Анализ работы МО начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ работы начальной школы за 2012- 2013 уч.г.


Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. В 2012 - 2013г школа продолжает обучение на основе ФГОС начального общего образования 2009г. МО учителей начальных классов ставило перед собой следующие задачи:

  1. Продолжить знакомство со всеми нормативными и методическими материалами по ФГОС;
  2. Совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность, применяя современные методы обучения и новые педагогические технологии;
  3. Добиться стабилизации качества знаний на уровне 50 - 51%, успеваемости - 100%, особое внимание уделять формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
  4. Проводить работу с детьми повышенной мотивации, развивать познавательную активность учащихся;
  5. Усилить диагностическую работу по отслеживанию качества и успеваемости знаний учащихся, а также индивидуальных особенностей детей;
  6. Развитие творческой активности учителей, распространение элементов передового педагогического опыта, освоение и внедрение передовых технологий обучения.

Задачи, поставленные в 2012 - 2013учебном году, решал педагогический коллектив в составе 12 учителей начальных классов. Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства. В конце 2012- 2013учебного года имеют:

Высшую квалификационную категорию

2чел

17%

Первую квалификационную категорию

9чел.

75%

Без категории

1 чел.

8%


Учителя повышали свой профессиональный уровень выступая на педагогических советах, школьных семинарах, заседаниях методического объединения, делились и обменивались приобретенным опытом со своими коллегами на открытых мероприятиях в школе.


С сентября 2010 года по май 2013года 1-3 классы обучались по новым федеральным образовательным стандартам, за это время повысили квалификацию на целевых курсах по реализации ФГОС начального общего образования. Педагоги Матвеева Т.А., Лопырёва Е.Ю., Курманязова А.Л. прошли курсы по АРМ (автоматизированное рабочее место учителя). Умерова В.С., Фёдорова Л.В. прослушали курс преподавания нового предмета ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики).


На 1.09.2012г. в 12 начальных классах обучалось 326 человек. Обучение во всех классах проводится по традиционной программе 1-4 учебно-методического комплекта «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова. Режим работы начальной школы пятидневная рабочая неделя с 45 минутными уроками в 1 классе, 40 минут 2-4 кл. Учебные занятия в 1-х классах начинались в 08.30. Учебный план первых, вторых, третьих классов предусматривал организацию внеурочной деятельности. В нашей школе она реализовалась во второй половине дня. В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования и воспитания;
  • Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования (ученики, воспитатели, педагоги, родители)


На конец учебного года в начальной школе обучалось 320 человек. Из 320учащихся аттестовано240 человек (2-4 классы). На «отлично» закончили учебный год 23 человека (9 %).

Фамилия. Имя

класс

1

Утегенова Сабина

2

Ломоносов Андрей

3

Каштанова Ирина

4

Епифанова Кристина

5

Баранкулова Динара

6

Лукова Анастасия

7

Чачанидзе Виталий

8

Шуканов Расул

9

Манджиева Светлана

10

Закарьяева Карина

11

Хаджян Валерия

12

Зиналиева Милана

13

Токарев Сергей

14

КулубаеваРалина

15

Филипюк Анастасия

16

МухановаДиляра

17

Каштанова Яна

18

Погожая Валерия

19

Хаирлиева Азалия

20

БаубековаСауле

21

Бодрикова Виктория

22

Талипов Тамерлан

23

Ястребова Дарья


На 4-5 закончили учебный год 106 человек (44 %). Качество успеваемости обучающихся начальных классов в 2012 -2013 уч. году 100%, качество обученности 54%.
Сравнительный анализ показывает, что успеваемость за 2012-2013г - повысилась на 0,4%, а качество снизилось на 5%

Качество, успеваемость и степень обученности по годам


Наилучшее качество знаний за 2012-2013уч.г. показали обучающиеся в следующих классах 2 «В» (Зайцева А.В.)- 62%, 3 «В» (Полякова В.В.) -65%, 4 «А» (Умерова В.С.)- 67%, 2 «А» (Бесхлебнова Л.Р.) - 52%, 4 «В» (Васильева О.В.) - 52%.

Качество, успеваемость и степеньобученности по классам за 2012-13уч.г

( по результатам годовых отметок).


