Материал для педсовета Психология овладения письмом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Психология овладения письмом
















Содержание:


1. Определение понятия «письмо». 3 2. Структура процесса письма. Психофизиологические механизмы письма. 5 3. Мозговая организация процесса письма. 7 4. Характеристика процесса формирования навыка письма в норме. 9 5. Условия для успешного овладения навыком письма. 15 Библиография 26





1.Определение понятия «письмо».


Письменная речь и, в частности, один из её видов - письмо - это сложный психический процесс, которой до сих пор всё ещё недостаточно изучен, несмотря на большой интерес исследователей различных областей научного знания к этой проблеме. Б. Н. Головин определяет понятие письма так: «Письмом современная наука о языке называет систему знаков, используемую для фиксации звуковой речи». Письмо как особое понятие выделяет и А.А. Волков, который пишет: «Письмо - система графических знаков, правил их реализации в тексте и референции в звуковом языке». Письмо возникло из потребности человека что-то сообщить в такой ситуации, когда этого нельзя сделать при помощи звуков или жестов (прежде всего - когда общающихся разделяло расстояние). Письмо в том или ином виде должно было в этих случаях заменить устную форму речи и, в конце концов, не просто заменить, а отразить её. Письмо представляет собой вид кода, позволяющего переводить акустический речевой сигнал в оптический. Письмо представляет собой довольно сложный код, его элементы могут обозначать разные языковые единицы и явления: буква обозначает фонему, цифра заменяет слово, вопросительный знак и точка указывают как на коммуникативный тип, так и на конец предложения. Письмо, в свою очередь, может быть объектом кодирования, как это имеет место в азбуке Морзе, где алфавит состоит всего из двух букв: точки и тире. Собственно письмо включает ряд специальных операций:

  • Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
Первое условие письма - определение последовательности звуков в слове. Второе - уточнение звуков, т.е. слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции.
  • Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы
графических знаков с учётом пространственного расположения их элементов;
  • "Перешифровка" зрительных схем букв в кинетическую систему
последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы). Письмо - двигательный акт, где тонический фон пишущей руки, вибрация мышц предплечья, запястья, пальцев рук очень ритмичны и монотонны, при осуществлении округлости движения, его ритмического рисунка. Сформированность произвольной моторики, слухо-моторных координаций и чувства ритма могут снять возможные проблемы нарушений в чтении и письма. Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают двигательный состав и смысловую структуру. Итак, «письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять её во времени». Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков. По поводу значения письма в психической деятельности ребенка Л.С. Выготский писал, что «… письмо вызывает к жизни развитие всех функций, которые у ребенка ещё не созрели», и что обучение письменной речи формирует у детей способность произвольного оперирования собственными умениями, осознания и произвольного владения устной речью, что в свою очередь является важнейшим условием формирования и самой письменной речи. Без этих двух условий развития устной речи и произвольного и осознанного поведения, оперирования собственными действиями «…письменная речь вообще невозможна». Грамматика и письмо обеспечивают ребенку возможность подняться на высшую степень в развитии речи и других ВПФ. Поэтому обучение письму является одним из главнейших предметов школьного обучения в начальных классах. П.К. Анохин в теории функциональных систем показал, что цель поведения определяется нуждой организма или потребностью. В результате возникновения доминанты в мозге формируется поисковое или ориентировочно исследовательское поведение; в окружающей среде обнаруживается соответствующий доминанте стимул или раздражитель. Если формируется и соответствующая обстановка, то принимается решение и соответствующее поведение. Появляется потребность - нужда в чём-то. Из потребности возникает мотив - опредмеченная потребность. Потребность 0 это форма связи организма с внешним миром и потребности побуждают организм к деятельности. Причём потребность формирует активность, а активность формирует новые потребности. Так происходит развитие потребности человека. Потребности бывают: витальные, социальные и идеальные. Анохин подчёркивает важную биологическую роль безусловного раздражителя в формировании условного рефлекса. Чем сильнее доминанта, тем прочнее рефлекс. Образование временной связи на основе однократного сочетания раздражителей не является наиболее совершенной формой обучения.

2.Структура процесса письма. Психологические механизмы письма.



