.

Задачи:

  1. Привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами сочетаний [сн], [сʼнʼ];

  2. Помочь осознать эти сочетания как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня: «буквы на месте «опасных» сочетаний звуков;

  3. Научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней;

  4. Помочь запомнить непроверяемые написания.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация.(тетради оформить заранее)

Фонетическая зарядка .

А. Б! В? Г, д, е, ё… ж! З? И. Й? К. Л! М?! Н, о, п, р, с! Т. У? Ф! Х… Ц? Ч! Ш, щ, ъ, ы, ь? Э! Ю. Я?

1. Вступительное слово учителя.

- На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Для этого мы исследуем различные единицы речи.

Сегодня ОБЪЕКТОМ нашего исследования будет слово.

А в слове мы исследуем звуки и буквы.

2. Работа над понятийным аппаратом.

Для исследования потребуется вспомнить такие понятия:

  • Орфограмма - «опасное» место при письме.

  • Орфографическая задача - выбор правильной буквы

  • Орфографическое правило - порядок действий, который нужно выполнить для решения орфографической задачи.

  • Применение правила - выполнение действий по порядку.

ВЫВОД: применение правила - способ решения орфографической задачи.

II. Постановка новой учебной задачи. Актуализация знаний.

1. - Какие главные орфограммы вы знаете?

- Почему мы не доверяем безударным гласным и парным согласным по глухости-звонкости?

(На их месте можно написать разные буквы)

2. Работа над стихотворением.

- Послушайте строки, и друг под другом запишите рифмующиеся слова (вместе со словами-помощниками), на месте всех орфограмм оставляйте «окошки».

Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Слайд 2.



В прят.к.

В т.тра.к.

- Как докажете, что во всех показанных «окошками» местах есть орфограммы?

(На месте этих звуков можно написать разные буквы)

- Какой одинаковый согласный звук слышим в середине каждого слова? ( [т] )

- Какими буквами этот звук можно обозначить? (д,т)

- Какой безударный гласный звук слышится на конце обоих слов? [и]

- Какие буквы чаще всего «спорят» за него при письме? (е,и)

- Какие из орфографических задач в этих словах вы можете решить? (парный согласный перед другим парным в корне слова) Как? (подобрать проверочное слово: прятки - пряточки; тетрадки - тетради)

Алгоритм - схема на доске.

- Почему на месте последних букв «окошки» остались? (Орфограмма за корнем. Учитель закрывает «окошки» сам)

- Какое ещё «окошко» мы не закрыли? (в слове тетрадки) Как быть с этим гласным? ( посмотреть в словаре)

( Это слово словарное, на месте безударного гласного пишем букву е)

2. Повторное чтение стихотворения.

Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

- Знаете ли вы, о каких буквах в нем говорится? ( Нет )

Цель исследования: узнать, когда согласные играют в прятки.

Мы будем наблюдать, всегда ли совпадает произношение слов с их написанием.

Гипотеза: Допустим, что:

  1. Написание совпадает с произношением (как слышим, так и пишем);

  2. Написание не совпадает с произношением.

- Наша задача выяснить, при каких условиях наблюдается несовпадение и совпадение произношения с написанием;

- познакомиться с теми примерами, где представлены условия для игры букв в «прятки» и доказать истинность или неистинность наших предположений.

  1. Изучение нового материала.

- Для этого мы поработаем со стихотворением Матвеевой по упражнению 436 с73.

1. Работа по учебнику.

1. Упражнение № 436. (Хоровое чтение стихотворения)

Слайды 3,4,5,6.

…Заяц! - молвил гусь. -
Отчего ты гру[ ]ый?
Откровенно признаюсь:
Я ужасно вку[ ]ый!

- В слова с «окошками» вставьте значки тех звуков, которые слышите.

…Заяц! - молвил гусь. -
Отчего ты грустный?
Откровенно признаюсь:
Я ужасно вкусный

- Узнай, как пишутся эти слова, сравни записи и покажи свои наблюдения в схеме:

Слайды 7-10. стн

[сн]

сн

- Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма? Объясните ответ.

