Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая тетрадь Моя БурятияРабочая тетрадь Моя БурятияРабочая тетрадь Моя БурятияРабочая тетрадь Моя БурятияРабочая тетрадь Моя Бурятия

О.Я. Казачук


Программа

по гражданско-правовому воспитанию

младших школьников

«Большой мир маленького гражданина»





Улан-Удэ



Программа по гражданско-правовому воспитанию младших школьников «Большой мир маленького гражданина» / Автор - О.Я. Казачук. - Улан-Удэ: МАОУ СОШ № 35, 2003. - с. 24

Программа прошла рецензирование на кафедре дошкольного и начального образования БИПКиПРО . Оценена положительно и рекомендована для использования в практической деятельности общеобразовательных учреждениях. На программу «Большой мир маленького гражданина» дан отзыв научного руководителя; кандидата педагогических наук, доцента кафедры ППМП ПИ БГУ С.А. Павловой.





Предисловие


Детство есть великая пора жизни,

когда кладётся основание всему

будущему нравственному человеку.

(Н.В. Шелгунов)


В современный период, когда общество решает множество проблем повседневной жизни, то нередко разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к уменьшению гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, неудовлетворенности внутреннего мира личности, вакууму духовности. Именно поэтому школа, а в частности классный руководитель, решая сегодня социальные задачи воспитания, должен опираться на разумное нравственное в человеке и помочь каждому ученику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Данные вопросы можно решить средствами специально организованного гражданско-правового воспитания школьников, органически вплетенного в учебно-воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть как в урочное и внеурочное время. Как же осуществлять гражданско-правовое воспитание школьников? Необходима целостная система воспитания основ гражданской и правовой культуры как средство и процесс нравственного развития учащихся. Важно, чтобы воспитательная система не только взаимодействовала со всеми составными компонентами школьной жизни: уроком, переменой как продуманной организацией межурочного пространства, внеурочной деятельностью, но и обеспечивала их гражданским и правовым содержанием. Эти позиции лежат в основе программы по «Гражданско-правовому воспитанию младших школьников». Данная программа разработана в 2003 году и апробирована в педагогической практике. Она основана на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов: - гражданско-правовой урок как специализированный учебный предмет, построенный по инновационной методике с сюжетно-игровой основой; - действующая в системе свободного общения детей в урочное и в послеурочное время. Программа предполагает сочетание установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими, с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них; - коллективная внеклассная деятельность специально ориентированная на включение всех учащихся в диалог, общение, взаимодействие. Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть общей педагогической задачи, предусматривающей гуманистическое влияние на жизнедеятельность школьников. Целевая установка выделенных компонентов - реализация гражданско-правового воспитания учащихся в учебное и внеучебное время. Исходя из сказанного, основной целью и содержанием программы является пробуждение и воспитание сознательного отношения к жизни, к окружающим людям, закладывания основы гражданской и правовой культуры младших школьников.

Приглашаю к сотрудничеству. Желаю успехов!

Учитель начальных классов Ольга Ярославна Казачук


Пояснительная записка


Основной целью воспитательной работы является вовлечение детей в планомерный целенаправленный процесс формирования нравственных качеств, овладение знаниями и навыками, необходимыми для жизни в повседневной жизни. Данное направление осуществляется путем создания оптимальных условий воспитания в учебное и внеклассное время. Особое внимание уделяется развитию личностно-ориентированному подходу в воспитании, работе над формированием общечеловеческих качеств, знакомству и изучению гражданско-правовых основ и норм поведения в обществе. Одним из направлений внеклассной работы является проведение классных часов, направленных на изучение прав и обязанностей, умению отстаивать свои права, выстраиванию линий взаимоотношений между людьми (близкими, учителями, друзьями и т.д.) Разработана программа по «Гражданско-правовому воспитанию младших школьников». Данная программа начала работать в 2000 году на базе отдельно взятого класса. С 2001 года частично реализуется в начальном звене через созданную игру-самоуправление: «Солнечный город». Интерес к созданию и разработке программы по «Граждански-правовому воспитанию младших школьников» начался в 2000 году. Школе было предложено провести семинар завучей по воспитательной работе на тему: «Гражданско-правовое воспитание школьников». Коллективу необходимо было подвести итоги работы по данному направлению, поделиться накопленным опытом, наметить перспективы дальнейшего развития. При подготовке к семинару выяснилось, что данный вопрос в воспитательной системе школы решается старшим и средним звеньями на уроках истории, обществоведения, граждановедения. Оказалось, что в начальном звене нет специального курса (предмета), который предлагал бы знакомство и систематизацию основных правил поведения подрастающего поколения в обществе. Обсудив данную проблему, было решено разработать программу гражданско-правового воспитания младших школьников «Большой мир маленького гражданина» Цель гражданского воспитания в образовательном учреждении - формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.