Процесс письма обеспечивается следующими уровнями:

  • психологический;
  • сенсомоторный;
  • лингвистический.
I. Психологический решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма и включает в себя ряд звеньев:
  • Возникновение мотива письма («Зачем, с какой целью я буду писать?»).
  • Создание замысла («О чём я буду писать?»).
Замысел - схема или программа последующего письменного высказывания. Замысел всегда есть при написании сочинений и изложений, а при списывании и диктанте отсутствует.
  • Создание на основе замысла общего смысла содержания письменной речи (О чём? Что?).
  • Регуляция деятельности: быстро, медленно (красивый и некрасивый почерк).
  • Осуществление контроля за выполненными действиями.
II. Сенсомоторный (физиологический или технический) распадается на подуровни: 1.Сенсоакустико-моторный включает в себя ряд звеньев, реализация которых позволяет ответить на вопрос: Как писать?
  • Первое звено обеспечивает процесс звукоразличения, осуществляются операции акустического и кинестетического анализа звуков.
  • Обеспечивает установление написания букв в слове, происходит звуко -слоговой анализ слова (например, половник - полковник - поклонник).
  • Удержание всей полученной слухоречевой памяти.
2. Оптико-моторный обеспечивает процессы перешифровки с одного кода на другой:
  • Фонема перешифровывается в графему;
  • Буква (графема) перешифровывается в кинему;
  • Комплекс тонких движений руки , т.е. кинема обеспечивается моторно-предметным действием.
Кинема - это обобщённый образ движения пальцев руки при написании буквы. III. Лингвистический. Процесс внутреннего программирования. (Какими средствами осуществляется письмо?). Этот уровень обеспечивает письмо лингвистическими, языковыми средствами реализации процесса, т.е. реализует перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды - в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. в слова, фразы и тексты.
  • Выбор слов по значению;
  • Выбор синтаксических структур;
  • Грамматическое структурирование (связь слов в предложении и связь предложений в тексте).


3. Мозговая организация письма.



История развития человечества позволила оформиться так называемой внешней памяти, и произошло это за счет кодирования и фиксации знаний в символическом виде. Возможность пользоваться этим культурно-эволюционным достижением определяется, естественно, овладением навыками чтения и письма. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом, видимым и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного. Психофизиологический (сенсомоторный) уровень обеспечивается работой следующих отделов коры головного мозга: заднелобной, нижнетеменных, височных (задневисочных), переднезатылочных отделов. Собственно работают все участки выделенной области. Естественно, что мозговая основа письма не может быть упрощенной, и оно не может локализоваться в каком - либо «узком центре» головного мозга человека. Лингвистический уровень процесса письма обеспечивается речевыми центрами Брока и Вернике. Психологический уровень обеспечивается лобной областью. Самые простые, рано формирующиеся функции письма связаны по преимуществу с работой правого полушария. От него зависят зрительномоторные координации, возможность соотнесения движения с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединить в одно целое и запомнить общее взаиморасположение частей, схватить целостный образ. Левое полушарие решает более сложные задачи, особенно те из них, которые связаны с последовательным анализом и речевым опосредованием. Способ его работы - анализ деталей, частей, и оно не так успешно в объединении частей в целое. Левое полушарие доминантное. Перешифровка зрительных схем букв в кинетическую систему осуществляется в третичных зонах коры головного мозга (теменно-височно-затылочная область). Морфологически третичные зоны окончательно формируются на 10-ом- 11-ом году жизни. Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Включение их в функциональную систему письма обеспечивает создание замысла, который удерживается по средствам внутренней речи. А.Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» определял следующие операции письма. Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать. Сохранить на определенное время информацию, передать её другому лицу, побудить кого-то к действию и т.д. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определённой структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать. Нейропсихологический анализ письма, проведенный как А. Р. Лурией (1950, 1969), так и современными зарубежными исследователями, показывает, что в функциональную систему письма входят следующие компоненты:

  • процессы переработки слухоречевой информации (звуковой анализ
услышанного, слухоречевая память);
  • дифференциация звуков на основе кинестетической информации;
  • актуализация зрительных образов букв;
  • ориентация элементов буквы, строки в пространстве;
  • моторное (кинетическое) программирование графических движений;
  • планирование, реализация и контроль акта письма;
  • поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры.


4. Характеристика процесса формирования навыка письма в норме.



Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при обучении письму, несмотря на их многочисленность и многообразие, могут быть систематически организованы следующим образом:

  • трудности в написании букв (нестабильность графических
форм, неправильное начертание букв, отсутствие связных движений на письме);
  • замена близких по акустическим или артикуляционным
признакам букв;
  • пропуски букв при письме, недописывание слов,
количественные ошибки при написании букв.
  • очень медленный темп письма.
Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов.

Таблица № 1.

