Обучение грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеОбучение грамотеПредмет Обучение грамоте (чтение)

Класс 1.

Учитель -Перехожева Татьяна Филипповна

Тема урока«Читаем и наблюдаем»

Тип урока -открытие новых знаний

Технологическая карта изучения темы

Цели урока:

Образовательные:помочь детям открыть новые знания о букве Й и звуке [Й]; систематизировать и расширить знания детей о звуке [Й]; совершенствовать навыки и умения звукового анализа слов, чтения и письма; формировать познавательный интерес к чтению.

Развивающие:развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление); развивать эмоциональную сферу; развивать коммуникативные умения; развивать фонематический слух; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и др).

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при разных видах работы (фронтальной, индивидуальной, в парах, групповой), воспитывать аккуратность

Планируемый результат:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление, проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: знают:названия букв и звуков, «секрет» букв Е,Ё,Ю,Я, названия соответствующих цветов радуги и предметов, слова-омонимы, признаки предложения; умеют: записывать звуковую схему слова, буквы, читать слова и находить нужную букву в слове, употреблять слова «она», «оно», «он», «они» вместо названий, соотносить цвета с предметом, составлять предложение.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров, правильно выражать свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнёров, так и самих себя.

Основные понятия темы: буква, звук, слог, слово, предложение.

Межпредметные связи: обучение грамоте (письмо), изобразительное искусство.

Образовательные ресурсы: учебник «Букварь», тетрадь, карточки со словами и звуковыми схемами, цветные и постой карандаши.

Организация пространства:проблемно-диалоговый, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Iэтап

Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Эмоциональная, психологическая подготовка, настрой на плодотворную работу, включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Демонстрируют готовность к уроку, показывают своё настроение.




Поднимаются на носочки или приседают.

Читают и заканчивают предложения.

Громко и чётко повторяют.

Приседают и встают по команде.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Улыбчивым лицам.

- Сегодня у нас гостья и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостье, подарите ей частичку своего тепла.

А теперь можно тихо сесть.


Скажитездравствуйте руками Тому, кто сел за парту с вами! Скажитездравствуйте глазами И улыбнитесь вместе с нами! Пожелать друзьям спеши Здравствовать от всей души!

1.игра «Одуванчики».

2.Чистоговорки

-Прочитайте и закончите чистоговорки.

Ре-рё-ре (мы играли во дворе)

Ан-ян-ан (еду я в Казань).

Дикция.

- Повторяем все громко ичётко:

Не-ня-ню-нё

Ле-ля-лю-лё

Ям-ем-юм-ём.

Дыхание.

Упражнение «Ныряние». На счёт 1-3 набираем воздух, по команде «ныряем» - дети присели, задержали дыхание; по команде «вынырнули» -дети встают.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

IIэтап.

Актуализация знаний

Цель:

Актуализация знаний, изученных способов действий, их обобщение; самостоятельное осуществление пробных учебных действий.

Открывают тетради и записывают число

Выполняют звуковой анализ слов в тетради.

- в них есть звук Й.

- звук Й обозначен буквой Й, Е,Ё,Ю,Я.

- буквы е, ё,ю,я образуют два звука, когда стоят вначале слова.

- Открываем тетради и записываем число.

- Внимание на доску.

- выполните звуковой анализ слов: айва, зрелый, срываю, ем.

- Егор, Ерлан, Альбина выполняют схемы слов айва и ем.

- прочитаем хором слова.

- чем они похожи по звучанию?

- как обозначен звук Й в словах?

- всегда ли буквы Е,Ё,Ю,Я образуют звук Й?

- когда же будем писать букву Й, а когда Е,Ё,Ю,Я?

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление.

Познавательные: владеют изученными терминами: буква, звук, слово, слог, владеют приёмом записи звуковой схемы слова, знают звуки и соответствующие им буквы и т.д.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывают свою точку зрения.

IIIэтап.

