- Преподавателю
- Начальные классы
- Обучение грамоте
Обучение грамоте
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рыбакова С.К. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет Обучение грамоте (чтение)
Класс 1.
Учитель -Перехожева Татьяна Филипповна
Тема урока«Читаем и наблюдаем»
Тип урока -открытие новых знаний
Технологическая карта изучения темы
Цели урока:
Образовательные:помочь детям открыть новые знания о букве Й и звуке [Й]; систематизировать и расширить знания детей о звуке [Й]; совершенствовать навыки и умения звукового анализа слов, чтения и письма; формировать познавательный интерес к чтению.
Развивающие:развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление); развивать эмоциональную сферу; развивать коммуникативные умения; развивать фонематический слух; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и др).
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при разных видах работы (фронтальной, индивидуальной, в парах, групповой), воспитывать аккуратность
Планируемый результат:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление, проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают:названия букв и звуков, «секрет» букв Е,Ё,Ю,Я, названия соответствующих цветов радуги и предметов, слова-омонимы, признаки предложения; умеют: записывать звуковую схему слова, буквы, читать слова и находить нужную букву в слове, употреблять слова «она», «оно», «он», «они» вместо названий, соотносить цвета с предметом, составлять предложение.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров, правильно выражать свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнёров, так и самих себя.
Основные понятия темы: буква, звук, слог, слово, предложение.
Межпредметные связи: обучение грамоте (письмо), изобразительное искусство.
Образовательные ресурсы: учебник «Букварь», тетрадь, карточки со словами и звуковыми схемами, цветные и постой карандаши.
Организация пространства:проблемно-диалоговый, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Iэтап
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
Эмоциональная, психологическая подготовка, настрой на плодотворную работу, включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Демонстрируют готовность к уроку, показывают своё настроение.
Поднимаются на носочки или приседают.
Читают и заканчивают предложения.
Громко и чётко повторяют.
Приседают и встают по команде.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
- Сегодня у нас гостья и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостье, подарите ей частичку своего тепла.
А теперь можно тихо сесть.
Скажитездравствуйте руками Тому, кто сел за парту с вами! Скажитездравствуйте глазами И улыбнитесь вместе с нами! Пожелать друзьям спеши Здравствовать от всей души!
1.игра «Одуванчики».
2.Чистоговорки
-Прочитайте и закончите чистоговорки.
Ре-рё-ре (мы играли во дворе)
Ан-ян-ан (еду я в Казань).
Дикция.
- Повторяем все громко ичётко:
Не-ня-ню-нё
Ле-ля-лю-лё
Ям-ем-юм-ём.
Дыхание.
Упражнение «Ныряние». На счёт 1-3 набираем воздух, по команде «ныряем» - дети присели, задержали дыхание; по команде «вынырнули» -дети встают.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
IIэтап.
Актуализация знаний
Цель:
Актуализация знаний, изученных способов действий, их обобщение; самостоятельное осуществление пробных учебных действий.
Открывают тетради и записывают число
Выполняют звуковой анализ слов в тетради.
- в них есть звук Й.
- звук Й обозначен буквой Й, Е,Ё,Ю,Я.
- буквы е, ё,ю,я образуют два звука, когда стоят вначале слова.
- Открываем тетради и записываем число.
- Внимание на доску.
- выполните звуковой анализ слов: айва, зрелый, срываю, ем.
- Егор, Ерлан, Альбина выполняют схемы слов айва и ем.
- прочитаем хором слова.
- чем они похожи по звучанию?
- как обозначен звук Й в словах?
- всегда ли буквы Е,Ё,Ю,Я образуют звук Й?
- когда же будем писать букву Й, а когда Е,Ё,Ю,Я?
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление.
Познавательные: владеют изученными терминами: буква, звук, слово, слог, владеют приёмом записи звуковой схемы слова, знают звуки и соответствующие им буквы и т.д.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывают свою точку зрения.
IIIэтап.
Постановка учебной проблемы и задач урока
- да.
