- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка
Конспект урока русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петухова Е.Н. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок-исследование по русскому языку
на тему "Непроизносимые согласные звуки".
Образовательная система «Гармония», 2-й класс.
Учитель: Петухова Елена Николаевна.
Задачи:
-
Привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами сочетаний [сн], [сʼнʼ];
-
Помочь осознать эти сочетания как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня: «буквы на месте «опасных» сочетаний звуков;
-
Научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней;
-
Помочь запомнить непроверяемые написания.
Ход урока
-
Организационный момент. Мотивация.(тетради оформить заранее)
Фонетическая зарядка .
А. Б! В? Г, д, е, ё… ж! З? И. Й? К. Л! М?! Н, о, п, р, с! Т. У? Ф! Х… Ц? Ч! Ш, щ, ъ, ы, ь? Э! Ю. Я?
1. Вступительное слово учителя.
- На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Для этого мы исследуем различные единицы речи.
Сегодня ОБЪЕКТОМ нашего исследования будет слово.
А в слове мы исследуем звуки и буквы.
2. Работа над понятийным аппаратом.
Для исследования потребуется вспомнить такие понятия:
-
Орфограмма - «опасное» место при письме.
-
Орфографическая задача - выбор правильной буквы
-
Орфографическое правило - порядок действий, который нужно выполнить для решения орфографической задачи.
-
Применение правила - выполнение действий по порядку.
ВЫВОД: применение правила - способ решения орфографической задачи.
II. Постановка новой учебной задачи. Актуализация знаний.
1. - Какие главные орфограммы вы знаете?
- Почему мы не доверяем безударным гласным и парным согласным по глухости-звонкости?
(На их месте можно написать разные буквы)
2. Работа над стихотворением.
- Послушайте строки, и друг под другом запишите рифмующиеся слова (вместе со словами-помощниками), на месте всех орфограмм оставляйте «окошки».
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Слайд 2.
В прят.к.
В т.тра.к.
- Как докажете, что во всех показанных «окошками» местах есть орфограммы?
(На месте этих звуков можно написать разные буквы)
- Какой одинаковый согласный звук слышим в середине каждого слова? ( [т] )
- Какими буквами этот звук можно обозначить? (д,т)
- Какой безударный гласный звук слышится на конце обоих слов? [и]
- Какие буквы чаще всего «спорят» за него при письме? (е,и)
- Какие из орфографических задач в этих словах вы можете решить? (парный согласный перед другим парным в корне слова) Как? (подобрать проверочное слово: прятки - пряточки; тетрадки - тетради)
Алгоритм - схема на доске.
- Почему на месте последних букв «окошки» остались? (Орфограмма за корнем. Учитель закрывает «окошки» сам)
- Какое ещё «окошко» мы не закрыли? (в слове тетрадки) Как быть с этим гласным? ( посмотреть в словаре)
( Это слово словарное, на месте безударного гласного пишем букву е)
2. Повторное чтение стихотворения.
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- Знаете ли вы, о каких буквах в нем говорится? ( Нет )
Цель исследования: узнать, когда согласные играют в прятки.
Мы будем наблюдать, всегда ли совпадает произношение слов с их написанием.
Гипотеза: Допустим, что:
-
Написание совпадает с произношением (как слышим, так и пишем);
-
Написание не совпадает с произношением.
- Наша задача выяснить, при каких условиях наблюдается несовпадение и совпадение произношения с написанием;
- познакомиться с теми примерами, где представлены условия для игры букв в «прятки» и доказать истинность или неистинность наших предположений.
-
Изучение нового материала.
- Для этого мы поработаем со стихотворением Матвеевой по упражнению 436 с73.
1. Работа по учебнику.
1. Упражнение № 436. (Хоровое чтение стихотворения)
Слайды 3,4,5,6.
…Заяц! - молвил гусь. -
Отчего ты гру[ ]ый?
Откровенно признаюсь:
Я ужасно вку[ ]ый!
- В слова с «окошками» вставьте значки тех звуков, которые слышите.
…Заяц! - молвил гусь. -
Отчего ты грустный?
