Классный час по теме «День толерантности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Классный час по теме «День толерантности»

Класс: 4 б Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить особенности толерантного отношения людей друг к другу. Задачи:

  1. Развивать умение быть терпимыми друг к другу, уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим.
  2. Воспитывать в себе «хорошие» качества характера.
  3. Развивать умения общаться между собой.
Оборудование: карточки, 25 рисунков руки, 4 человечка, 4 надписи к ним, дерево «хороших» качеств, солнышко. В последнее время появилось очень много слов. Одно из них - ТОЛЕРАНТНОСТЬ. - Что это такое? Толера́нтность (от лат. tolerantia - терпение, выносливость) - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Один философ говорил: «Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром». - Что для вас значит жить в согласии с миром? (Уметь понимать и мириться с другими людьми).
- Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему? (Да и нет)
К сожалению, нередко в жизни встречаемся с грубостью, слышим обидное слово, сами начинаем горячиться и грубить.
- Можно ли научиться жить в мире с другими людьми? На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить.
Веселое приветствие. Как люди обычно приветствуют друг друга? (Здороваются, кивают головой, обнимаются, целуются, говорят «привет»)
  • У европейцев принято приветствовать друг друга рукопожатием. Почему люди жмут друг другу руки? (Показывают, что в их руках нет оружия и они открыты к общению)
ПОПРИВЕТСТВУЕМ друг друга как европейцы.
  • Некоторые жители Африки трутся друг о друга носами, а японцы кланяются.
ПРИВЕТСТВУЕМ соседа справа по-японски, а соседа слева по-африкански.
Все мы разные: полные и худые, отличники и не очень, люди разных национальностей. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Каждый из нас неповторим и значим. Нужно учиться уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим.
На доске 4 одинаковых человечка
- Что их объединяет? (все они человечки, у них есть голова, туловище, руки, ноги)
Надписи: стеклянный, соломенный, шоколадный, ледяной.
Стекло, солома, шоколад и лед имеют разные свойства. Назовите их. (Стекло - прозрачное и хрупкое, солома - легко вспыхивает и быстро сгорает, шоколад сладкий, тает в руках, лед холодный и твердый).
- Значит, наши герои тоже будут разные?
- Попробуем каждому из них подобрать по 2 из предложенных качеств (стекло - открытость, честность, солома - вспыльчивость, обидчивость, шоколад - доброта, мягкость, лед - равнодушие, сдержанность).
- Какой вывод мы можем сделать? (Люди не похожи друг на друга, у них разные характеры)
- Как вы думаете, какие из качеств помогают человечкам жить мирно?
- Какие качества им мешают?
СОЗДАНИЕ дерева хороших качеств.
Я предлагаю поделиться с человечками своими хорошими качествами. Представьте, что ладошки - это листочки волшебного дерева. Ваша задача - написать на каждом пальчике по одному хорошему качеству, а на ладони то качество, от которого вы хотели бы избавиться. (Выборочно читают).
ГРУППОВАЯ работа. Если посмотрим друг на друга, то увидим, что все мы разные. И не только качества характера. У нас разный возраст, рост, внешний вид, национальность, способности, физические возможности. Каждый из нас уникален, неповторим по-своему. - Как же нам ужиться? Может, лучше было бы всем быть одинаковыми? (Нет, было бы неинтересно). Что же нам тогда делать? (Придумать правила)
Предлагаю вам по группам несколько правил. Постарайтесь выбрать 5 самых, на ваш взгляд, главных.
(Листочки с правилами)
  1. Будь снисходителен.
  2. Будь терпелив.
  3. Обладай чувством юмора.
  4. Будь чутким.
  5. Доверяй другим.
  6. Будь терпим к различиям.
  7. Умей владеть собой.
  8. Будь доброжелателен.
  9. Умей слушать другого.
  10. Будь любознательным.
  11. Будь способен к сопереживанию.

ПРОВЕРЯЕМ. Все эти правила и понятия можно объединить одним словом - ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Оно новое для нас и на первый взгляд непонятное. Но смысл, который оно несет, очень важен. Определение слова «толерантность» на языках мира звучит по-разному.
  • На английском - готовность быть терпимым и снисходительным.
  • На испанском - способность принимать идеи и мнения, отличающиеся от собственных.
  • На китайском - умение принимать других такими, какие они есть, быть терпимыми и великодушными.
  • На французском - милосердие, всепрощение, умение сострадать и терпение.
  • На русском - способность терпеть что-либо или кого-либо (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с недостатками других).

- Какое из слов является ключевым для понятия? (терпимость)
Упражнения для формирования толерантного поведения.
Очень часто мы бываем нетерпимы к старикам, инвалидам, людям другой национальности, к родителям, даже друг к другу в классе. А ведь у нас так много общего. ИГРА «Чем мы похожи» Я приглашаю сюда …, потому что считаю, что он на меня похож… (ЧЕМ). ИГРА «Становись по порядку». 1 группа - по сигналу встать мальчики напротив девочек. 2 группа - темноволосые напротив светловолосых. 3 группа - голубоглазые напротив кареглазых.
ИГРА «Объединение». Пока звучит музыка, шагом передвигаетесь по кругу. Музыка утихла, объединяемся в группы по … человек.
ВЫВОД. Наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать прямо сейчас толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Но надо стараться делать ежедневно хотя бы один шаг в этом направлении. ИТОГ. В завершении нашей встречи мне хочется прочитать старинную легенду. Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: - Как ты уродлив, негр! Как будто весь вымазан сажей! Черный презрительно сощурился и сказал: - Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал: - Смотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь. Затем мудрец обратился к чернокожему: - А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег. Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец сказал: - Как хорошо, что все мы разные! Как хорошо, что все мы люди! РЕФЛЕКСИЯ. Это очень здорово, что все мы живем в таком огромном мире, который обогревает одно солнце. Это солнце - толерантность. Но у него нет лучиков. Какие слова, на ваш взгляд должны быть на лучах этого солнышка?. Запишите и прикрепите на доску.
© 2010-2022