Высказывания детей и составление плана работы на урок
- хотите узнать?
- кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?
(постановка проблемы)
Проблема урока:
- узнать когда пишется в словах пишется буква Й, а когда Е,Ё,Ю,Я
Задачи урока:
- научиться определять место буквы в слове
- читать слова с буквами
- объяснять значение слов
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели формулирование проблемы урока.
Регулятивные: целеполагание; постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование учебной деятельности совместно с учителем.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, понимать партнёра по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса
VIэтап.
Первичное усвоение новых знаний.
Читают слова, соотносят со схемой и вписывают нужную букву.
- они знают, когда какая должна идти на работу.
- 1. когда звук Й находится в конце слова, 2. когда он перед согласным
- 1. в начале слова,
2. после него гласный звук.
- перечитывают слова, слушают звук Й и смотрят, верно ли показан звук в схеме.
- нет.
- нет.
- Читаем слова и соотносим со схемой и вписываем нужную букву, объясняют, где находится буква
Вывод: звук Й может обозначаться двумя способами: буквой Й и буквами-волшебницами Е,Ё,Ю,Я, которые обозначают его вместе со своим звуком.
-как же эти буквы не ссорятся?
- когда выходит на работу буква Й?
- когда работают Е,Ё,Ю,Я?
- если мы запомним договор этих букв и постараемся его соблюдать, то убережём буквы от ссор, а тетради от ошибок.
ФИЗМИНУТКА
- открываем учебник с.102.
- в букваре есть те же слова, с которыми мы работали, но схемы неполные.
- давайте проверим, правильно показаны части схем с обозначением звука Й.
- посмотрите на записи и скажите: встретились ли слова, чтобы буква Й была в начале слова;
- чтобы она обозначала гласный звук?
- теперь будем читать слова, стихи, рассказы, но продолжим наши наблюдения за буквой Й и звуком Й.
Личностные: самоорганизация, осознание своих возможностей.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение предположений и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий.
Vэтап.
Первичная проверка понимания
Читают слова.
- во всех словах есть звук Й.
- спелая - буквой Я
- спелый - Й
- спелое - Е
- спелые - Е.
- одинаковое.
- спелая айва
- спелый арбуз
- спелое яблоко
- спелая ягода.
- предлагают свои варианты.
- радугу.
- ученики читают вслух стихотворение.
- находят и читают.
- не спеши, подумай, реши.
- Яша и Юра.
Находят слова и выделяют слог Я: Я-ша, Но-ва-я, кра-си-ва-я, гру-зо-ва-я
Работают в паре, и решают, кто из них чью роль играет
- моет лапки.
- читают.
- два одинаково написанных слова.
-значение разное - объясняют.
Работа по учебнику на с.102.
- прочитайте слова в учебнике.
- в каких словах есть звук Й?
- какими буквами он обозначен в словах?
- что скажете о значении этих слов?
Значение одинаковое или разное?
- соотнесите слова с картинками.
- прочитайте начало предложения.
- дополните предложение своим словом.
Работа с цветными карандашами.
Учитель называет цвет, а дети показывают соответствующий карандаш.
- посмотрите на картинки и подберите соответствующий цвет. Покажите и карандаш.
- что ещё видите на картинке?
- назовите цвета радуги по порядку.
- приведите примеры ,называя какого они цвета.
- назовите и покажите свой любимый цвет.
Познакомимся со стихотворением о букве Я
- подтвердите слова буквы Я, что эта буква является словом?
- найдите это слово в стихотворении.
ФИЗМИНУТКА
- прочитайте предложение авторов.
- Что они вам предлагают?
- читаем рассказ о наших знакомых мальчиках.
- как их зовут?
- подтвердите слова буквы Я, что она является слогом.
- найдите такие слова в тексте.
Работа в паре:
- прочитайте вопрос внизу. Что скажете? Работая в паре, решите, с какой стороны Яша, с какой - Юра?
- я буду говорить:
- Встань, Яша!
- встать должен тот из вас, с какой стороны Яша.