Обоснование программы: В сложившихся сегодня социо-культурных условиях, когда общество динамически меняется, возникла проблема в воспитании подрастающего поколения. Одной из жизненно важных проблем является потребность человека в социальной и духовной защите от жизненных невзгод и различных конфликтов. В современных условиях школа должна помочь и дать основополагающие направления в адаптации и самоопределении в новых для ребенка условиях, частично решить нестандартные проблемы. Особенно остро данная задача стоит для учащихся младших классов школы, поскольку именно этот возраст является тем моментом жизни ребенка, когда без «встречи со взрослым» невозможно дальнейшее развитие. Данная программа будет востребована, так как воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач построения и развития правового общества.

Цели программы:

  1. Разработать и применить на практике специальный курс (предмет), который способствует формированию у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения.
  2. Познакомить с основными правами и обязанностями человека, систематизация правил поведения в обществе.
  3. Развитие умений и навыков в необходимости применения правовых знаний.
  4. Дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их индивидуальном опыте, в конкретных делах, поступках.

Задачи программы:

  1. Создание условий для свободного развития внутреннего мира ученика, его духовных сил, учить его самопознанию, самооценке, самоанализу.

  2. Формирование нравственных качеств младших школьников: уважение к старшим, коллективизма, товарищества, взаимопомощи и другие.

  3. Познакомить с общечеловеческими ценностями (добро, справедливость, дружба и т.д.)

  4. Разъяснить, что такое закон, Конституция, Декларация прав человека и понятия основных правовых терминов: гражданин, личность и т.д.
  5. Укрепление веры каждого учащегося в свои силы и возможности;

Направления программы:


  1. Знакомство и разъяснение основных правил и обязанностей человека, систематизация правил поведения в обществе. Развитие умений и навыков в необходимости применения правовых знаний.

  2. Диагностика отслеживания формирования нравственных качеств, развитие личности.
  3. Помощь в адаптации и решение трудных для ребенка ситуациях в школе и дома, частично решить нестандартные проблемы.
  4. Сотрудничество с общественными организациями, родителями.

Гипотеза программы:


Данный проект будет эффективен в своей реализации, если:

  1. введены уроки или специальный курс, включающий в себя вопросы по формированию нравственных, правовых знаний, умений и навыков;
  2. содержание и формы проектной деятельности помогут реализации правовых знаний на практике;
  3. заложенные основы толерантности и коммуникативности в воспитательном процессе будут являться одной из главных целей проекта.
  4. воспитательная деятельность направлена через создание пространства общения, как учащихся, так и педагогов, через организацию общего коммуникативного поля, позволяющего столкнуть детей с действительностью современного социума и культуры (мира взрослых), не через систему учебных предметов, а через совместную деятельность детей и педагогов, внеклассную работу.

Перспективы программы


Решение обозначенных в проекте проблем весьма актуально, они не будут сняты в ближайшие десятилетия, в связи с этим наработанный в процессе реализации проекта опыт будет востребован и получит дальнейшее развитие при финансовой поддержке бюджета образовательного учреждения, Министерства образования и науки республики Бурятия. Непосредственное участие директора, администрации школы, педагогического коллектива поможет организовать работу на долгосрочное развитие и расширение целей и задач проекта, распространяя свой опыт на образовательные учреждения в городе, регионе. Будет создана преемственность и заложены пропедевтические знания и умения в изучении курса «Граждановедения» в основном звене. Учащиеся с первых дней в школе включены в процесс формирования нравственных качеств, расширению понятийного аппарата, что в свою очередь будет способствовать развитию личности и гражданина.


Структура программы строится циклично:


1 цикл: «Я и Семья».

2 цикл: «Я и Школа»

3 цикл: «Я и Город».

4 цикл: «Я и Республика».

5 цикл: «Я и моя Страна»

6 цикл: « Я и МИР» В ходе реализации программы идет формирование нравственных качеств личности. Учащимся предлагается восприятие и осознание своей личности в обществе и ответственности за свои действия и поступки, формируется гражданско-правовая культура.

Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Дети знакомятся с «формулами жизни» в обществе:


  1. Личность можно назвать только того, кто отвечает за свои действия и

поступки.

2. Как Я отношусь к другому Я, так и другой Я будет относиться ко мне.

1 ЦИКЛ: «Я и СЕМЬЯ».

Семья - источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

О. В. Токмакова


Рабочая тетрадь Моя Бурятия Цель: Формирование знаний о семье и её значении в обществе. Задачи: 1.Познакомить учащихся с нормами, правами, обязанностями и поведения в семье. 2. Воспитание общечеловеческих ценностей в семье (уважение к старшим, помощь, сострадание, любовь к близким) Предполагаемые результаты цикла: Дети больше узнают о родителях, родственниках, о взаимоотношениях в семье, о семейных традициях и праздниках. Ребенок включается в процесс самопознания.

Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Конечные продукты деятельности участников цикла «Я и семья»:

Презентация «Семейный альбом», которая содержит:

• визитные карточки семей;

• сочинения (рассказы) о семье;

• рисунки «Моя семья» и письменные пояснения к ним;

• родословные древа, создание герба семьи.

Буклет «Семья - 7-Я»:

• рисунки и комментарии к ним «Как члены семьи заботятся друг о друге»;

• памятка «Какие правила следует соблюдать в семье».

«Копилка народной мудрости»:

• пословицы и поговорки о семье;

• традиции семьи.






Основное содержание занятий цикла:


Кол. часов

Название мероприятия

Линия №1

Я - член семьи. Мои права и обязанности.

1 час Выстраивание линий взаимоотношений цикла: «Я и семья». Беседа: «Семья в истории человечества». Тест: «Рисунок моей семьи» Сочинение: «Что значит для меня семья».

1 час Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Беседа «Что такое семья?», «Роль семьи в обществе».

Линия №2

Взаимоотношения с членами

семьb

1 час Сочинение: «Мои права и обязанности в семье». Знакомство с нормативными документами об обязанностях членов семьи.

1 час Закрепить нормы поведения в семье. Беседа: «Этика и этикет в семье». Тест: «Если вы вежливы».

Линия №3

Моя родословная

2час Презентация детских работ на тему: «Мой семейный альбом». Знакомство с принципы составления родословного древа. Составление таблиц-схем "Моя родословная".

1 час Беседа: «Семейный герб». Составление семейного герба.

1 час Беседа: «Что в имени моем». Расскажи нам о себе и о тех, с кем ты живешь. «Кем я могу гордиться в моей семье».

2 час Рассказ о профессиях в твоей семье. Можно использовать фотографии. Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.

1 час В гости к бабушке и дедушке. Беседа о нормах поведения со старшим поколением в семье. Чему мы научились и учимся у бабушки и дедушки. Практическая работа: Оформление альбома «Мои бабушка и дедушка»

1 час Мои братья и сестра. Правила взаимоотношений со старшими и младшими членами семьи.

Линия №4

Традиции моей семьи. Семейные праздники.

1 час Беседа: «Семейные вечера и праздники». Рассказы учащихся о традициях своих семей.

2 час Исследовательская работа: «Как традиции влияют на взаимоотношения в семье».

1 час Выставка семейных поделок. Рассказ о технике изготовления и авторе работы.

Линия №5

История моей семьи в истории страны, республики. города

2 час Рассказ о родственниках, оставивших след в истории страны, республики, города . Практическая работа. Оформление фотоальбома «Мы Вами гордимся!»

Обобщающий урок по циклу.

1 час Праздник «Тепло родного очага».

Итого:

19 час

2 цикл: «Я и Школа»

  1. Цель: Цель: сформировать у учеников коммуникативных навыков, умение понимать себя и других, познакомить их с основными правилами правового и бытового этикета в школе. Задачи: Развивать умение следовать нормам коллективизма, дружбы в повседневной жизни;

    1. На практике закреплять навыки этичного поведения в коллективе;
    2. Формировать нравственную оценку и самооценку через практическую деятельность.
    3. Разъяснить, что такое коллективизм, дружба, товарищество.
    Рабочая тетрадь Моя Бурятия


Предполагаемые результаты цикла: У учащихся, на основании выстроенных линий взаимоотношений в школьном коллективе, формируются основные нравственные умения и навыки в общении со сверстниками, учителями. Знакомство с правами и обязанностями в школьном коллективе. Сплочение ученического коллектива. Узнают и внесут свой вклад в традиции школы.



Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Конечные продукты деятельности участников цикла :«Я и школа»:

Презентация «Моя школа», которая содержит:

• сведения о истории и традициях школы;

• сочинения (рассказы) о школе;

• рисунки «Моя школа» и письменные пояснения к ним;

- создание буклета «Моя школа»

Памятка «Какие правила следует соблюдать в школе».

«Копилка народной мудрости»:

• пословицы и поговорки о школе, знаниях, дружбе;

Основное содержание занятий цикла:


Кол. час

Название мероприятия

Линия №1

Я - ученик.

Мои права и обязанности.

1 час Выстраивание линий взаимоотношений цикла: «Я и школа». Беседа: «Школа в истории человечества». Тест: «Рисунок моя школа» Сочинение (рассказы): «Что значит для меня школа».

1 час Знакомство с правами и обязанностями ученика (Устав школы). Практическая работа: создание памятки: «Этикет школьной жизни».

1 час Режим дня школьника. Беседа: «Что надо знать и выполнять, чтобы быть успешным учеником». Тест: «Какой я ученик»

Линия №2

Взаимоотношения с одноклассниками.

1 час Беседа «Кто они мои одноклассники? Тренинги и ролевые игры по взаимоотношениям с одноклассниками.

1 час Сообщение: «Мой сосед по парте. Кто он и что я знаю о нем?». Классный час: «Подадим друг другу руку»

1 час Классный час: «Подадим друг другу руку»

Линия №3

Взаимоотношения с учителями и персоналом школы

2час Тема: «Мои наставники». Практическая работа: создание презентации «Мои учителя». Знакомство с этикой общения: «Вежливый диалог учителя и ученика»

2 час Исследовательская работа: «Люди, которые создают уют и комфорт в школе» (работа библиотекаря, столовой, технического персонала и др)

Линия №4

История и традиции школы.

2 час Исследовательская работа: «История школы». Сообщения: «Что я знаю о своей школе?»

2 час Знакомство с традициями школы. Встреча с учителями, работниками, выпускниками школы.

1 час Сбор материала и выпуск буклета: «Родная школа в лицах»

Обобщающий урок по циклу.

1 час

Праздник «Моя школа».

Итого:

16 час

3 цикл: «Я и Город»


  1. Цель: Расширить знания о своем городе. Познакомить с этнокультурными традициями людей, проживающих в нашем городе. Познакомить с особенностями норм поведения человека, живущего в городе. Задачи: Познакомить с историей, с культурными центрами города.

    1. Формирование мысли о значимости вклада каждого горожанина в жизнь и развитие города.
    2. Воспитание у детей любви к своему городу, бережному отношению.
    Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Предполагаемые результаты цикла: Цикл предполагает знакомство и расширение знаний детей с историей, культурными центрами, со службами города, с его социально-бытовыми объектами, с профессиями людей, работающими на них.



Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Конечные продукты деятельности участников цикла: «Я и Город»:

Презентация «Мой Улан-Удэ», которая содержит:

• сведения об истории и современности города Улан-Удэ;

сочинения (рассказы) о городе;

рисунки «Мой Улан-Удэ» и письменные пояснения к ним;

создание буклета «Цвети мой город»

Памятка «Что значит быть добросовестным горожанином».