Виды трудностей при обучении письму и их возможные причины.

Виды трудностей

Возможные причины

Тип трудностей












1

Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)
  • недостаточная сформированность зрительной памяти
  • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
  • недостатки методики обучения (опара на принцип механического копирования)
  • форсирование темпа обучения

Специфические
Специфические

Неспецифичес- кие Неспецифичес-кие
2
Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента

  • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
  • недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций
  • форсирование темпа обучения
  • недостаточная сформированность зрительной памяти
  • недостатки методики обучения

Специфические

Специфические
Неспецифичес- кие Специфические Неспецифичес- кие



3
Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)

  • недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций
  • недостаточная сформированность моторных функций
  • недостатки методики обучения

Специфические
Специфические
Неспецифичес-кие


4 Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо)

  • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Специфические



5 Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы «в-д», пишет «лишние элементы»: «и-ш», «л-м» или, наоборот, не дописывает недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

  • недостаточная сформированность зрительной памяти
  • недостатки методики обучения
  • форсирование темпа обучения
  • сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания
Специфические

Специфические
Неспецифичес- кие Неспецифичес- кие Неспецифичес- кие



6
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклон-ные буквы, тремор)

  • недостаточная сформированность моторных функций
  • нарушение зрительно-моторных координаций
  • недостатки методики обучения
  • форсирование темпа обучения
  • выраженное функциональное напряжение и утомление

Специфические
Специфические
Неспецифичес- кие Неспецифичес- кие Неспецифичес- кие




7
Сильный нажим, тремор

  • недостаточная сформированность моторных функций
  • нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки)
  • нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением

Специфические
Неспецифичес-кие
Неспецифичес-кие


8 Ошибки при письме:

  • пропуски согласных и гласных букв (определенного характера)
  • замена согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к,
б-п, д-т и т..д.) недописывание букв, слогов
  • трудности звукобуквенного анализа
  • форсирование темпа обучения
  • недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия
  • форсирование темпа обучения
  • трудности концентрации внимания


Специфические
Неспецифичес- кие Специфические
Неспецифичес-кие неспецифичес-кие



9
Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку - не разделяет предложения и т.п.)

  • непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая неустойчивая работоспособность
  • индивидуальные особенности организации деятельности
  • педагогические недоработки


Неспецифичес-кие
Неспецифичес-кие Неспецифичес-кие



10
Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку

  • недостаточная сформированность звукобуквенного анализа
  • слишком быстрый темп письма

Специфические
неспецифичес- кие



11
Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при списывании

  • недостаточная сформированность зрительно-моторной координации
  • недостаточная сформированность зрительной памяти

Специфические
Специфические



12
Очень медленный темп письма

  • затруднен звукобуквенный анализ
  • недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций
  • индивидуальный темп деятельности
Специфические Специфические

Неспецифиче-кие


Тесты для определения причин трудностей в овладении навыков письма: 1. Нанизывание на леску пуговиц или бусин: Старшая группа - просто; Подготовительная группа - по образцу - комментировать на слух и зрительно;

  1. большим и указательным пальцем покрутить ребристый карандаш (поменять руки);
  2. По образцу - палочки, штриховка.
Сложности обусловлены недостатком координации движений. Планирование работы по физической культуре - система на развитие координации движений. Трудности обусловлены недостатком развития зрительно-моторных координаций, зрительного восприятия. Найди такую же фигуру.
  1. Сложить фигуру из деталей (танграм).
  2. Нарисовать фигуру после рассматривания.
  3. Закончи рисунок. (Что забыл нарисовать художник?)
  4. Графические диктанты, лабиринты.
Недостаток сенсорного развития: - Рисование и раскрашивание цветного бордюра или орнамента по образцу (иметь в наличии все карандаши, цвет выбирают дети).

Нарушение пальцевого праксиса:

- Завязывание и развязывание узлов, шнуровка

5. Условия для успешного овладения навыком письма.



