Конспект урока по предмету Окружающий мир на тему Кто что ест (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Тираспольская гуманитарно-математическая гимназия»










Урок окружающего мира

"Кто что ест"

в 3 «А» классе





Учителя начальных классов,

Первой квалификационной категории

Еременко Ирины Ярославовны














2014

Урок окружающего мира "Кто что ест"


Учебная задача, направленная на достижение

Предметных результатов

1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп;

2) формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их;

3) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

4) развитие умения уч-ся делать выводы по изученному материалу

Метапредметных результатов

1)развитие умения работать с информацией; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделения лишнего;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

3) формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога, а также в группах в режиме интерактивного обучения;

4)осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностный результатов

1) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2) развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

3) формирование собственного отношения к миру природы и поведения в нём.

Оборудование:

телевизор;

презентация;

компьютер;

шапочки с изображениями животных;

клубок ниток;

карточки со словами.

Ход урока

На уроке окружающего мира мы (Слайд 1)продолжим путешествовать по разделу «Эта удивительная природа» (Слайд 2)

На какие большие царства делится живая природа? Царства растений, животных, грибов, бактерий. Какая наука изучает животное царство? Зоология. Что мы делали на прошлом уроке? Делили животных на группы, говорили о разнообразии животного мира. Хочу увидеть, как вы усвоили тему «Разнообразие животных. Для этого я разделила вас на 6 групп.

Задания в белых конвертах. Если в конверте 3 карточки делимся на пары, если 2 - то делимся на тройки.

Первая группа, Ваша карточка. (Слайд 3) Черви - Дождевой черв, пиявка; моллюски - перловица, осьминог, беззубка; иглокожие - морская звезда, морской ёж; ракообразные. (Слайд 4)Дополнительные вопросы всем группам : - Признаки иглокожих? На теле иголки. - Какие из перечисленных животных встречаются в нашей республике? Перловица, беззубка. (Слайд 5)- Признаки моллюсков? Мягкое тело, облачно защищенное раковиной, потому дети и называют их ракушками.

Группа 2 Ваша карточка (Слайд 6) Исправь ошибку… (Слайд7) Дополнительные вопросы: - Самый крупный паук, встречающийся в нашем крае? Тарантул. (Слайд 8)- Насекомое, которое может смотреть через плечо? Богомол. (Слайд 9)Самое сильное насекомое? Посмотрите на портреты силачей. (Слайд 10)Муравей может перетаскивать тяжесть больше собственного веса в 52 раза, жук-носорог - в 100 раз, а жук навозник в 4200 раз. Где мы можем увидеть этих насекомых? Мы назвали 6 групп. Ученые часто объединяют в одну группу. Почему? Все это беспозвоночные.

Группа 3, ваша карточка. (Слайд11) Земноводные - дополняем, пресмыкающиеся. Дополнительные вопросы всем. - Признаки группы земноводные. Земноводные часть жизни живут в воде, часть на суше. Кожа голая, нежная. Земноводные или амфибии - Признаки группы пресмыкающиеся. У пресмыкающихся тело покрыто сухими чешуйками или панцирем. - Как по-другому назвать группу пресмыкающихся? Рептилии. - Представители, каких групп вы видели? (Слайд 12) Земноводные и пресмыкающиеся. - Разделите их на группы.(Слайд13 ) - Что вы можете о них сказать? Все встречаются в нашей республике, занесены в Красную книгу.

Группа 4, Ваше задание (Слайд14) Хочу услышать по 1 предложению от каждого отвечающего. Работаем цепочкой. (Слайд15) Я обещала показать Вам фотографию колибри. (Слайд16) Назовите из данных представителей (Слайд17) тех, которые встречаются в нашей республике. Правильно, (Слайд18 )это два представителя из многочисленной группы. Они занесены в Красную книгу. Молодцы!

Переходим к следующей группе. (Слайд19)- На какие группы разделили рыб? Морские, аквариумные, пресноводные.

Назовите представителей морских рыб. (Слайд20) Морские: скат, морской конек, камбала, удильщик.

Аквариумные: меченосец, гуппи, скалярия, вуалехвост. (Слайд21)

Пресноводные: Щука, чоп, налим, карась. (Слайд22)

Какие рыбы встречаются в реках и озерах Приднестровья. - Кто занесен в Красную книгу? Чоп, налим.

У меня были 14 названий, а вы назвали 12. - Кого пропустили? Кит, дельфин - млекопитающиеся.

Дополнительные вопросы: - Признаки рыб? Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами. - как называется скопление рыб? Косяк. (Слайд24) - Самая опасная рыба? Пиранья. (Слайд25) -Самая маленькая рыбка? Карликовый бычок. (Слайд26) Самая большая? Китовая акула. (Слайд27) Молодцы!

И последняя группа - звери. Объедините животных по средам обитания. Отвечаем цепочкой.(Слайд28) - Наземные: тигр, рысь, олень. (Слайд29 )наземно-древесные: Соболь, белка, куница. (Слайд30) Подземные: крот, слепыш. (Слайд31)Летающие: вечерница, ночница, ушан. (Слайд32)Водные: дельфин, кашалот, касатка. (Слайд33) Полуводные: выдра, бобер, ондатра. (Слайд34) Ластообразные: морж, тюлень, морской котик. (Слайд35) Прыгающие: Заяц, кенгуру, тушканчик. (Слайд36) Главный признак этой группы? Детенышей кормят молоком. (Слайд37, 38 )

Молодцы, отдохнем. Физкультминутка. 11-25

Я увидела, что вы очень хорошо знаете группы животных. А тема нашего сегодняшнего урока: «Кто что ест». Сейчас мы выясним, чем питаются представители разных групп животных. Но сначала вспомним признаки живых существ. Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. Правильно, потому к живой природе относятся и животные и растения. Но животные в отличие от растений питаются по-разному. Вспомним как питаются растения. (Слайд39) На свету, используя энергию солнца из углекислого газа, воды и растворенных в воде солей образуется сахар и крахмал, при этом обогащается воздух кислородом.

