Разработка урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к уроку окружающего мира

«Родная страна».

1. Информация об авторе.

Коптева Светлана Викторовна

учитель начальных классов МБОУ СОШ№2

Староминского района Краснодарского края

2. Информация об уроке:

предмет: Окружающий мир

класс: 2 класс

программа: «Школа России»

учебник: «Окружающий мир», раздел «Где мы живем» (автор А.А. Плешаков)

1 час в неделю

Тема: «Родная страна»

2-ой урок по программе.


Характеристика класса: В классе 23 ученика: 13девочек и 10 мальчиков. Дети подобраны одного возраста: 21 человек 2004года рождения, 1 ребенок 2003 года рождения, 1 ребенок 2005 года рождения. 3 ребят из неполных семей. Все дети физически здоровы. Нет детей, занимающихся в специальной физкультурной группе, нет детей, освобожденных от трудовой и физической деятельности. Все дети из благополучных семей, но есть ребята, требующие особого внимания: Петрова Маша живет с отцом, но больше времени проводит с бабушкой, мать живет отдельно. С этим ребенком проводятся индивидуальные беседы, и поддерживается тесная связь с отцом. Общий темп деятельности класса -средний, но есть учащиеся , которые испытывают проблемы в учебной деятельности, в классе 5 учащихся VII коррекционного вида, с ними организованы дополнительные занятия. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, но отмечается не очень высокий уровень познавательной активности. Правила поведения на уроке усвоили на удовлетворительном уровне. Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, намного ниже на уроке математике. Все дети с удовольствием ходят в школу. Следует отметить, что в результате совместной работы учащихся, учителей, родителей и классного руководителя прослеживается динамика развития коллектива. По мнению учащихся и их родителей в классе хороший микроклимат,100% учащихся чувствуют себя комфортно. Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. На переменах многие любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения, в основном, соблюдают.

Цели: расширить представление о родной стране; воспитывать любовь к родному краю, Родине.

Планируемые результаты: учащиеся осознают себя жителями планеты Земля; научатся приводить примеры народов России; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн); анализировать информацию, представленную в учебнике; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: глобус, физическая карта России, презентация «Родная страна», герб, гимн, флаг России, картинки с изображением родной природы и представителей разных народов России, герб станицы, толковый словарь Ожегова. Это урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:
 словесные (объяснение, беседа с учащимися);  наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации);  практические (работа в рабочих тетрадях).
  1. по виду учебной деятельности:
 проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем). На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

3. Краткое описание последовательности этапов урока:

I этап. Организационный момент

На данном этапе происходит эмоциональное включение детей в урок. Урок начат со стихотворения, которое читает учитель.

II. Самоопределение к деятельности

На данном этапе с помощью метода подводящего диалога учащиеся формулируют основной вопрос (проблему) урока, определяют учебные задачи урока.

III этап. Работа по теме урока: использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстрации в справочной литературе), фронтальная беседа, детские презентации, работа в парах со словарем, проводится большая работа по обогащению словаря учащихся. Групповая форма работы позволяет снять напряжение, тревогу за неверный ответ.

IV. Постановка проблемы.

Поиск решения проблемы.

Используя метод диалога в ходе фронтальной работы, работы со словарем учащиеся находят ответы на эти вопросы. Новые знания систематизируются и обобщаются в ходе детских презентаций о нашей стране на основе собственных впечатлений.

V этап. Физминутка :упражнения для расслабления глаз под тихую музыку.

VI. Продолжение работы по теме урока

На данном этапе прослеживалась связь с Кубановедением: природа, население, символы Краснодарского края. Использование знаний о правилах поведения в лесу, на море способствовало воспитанию бережного отношения к природе.

VII этап. Итог урока

Вопросы учителя помогают детям проанализировать собственную деятельность на уроке, осознать изменения в каждом, произошедшие за урок.

VIII.Рефлексия.

IX этап. Домашнее задание.

Тема: Родная страна.

Цели: расширить представление о родной стране; воспитывать любовь к родному краю, Родине.

