- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира Воздух и его свойства (3 класс)
Урок окружающего мира Воздух и его свойства (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Саламаха Е.Н. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира «Невидимое сокровище» 3 класс. Урок-исследование. Цели: Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете. Задачи урока: а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал. б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками; формировать умение постановки проблемных вопросов. в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
Он - прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу - густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем - Он ведь нам необходим!
- Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись? (воздушный океан).
- Операционно-исполнительский этап.
- Мы сейчас из обыкновенных школьников превращаемся в людей, которые будут исследовать, изучать свойства воздуха.
- Как называются такие люди? (УЧЕНЫЕ)
- Где работают ученые (В ЛАБОРАТОРИЯХ.)
- Что значит исследовать?
(Исследовать - подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)
Исследовать - идти по следу. - Что мы будем исследовать? (Воздух) - С чего мы начнём исследование? (Надо подумать над целями и задачами исследования). - Цель нашего исследования? (Узнать что же такое воздух, из чего состоит воздух, и чем он важен для всего живого.)
Назовите задачи нашего исследования (Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги):
- Выяснить важность воздуха;
- узнать о составе воздухе;
- расследовать, какими свойствами он обладает.
Ребята, а как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования)
Какие методы есть у исследователя?
(На доске картинки с методами исследования и карточки с названиями методов.)
Соотнесите название метода с его изображением. Берём карточку с названием метода, прикрепляем к картинке и называем сам метод.
(дети выходят по одному к доске)
-
Подумать самостоятельно
-
Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)
-
Понаблюдать
-
Посмотреть в книгах, энциклопедиях
-
Посмотреть по телевизору (по теме исследования)
-
Получить информацию у компьютера
-
Провести эксперимент
- Какие из этих методов мы можем сегодня использовать? Методы исследования, которыми можно воспользоваться на уроке:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть в учебнике;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
Давайте попробуем наметить план работы на урок.
- Важность воздуха.
- Состав воздуха.
- Свойства воздуха.
- Сделать вывод.
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном.
1. Чем же так важен воздух? - Выдвиньте свои гипотезы! - Люди, растения и животные живут в этом воздушном океане. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Без него мы не услышали бы щебет и пение птиц, жужжание насекомых, сигналы машин и трамваев, школьный звонок, потому что воздух передает звуки. С помощью воздуха мы говорим и поем. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения - все живое на Земле. - Может ли жить человек без воздуха? - Закройте ладошками рот и нос. - Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто, сколько может без воздуха. - Какое было желание? ( Открыть нос). - Сделайте вывод! Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была, лишь безжизненным небесным телом.
- Из чего же состоит воздух?
Посмотрите на диаграмму и попробуйте восстановить ее у себя на карточках, записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркните название газа, который живые существа поглощают при дыхании. (Диаграммы повесить на доске, проверить). Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания. - Может ли исчезнуть кислород из воздуха? ( Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром, леса называют «легкими» нашей планеты)
- Какими же свойствами обладает воздух?
Группа 1: Мы знаем, что воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. - Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? - Нет. - Через стену мы видим соседний класс? - Нет. - А предметы, которые находятся в классе, вы видите? - Да. - В классе мы видим доску, парту, стены, за окном - дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? - Нет. - О каком свойстве воздуха это говорит? Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.
- Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? - Зелёные. - Какого цвета школьная доска? - Коричневая. - А какого цвета воздух? - Он бесцветен. - Сформулируйте еще одно свойство воздуха. Вывод: Воздух бесцветен.
Группа 2: - А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? - Ничего. - Пахнет чем-нибудь воздух? - Нет. Закройте глаза. ( Брызнуть духи) А сейчас? ( Запах духов). Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? - В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? - Чистый воздух не пахнет. Вывод: Воздух не имеет запаха.
- Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. - Какое свойство воздуха мы откроем? Вывод: Воздух не имеет вкуса.
Группа 3: - Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает в помещение тепло и холод. Почему? В окнах двойные рамы. Как вы думаете, что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется? - На этом свойстве воздуха основано создание человеком теплых вещей. Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не дает телу потерять тепло. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела. Вывод: воздух плохо проводит тепло.
Из учебника вы узнали, что движение воздуха в природе называют ветром. Для того чтобы это проверить возьмите веер и помашите им около лица. Вы ощутили, что дует ветерок. Помашите ладонью около лица, подуйте на ладонь и почувствуйте ветерок.
- у вас на столе стоит стакан. Что находится в стакане?
- Опустите в воду перевернутый стакан. Почему вода не попадает в стакан?
- Правильно ли выражение «Стакан пустой?»
Делаем вывод: Воздух везде.
А теперь давайте немного отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперёд. На опушке зайка ждет. Зайка прыгал под кустом, Приглашая нас в свой дом. Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех. Побежим скорее в класс. Там послушаем рассказ. Упр. « Цветочная поляна». А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Наклонитесь к цветку, который вам понравился больше всех. Понюхайте его. Какое слово выразит его душистый аромат? Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)
А сейчас внимание на экран. Давайте посмотрим следующий опыт. Опыт 4: На экране вы видите сосуд, который закрыт пробкой с трубкой, трубка опущена в стакан с водой. В сосуде и в трубке находится воздух. Мы нагреваем сосуд с воздухом и что же происходит? Из трубки выходят пузырьки воздуха. А почему? Воздух при нагревании расширяется и выходит из сосуда. Вывод: Воздух при нагревании расширяется. Теперь охладим сосуд. Что наблюдаем. По трубке вверх поднимается вода. Почему? А происходит это потому, что воздух при охлаждении сжимается. Вывод: Воздух при охлаждении сжимается.
- Мы уже знаем, что частицы газообразных веществ постоянно движутся и часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее и отталкиваются из-за этого на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. При охлаждении все происходит наоборот. Я думаю, ребята, вы согласитесь со мной, что воздух нужно беречь и охранять, ведь заводы, фабрики, транспорт загрязняют его. Поэтому, наш урок я хотела бы закончить следующим четверостишьем: Давайте с вами беречь планету Другой такой на свете нету, Развеем над ней пожар и дым В обиду ее не дадим.
- Оценочно-рефлексивный этап.
- Домашнее задание.