- А чем могут питаться животные, растениями могут? Да. - Как мы назовем животных, которые питаются растениями? Растительноядные. (Карточка) - А если питаются насекомыми? Насекомоядные. (Карточка)- А если охотятся на других животных, одни едят других? Хищники. (Карточка) - Но есть те кто питается и растениями и животными. Всеядные. (Карточка) Внимание на экран. (Слайд 40) Перед Вами растительноядные. Представителей, каких групп Вы узнали? Прикрепить их названия напротив группы. У доски мне помогают эксперты. Дождевой черв… (Слайд 41)Следующая группа по способу питания - насекомоядные. Ищем представителей уже известных Вам групп. (Слайд 42, 43)

А знаете ли Вы, что есть рыба, которая питается насекомыми. Рыба-брызгун. (Слайд 44)Она использует водную струю, чтобы охотиться на сухопутных насекомых. Целится, выплевывает струю воды и оглушает насекомого. Брызгун может сбить насекомого на высоте до трех метров над поверхностью воды. На классном часе я покажу Вам короткий фильм об этой удивительной рыбке. Следующая группа - хищники. (Слайд 45, 46, 47) И наконец, всеядные. (Слайд 48, 49) Интересное животное - морская лилия. (Слайд 50) Она также относится к всеядным, так как питается фито и зоопланктонами. Фитопланктоны - мельчайшие растения в толще воды, зоопланктон - мельчайшие животные в толще воды.

Обратите внимание на нашу таблицу. Среди растительноядных нет ракообразных, земноводных, паукообразных. Я не назвала представителей, потому что их нет в природе. Среди насекомоядных нет червей, моллюсков, иглокожих, ракообразных - их нет и среди хищников, все ракообразные - всеядные. Среди всеядных нет червей, моллюсков, земноводных, паукообразных. Мы разделили животных по способу питания на 4 группы, но часто ученые хищников и насекомоядных объединяют в одну группу - хищники.

Еще раз, чем питаются растительноядные? (Карточка) Опавшие листья - дождевой червь - квакша. Капуста - тля - божья коровка.

Ряска - толстолобик, мальками толстолобика - карп.

Вот эти связи (Слайд 51) называются пищевой цепочкой или цепями питания. Чтобы правильно составить цепь питания надо запомнить следующее. Цепь питания начинается с растения, затем в цепи идет растительноядный представитель, который служит пищей для хищника, всеядного, насекомоядному. (Слайд 52)

А теперь исследовательская работа. Мы с Вами будем учиться составлять цепи питания. У Вас на столе синие и красные конверты. По два представителя с красными конвертами выходят к доске и составляют цепи питания из карточек, которые есть в конвертах. Пожалуйста.

Те, у кого синие конверты работают на местах. Тополь → короед → дятел. Трава → олень → тигр. Кора деревьев → заяц → лиса. Молодцы! Проверяем тех, кто работал с синими конвертами. Какие цепи питания у вас получились? Возьмите по одной карточке в руку и составьте цепь питания. Трава → кузнечик → ящерица ( дятел). Закрепите цепочку на доске. Зерно → мышь → уж → ястреб. Какую цепь питания мне не встретить в нашем крае? Почему? Это были простые цепи питания из 3-4 звеньев, но в природе цепи питания могут быть длинными и сложными.

Группа которая не получила конверты, у вас есть шапочки, наденьте их. Посмотрите на представителей. Встаньте в круг. Составьте цепь питания помощью волшебного клубочка. С чего начнем? Медуница → комар → стрекоза → жаба → уж → ёж → лиса. Это не просто цепь, а целая сеть питания, Давайте посмотрим, что произойдет, если исчезнет одно звено. Например, уничтожили комаров и ужей, так как их часто путают с гадюкой. Цепь питания разрушилась, на лицо экологическая катастрофа.

К сожалению, в природе так встречается часто по вине человека. Приведу пару примеров:

  1. В результате усиленной охоты были истреблены лисы. Скоро над полями повисла угроза: расплодившиеся мыши съедали весь урожай зерна. Нарушилась цепь: зерно → мышь → лиса.

  2. II. Низко пролетавшие самолеты пугали птиц, и они покинули дубовый лес. В результате начали привольно плодится непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях, и высохли могучие дубы. Нарушилась цепь: дуб → шелкопряд → птицы.

По незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой. Но и сами животные, чтобы сохранить свою жизнь, уберечься от хищников или удачно поохотиться приспосабливаются. Одни маскируются, чтобы их не заметили. А другие своей окраской кричат: «Не трогай меня».

Вот этот материал вы изучите самостоятельно дома, используя учебник и не только. Составьте 2-3 цепочки питания для животных нашего края. Эксперты сдадут мне карточки с самостоятельно выполненным заданием, чтобы я могла оценить вашу работу на уроке.



© 2010-2022