Мастер-класс на тему Рефлексия как элемент здоровьесбережения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс. Тема: Рефлексия как элемент здоровьесбережения». Цель: Повысить мотивацию педагогов к овладению приемами и видами рефлексивной деятельности с обучающимися во внеклассной работе. Задачи:

  • Познакомить с понятием «рефлексия».
  • Дать представление о классификации рефлексии.
  • Показать варианты проведения рефлексии на классном часе, занятии.
  • Создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса.
Подготовка к мастер-классу:
  1. Раздать участникам карточки-таблицы для заполнения;
Что такое рефлексия?

На каких этапах классного часа (занятия) проводится рефлексия?


В каких видах деятельности можно применять рефлексию?


  1. Раздать листочки желтого цвета, ручки для составления синквейна;


Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать на своем мастер-классе. Тема моего мастер-класса «Рефлексия - как элемент здоровьесберегающих технологий». (Слайд 1). Перед вами лежит карточка-таблица. Заполните ее, пожалуйста. Цель нашей встречи: повысить мотивацию к овладению приемами и видами рефлексивной деятельности с обучающимися во внеклассной работе. (Слайд 2). Сначала мы рассмотрим понятие «рефлексия», познакомимся с классификацией, приемами рефлексии на классном часе и занятии. Что же такое рефлексия? (Слайд №3) Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Таким образом, рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Если мы обратимся к этимологии слова, то оно происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обязательным условием создания развивающей среды на классном часе и занятии является этап рефлексии. Она помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных действий, с технологией критического мышления. Для нашей школы все эти положения так же актуальны, так как наша задача привести ребенка к осознанному поведению и выбору определенной позиции в разных поступках (как на уроках, но что более важно для наших детей во внеурочной жизни). Ребенок научившийся анализировать и выбирать социально правильное поведение защищен перед обществом, а значит, мы делаем все возможное, чтобы сберечь ребенка сегодня и завтра, когда он выйдет в жизнь (Знал как переходить дорогу, как обратиться с просьбой к окружающим, что есть хорошо, а что есть не хорошо в обществе. Так как у наших детей страдает эмоциональная сфера, то мы должны научить ребенка знать, понимать чему люди радуются, а чему огорчаются и т. д) и всему этому мы имеем возможность научить через рефлексию - через свое отношение к тому, что происходит. При взаимодействии с обучающимся на классном часе, занятии, классный руководитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: (Слайд 4) 1) физическую (успел - не успел); 2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); 3) интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал); 4) духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других). Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Выделяют несколько классификаций рефлексии (Слайд 5):
1.рефлексия настроения и эмоционального cостояния;

2.рефлексия деятельности;
3.рефлексия содержания учебного материала. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состоя-ния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности дает обучающимся возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, оценить активность каждого на разных этапах классного часа или занятия. Он проводится на этапе подведения итога, но в зависимости от целевой установки возможно проведение на разных этапах классного часа (занятия). Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Таким образом, рефлексия может: 1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); 2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
3) быть средством самопознания.
Перед тем как говорить о конкретных видах рефлексии я хотела бы заметить что все приемы рефлексии, о которых пойдет речь, можно разделить на групповые и индивидуальные. Остановимся на некоторых видах рефлексии подробнее:

-Приемами рефлексии настроения и эмоционального состояния являются:

1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого, безразличного); 2. «Светофор». Обучающимся предлагается оценить свое эмоциональное состояние после определенного вида деятельности (игра, конкурс, викторина …) или в конце занятия. Зеленый цвет - мне понравилось; Желтый цвет - понравилось не все; Красный цвет - не понравилось. 3. Прием «Лесенка». У каждого обучающегося на столе лежит небольшой лист бумаги на котором изображена лесенка четырех цветов. Каждый цвет соответствует определенному настроению. Нужно поместить человечка (себя) на ту ступеньку, цвет которой соответствует вашему настроению. Черный цвет - плохое настроение; Белый цвет - безразличное настроение; Оранжевый свет - хорошее настроение; Зеленый цвет - очень хорошее настроение. 4. Прием «Лесенка успеха». Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось. Один и тот же прием рефлексии мы можем использовать с разным назначением в зависимости от целей, которые преследует педагог. 5. Интересен прием с разными цветовыми изображениями. Прием «Мое настроение». Обучающимся предлагается на листе ватмана нарисовать свое настроение. Этот вид работы можно проводить как индивидуально, так и в группах. 6. Необычен прием «Мишень настроения». Он может проводиться в начале и конце классного часа, занятия, дня или тематической недели. В зависимости от настроения каждый ребенок располагает свой выстрел (кружочек определенного цвета) в начале занятия или дня, в одну из цветовых зон, а затем в конце занятия или дня. 7. В образной рефлексии обучающиеся сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка). 8. «Поляна цветов». Обучающиеся при помощи цвета (цветов разного цвета) могут выразить свое отношение к какому-нибудь предмету или событию. Посмотрите, как это происходит на классном часе «Мой город». Кроме представленных приемов рефлексии часто в своей работе использую такой прием как «Маятник настроения». Цель - оценка настроения. Сама картинка (слева - хмурый день, тучи, дождь; справа - солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана. Маятник - подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая наверху. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.
-Приемами рефлексии деятельности являются:

  1. «Пирамида успеха». Если ребенок активно работал на всех этапах классного часа или занятия он ставит человечка (любой другой предмет) на самую вершину пирамиды, а если работал плохо человечек остается у подножья пирамиды.
  2. Прием «Стул успеха» позволяет обучающимся проанализировать работу всех детей и выбрать «самого лучшего, активного, добросовестного» и объяснить свой выбор.
  3. Прием «полянка». На доске - поляна из цветов. Каждый цветок - вид деятельности на классном часе (занятии). Обучающимся предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
  4. Прием «Огонёк общения». Обучающиеся встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
Обучающиеся передают по кругу любой предмет и говорят: - Сегодня меня порадовало… - Сегодня меня огорчило… -Мне запомнился… -Мне было интересно…
  1. Прием «Цепочка пожеланий». Обучающимся предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе или другим по итогам работы на классном часе, занятии. Можно при этом передавать символ.
  2. Прием «Мой выбор». Этот прием можно отнести как к рефлексии деятельности, так и содержания. Обучающимся предлагается наклеить значок на строчке в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия на классном часе.
Мне было интересно. Мне было скучно. Я узнал что-то новое. Я ничего не узнал. Я слушал учителя. Я не слушал учителя. Я часто отвечал. Я редко отвечал. Я собой доволен. Я собой не доволен.
-Приемами рефлексии содержания изучаемого материала являются: 1. «Прием незаконченного предложения». Обучающиеся обсуждают то, что узнали, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале классного часа (занятия) целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребятам предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: «Сегодня я узнал…». «Мне было трудно...» «Мне было интересно, потому что…». «Теперь я знаю…». «Теперь я буду…». «Больше всего мне понравилось…». «Я могу похвалить себя за то, что …».
  1. Прием «Дерево». По окончанию работы обучающиеся выходят к доске и располагают на ветках дерева яблоко, цветок или листик в зависимости смогли ли оно получить на занятии новую информацию.
  2. Интересным является прием «Попс -формулы. Он был создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование». Ценность этого приёма заключается в том, что позволяет обучающимся кратко и всесторонне выразить собственное мнение (позицию) по изученной теме. Обучающимся предлагается сказать (используя памятку) четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС - формулы:
П - позиция; О - объяснение (или обоснование); П - пример; С - следствие (или суждение); Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:«Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слова: «Например …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слова: «Поэтому…». Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, его понимании и нравственной оценке того или иного события, явления, факта. А самое главное, мы учим обучающихся выражать собственное мнение. Прием «Что было бы, если…» позволяет спрогнозировать события в конкретной ситуации. Интересен в работе прием «синквейн». Синквейн - составление четверостишья по схеме: первая строка - понятие, выраженное существительным, вторая строка - описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка - описание действия 3 слова, четвертая строка- 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию, пятая строка - слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла. Этот прием дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала на классном часе, занятии. Итак, коллеги, мы рассмотрели с вами некоторые приемы, используемые для рефлексии деятельности обучающихся. Нашу работу мы начали с опроса. Я попрошу( ……..) рассказать, что там получилось. (Уважаемые, коллеги! Вам было предложено ответить на 3 вопроса. Все педагоги понимают, что такое рефлексия и нам было очень полезно уточнить конкретный его смысл. Второй вопрос показал, что большинство педагогов считают, что рефлексию можно использовать на разных этапах классного часа. Третий вопрос показал, что наши коллеги понимают, что все виды деятельности должны сопровождаться анализом). Я бы хотела свое выступление закончить одним из приемов рефлексии. Мы с вами его сейчас проживем. Прием называется «Синквейн». Хочу напомнить, что синквейн это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам. Возьмите, пожалуйста, листочек желтого цвета. На нем записана формула составления синквейна. 1 строка - тема или предмет (одно существительное); 2 строка - описание предмета (два прилагательных); 3 строка - описание действия (три глагола); 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Тема нашего синквейна «рефлексия». Итак, я вам предлагаю поработать в группах, парах, индивидуально, кому как нравится, и в течение трех минут составить синквейн. Давайте послушаем, что у вас получилось. (Педагоги зачитывают свой синквейн).


Рефлексия

Аналитическая, деятельная

Осознается, раскрывается, охватывает

Рождается новая педагогическая парадигма

Осознание.


Спасибо, мне было очень интересно послушать ваши высказывания, ваше творчество. Рефлексия -это очень интересная тема, она интересна детям так как помогает привести в систему полученные знания на доступном им уровне. А педагогам - помогает запустить механизм самопознания обучающихся. Спасибо за внимание.















© 2010-2022