Основное содержание занятий

Кол. час

Название мероприятия Линия №1 Я - горожанин. Мои права и обязанности. 1 час Выстраивание линий взаимоотношений цикла: «Я и Город». Беседа: «Города в истории человечества». Тест: «Кого можно назвать полноправным горожанином?
1 час Знакомство с Уставом города Улан-Удэ. Практическая работа: создание памятки: «Права и обязанности жителя города». Тест: «Хороший ли я сосед?»
1 час Экскурсия по городу. Линия №2 История и современность города. 1 час Исследовательская работа: «История Улан-Удэ». Сбор материала для презентации: «Истрия моего города».
1 час Знакомство с символикой города. Выставка рисунков: «Мой Улан-Удэ».
2 час Знакомство с архитектурой города. «Главные улицы города». Изучение названий и истории возникновения улиц города (проектная работа). Найти материал о памятниках истории, архитектуры города. Сравнить облик города в прошлом с настоящим.
1 час Посещение музея истории города. Сочинение (рассказы): «Что значит для меня мой Улан-Удэ».
1 час Защита проектов: «Моя улица».
1 час История моего города через творчество писателей и поэтов. Конкурс чтецов на тему: «Мой Улан-Удэ» Линия №3 Предприятия и службы города 2 час Знакомство со службами города (образовательные и медицинские учреждения, полиция, пожарная служба и др.) Какие предприятия города ты знаешь? Сделать сообщение.
1 час Экскурсия в музей пожарной службы.
1 час Знакомство с культурно-массовыми центрами города. Правила поведения. Выход в театр. Сообщение о музеях и театрах города.
1 час Экскурсия на станцию Скорой медицинской службы.
1 час Служба ГИБДД. Встреча с работниками ГИБДД. Викторина: «Правила движения достойны уважения». Линия №4 Кем и чем гордятся горожане. 1час Сообщения: «Они сражались за Родину». Найти название улиц нашего города, названные именами героев Советского Союза и участников Великой Отечественной войны.
1 час Защита исследовательских работ: «Горожане с большой буквы». Встреча с известными людьми города.
1 час Достопримечательности города.(проектная работа) Линия №5 Города-побратимы 1 час Защита сообщений о городе-побратиме.
Линия №6 Вклад моей семьи в истории и развитии города. 1 час

Исследовательская работа: «След моей семьи в истории города»
Обобщающий урок по циклу. 1 час Праздник «Мой Улан-Удэ». Итого: 22 час
Цель: Расширить представления детей о своем крае. Задачи: Познакомить с особенностями республики, основанными на национальном сознании, уважении к национальной культуре различных этносов.

  1. Формирование мысли о значимости вклада каждого жителя республики в жизнь и развитие родного края
Воспитание у детей любви и патриотизма к своей малой родине. Толерантность. Предполагаемые результаты цикла: Цикл предполагает формирование умений и навыков бережного отношения к традициям, культуре, окружающей среде родного края.



4 цикл: «Я и Республика» Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Конечные продукты деятельности участников цикла: «Я и Республика»:

Презентация «Моя Республика Бурятия», которая содержит:

• сведения об истории и современности РБ;

сочинения (рассказы) о РБ;

рисунки «Моя малая Родина» и письменные пояснения к ним;

создание буклета «Цвети мой край родной»

Основное содержание занятий:

Кол-во час

Мероприятие

Линия №1:

Моя малая родина

1 час

Урок: Выстраивание линий взаимоотношений: «Я и моя республика Бурятия»

Беседа «Образование республики Бурятия. Исторические корни. География Бурятии»

1 час

Урок: Символика республики Бурятия, их значение. (Герб, флаг, гимн)

1 час

Экскурсия в этнографический музей.

1 час

Беседа: «Духовное начало». Религия в республике.

Экскурсия в Иволгинский дацан и Одигидриевский собор.

1 час

Конкурс стихов о республике Бурятия и крае, в котором мы живем. Тест: «Знаю ли я край, в котором живу»

Линия №2:

Чем богат и кем славен мой край

1 час

Изучаем природные богатства своего края.

Экскурсия в минералогический музей при Академии наук республики Бурятия.

1 час

Изучаем природные богатства своего края. Экскурсия в музей природы.

1 час

Знакомство предприятиями республики, которые вносят свой вклад в развитие нашего края. Экскурсия в музей «ЛВРЗ»

1 час

Знаменитые люди - уроженцы Бурятии.

1 час

Аукцион: «Чем богат и славен мой край» - защита рефератов.

Линия №3: «Искусство жить вместе»

1 час

Урок: «Искусство общения».

1 час

Урока: « Все - разные! Все - равные!»

1 час Урок - путешествие: «Знаем традиции и обычаи народов Бурятии»

Линия №4: Традиции и достопримечательности моего края

1 час

Национальные традиции и обычаи. Фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

1 час

Экскурсия: Памятники археологии: стоянки людей каменного века, могильники и городища. (Гунны)

1 час

Урок: Байкал - жемчужина Сибири.

1 час

Урок: Культура Бурятии. История Оперного театра. Посещение спектаклей.

Линия №5:

Я - житель Бурятии.

Гости республики

1 час

Защита сочинений: «Мой край», «Вклад моей семьи в историю и развитие республики», «Чем я горжусь», «Будущее моего края».

1 час

Урок: Ко мне приехал друг.

1 час

Праздник «Процветай мой край родной»- обобщение знаний о республике. Тест: Знаю ли я свой край.

