Урок математики по теме Деление с остатком (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



План - конспект урока математики

Тема урока: Деление с остатком.

  • Цель урока: Познакомить учащихся с новой операцией - делением с остатком, его компонентами (делимое, делитель, частное, остаток) и свойствами остатка.

  • Предметные задачи урока:

1.Научить учащихся выполнять деление с остатком (в частности, при делении меньшего числа на большее).

2.Формировать у учащихся навыки исследования текста задачи.

  • Метапредметные задачи урока:

1.Различать операции деление и деление с остатком.

2. Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек.

3. Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток)


  • Урок «Деление с остатком» входит в раздел «Арифметические действия в пределах 1 000. Умножение и деление» - урок изучение нового материала.


Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые учебные действия.

1. 1.Организационный момент. 2. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)


Орг. класса. -Каким бы вы хотели видеть урок? Покажите друг другу ладошки и скажите: -Я желаю тебе добра. -Ты желаешь мне сегодня добра.

-Если будет трудно, я тебе помогу. Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

Желают друг другу добра. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

2. Актуализация знаний учащихся.

(7 мин.)

Организация устного счета.

1.Разгадайте правило, по которому составлен ряд. Продолжите его.

а) 99:11,9, 88:11, 8, 77:11, 7, 66:11, 6…

б) 100:10, 10, 90:10,9, 80:10, 8,…

2. Расположите выражения в порядке уменьшения их значений.

96:16, 96:96, 96:6,96:3 96:2, 96:4, 96:1.

Назовите делимое, делитель, частное.

3.Из данных выражений назовите те, которые делятся на 6.

30+36 35+13 20+22

48+18 32+6 66+30

1.Разгадывают правило и продолжают каждый ряд.

2.Располагают выражения в порядке уменьшения, доказывают свой выбор, путём нахождения частного.

3.Дети называют выражения и доказывают свой выбор. Контролировать свои действия и действия другого. Осуществлять контроль в применении способа действия. Владеть способом оценки. (Регулятивные УУД)

3. Постановка учебной задачи, самоопределение учебной деятельности (10 мин)


  1. 1.Проблемная ситуация

(На доске 64 : 8 88 : 11 60 : 6 80 : 10 32 : 4 10 : 3)

-Посмотрите вокруг, что вы видите?

-Найдите значения данных выражений.

-А на сколько, делится 10?

2.Работа с фишками. Решение задач.

а) Ребята, разложите 10 фишек поровну в две кучки.

Сколько фишек в каждой кучке? Каким арифметическим действием это можно узнать? Сделайте запись.

Посмотрите на экран (на экране белка, волк и заяц держат карточки с числами).

- У кого из учеников карточка с делимым, у кого с делителем, у кого с частным?

б) Попробуйте разложить 10 фишек поровну на 3 кучки. И посмотрим можно ли разделить 10 на 3. Сколько фишек в каждой кучке? Сколько фишек осталось?

- Оказывается, все числа делятся! Только одни делятся полностью, а другие нет.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Какие задачи мы поставим на урок?

-В математике существует особый вид деления, который называют деление с остатком.

-Когда появляется необходимость выполнить деление с остатком?

-Деление с остатком записывают так:

10:3=3 (ост. 1)

в) -Ребята, откройте учебник с. 99 №3 и проверьте с помощью фишек, кто из учеников правильно выполнил деление с остатком?

-Кто допустил ошибку и как он должен её исправить?

-Скажите, какой должен быть остаток при делении?

-Давайте прочитаем вывод в учебнике.

3. Учитель организует физкультминутку.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Мы потопаем ногами

Громче и дружнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Мы немножко покружились,

Ниже опустились.

А теперь тихонько сели

И остановились.

(Дети, посчитав пять первых выражений, останавливаются и выдвигают предположения, что 10 на 3 не делится, а делится на 2.

2) Работают с фишками, отвечают на вопросы, делают записи в тетради.


Формулируют тему урока, ставят задачи на урок.

Работают с учебником, проверяют решение примеров с помощью фишек и доказывают правильность решения.

Делают вывод.

Выполняют упражнения Проговаривать последовательность действий на уроке Высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД) Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. (Коммуникативные УУД) Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное. (Познавательные УУД)

















Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.

(Личностные УУД

4.

Первичное закрепление с проговариванием.


(10 мин)


Организация работы посредством коллективно - учебного диалога.

  1. Уч. с. 99 №4 (1,2 столбики) (Например, делим 5 на 2 с остатком. Подбираем подходящий табличный случай: 4:2=2. Следовательно, при делении 5 на 2 в частном получим 2. Ищем остаток: 5-4=1. Остаток равен 1. Сравниваем остаток с делителем: 1Урок математики по теме Деление с остатком (3 класс)2. Значит, деление с остатком выполнено верно.)
По ходу работы учащиеся в тетрадях делают следующие записи: 5:2=2 (ост.1) 4:2=2 5-4=1 1Урок математики по теме Деление с остатком (3 класс)2
  1. Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка, оценивание своей работы.
1 вариант №4 (3 столбик); 2 вариант №4 (4 столбик)

-На какие группы можно разделить все примеры?

Фронтальная работа.



Выполняют самостоятельное решение примеров, обмениваются тетрадками - взаимопроверка. Оценивание деятельности. Принимать и удерживать учебную задачу. Контролировать свои действия и действия другого. Оценивание работы. (Регулятивные УУД)

5. 5. Закрепление новых знаний и способов деятельности. (2 мин)


-Для того, чтобы быстро делить с остатком надо хорошо знать таблицу умножения. Мы сыграем в игру. Девочки по очереди будут называть числа в пределах 100, я буду говорить делитель, а мальчики наибольшее число, которое делится на мой делитель. Например: Маша назвала число 45, я делитель - 8, а Иван - наибольшее число до 45, которое делится на 8. Это число 40.

Вспоминают таблицу умножения и подбирают наибольшее число. Слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

6.

Самостоятельная работа.

(8мин) Организует самостоятельную работу в парах. Решить примеры на карточках: 15:2 20:3 17:4 28:5 28:3 34:4 34:5 19:4 -Проверьте свою работу (ответы на слайде)

-Оцените деятельность пары. Что помогло вам решить примеры?

Работают в парах, осуществляют самопроверку и оценивают свою деятельность.


Слушать и понимать речь других; работать в паре (Коммуникативные УУД) Владеть способом оценки. (Регулятивные УУД)

7. Домашнее задание (2 мин)


Организует инструктаж по выполнению домашней работы. Уч. с. 99 №5, 6

Записывают домашнее задание в дневник.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)
Организация рефлексии учебной деятельности. - Какую цель ставили в начале урока? - Закончите предложение. При делении с остатком… (остаток должен быть меньше делителя) - Кто может сказать, что научился делить с остатком? -Оцените свою работу во время урока. Закончите фразы:

Я познакомился с ...
Было непросто ...
Я добился ...
У меня получилось ...
Хотелось бы ...
Мне запомнилось ...

Отвечают на вопросы.

Фиксирование собственного нового знания. Самооценка деятельности.


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (Познавательные УУД) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)

6


© 2010-2022