- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему
Конспект урока по русскому языку на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Балукова Н.Ю. |
Дата | 04.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель: создать условия для первичного знакомства со спряжением глаголов. Задачи: Обучающая: - ознакомление с изменением глаголов по лицам и числам; - формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. Развивающая:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, восприятие на слух;
- формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни.
Воспитательная:
- воспитывать любовь и интерес к русскому языку, коммуникативные качества, умение работать в группе.
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину.
Оборудование: Учитель: карточки с заданиями; карточки для работы с текстами, интерактивная доска. Ученик: учебник, рабочая тетрадь, карточки с цифрами 1, 2, 3.
1. Оргмомент. 2. - Урок я хочу начать со стихотворения.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
- О какой части речи говорится в стихотворении? - Расскажите, что вы знаете о глаголе? Слайд Глагол - часть речи;
- отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- обозначает действие предмета;
- изменяется по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам (единственное и множественное);
- в прошедшем времени изменяется по родам;
- имеет неопределённую форму;
- в предложении чаще всего является сказуемым.
3. Слайд
- Прочитайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева. Уж таять снег, бежать ручьи,
В окно повеяло весною
Засвистеть скоро соловьи И лес одеться листвою! Чиста небесная лазурь Теплей и ярче солнце стало Пора метелей злых и бурьОпять надолго миновала.
А. Плещеев- Всё ли вам нравится в этом стихотворении? - А что необходимо сделать, чтобы оно зазвучало правильно? (изменить окончания глаголов) - На что надо обратить внимание, изменяя окончания? - Кто догадался, какова тема нашего урока? Что будем учиться делать на уроке?
- Давайте исправим ошибки, допущенные в стихотворении. Слайд Работа по вариантам - Прочитайте ещё раз стихотворение.
- Назовите глаголы, которые в нём встретились.
- Выпишите их в тетрадь и определите время и число.
1 вариант - выписывает глаголы в настоящем времени (тает, бегут);
2 вариант - в будущем времени (засвищут, оденется);
3 вариант - в прошедшем времени (повеяло, стало, миновала).
4. Звучит фонограмма припева песни С. Ротару «Родина моя»
- Какие местоимения прозвучали в отрывке песни?
(я, мы, ты, он она)
- Какие это местоимения? (личные)
- Назовите их парами по лицам.
- А теперь будем при помощи личных местоимений задавать вопросы к глаголам и записывать вновь полученные глаголы в тетрадь, выделяя в них окончания.
На доске:
Единственное число
Множественное число
1-е л.
я
мы
2-е л.
ты
вы
3-е л.
Он, она, оно
они
Глаголы: ПЛЫТЬ и УЛЕТЕТЬ
- В каком времени стояли глаголы, которые мы изменяли?
(в настоящем и будущем)
- Как изменяли глаголы?
(по лицам и числам)
- Какая часть слова менялась при изменении глаголов по лицам и числам?
(окончание)
- Сейчас мы проспрягали глаголы. Так кто сделает вывод - что такое спряжение?
Слайд
Вывод: изменение окончаний глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется спряжением.
Чтение правила в учебнике на стр. 92.
5. Выполнение упр.190 (заполнение таблицы на основании упр.189 - составление памятки)
6. Почитали? Пописали?
И, наверно вы устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Слайд.
Электронная физминутка для рук и ног Л.Г. Масько.
- Проверим вашу внимательность. Назовите, какие действия вы сейчас выполняли?
(шагали, приподнимались, качались, подпрыгивали, кружились, наклонялись, подтягивались)
- А какие действия упоминались в песне?
(прыгать, танцевать, не видеть, не замечать, сверкает, греет, целовались, похлопали, потопали, держались, не бойся, не говори, поднимайте)
Игра «Узнай лицо»
- У каждого из вас на столе лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду называть глаголы, которые вы сейчас назвали, только изменив их, а вы будете показывать карточку, соответствующую лицу глагола.
Прыгаю, приподнимаешься, качаюсь, подпрыгивают, кружимся, наклоняетесь, подтягиваешься, танцуем, замечу, сверкает, греет, хлопаю, топаете, держимся.
- Как вы определяли лицо глагола?
7. - До этого какие глаголы мы спрягали? (невозвратные)
- А изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам?
Выполнение упр. 193.
- Что интересного заметили при спряжении возвратных глаголов?
- Как определить лицо и число этих глаголов?
8. - Проведем лингвистический опыт. Глагол ШЁЛ.
- Что можете рассказать об этом глаголе? (Это глагол прошедшего времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам.)
Попробуем изменить по лицам и числам глагол ШЁЛ.
Вывод: По лицам этот глагол не изменяется, т.е. не меняет свое окончание, хотя и относится к разным личным местоимениям.
9. Итог урока.
Слайд
- Для того чтобы узнать как вы усвоили урок, проведём небольшое тестирование. Я буду называть задание, а вы показывать карточку с правильным утверждением.
-
Глаголы:
-
склоняются
-
спрягаются
-
У глаголов при спряжении изменяется
-
окончание
-
основа
-
Лицо глагола определяй:
-
по местоимению
-
окончанию
-
по предлогу
-
Что называется спряжением?
-
изменение глагола по падежам
-
изменение глагола по лицам и числам
изменение глагола по родам и числам
10. Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- Что вызвало затруднения?
11. Дополнительный материал. Работа в группах.
- У каждой группы на столах лежит карточка. Прочитайте текст на карточке. Выпишите глаголы. Определите время, лицо и число.
Проверка.
12. Домашнее задание: Рабочая тетрадь упр. 92, 93, 94 с. 39