Откровенно признаюсь:
Я ужасно вкусный
- Узнай, как пишутся эти слова, сравни записи и покажи свои наблюдения в схеме:
Слайды 7-10. стн
[сн]
сн
- Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма? Объясните ответ.
- Прочитайте название темы. (По учебнику: «Буква на месте звука, которого нет»)
- Какое из слов, которые вы сравнивали, к ней особенно подходит? (грустный)
- Проведём опыт по заданию упражнения 437. (задание читает учитель, а дети хором произносят слова грустный, честный)
- Прочитайте сообщение и решите, как по-другому можно назвать тему? («Непроизносимые согласные звуки»)
Работа в тетради по заданию учебника у.437 с.74.
- Какую орфографическую задачу задает нам при письме сочетание звуков [СН] ? (В окружении этих звуков может быть непроизносимый звук)
IV. Физкультминутка.
Работа по тетради-задачнику У.438 с.46
Продолжим наблюдение за сочетаниями звуков. Вписывание значков звуков [сн] или [сʼнʼ] в слова.
- Перед нами новая проблема: как узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук?
- Сначала мы попробуем обнаружить «опасное» сочетание звуков, затем будем учиться узнавать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.
Воспользуемся известными способами проверки корней. Авторы дают нам подсказку на странице 47 (Т-з)
(Чтобы проверить, надо изменить слово по команде вопросов КАКОВ? ЧТО?)
Дети по цепочке подбирают проверочные слова и записывают слова правильно. Работа со словарным словом ЛЕСТНИЦА
Проблема: - Как проверили и написали слово лестница ?
(Если лесенка, то не надо писать букву, а если залезть, то надо писать.)
Вывод: это слово надо запомнить.
- Как можно узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?
- И как от этого зависит написание слова?
Вывод: есть непроизносимый согласный звук - нужно писать букву, нет непроизносимого звука - никакой дополнительной буквы быть не должно.
- Проверьте наш вывод с выводом, который сделали авторы.(совпадает)
Чтение сообщения на с. 74.
5. Проверка гипотезы.
- Как вы думаете, верно, ли первое предположение?(Верно) Второе предположение? (Верно)
- Выяснили мы, при каких условиях происходит несовпадение произношения и написания? ( если в проверочном слове непроизносимый согласный звук появляется - нужно обозначить его буквой)
IV. Итог урока.
- Какую новую тайну русского языка вы узнали?
- Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?
- Какие способы проверки корней помогли решить новые орфографические задачи?
- Чем различаются орфограммы? (Парные согласные заменяют друг друга, но слышатся, а непроизносимые пропадают, не произносятся, их надо поймать).
- А если к слову нельзя подобрать проверочное?
V. Домашнее задание.
Упражнение № 441
- Прочитайте. Все ли понятно?
VI. Рефлексия.
На столе появляется матрёшка «Чудесница»
- Как зовут матрёшку?
- Какое опасное сочетание звуков есть в имени матрёшки? ([СʼНʼ])
Достаётся новая матрёшка «[СН], [СʼНʼ]»
- Что нового мы узнали об этих сочетаниях?
Матрёшка приготовила вам задание:
-
Если в слове слышите сочетание [СН], [СʼНʼ] решайте орфографическую задачу;
-
Нужна буква непроизносимого согласного звука ставим « +», не нужна - «-».
Работаем на новой строке, через запятую.
Слайд 11.
Честный, опасный, грустный, ясный, известный, прекрасный, чудесный, местный, устный.
Проверьте работу по СЛАЙДУ 12 .
Оцените свою работу. (критерии оценки на доске)
(+, -, +, -, +, -, -, +, +.)
Критерии оценки:
Без ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3-4 ошибки - «3»
5 и более - будем работать
Трясём, внутри раздаётся шум.
- Там что-то ещё есть, значит, мы продолжим работу над этой темой на следующем уроке. А матрешка оставляет нам памятку-подсказку
- А теперь улыбнитесь друг другу и мысленно поблагодарите друг друга за урок.
- А я хочу вам пожелать:
Будьте как солнце, красивыми!
Будьте ПРЕЛЕСТНЫМИ, милыми!
Между собою ЧЕСТНЫМИ!
Будьте всегда счастливыми!