Конспект урока по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Предмет: русский язык Класс: 4 Тема урока: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Цель: создать условия для первичного знакомства со спряжением глаголов. Задачи: Обучающая: - ознакомление с изменением глаголов по лицам и числам; - формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. Развивающая:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, восприятие на слух;

- формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни.

Воспитательная:

- воспитывать любовь и интерес к русскому языку, коммуникативные качества, умение работать в группе.

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину.

Оборудование: Учитель: карточки с заданиями; карточки для работы с текстами, интерактивная доска. Ученик: учебник, рабочая тетрадь, карточки с цифрами 1, 2, 3.

1. Оргмомент. 2. - Урок я хочу начать со стихотворения.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду - все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи говорится в стихотворении? - Расскажите, что вы знаете о глаголе? Слайд Глагол - часть речи;

- отвечает на вопросы что делать? что сделать?

- обозначает действие предмета;

- изменяется по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам (единственное и множественное);

- в прошедшем времени изменяется по родам;

- имеет неопределённую форму;

- в предложении чаще всего является сказуемым.

3. Слайд

- Прочитайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева. Уж таять снег, бежать ручьи,

В окно повеяло весною
Засвистеть скоро соловьи И лес одеться листвою! Чиста небесная лазурь Теплей и ярче солнце стало Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Плещеев
- Всё ли вам нравится в этом стихотворении? - А что необходимо сделать, чтобы оно зазвучало правильно? (изменить окончания глаголов) - На что надо обратить внимание, изменяя окончания? - Кто догадался, какова тема нашего урока? Что будем учиться делать на уроке?

- Давайте исправим ошибки, допущенные в стихотворении. Слайд Работа по вариантам - Прочитайте ещё раз стихотворение.

- Назовите глаголы, которые в нём встретились.

- Выпишите их в тетрадь и определите время и число.

1 вариант - выписывает глаголы в настоящем времени (тает, бегут);

2 вариант - в будущем времени (засвищут, оденется);

3 вариант - в прошедшем времени (повеяло, стало, миновала).

4. Звучит фонограмма припева песни С. Ротару «Родина моя»

- Какие местоимения прозвучали в отрывке песни?

(я, мы, ты, он она)

- Какие это местоимения? (личные)

- Назовите их парами по лицам.

- А теперь будем при помощи личных местоимений задавать вопросы к глаголам и записывать вновь полученные глаголы в тетрадь, выделяя в них окончания.

На доске:


Единственное число

Множественное число

1-е л.

я


мы


2-е л.

ты


вы


3-е л.

Он, она, оно


они


Глаголы: ПЛЫТЬ и УЛЕТЕТЬ

- В каком времени стояли глаголы, которые мы изменяли?

(в настоящем и будущем)

- Как изменяли глаголы?

(по лицам и числам)

- Какая часть слова менялась при изменении глаголов по лицам и числам?

(окончание)

- Сейчас мы проспрягали глаголы. Так кто сделает вывод - что такое спряжение?

Слайд

Вывод: изменение окончаний глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется спряжением.

Чтение правила в учебнике на стр. 92.

5. Выполнение упр.190 (заполнение таблицы на основании упр.189 - составление памятки)

6. Почитали? Пописали?

И, наверно вы устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Слайд.

Электронная физминутка для рук и ног Л.Г. Масько.

- Проверим вашу внимательность. Назовите, какие действия вы сейчас выполняли?

(шагали, приподнимались, качались, подпрыгивали, кружились, наклонялись, подтягивались)

- А какие действия упоминались в песне?

(прыгать, танцевать, не видеть, не замечать, сверкает, греет, целовались, похлопали, потопали, держались, не бойся, не говори, поднимайте)

Игра «Узнай лицо»

- У каждого из вас на столе лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду называть глаголы, которые вы сейчас назвали, только изменив их, а вы будете показывать карточку, соответствующую лицу глагола.

Прыгаю, приподнимаешься, качаюсь, подпрыгивают, кружимся, наклоняетесь, подтягиваешься, танцуем, замечу, сверкает, греет, хлопаю, топаете, держимся.

- Как вы определяли лицо глагола?

7. - До этого какие глаголы мы спрягали? (невозвратные)

- А изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам?

Выполнение упр. 193.

- Что интересного заметили при спряжении возвратных глаголов?

- Как определить лицо и число этих глаголов?

8. - Проведем лингвистический опыт. Глагол ШЁЛ.

- Что можете рассказать об этом глаголе? (Это глагол прошедшего времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам.)

Попробуем изменить по лицам и числам глагол ШЁЛ.

Вывод: По лицам этот глагол не изменяется, т.е. не меняет свое окончание, хотя и относится к разным личным местоимениям.

9. Итог урока.

Слайд

- Для того чтобы узнать как вы усвоили урок, проведём небольшое тестирование. Я буду называть задание, а вы показывать карточку с правильным утверждением.


  1. Глаголы:

  1. склоняются

  2. спрягаются


  1. У глаголов при спряжении изменяется

  1. окончание

  2. основа


  1. Лицо глагола определяй:

  1. по местоимению

  2. окончанию

  3. по предлогу


  1. Что называется спряжением?

  1. изменение глагола по падежам

  2. изменение глагола по лицам и числам

изменение глагола по родам и числам

10. Рефлексия.

- Чему научились на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Что вызвало затруднения?

11. Дополнительный материал. Работа в группах.

- У каждой группы на столах лежит карточка. Прочитайте текст на карточке. Выпишите глаголы. Определите время, лицо и число.

Проверка.

12. Домашнее задание: Рабочая тетрадь упр. 92, 93, 94 с. 39


© 2010-2022