Планируемые результаты: учащиеся осознают себя жителями планеты Земля; научатся приводить примеры народов России; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн); анализировать информацию, представленную в учебнике; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: глобус, физическая карта России,презентация, герб, гимн, флаг России, картинки с изображением родной природы и представителей разных народов России, герб станицы.

Ход урока

I.Организационный момент

Слайд 2

Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера. Учитель: Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. II. Самоопределение к деятельности Слайд 3 -Прочитайте на странице 3 учебника название первого раздела. (Где мы живем) -Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Слайд 4 Посмотрите на картинки и предположите, о чем пойдет речь на уроке. (О нашей Родине.) - Прочитайте тему урока. (Родная страна.) СЛАЙД 5 - С учебной задачей урока нас вновь познакомит Муравьишка. III. Работа по теме урока СЛАЙД 6

-У нас над головой общая крыша - голубое небо.
У нас под ногами общий пол - земная поверхность.
У нас на всех одна лампа и печка - ласковое солнышко.
У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи.

-А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовила нам Макаренко Наташа


"Мой дом".

У меня есть родной удивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок - голубой - голубой,
Только много дорог - знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен - от песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме живу не один.


Е.Серов

- О каком доме идёт речь в стихотворении? (О планете Земля)

- Правильно, в этом стихотворении говорится про нашу планету Земля, на которой мы с вами живем.

И есть на этой планете место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.

-Как называется это место? (Родина)

-Это наша Родина.

IV.Постановка проблемы

-Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:

- Что такое Родина? (ответы детей)

V. Поиск решения проблемы

Ответов на этот вопрос может быть много:

- Родина - это страна, в которой мы родились и живём.

- Наша Родина - это русские леса, поля, моря и реки.

- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

- Земля, которую наши предки защищали от врагов.

- Родина - это наш край, город, село.

СЛАЙД 7

РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.

-Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению? (Это близкие по значению слова)

-Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает, учится, где живут его родные и близкие.

РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну-Родину.

-Откуда произошло само слово «РОДИНА»?

(Работа в парах со словарем )

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

Род-бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов - Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

Мы живём в России. Это наша Родина.

- Значит, мы кто? (Мы Россияне.)

VI. Продолжение работы по теме урока

СЛАЙД 8.

- Посмотрите на карту России. Как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге - плещется теплое море, цветут каштаны. Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут. А вот что пишут поэты о величии нашей страны:

СЛАЙД 9.

Звучит стихотворение
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…

Слайд 10
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Слайд 11, 12

- Ребята, прошли летние каникулы. Многие из вас побывали в разных уголках нашей страны и, хотят поделиться своими впечатлениями. Кривонос Ваня все лето провел у бабушки на Сахалине. Давайте послушаем его рассказ об этом далеком удивительном крае.

Слайд 13, 14

- Иваницкая Настя, Прус Миша были летом на море, в горах, и тоже хотят рассказать об увиденном.

IV. ФИЗМИНУТКА

Физкультминутка для глаз

Уже так много повидали

Я думаю, глазки ваши устали,

Поэтому я предлагаю вам сейчас,

Гимнастику для расслабленья глаз.

(Упражнения для расслабления глаз под тихую музыку).

- Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Ваши руки тёплые. Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе. Что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом. Он сделает их более свежими и сильными.

Работа по учебнику.

-Узнайте полное имя нашей страны. Прочитайте текст на странице 4.

-Назовите полное имя нашей страны. (Российская Федерация)

Выполнение задания в рабочей тетради ( №1 стр.6)

-Представьте, что вы встретились с инопланетянином и он попросил написать ему адрес. Пишите адрес красиво, чтобы инопланетянин мог полюбоваться вашим почерком.
- Скажите, пожалуйста, чем отличается одно государство от другого? (Площадью, географическим положением, языками, обычаями, традициями, государственными символами...)

Слайд 15 -У каждого государства есть свои символы, присущие только ему. Кто знает, какие символы есть у нашего государства?

Слайд 16

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный ... (ФЛАГ!) Наш флаг появился впервые в России появился при Петре 1 в 1693 году, а единственным флагом Российского государства он стал во время царствования Александра 3. С 1993 года это флаг Российской Федерации. - Какие цвета присутствуют на флаге России?