Постановка учебной проблемы и задач урока

- да.

Высказывания детей и составление плана работы на урок

- хотите узнать?

- кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?

(постановка проблемы)

Проблема урока:

- узнать когда пишется в словах пишется буква Й, а когда Е,Ё,Ю,Я

Задачи урока:

- научиться определять место буквы в слове

- читать слова с буквами

- объяснять значение слов

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели формулирование проблемы урока.

Регулятивные: целеполагание; постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование учебной деятельности совместно с учителем.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, понимать партнёра по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса

VIэтап.

Первичное усвоение новых знаний.

Читают слова, соотносят со схемой и вписывают нужную букву.

- они знают, когда какая должна идти на работу.

- 1. когда звук Й находится в конце слова, 2. когда он перед согласным

- 1. в начале слова,

2. после него гласный звук.

- перечитывают слова, слушают звук Й и смотрят, верно ли показан звук в схеме.

- нет.

- нет.

- Читаем слова и соотносим со схемой и вписываем нужную букву, объясняют, где находится буква

Вывод: звук Й может обозначаться двумя способами: буквой Й и буквами-волшебницами Е,Ё,Ю,Я, которые обозначают его вместе со своим звуком.

-как же эти буквы не ссорятся?

- когда выходит на работу буква Й?

- когда работают Е,Ё,Ю,Я?

- если мы запомним договор этих букв и постараемся его соблюдать, то убережём буквы от ссор, а тетради от ошибок.

ФИЗМИНУТКА

- открываем учебник с.102.

- в букваре есть те же слова, с которыми мы работали, но схемы неполные.

- давайте проверим, правильно показаны части схем с обозначением звука Й.

- посмотрите на записи и скажите: встретились ли слова, чтобы буква Й была в начале слова;

- чтобы она обозначала гласный звук?

- теперь будем читать слова, стихи, рассказы, но продолжим наши наблюдения за буквой Й и звуком Й.

Личностные: самоорганизация, осознание своих возможностей.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение предположений и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Vэтап.

Первичная проверка понимания




Читают слова.

- во всех словах есть звук Й.

- спелая - буквой Я

- спелый - Й

- спелое - Е

- спелые - Е.

- одинаковое.

- спелая айва

- спелый арбуз

- спелое яблоко

- спелая ягода.

- предлагают свои варианты.

- радугу.

- ученики читают вслух стихотворение.

- находят и читают.

- не спеши, подумай, реши.

- Яша и Юра.

Находят слова и выделяют слог Я: Я-ша, Но-ва-я, кра-си-ва-я, гру-зо-ва-я

Работают в паре, и решают, кто из них чью роль играет

- моет лапки.

- читают.

- два одинаково написанных слова.

-значение разное - объясняют.

Работа по учебнику на с.102.

- прочитайте слова в учебнике.

- в каких словах есть звук Й?

- какими буквами он обозначен в словах?

- что скажете о значении этих слов?

Значение одинаковое или разное?

- соотнесите слова с картинками.

- прочитайте начало предложения.

- дополните предложение своим словом.

Работа с цветными карандашами.

Учитель называет цвет, а дети показывают соответствующий карандаш.

- посмотрите на картинки и подберите соответствующий цвет. Покажите и карандаш.

- что ещё видите на картинке?

- назовите цвета радуги по порядку.

- приведите примеры ,называя какого они цвета.

- назовите и покажите свой любимый цвет.

Познакомимся со стихотворением о букве Я

- подтвердите слова буквы Я, что эта буква является словом?

- найдите это слово в стихотворении.

ФИЗМИНУТКА

- прочитайте предложение авторов.

- Что они вам предлагают?

- читаем рассказ о наших знакомых мальчиках.

- как их зовут?

- подтвердите слова буквы Я, что она является слогом.

- найдите такие слова в тексте.

Работа в паре:

- прочитайте вопрос внизу. Что скажете? Работая в паре, решите, с какой стороны Яша, с какой - Юра?