- Прочитайте название темы. (По учебнику: «Буква на месте звука, которого нет»)

- Какое из слов, которые вы сравнивали, к ней особенно подходит? (грустный)

- Проведём опыт по заданию упражнения 437. (задание читает учитель, а дети хором произносят слова грустный, честный)

- Прочитайте сообщение и решите, как по-другому можно назвать тему? («Непроизносимые согласные звуки»)

Работа в тетради по заданию учебника у.437 с.74.

- Какую орфографическую задачу задает нам при письме сочетание звуков [СН] ? (В окружении этих звуков может быть непроизносимый звук)

IV. Физкультминутка.

Работа по тетради-задачнику У.438 с.46

Продолжим наблюдение за сочетаниями звуков. Вписывание значков звуков [сн] или [сʼнʼ] в слова.

- Перед нами новая проблема: как узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук?

- Сначала мы попробуем обнаружить «опасное» сочетание звуков, затем будем учиться узнавать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.

Воспользуемся известными способами проверки корней. Авторы дают нам подсказку на странице 47 (Т-з)

(Чтобы проверить, надо изменить слово по команде вопросов КАКОВ? ЧТО?)

Дети по цепочке подбирают проверочные слова и записывают слова правильно. Работа со словарным словом ЛЕСТНИЦА

Проблема: - Как проверили и написали слово лестница ?

(Если лесенка, то не надо писать букву, а если залезть, то надо писать.)

Вывод: это слово надо запомнить.

- Как можно узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

- И как от этого зависит написание слова?

Вывод: есть непроизносимый согласный звук - нужно писать букву, нет непроизносимого звука - никакой дополнительной буквы быть не должно.

- Проверьте наш вывод с выводом, который сделали авторы.(совпадает)

Чтение сообщения на с. 74.

5. Проверка гипотезы.

- Как вы думаете, верно, ли первое предположение?(Верно) Второе предположение? (Верно)

- Выяснили мы, при каких условиях происходит несовпадение произношения и написания? ( если в проверочном слове непроизносимый согласный звук появляется - нужно обозначить его буквой)

IV. Итог урока.

- Какую новую тайну русского языка вы узнали?

- Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

- Какие способы проверки корней помогли решить новые орфографические задачи?

- Чем различаются орфограммы? (Парные согласные заменяют друг друга, но слышатся, а непроизносимые пропадают, не произносятся, их надо поймать).

- А если к слову нельзя подобрать проверочное?

V. Домашнее задание.

Упражнение № 441

- Прочитайте. Все ли понятно?

VI. Рефлексия.

На столе появляется матрёшка «Чудесница»

- Как зовут матрёшку?

- Какое опасное сочетание звуков есть в имени матрёшки? ([СʼНʼ])

Достаётся новая матрёшка «[СН], [СʼНʼ]»

- Что нового мы узнали об этих сочетаниях?

Матрёшка приготовила вам задание:

  • Если в слове слышите сочетание [СН], [СʼНʼ] решайте орфографическую задачу;

  • Нужна буква непроизносимого согласного звука ставим « +», не нужна - «-».

Работаем на новой строке, через запятую.

Слайд 11.

Честный, опасный, грустный, ясный, известный, прекрасный, чудесный, местный, устный.

Проверьте работу по СЛАЙДУ 12 .

Оцените свою работу. (критерии оценки на доске)

(+, -, +, -, +, -, -, +, +.)

Критерии оценки:

Без ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-4 ошибки - «3»

5 и более - будем работать

Трясём, внутри раздаётся шум.

- Там что-то ещё есть, значит, мы продолжим работу над этой темой на следующем уроке. А матрешка оставляет нам памятку-подсказку

Конспект урока русского языка

- А теперь улыбнитесь друг другу и мысленно поблагодарите друг друга за урок.

- А я хочу вам пожелать:

Будьте как солнце, красивыми!

Будьте ПРЕЛЕСТНЫМИ, милыми!

Между собою ЧЕСТНЫМИ!

Будьте всегда счастливыми!

© 2010-2022