Урок на тему Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 1 класс

Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.

Цель: отрабатывать умение учащихся дифференцировать функции букв

Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове.

ЗАДАЧИ: совершенствовать знания о гласных звуках;

провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове;

учить созданию рассуждения

-развивать речь, мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию

-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.

Ход урока

I.Орг.момент

- Проверка готовности к уроку.

Сегодня как и всегда потребуется ваше внимание. Вы должны показать знания, полученные на предыдущих уроках.
II. Актуализация знаний. Чистописание.

- Возьмите карточку № 1. Положите перед собой.

Упражнение на внимание.

В течение 1 минуты вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их.

Мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурец

- Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец.)

- Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец.)

- Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.)

- Уберите карточки. Продолжаем работать дальше с буквами.

- Сколько букв в алфавите? (33)

- Сколько звуков? (31)

- Почему звуков меньше, чем букв? (Ь и Ъ - не обозначают звуки)

- Запишите в тетрадь буквы, которые я продиктую.

(1ученик у доски записывает, остальные ученики записывают в тетрадь, я диктую буквы: А Е Ё О У Я Ю И Ы

- Прочитайте буквы, которые записали.

- Что вы о них скажете? (Это буквы, которые обозначают гласные звуки)

- Сколько всего гласных букв в алфавите? (10)

- А мы записали сколько? Кто назовет букву, которую мы не записали? (Э)

- Об этой букве пойдет особенный разговор завтра.

- А сегодня мы поговорим о других буквах.

- Снова прочитайте буквы, которые записали. Разделите их на две группы.

- На какие группы разделили? (А О У И Ы)

- Что вы можете о них сказать? (Это гласные звуки) Их 6 (если вспомнить про звук Э)

- А сколько всего гласных букв, обозначающих гласные звуки в алфавите? (10)

- Что вы можете сказать об остальных 4буквах?)

(буквы е,ё,я,ю обозначают два звука)

- Обведите их в кружок.

III. Постановка учебной задачи.

- Кто догадался, о каких буквах мы будем сегодня говорить на уроке?

- Это хитрые буквы. Почему? Вот об этом и поговорим.

IV. Работа по теме урока.
- Давайте выполним задание, которое записано в карточке № 2

1. Наблюдение

СЕЛ ЕЛ БОЕЦ

ПОЛЁТ ЁЛКА ПРИЁМ

КЛЮВ ЮГ КАЮТА

МЯСО ЯМА СТОЯТ

- В каком месте слова буквы Е, Ё, Ю, Я в словах первого столбика? (После согласных, в середине слова)

- После каких согласных? (Мягких.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Читаем каждое слово и наблюдаем) СЕЛ (Э), КЛЮВ (У), ПОЛЁТ(О), МЯСО (А)

- Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных.)

- Запишите в тетрадь слова 1 столбика.

- Прочитайте слова во втором столбике

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах второго столбика? (В начале слова.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? ЕЛ (ЙЭЛ), ЁЛКА (ЙОЛКА), ЮГ (ЙУГ), ЯМА (ЙАМА)

- Значит, в каком случае эти буквы обозначают два звука? (В начале слова)

- Понаблюдаем за словами третьего столбика. Прочитайте слова.

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласных.) Читаем. БОЕЦ (БОЙЭЦ), ПРИЁМ (ПРИЙОМ), КАЮТА(КАЙУТА) СТОЯТ (СТОЙАТ)

- Сколько и какие звуки они обозначают?

2. Вывод.

- Какой вывод мы можем сделать? При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? (Если они стоят в середине слова после согласной)

- А два звука? (Если они стоят в начале слова или в середине слова, после гласной.)

V. физминутка

VI. Закрепление изученного материала.

- Ребята, мы с вами в начале урока играли с буквами. А есть ли там слово, в котором буква, которая обозначает два звука? (Яблоко)

- В каком месте слово буква Я? (В начале слова)

- Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А])

- Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.)

VII. Рефлексия.

Давайте подведём итоги.

Какую роль могут выполнять буквы Е Ё Ю Я

Учебник с.60

Задание 6, 7 (устно).

Задание 8: рассмотрите рисунки, изображение каких предметов вы видите?

мак, еж, ерш, мяч, елка.(ель)

- Какое слово лишнее? (Мак)

- Почему? (Все согласные твердые, а в остальных словах есть хитрые буквы)

VII. Рефлексия.

Сегодня на уроке я учился ……

Сегодня на уроке я научился….

Сегодня на уроке я запомнил …..

Сегодня на уроке мне понравилось…..


© 2010-2022