- я буду говорить:

- Встань, Яша!

- встать должен тот из вас, с какой стороны Яша.

- также и с Юрой.

- что делает зайка на с.103?

- прочитайте предложение слева от него.

- что заметили?

- а значение?

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания.

Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.



IVэтап.

Рефлексия/итог/ - /оценка учебной деятельности. Эмоциональная)

Дети оценивают свою работу на уроке, своё настроение.

- решили проблему урока?

- когда будем писать Й?

- когда буквы Е,Ё,Ю,Я?

- выберите предложение для оценки своей деятельности на уроке и закончите его.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Плакат - ручеёк «Знания» течёт под солнцем, которое закрывает туча в виде капелек. Если вам всё понятно, то ваша капелька попадает в ручеёк, а если, есть трудности, то капелька остаётся и закрывает солнышко.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Регулятивные: умение провести самооценку (прогнозирование и контроль), понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание



Девиз:

Всегда, везде и всюду-

Хочу, могу и буду

Когда работает буква Й:

1. когда звук [Й] находится в конце слова;

2. когда звук[Й] перед согласным.

Когда работают буквы Е,Ё,Ю,Я:

1. когда звук [Й] в начале слова,

2. когда после звука [Й] гласный звук.

Айва

Зрелый

Срываю

ем



Тема урока:

Наблюдаем за звуком [Й].

Проблема:

Когда на месте звука [Й] пишется буква Й или Е,Ё,Ю,Я.

Задачи урока:

- научиться определять место буквы в слове;

- читать слова, предложения;

- объяснять значение слов;

Ре-рё-ре (мы играли во дворе)

Ан-ян-ан (еду я в Казань).

- Повторяем все громко и чётко:

Не-ня-ню-нё

Ле-ля-лю-лё

Ям-ем-юм-ём.

Системный с амоанализ урока математики /ФГОС/

Школа: МАОУ «Покровская ООШ»

Класс:1

Учитель:Перехожева Т.Ф.

Во 1 классе обучается 6 человек, из них 4 девочки и 2 мальчика. Класс по уровню обучаемости и обученности средний, но есть дети с низким и высоким уровнем. Поэтому уроки приходиться выстраивать, используя психологические особенности всех учеников. Необходимо, чтобы дети с высоким уровнем не потеряли интерес, а дети с более низким уровнем заинтересовались.

Тема урока:

Читаем и наблюдаем (за обозначением звука [Й]).

Программа «Гармония», автор учебника М.С.Соловейчик

На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовы валась через следующие аспекты:

Образовательные: помочь детям открыть новые знания о букве Й и звуке [Й]; систематизировать и расширить знания детей о звуке [Й]; совершенствовать навыки и умения звукового анализа слов, чтения и письма; формировать познавательный интерес к чтению.

Развивающие: развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление); развивать эмоциональную сферу; развивать коммуникативные умения; развивать фонематический слух; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и др).

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при разных видах работы (фронтальной, индивидуальной, в парах, групповой), воспитывать аккуратность

Планируемый результат

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: знают: названия букв и звуков, «секрет» букв Е,Ё,Ю,Я, названия соответствующих цветов радуги и предметов, слова-омонимы, признаки предложения; умеют: записывать звуковую схему слова, буквы, читать слова и находить нужную букву в слове, употреблять слова «она», «оно», «он», «они» вместо названий, соотносить цвета с предметом, составлять предложение.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя.

Тип урока: Усвоения новых знаний

Анализируемый урок входит в раздел: Основной период обучения грамоте. Буква, звук. Тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки, так как направлен на выработку умений и навыков: звукового анализа слова, написания букв на месте звука [Й], распознавания звука и применение правил написания букв.

Урок состоит из 6 этапов:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актулизация знаний

3. Этап постановки проблемы

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания

6. Рефлексия/итог/

Этапы урока логически , последовательно взаимосвязаны между собой.