В современной психологии формирование письма в школе в процессе обучения рассматривается как сложный, осознанный и произвольный процесс, а структура письменной речи как многоуровневая и многозвенная. На ранних этапах овладения навыками письма оно распадается на ряд отдельных осознаваемых операций, и весь процесс письма развёрнут по составу операций, и выполняется на произвольном уровне с обязательным включением речи («проговариванием»). По мере овладения процессом письма его психологическая структура меняется, и то, что раньше было осознанным и произвольным, теперь становится неосознанным и автоматизированным. О роли проговаривания в процессе письма свидетельствуют многие исследования. Так, Л.К. Назарова провела следующий эксперимент с детьми 1-го класса. В первой серии им предлагался для письма доступный текст. Во второй серии аналогичный по трудности текст давался при исключении проговаривания: дети в процессе письма закусывали кончик языка или открывали рот. В этом случае они делали ошибок во много раз больше, чем при обычном письме. Совершенно ясно, что на начальных этапах овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры письма. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Р.Е. Левина и Р.М. Боскис указывают на необходимость сохранности слухового анализа письма как полноценного умственного действия. Акт письма представляет собой навык и вид графомоторной деятельности, включающий в себя 3 основные операции:

  • Символическое обозначение звуков речи.
  • Моделирование звуковой структуры слова с помощью графических
    символов.
  • Графомоторные операции.
Навык символизации, т.е. буквенное обозначение фонем, формируется у ребенка на основе развивающихся способностей к символизации более широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и т.д. Необходимой предпосылкой письма является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания. Нарушение фонематического восприятия влияют на формирование звуковых эталонов фонем и деформируют их, что препятствует становлению правильного звукопроизношения и приводит к систематическим заменам соответствующих букв на письме. Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв происходит в 2 этапа: I этап - выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова; II этап - трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв. Почерк - это особенность письменно-двигательного навыка, отобразившаяся в рукописи. Можно назвать это графическим навыком. Данный симптом учитывается только наряду с качественными ошибками. Особенности почерка: 1.Размещение движений (размещение заголовков, дат, наличие или отсутствие полей, размер интервалов между словами и строчками) 2. Характер сформированности почерка (автоматизированность, плотность и скорость письма). Плотность - отношение времени движения ко времени паузы во время письма. 3. Строение почерка (форма букв, наклон). 4. Нажим в процессе написания букв. 5. Особенности соединения букв. 6. Неправильная траектория движения при написании буквы. Таким образом, овладение письмом и, в дальнейшем, полноценная реализация этого процесса обеспечивается множеством структурных звеньев, занимающих разные уровни в иерархии психофизической деятельности, но их совместное функционирование является основой целостного процесса письма. Формирование предпосылок письменной речи, функционального базиса письма сренестатистически завершается к 6 - 7-летнему возрасту. Однако это не означает, что вышеназванные психические функции и процессы у ребенка совершенны, но они достаточны, чтобы начать обучение, в ходе которого все структурные звенья письма продолжат свое развитие. Психологическая система письма будет изменяться в сторону постепенного перехода от овладения «техникой» записи к формированию письменной речи, письменному выражению мыслей. Развитие письма у детей не сводится только к тому, что отдельные операции объединяются, автоматизируются и т.д., участие в нем отдельных психических процессов, т.е. психологическое содержание письма не остается одним и тем же. А меняется в процессе развития. Обучение детей в школе письму представляет значительные трудности, и поэтому знание генезиса письма, его психологической сущности (т.е. на основе каких ВПФ оно формируется), его структуры, функций, его места и роли в психической деятельности необходимы для правильного методического подхода к обучению письменной речи. В соответствии со структурой процесса усвоения правил правописания, формирование орфографического действия осуществляется при взаимодействии и взаимообусловленности речевых и неречевых психических функций. Становление орфографических действий соответствует этапам формирования умственных действий, выделенных и теоретически обоснованных П.Я. Гальпериным, и А. А. Леонтьевым. При этом учитывается процесс интериоризации умственной деятельности (перевод в план внутренней речи, в речевое высказывание «про себя»), её речевое оформление. Формирование орфографических навыков представляет собой образование временных ассоциативных связей. В их формировании и функционировании огромную роль играют процессы абстракции и обобщения. В начале овладения орфографическими навыками мыслительные операции сопровождаются громкой речью. По мере автоматизации навыка правописания и свертывания всего хода суждений и умозаключений они переходят в план внутренней речи, на невербальный уровень. Овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психического развития и речевой готовности школьников. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образом. На протяжении первых трёх лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определённое значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений.
  • Списывание:
- с рукописного текста; - с печатного текста; - осложнённое заданиями логического и грамматического характера.
  • Слуховой диктант
Графический диктант в психологии были исследованы и сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования письма:
  1. Сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической деятельности.
  2. Формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространсвенных им ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого» и «левого».
  3. Сформированность двигательной сферы - тонких движений, предметных действий, т.е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др.
  4. Формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями.
  5. Сформированность общего поведения - регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.