- также и с Юрой.
- что делает зайка на с.103?
- прочитайте предложение слева от него.
- что заметили?
- а значение?
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания.
Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
IVэтап.
Рефлексия/итог/ - /оценка учебной деятельности. Эмоциональная)
Дети оценивают свою работу на уроке, своё настроение.
- решили проблему урока?
- когда будем писать Й?
- когда буквы Е,Ё,Ю,Я?
- выберите предложение для оценки своей деятельности на уроке и закончите его.
Я узнал…
Мне понравилось…
Я затруднялся…
Плакат - ручеёк «Знания» течёт под солнцем, которое закрывает туча в виде капелек. Если вам всё понятно, то ваша капелька попадает в ручеёк, а если, есть трудности, то капелька остаётся и закрывает солнышко.
Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.
Регулятивные: умение провести самооценку (прогнозирование и контроль), понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание
Девиз:
Всегда, везде и всюду-
Хочу, могу и буду
Когда работает буква Й:
1. когда звук [Й] находится в конце слова;
2. когда звук[Й] перед согласным.
Когда работают буквы Е,Ё,Ю,Я:
1. когда звук [Й] в начале слова,
2. когда после звука [Й] гласный звук.
Айва
Зрелый
Срываю
ем
Тема урока:
Наблюдаем за звуком [Й].
Проблема:
Когда на месте звука [Й] пишется буква Й или Е,Ё,Ю,Я.
Задачи урока:
- научиться определять место буквы в слове;
- читать слова, предложения;
- объяснять значение слов;
Ре-рё-ре (мы играли во дворе)
Ан-ян-ан (еду я в Казань).
- Повторяем все громко и чётко:
Не-ня-ню-нё
Ле-ля-лю-лё
Ям-ем-юм-ём.
Системный с амоанализ урока математики /ФГОС/
Школа: МАОУ «Покровская ООШ»
Класс:1
Учитель:Перехожева Т.Ф.
Во 1 классе обучается 6 человек, из них 4 девочки и 2 мальчика. Класс по уровню обучаемости и обученности средний, но есть дети с низким и высоким уровнем. Поэтому уроки приходиться выстраивать, используя психологические особенности всех учеников. Необходимо, чтобы дети с высоким уровнем не потеряли интерес, а дети с более низким уровнем заинтересовались.
Тема урока:
Читаем и наблюдаем (за обозначением звука [Й]).
Программа «Гармония», автор учебника М.С.Соловейчик
На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовы валась через следующие аспекты:
Образовательные: помочь детям открыть новые знания о букве Й и звуке [Й]; систематизировать и расширить знания детей о звуке [Й]; совершенствовать навыки и умения звукового анализа слов, чтения и письма; формировать познавательный интерес к чтению.
Развивающие: развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление); развивать эмоциональную сферу; развивать коммуникативные умения; развивать фонематический слух; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и др).
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при разных видах работы (фронтальной, индивидуальной, в парах, групповой), воспитывать аккуратность
Планируемый результат
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: названия букв и звуков, «секрет» букв Е,Ё,Ю,Я, названия соответствующих цветов радуги и предметов, слова-омонимы, признаки предложения; умеют: записывать звуковую схему слова, буквы, читать слова и находить нужную букву в слове, употреблять слова «она», «оно», «он», «они» вместо названий, соотносить цвета с предметом, составлять предложение.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя.
Тип урока: Усвоения новых знаний
Анализируемый урок входит в раздел: Основной период обучения грамоте. Буква, звук. Тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки, так как направлен на выработку умений и навыков: звукового анализа слова, написания букв на месте звука [Й], распознавания звука и применение правил написания букв.
Урок состоит из 6 этапов:
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актулизация знаний
3. Этап постановки проблемы
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания
6. Рефлексия/итог/
Этапы урока логически , последовательно взаимосвязаны между собой.
Структура соответствует данному типу урока.