качество

успеваемость

СОУ

52%

100%

53%

46%

100%

50%

65%

100%

60%

37%

100%

49%

50%

100%

53%

65%

100%

56%

67%

100%

59%

50%

100%

53%

52%

100%

56%


Достижению таких результатов способствовал профессионализм учителей, внедрение специальных методов обучения, проведение индивидуальных занятий, положительная мотивация у большинства обучающихся правильный учёт знаний учащихся. В течение учебного года с целью контроля над уровнем готовности школьников к продолжению обучения были проведены следующие административные работы:

  • по итогам повторения за предыдущий год: диктанты и контрольные работы по математике во 2-х классах, контрольные тесты в 3-4кл, проверка техники чтения во 2-4 классах
  • аналогичные работы по русскому языку, математике, чтению в конце II полугодия в1-х кл
  • навыки счёта и письма в 1 классах проверялись в феврале и апреле
  • проверка в выпускных классах навыка грамотного письма словарных слов и правописания безударных падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных в ноябре и апреле.
  • проверка по математике ЗУН по теме «Табличное сложение, вычитание, умножение и деление», умение решать задачи изученных видов в 1-4 классах в октябре и феврале
  • срезовые работы и тестирование по окружающему миру, литературному чтению во 2-4 классах по пройденным темам.
  • комплексные работы в 1-3 классах в конце учебного года.

Формирование вычислительных умений и навыков - одна из основных задач начального курса математики. Важно обучить ребенка всем вычислительным приемам, т.е. последовательностью операций, выполнение каждой из которых связано с определенным математическим понятием или свойством. Это необходимо для продолжения обучения и позволяет решать любую вычислительную задачу без использования специальных средств. Анализируя контрольные работы, можно сделать вывод, что педагоги уделяют значительное внимание формированию вычислительных навыков учащихся.


Результаты успеваемости, качества знаний и СОУ по математике в начальных классах по итогам года.




Сравнивая результаты успеваемости, качества знаний и СОУ по математике с прошлым учебным годом видно, что качество понизилось на 3%, СОУ на 2%, успеваемость повысилась на 0,4%. Учителям рекомендовано проводить углубленную работу над содержанием задачи, применять на уроках задания творческого, развивающего характера.







Результаты успеваемости, качества знаний и СОУ по русскому языку в начальных классах по итогам года.



Сравнивая результаты успеваемости, качества и СОУ по русскому языку в конце учебного года видно, что качество понизилось на 3%, СОУ понизилось на 2%, успеваемость выросла на 0,4 и составила 100%. Учителям начальных классов даны рекомендации по совершенствованию качества преподавания уроков русского языка увеличить удельный вес самостоятельной работы на уроке, добиваться прочности усвоения пройденного материала, совершенствовать общеучебные знания, умения и навыки,. Огромную роль в образовании, воспитании, развитии человека играет чтение. Чтение - окошко, через которое дети познают мир. Чтение - это то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Это инструмент, с помощью которого изучают другие предметы.
Проверка техники чтения выявила повышение навыков чтения. Так из 223 человек 92% справляются со скоростью чтения, укладываются в норму. Успеваемость и качество повысились на 1%. Техника чтения охватывает все компоненты чтения: - способ чтения - правильность - выразительность - скорость (темп) 97% учащихся могут осознанно пересказывать прочитанное, это на уровне прошлого года.











Результаты отслеживания уровня сформированности навыков чтения

в начальных классах по итогам года.