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (БЕЛОМ)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (СИНИЙ)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (КРАСНЫМ) - Как располагаются цвета на флаге?

Слайд 17

- Почему на флаге именно эти цвета? Работа в Рабочей тетради. Задание 3 стр. 7 - Раскрасьте флаг России нужными цветами.

Слайд 18

Есть главная песня у нашей страны.

Услышав её, мы вставать все должны.

Единству народа поётся в ней слава,

И восхваляется наше держава.

На свете много песен разных,

Но эта нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного. (ГИМН)

-Работа в парах со словарем. Значение слова ГИМН. - Слово гимн образовано от греческого «гимнос» - восхваление, торжественная песня. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях: при вручении наград, на встречах с послами других стран… Слова гимна отражают историю страны. Музыку написал композитор А.Александров, а слова гимна - поэт С.Михалков. Гимн слушают стоя.

(Прослушивание гимна России)

Слайд 19

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ) -Что такое герб? ( эмблема государства).

- Герб показывает традиции государства или города. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Этот герб появился более 500 лет назад в 1497 году после битвы московского князя Дмитрия на Куликовом поле. Он показывает в условной форме знаменитое сражение. Внутри Российского герба - герб Москвы, на котором на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

- Ребята, а знаком ли вам герб нашего района?

Слайд 20

Станица Староминская возникла в 1794 году в числе первых сорока куреней Черноморского казачьего войска, образованных здесь для охраны южных границ государства. Об этом в гербе говорит изображение крепостной стены.
Староминский район считается северными воротами Краснодарского края, через его территорию проходит целый ряд авто и железнодорожных магистралей, центр района - станица Староминская является крупным транспортным узлом. Эти особенности района аллегорически отражены в гербе открытыми крепостными воротами и изображением созвездия Малой медведицы с Полярной звездой, указывающей путь на север.
Зелёный цвет поля за воротами крепостной стены символизирует плодородную Кубанскую равнину и развитое здесь сельское хозяйство.
Голубой цвет - символ чести, благородства, духовности, в гербе района также указывает на водные ресурсы.
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Золото - символ урожая, богатства, стабильности, жизненной энергии и солнечного тепла.
Чёрный цвет - символ мудрости, скромности, вечности бытия.

Слайд 21,22

-Более 150 народов населяют нашу страну. Это русские, татары, башкиры, мордва, чуваши, карелы, удмурты, марийцы и многие другие. И все мы россияне!

Работа с учебником на стр. 6 «Семья народов России»

-Поделитесь новой информацией.

Слайд 23

-Наш Краснодарский край очень многонациональный.

Представители, каких народов населяют наш Краснодарский край?

Что вы знаете об их традициях, обычаях? ( рассказы детей )

Слайд 24

«Единой семьею народы живут,

Кубань хлебосольную, мамой зовут»

Да, Кубань - действительно многонациональный край. Здесь мирно живут люди разных национальностей. Большинство, конечно, составляет русское население, но много армян, украинцев, белорусов, греков, адыгейцев,, есть грузины, татары, цыгане, удмурты, буряты, эвенки. В нашей школе тоже учатся дети разных национальностей.

VII.Закрепление изученного материала

Объясните пословицы:

  1. Человек без родины - соловей без песни.
  2. Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
  3. Своя земля и в горсти мила

Слайд 25

VIII. Итог урока:

  1. Что означает слово « федерация»

  2. Как называется страна, в которой мы живём. (Россия)

  3. Столица нашей Родины. (Москва)

  4. Президент России. (В.В. Путин )

  5. Сколько полос на Российском флаге? (Три)

  6. Как называлась наша страна раньше? (Русь)

  7. Как называется главный город нашего края? (Краснодар)

Слайд 26

IX.Рефлексия

- Раскрой ладонь левой руки и мысленно положи на неё свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу. Потом возьми свою правую ладонь и положи в неё всё то, что ты сегодня узнал от учителя. Соедини ладони. Это клад знаний, твоих знаний. Береги его! Наш урок закончен, но наше знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь.

X.Домашнее задание


8


© 2010-2022