Таким образом, условно можно выделить два основных и взаимосвязанных уровня предпосылок формирования данного навыка у детей. К первому уровню относится функциональная состоятельность анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию в сложном процессе восприятия соотнесения и перекодирования информации из одной модальности в другую(например, перевод звука речи в зрительный образ - букву и перевод буквы в её двигательную формулу - кинему). Сформированность у ребенка зрительного и слухового восприятия, моторных функций. Полноценной слухо-оптико-моторной координации (межсенсорного взаимодействия) являются нейрофизиологической основой овладения письмом. Ко второму уровню предпосылок относится психологическая готовность ребёнка к обучению и произвольному овладению сложным навыком письма. Под психологической готовностью подразумевается сформированность психических функций и процессов, которая зависит от физиологического и социального развития ребенка. Письмо - это вид психической деятельности. Его усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.) Сформированность перечисленных психических функций, а также социально-личностных качеств в соответствии с возрастным этапом развития ребенка, их полноценное взаимодействие и регуляция необходимы для овладения детьми всеми школьными навыками, в том числе и письмом. Ш.А. Амонашвили считает, что письменную речь следует формировать одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи; предпосылки письменной речи (объективация; упреждение и критика текста) необходимо создавать в условиях устной речи. Очень интересную попытку организовать процесс усвоения детьми письменной речи как специфической знаковой деятельности предпринял Р.Л. Креймер. По его мнению, главным фактором полноценного развития письменной речи выступает словесное творчество, т.е. ситуация в которой ребёнок чувствует себя истинным творцом, автором текстов. В настоящее время разными авторами (Ш.А. Амонашвили, А.Р. Лурия, Р.Л. Креймер, М.Л. Закожурникова, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомирова, М.В. Ушаков, Н.С. Рождественский, Д.Н. Богоявленский и др.) разработаны методические указания к ведению обучения грамоте дошкольников. Общим для этих указаний является признание: а) связи между развитием устной и письменной речи; б) необходимости теснейшей связи в работе воспитателя и логопеда. Работа по обучению грамоте включает в себя умение анализировать звуковой состав слова, умение различать звуки - гласные и согласные, ударные и безударные, умение разбирать слово по составу, умение подбирать однокоренные слова, умение изменять форму слова, умение находить проверочные слова. Сведения о грамматической форме слов, их морфемном строении, звукобуквенном составе должны даваться учащимся на фоне обогащения словарного запаса и различных видов коррекционной работы. Таким образом, система работы по обучению грамоте должна включать упражнения на развитие фонематического восприятия, формирующие умения определять ударный слог в словах различной ритмической структуры, определять безударные слоги, выбирать проверочные слова, дифференцировать родственные слова и слова с корнями - омонимами. А.Р. Лурия полагает, что методическая работа по обучению письму должна быть направлена:
  • звуко - буквенный анализ;
  • работа над словом;
  • безударные гласные;
  • дифференциация гласных звуков;
  • звонкие и глухие согласные;
  • дифференциация согласных звуков;
Профилактическая работа должна проводиться с учётом индивидуальных особенностей ребенка, при соблюдении принципа доступности, наглядности и занимательности. Те, кто работает с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнить действие, требующее точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Перед педагогами не стоит задача целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная задача - развитие двигательных и познавательных способностей.
  1. Двигательной коры головного мозга:
- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми); - умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая, заштриховывая предметы); - формирование зрительно-моторных координаций.
  1. Речевой области головного мозга:
  • формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса;
  1. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
  2. Координации крупных движений и умение владеть своим телом,
совершенствование двигательных умений и навыков.
  1. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем
пространстве.
  1. Формирование навыков учебной деятельности:
- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; - умение действовать, повторяя показанный образец и правило. Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию. Работая с детьми, мы, взрослые, встречаемся с удивительными противоречиями. Ребенок очень рано осваивает пространство, правильно ориентируется в знакомом помещении. Вместе с тем сами эти признаки и пространственные связи не выделены и не стали у ребенка предметом познания. С первых же занятий необходимо уделять пространственным и временным представлениям, ориентации на листе бумаги - «справа, слева, вверху, внизу». Овладевая понятиями пространства, дети знакомятся и с категориями времени - что необходимо делать с начала, а что потом. Бытовое время: утро, вечер, завтра, давно, потом; предлоги: перед, после, за - все это представляет особую сложность для усвоения детьми. Слабая ориентированность (тем более ее отсутствие) во времени и пространстве вызывает впоследствии трудность усвоения многих учебных предметов. В ходе игр и упражнений дети начинают направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяю их характер: «напряжение и расслабление», «тяжесть и легкость», характер движений «сила и слабость», темп и ритм. Каждый ребенок на первом этапе обучения пишет крупно, т.к. еще не завершено формирование зрительно-моторных, пространственных координаций. Чем крупнее письмо, тем меньше разница между движением кончика пера и движением самой руки. По мере освоения навыка, ребенок переносит на кончик пера сначала зрительные, потом чувствительные проприоцептивные коррекции и обеспечивает кончику пера любую нужную траекторию, благодаря этому постепенно уменьшается величина выписывания цифр и букв. Сначала дети работают в свободном пространстве листа, затем надо вводить новое рабочее поле - крупная клетка. На этом этапе работа трудна. Через умение выполнить крупные движения карандашом, ручкой, фломастером из занятия в занятие достигается необходимая стабильность двигательного акта письма. Только затем вводится мелкое написание и мелкая клетка. Так постепенность правильно формирует моторные навыки, зрительные координации, а в дальнейшем служит основой для формирования скорости письма.