Урок соответствует содержанию программы, целям урока. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и деятельности детей, соответствовал их жизненному опыту. Прослеживались межпредметные связи: с уроками письма, изобразительного искусства.
На уроке реализовывались следующие дидактические принципы:
-
принцип активности: учащийся должен быть вовлечен в учебную деятельность, адекватную целям обучения;
-
принцип систематичности и последовательности в обучении;
-
наглядности;
-
доступности и посильности;
-
учета возрастных особенностей учащихся;
-
принцип практической направленности.
Были использованы следующие методы:
проблемно-диалоговые (для актуализации знаний учащихся, усвоения новых знаний));
наглядные (для создания ярких образов);
практические (для актуализации навыков и умений).
Формы: индивидуальная, фронтальная, в парах
При построении урока были задействованы элементы следующих технологий, а именно:
-
технология проблемно-диалогового обучения;
-
здоровьесберегабщие;
-
информационно-коммуникативная;
-
технология сотрудничества;
-
игровая.
Адекватно целям урока была организована смена форм деятельности (индивидлуальная-работа с учебником, в парах, групповая на этапе закрепления, фронтальная), что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность
Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.
Урок был построен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС.
На протяжении всего урока применялся деятельностный подход, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-практической, что способствовало формированию УУД на всех этапах урока.А именно:
Этапы урока
Какие УУД формировали
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель: Эмоциональная, психологическая
подготовка , настрой на плодотворную работу
к уроку/ проверка готовности обучающихся, их настроя на работу,
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
Всегда, везде и всюду-
Хочу, могу и буду
Личностные : принимают и осваивают социальную роль обучающегося
Коммуникативные : умеют планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками/
2. Актулизация знаний
Цель: актуализация знаний, изученных способов действий, их обобщение; самостоятельное осуществление пробных учебных действий.
Личностные : имеют мотивацию
к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление, память
Познавательные:: владеют изученными терминами: буква, звук, слово, слог, владеют приёмом записи звуковой схемы слова, знают звуки и соответствующие им буквы и т.д.
Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу; умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные умеют слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,
3.Этап постановки проблемы
Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели формулирование проблемы
Регулятивные:. целеполагание;
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса
4. Первичное усвоение новых знаний.
Цель:
Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией
Личностные: самоорганизация, осознание своих возможностей.
познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение предположений и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные:
составление плана и последовательности действий
5. Первичная проверка понимания
Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности /в парах/
(применяется групповой, индивидуальный методы),
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Познавательные: умение делать выбор наиболее эффективных способов решения задания, умеют осознанно и произвольно строить высказывания.
Регулятивные: умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона:
Коммуникативные : умение управлять поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
8 Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности.
Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения,
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.
Регулятивные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные: умеют полно
и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность , детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия и самооценкой.
Предложенные задания подбирались в соответствии с возрастными особенностями, это способствовало мотивации учения и адекватной самооценке учащихся. Урок строила с опорой на сотрудничество ребят друг с другом и с учителем. Выводы учащиеся делали сами посредством подобранного материала. Проблемная ситуация послужила вовлечению обучающихся в образовательную деятельность, определению темы и задач урока.
Применение информационных технологий позволило сделать работу учащихся более интересной и продуктивной. С целью здоровьесбережения использована физминуткаи и чередование видов деятельности (слушание, письмо, чтение, рассуждение)
Для каждого ученика была создана ситуация успеха /атмосфера доброжелательности ,эмоциональное поглаживание/, применен дифференцированный подход ( разный объём задания в актуализации),что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Я учитывала индивидуальные особенности учеников ( работа в парах), давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
У детей была возможность пользоваться различными источниками информации (учебник, схемы, наглядный материал); была предусмотрена возможность развития творческого потенциала.
Работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий ( физминутка, подвижная и для глаз).
Этап рефлексии показал, что тема урока была понята и интересна, дети чувствовали себя во время урока комфортно. Используемые на уроке методы, приемы позволили добиться реализации поставленных задач.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.
Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Поставленные цели и задачи в основном достигнуты.