Сравнивая результаты отслеживания качества, успеваемости, СОУ по литературному чтению по итогам года видно СОУ снизилось на 6%, качество стабильно. Программный материал пройден полностью. Базовый уровень достигнут во всех классах по всем предметам. В мае 2013 г в 1-3 классах по новым образовательным стандартам была проведена комплексная работа. Цель комплексной работы - определить уровень сформированности метапредметных результатов у обучающихся 1,2,3 классов по итогам освоения программы за 1,2,3 класс начальной школы. Задачи комплексной работы - установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Результаты 1-х классов
Контролируемый элемент Чел. % Писали работу 81 100 Выполнили без ошибок в комплексной работе задания базового уровня. 4 5 Выполнили без ошибок в комплексной работе задания повышенного уровня. 5 6 Всю комплексную работу выполнили без ошибок. 9 11 4 - 9 баллов - освоили базовый уровень. 39 48 10 - 14 баллов - освоили базовый и повышенный уровни. 41 51 Менее 4 баллов - не освоили базовый уровень. 1 1 Получили дополнительные баллы за самостоятельное выполнение работы. 64 79
Из предложенной таблицы видно, что все учащиеся показали хороший уровень сформированности метапредметных результатов. Не справился с комплексной работой 1человек (Есенбаев Рахим 1а кл). Таким образом, можно сделать выводы, что учащиеся 1-х классов справились с комплексной работой и показали отличный результат (51%), хороший результат (48%).
Результаты 2-х классов (78 чел)
Контролируемый элемент Чел. % Писали работу 78 100 Выполнили без ошибок в комплексной работе задания базового уровня. 7 9 Выполнили без ошибок в комплексной работе задания повышенного уровня. 5 6 Всю комплексную работу выполнили без ошибок. 12 15 4 - 9 баллов - освоили базовый уровень. 49 63 10 - 14 баллов - освоили базовый и повышенный уровни. 14 18 Менее 4 баллов - не освоили базовый уровень. 7 9 Получили дополнительные баллы за самостоятельное выполнение работы. 70 90
Можно сделать выводы, что обучающиеся справились с комплексной работой и показали отличный результат (18 %), хороший результат (63%) и не освоили базовый уровень (9%)
Результаты 3-х классов (77чел)
Контролируемый элемент Чел. % Писали работу 77 100 Выполнили без ошибок в комплексной работе задания базового уровня. 5 6 Выполнили без ошибок в комплексной работе задания повышенного уровня. 7 9 Всю комплексную работу выполнили без ошибок. 12 16 4 - 9 баллов - освоили базовый уровень. 38 49 10 - 14 баллов - освоили базовый и повышенный уровни. 28 37 Менее 4 баллов - не освоили базовый уровень. 11 14 Учащиеся 3-х классов выполнив комплексную работу показали отличный результат (37 %), хороший результат (49%) и не освоили базовый уровень. (14%) Педагогам 2-3 классов была дана рекомендация продумать коррекционную работу с учащимися показавшими низкий результат формирования предметных и метапредметных результатов, заложенных в программах обучения.
На основании Письма МО РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 "Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы" первоклассники аттестуются без выставления текущих, четвертных и годовых отметок. 80 первоклассников усвоили программный материал и переведены следующий класс. У обучающихся первых классов безотметочная аттестация. Учащаяся Асланова Мадина(1а) не усвоила программы начального образования, областной ПМПК ей было рекомендовано обучение в 1 классе по программе 7-го вида на 2013-2014 уч.г. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации в первых классах применялся ступенчатый режим обучения, метод постепенного наращивания учебной нагрузки. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не превышала 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся при обучении в течение всего года, на уроках проводились 2 физминутки и гимнастика для глаз. Подвижные игры на переменах, динамическая пауза, физзарядка до уроков, уроки физической культуры, внеклассные спортивные занятия и соревнования, Дни Здоровья - всё это способствовало удовлетворению биологической потребности обучающихся в движении. В школе функционирует психологическая служба. С учащимися начальных классов в течение 2012-2013уч. г. работала психолог Макаренкова З.Н. Много времени уделялось психологом работе с детьми вызывающих тревогу у учителей, и их родителей. Есть заметные положительные сдвиги. Благодаря совместной работе психолога, учителей начальных классов и родителей учащиеся 1-х классов прекрасно адаптировались к школьной среде.

На предмет готовности школьников к переходу в среднее звено проводилась работа с учащимися 4-х классов. Подготовлены предложения и выводы по каждому классу для классных руководителей 5-ых классов.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Развитие личности обучающего строится на основе универсальных учебных действий. У учащихся 4-х классов проводился анализ развития УУД. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Таблица индивидуальных достижений личностных результатов
класс Личностное самоопределение Смыслообразование (мотивация учебной деятельности) Нравственно- этическое оценивание 4а В 15% 7% 18% С 63% 63% 67% Н 22% 30% 15% 4б В 19% 15% 19% С 68% 54% 78% Н 13% 31% 3% 4в В 38% 33% 35% С 53% 37% 57% Н 9% 30% 8% итог


В 24% 19% 24% С 61% 51% 67% Н 15% 20% 9% У 85% учащихся 4-х классов адекватная оценка границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением, рефлексивная адекватная самооценка. Но во всех 4-х классах у 26% учащихся наблюдается низкая мотивация учебной деятельности.( 4а-30%, 4б-30%, 4в-20%)
Таблица индивидуальных достижений метапредметных результатов
класс познавательные регулятивные комуникативные 4а В 25% 30% 32% С 64% 57% 55% Н 11% 13% 13% 4б В 31% 27% 34% С 62% 58% 52% Н 7% 15% 14% 4в В 41% 48% 24% С 47% 39% 56% Н 12% 13% 20% итог