Система работы по развитию мелкой моторики

1.Диагностика проба «Зазо» - положить ладошки на стол, дотрагиваться до пальца - подними его (кроме безымянного). Если присутствуют синкинезии (сопутствующие движения) односторонние, двусторонние, перекрестные - показаны занятия по развитию мелкой моторики.
  1. Укрепление мышц (эспандер).
  2. Развитие движений:
А) зрительно (игра «кулак-ребро-ладонь»); Б) зрительно-кинестетическая организация (пальцевые позы); В) учитывается время удержания, свобода выполнения, точное копирование, динамическая организация (перебор, поздороваться в разном темпе, пальчиковая гимнастика); Г) действия с предметами:
  1. конструктивное с кубиками : накладывание, прикладывание, вталкивание;
  2. мозаика крупная, кнопочная, выключатели;
  3. кнопки, пуговицы, шнуровка, действия с иглой;
  4. лепка;
  5. аппликация;
  6. с карандашом:
  • подготовительный - закрась клетку;
  • простые узоры - продолжи узор, выполни узор по образцу, по словесной инструкции;
  • сложные узоры;
  • дорисуй изображение - бабочка, жук, - сформированность о симметрии;
  • узоры в зеркальном варианте - перевернуть вправо, влево, вниз, вверх;
  • выполнение узора по замыслу - работа по воображению.
Психологическое содержание письма будет неполным, если не сказать об участии в формировании письма эмоционально-волевых процессов, мотивов и поведения человека. В понимании развития и содержания письма большая роль принадлежит генетическому методу исследования. Л.С. Выготский писал, что развитие письменной речи, подготовка к ней начинаются задолго до обучения ребенка письму в школе. У детей имеется своеобразная стадия предметного письма: когда начинают рисовать, это уже есть подготовка к письму, так же, как и жест - это письмо в воздухе, который позже в процессе развития превращается в письменный знак. В рисунках проявляется как бы стадия пиктографического письма, и позже на основе развития рисования, осознания и толкования нарисованного у ребенка возникает понимание, что можно рисовать не только предметы, но и речь. Собственно, письменная речь, по Л.С. Выготскому, развивается путём перехода от рисования вещей к рисованию речи. Овладение письменной речью означает усвоение особой и сложной символической системы знаков. Поэтому письмо является продуктом длительного развития ВПФ, личности и поведения ребенка. А.Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо - как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегания вперед, повторов и т.п.). Процесс чтения включает перевод пространственной последовательности графических знаков во временную последовательность звуковых комплексов, а процесс письма на этапе осуществления записи требует преобразования временной последовательности звуков в пространственную последовательность графических знаков.





Библиография

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: пособие для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 335 с.
  1. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. - Л.: 1987. - 112 с.
  2. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф.
Дисграфия и дизорфография. - СПб.: 2008. - 544 с.
  1. Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Н.Н. Яковлевой.
СПб.: КАРО,2007. - 208 с.
  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Под ред.
Волковой Л.С.-2-е изд. - в 2-х книгах. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 384 с.
  1. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и
коррекции у младших школьников с задержкой развития. - СПб.: 2004.- 208 с.
  1. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-
методическое пособие. - СПб.: КАРО,2006. - 240 с.
  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников - М.: 1997. - 256 с.
  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок:
Комплекс упражнений для работы учителей - логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007. - 360 с.







© 2010-2022