Структура соответствует данному типу урока.

Урок соответствует содержанию программы, целям урока. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и деятельности детей, соответствовал их жизненному опыту. Прослеживались межпредметные связи: с уроками письма, изобразительного искусства.

На уроке реализовывались следующие дидактические принципы:

  • принцип активности: учащийся должен быть вовлечен в учебную деятельность, адекватную целям обучения;

  • принцип систематичности и последовательности в обучении;

  • наглядности;

  • доступности и посильности;

  • учета возрастных особенностей учащихся;

  • принцип практической направленности.

Были использованы следующие методы:
проблемно-диалоговые (для актуализации знаний учащихся, усвоения новых знаний));
наглядные (для создания ярких образов);
практические (для актуализации навыков и умений).
Формы: индивидуальная, фронтальная, в парах

При построении урока были задействованы элементы следующих технологий, а именно:

  1. технология проблемно-диалогового обучения;

  2. здоровьесберегабщие;

  3. информационно-коммуникативная;

  4. технология сотрудничества;

  5. игровая.

Адекватно целям урока была организована смена форм деятельности (индивидлуальная-работа с учебником, в парах, групповая на этапе закрепления, фронтальная), что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Урок был построен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС.

На протяжении всего урока применялся деятельностный подход, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-практической, что способствовало формированию УУД на всех этапах урока.А именно:

Этапы урока

Какие УУД формировали

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: Эмоциональная, психологическая

подготовка , настрой на плодотворную работу

к уроку/ проверка готовности обучающихся, их настроя на работу,

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

Всегда, везде и всюду-

Хочу, могу и буду

Личностные : принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Коммуникативные : умеют планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками/

2. Актулизация знаний

Цель: актуализация знаний, изученных способов действий, их обобщение; самостоятельное осуществление пробных учебных действий.

Личностные : имеют мотивацию
к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление, память

Познавательные:: владеют изученными терминами: буква, звук, слово, слог, владеют приёмом записи звуковой схемы слова, знают звуки и соответствующие им буквы и т.д.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу; умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные умеют слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

3.Этап постановки проблемы

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели формулирование проблемы

Регулятивные:. целеполагание;

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель:

Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Личностные: самоорганизация, осознание своих возможностей.

познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение предположений и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий

5. Первичная проверка понимания

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности /в парах/

(применяется групповой, индивидуальный методы),

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Познавательные: умение делать выбор наиболее эффективных способов решения задания, умеют осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные: умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона:

Коммуникативные : умение управлять поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера.

8 Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения,

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Регулятивные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют полно

и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность , детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия и самооценкой.

Предложенные задания подбирались в соответствии с возрастными особенностями, это способствовало мотивации учения и адекватной самооценке учащихся. Урок строила с опорой на сотрудничество ребят друг с другом и с учителем. Выводы учащиеся делали сами посредством подобранного материала. Проблемная ситуация послужила вовлечению обучающихся в образовательную деятельность, определению темы и задач урока.
Применение информационных технологий позволило сделать работу учащихся более интересной и продуктивной. С целью здоровьесбережения использована физминуткаи и чередование видов деятельности (слушание, письмо, чтение, рассуждение)

Для каждого ученика была создана ситуация успеха /атмосфера доброжелательности ,эмоциональное поглаживание/, применен дифференцированный подход ( разный объём задания в актуализации),что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Я учитывала индивидуальные особенности учеников ( работа в парах), давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

У детей была возможность пользоваться различными источниками информации (учебник, схемы, наглядный материал); была предусмотрена возможность развития творческого потенциала.

Работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий ( физминутка, подвижная и для глаз).

Этап рефлексии показал, что тема урока была понята и интересна, дети чувствовали себя во время урока комфортно. Используемые на уроке методы, приемы позволили добиться реализации поставленных задач.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Поставленные цели и задачи в основном достигнуты.



© 2010-2022