Системно – деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно - деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты.


Системно - деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации - это создание проблемной ситуации на уроке. Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный этап момента мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация - это та неожиданная странность, остановка в привычной деятельности, переводящая ее в ситуацию неопределенности, «загадочности», новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Выход из проблемной ситуации - это постановка учебной проблемы. Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока. Основные методы постановки учебной проблемы

  • ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ
  • ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ
  • МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействует и соответственно развивают логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. 1. Проблемно-диалогические методы и приемы, которые используются на уроках русского языка. Побуждающий к проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Русский язык Тема: Перенос слов. 1 класс -Кто это? (Читаю загадку о собаке или показываю картинку) - Это собака. -Составьте с данным словом предложение. Запишем его в тетрадь. (учитель записывает предложение так, чтобы слово «собака» не умещалось на одной строке). Ученики наблюдают, что слово на строке не помещается. -Что же мне делать, ребята? -Надо перенести. -А что значит перенести? -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. -Помогите мне перенести слово «собака». Работайте в парах. -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). Видят варианты: Соб-ака соба-ка со-бака собак-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) -Задание было одинаковое для всех? - Одинаковое. - А как вы его выполнили? - По-разному.(осознание противоречия) - Почему так получилось? Что вы не знаете? - Как надо переносить слова.(формулировка темы)
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
2. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. Тема: Главные члены предложения. 3 класс Серёжа и Маша прочитали предложение Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься?
3. Столкнуть разные мнения учеников. Тема: Сложные слова. 3 класс На доске записано слово мухоловка. Вызываю двух учащихся и предлагаю выделить корень. Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня Разные мнения вызывают реакцию удивления.
4. Дать практическое задание, которое невозможно выполнить. Тема: Число имен существительных. 3 класс На доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта. Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного числа. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.
5. Дать противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом. Шаг 1.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием. На доске записаны слова: трава, дерево, море, кино, шоссе. Разберите их по составу (практическое задание на ошибку). Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью Учитель: Вспомните, как называются слова кино, шоссе? (неизменяемые). Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов? Реакция удивления.
Приведу фрагмент урока русского языка в 4 - м классе. Тема урока: выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Цели урока: открыть с учащимися новое орфографическое правило; формировать умение применять правило; развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы.
I. Постановка учебной проблемы.
Запишите под диктовку пословицу:
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Ученики записывают пословицу, один ученик работает у доски. - Если затрудняетесь, какую букву писать, оставьте место для её написания. - Какое возникло затруднение? (Выбор буквы в окончаниях существительных.) - Почему возникла трудность в выборе буквы? (Это гласная буква, она обозначает другой звук в безударном положении.) - Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного? (Предположения детей: нужно проверять, знать правило.) II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. - Определите тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.) - Какие цели поставим? (Вывести правило, уметь применять его на практике.)
III. Поиск решения: открытие Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Н .Рыленков «Урок как дорога в будущее»


Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал,

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.


4

© 2010-2022