В 32% 35% 30% С 58% 51% 54% Н 10% 14% 16%
У 32% и 58% учащихся хорошая успешность в усвоении учебного содержания. У 90% учащихся созданы хорошие предпосылки для дальнейшего обучения в 5-х классах (4а - 89%, 4б - 93%, 4в - 90%). 10% учащихся имеют низкие познавательные действия ( 4а - 11% 4б - 7%, 4в - 10%), 14% - регулятивные ( в основном это низкие показатели объема и концентрации внимания; медленный темп выполнения деятельности 4а - 13%, 4б - 15%, 4в- 13%), 16% - коммуникативные (4а - 13%, 4б - 14%, 4в - 20% не слушают других, постоянно перебивают, не владеют элементами культуры общения) . Причина низкой сформированности УУД в недостаточной коррекционно-развивающей работе с обучающимися испытывающими трудности в обучении. В школе с начала учебного года работала 1 группа продлённого дня для обучающихся 2-4 классов (воспитатель Зайцева А.В.). Время работы группы с 12.00 до 15.00 В группе соблюдался режим дня и основные его моменты:отдых после занятий, обед, послеобеденное пребывание на свежем воздухе, самоподготовка, досуговая деятельность. Воспитатель ГПД требовал от детей соблюдение санитарно-гигиенических норм: мытья рук, проветривания помещений, поддержание чистоты в классных комнатах и игровых уголках, дежурства в столовой. Во второй половине дня, после занятий в ГПД в соответствии с расписанием воспитанники группы с удовольствием посещали различные творческие объединения и секции:изостудия «Перспектива», «Русский сувенир», «Волшебный мир дороги», ансамбль «Фейерверк» и другие.
В целях раскрытия способностей, творческих интересов детей проводились конкурсы: рисунков «Осторожно, красный свет!», стихов «Астрахань, город в котором мы живём», и т д. Проведена научно-практическая конференция «Старт в науку», предметные олимпиады. В этом учебном году обучающиеся со 2-го по 4-й класс принимали участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», 3-4 классы приняли участие в математической игре «Кенгуру» и игре по литературному чтению «Золотое руно», 2-4 кл участвовали в конкурсе «ЧИП», обучающиеся 2-3х классов принимали участие в дистанционных конкурсах и турнирах, а первоклассники приняли участие в международном турнире первоклассников. Также проводились праздники эстетического творчества:

  • торжественное посвящение первоклассников в школьники;
  • конкурс «Песни военных лет»;
  • праздник «Прощай Азбука»;
  • праздник «Прощай начальная школа» и др.

Были проведены предметные олимпиады среди обучающихся 3-4х классов. Ребята, занявшие 1 места, принимали участие в районных олимпиадах. По математике Хаирлиева Азалия 4б кл. (учитель Фёдорова Л.В.), по русскому языку Погожая Валерия 4б (учитель Фёдорова Л.В.).
В течение всего учебного года с целью осуществления преемственности между Детским садом №9 «Ручеёк» и начальной школой, между начальной школой и среднем звеном, между школой и Детским домом №1 проводились совместная работа по плану школы: педагогический совет, совместная аналитическая работа, разбор текущих проблем, работа по запросам, поступившим от учителей, родителей. Совместно с психологом Макаренковой З.Н. проведены: общешкольное родительское собрание «Адаптация учащихся 1-х классов», круглый стол для учителей «Трудности обучения в адаптационный период 1классов и 5 классов», семинары «Как помочь ребёнку учиться». Совместно с учителями 5-х классов и психологом провели круглый стол, где психолог Макаренкова З.Н. ознакомила с особенностями адаптации учащихся 5 классов, а учителя начальных классов раскрыли индивидуальные особенности учащихся 5-х классов. В марте месяце состоялось собрание с родителями будущих первоклассников. Проведены 10 занятий в школе с будущими первоклассниками.
В 2013- 2014 учебном году методическое объединение учителей цикла начального образования будет работать над решением следующих задач:
  1. строить работу по формированию УУД, через предметные линии, внеурочную деятельность;
  2. проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися испытывающими трудности в обучении;
  3. использовать разнообразные педагогические технологии, формирующие у детей умение подводить итог проделанной работы, ставить цели, задачи предстоящей работы, давать самооценку происходящему;
  4. формировать положительное отношение к учению (мотивационная готовность к продолжению образования в основной школе);
  5. добиваться стабильности учебных умений, повышать уровень качества обученности учащихся;
  6. создать развивающую (творческую) образовательную среду для самореализации личности, т. е. создать для каждого ребенка условия, в которых он мог максимально проявить и развить свои способности при постоянном стимулировании творческой активности;
  7. заботиться о физическом и духовном здоровье учеников.



Руководитель МО учителей цикла начального образования Матвеева Т.А.

11


© 2010-2022