Итого:

20 час




Цели: Расширение знаний о своей стране. Задачи: Формирование гражданственности через познание внутреннего мира различных народов, населяющих нашу страну, через дружеский настрой к людям другой национальности, уважение к живущим рядом, понимание их души, быта.

  1. Создание условий для первичной социализации растущей личности.
Приобщение учащихся к достижениям культуры своей страны, осознание родной культуры как части мировой.







5 цикл: «Я и моя Страна»

Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Конечные продукты деятельности участников цикла: «Я и моя Страна»:

Презентация «Моя Россия», которая содержит:

• сведения об истории и современности России;

сочинения (рассказы) о России;

рисунки «Моя большая Родина» и письменные пояснения к ним;

создание буклета «Широка страна моя родная»

Основное содержание занятий:

Кол-во час

Мероприятие Линия №1: Я-гражданин России. Конституция России. Мои права и обязанности. Символика России. Государственные праздники.

1 час

Урок: Выстраивание линий взаимоотношений:

«Я и моя Страна»

Географическое положение. Административно-территориальное деление. Кто является гражданином России.

1 час

Урок: Символика России, их значение. (Герб, флаг, гимн)

1 час

Урок: Основной закон страны - Конституция РФ. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина России. Российский паспорт.

1 час

Урок: Государственные праздники России, их история и значение для граждан страны.

1 час

Защита презентаций и сообщений по теме: «Москва - столица нашей Родины».

Линия №2:

Материальные и духовные богатства России. Чем и кем гордятся Россияне.

1 час

Урок: Природные ресурсы России. Защита рефератов: «Природные богатства России».

1 час

Урок-презентация: «Семь чудес России».

1 час

Урок: Культура и искусство Руси.

1 час

Урок: Народные промыслы России.

1 час

Урок - путешествие: «Золотое кольцо России».

2 час

Урок: Великие сражения. Герои земли Русской.

1 час

Урок: Великая Отечественная война 1941-1945гг. Города-герои.

1 час

Урок-презентация: Великие люди России.

Линия №3:

Население России.

1 час

Урок - презентация: Национальный состав России. Защита презентаций о культуре, быте людей разных национальностей, населяющих РФ.

1 час

Урок: Перепись населения - что это такое?

Игра: Перепись учащихся класса.

Обобщающий урок по циклу

1 час

Праздник: «Широка страна моя родная»

Итого:

17 час

6 цикл: « Я и МИР» Цель: Расширение знаний о мировом сообществе. Задачи:

  1. Познакомить с особенностями мирового сообщества людей.
  2. Формирование и воспитание гуманистической личности с опорой на общечеловеческие ценности.
  3. Приобщение учащихся к достижениям и культуре разных стран.

Рабочая тетрадь Моя Бурятия Рабочая тетрадь Моя Бурятия


Рабочая тетрадь Моя Бурятия

Конечные продукты деятельности участников цикла: «Я и МИР»:

Презентация «Мировое сообщество», которая содержит:

• сведения об истории и современности мирового сообщества;

сочинения (рассказы) о мировом сообществе;

рисунки «Мир вокруг нас» и письменные пояснения к ним;

Основное содержание занятий цикла:

Кол-во час

Мероприятие Линия №1: Я- человек мирового сообщества. Мои права и обязанности.

1 час

Урок: Выстраивание линий взаимоотношений:

«Я и МИР»

Урок: тема: «Я - человек Вселенной» Линия №2:

«Я и Мировое сообщество». Население Мира.

1 час

Урок: Тема: «Земля - общий дом для всех людей».

Линия №3:

«Я и знаменитые люди мира».

1 час

Урок: Тема: «Граждане Мира»

Линия №4:

«Я и Экология Земли»

1 час

Урок: Тема: «Планета Земля».

Обобщающий урок:

1 час

Праздник: «Мы дети Вселенной».

Итого:

5 час



Урок - путешествие по гражданско-правовому воспитанию

Подадим друг другу руку. (Цикл: Я и Школа) Цель: 1 Формирование дружного коллектива. Задачи: 1.Познакомить с правилами поведения среди одноклассников; 2.Развивать умения бережного отношения друг к другу; 3.Воспитание взаимопомощи среди одноклассников. Учитель: -Сегодня я предлагаю вам совершить восхождение на вершину горы. - Посмотрите на вершину горы, она необыкновенная, её до нас уже покорили и я скажу вам, что не один раз. На вершине поставлен флаг с надписью Я = Я и если те, кто достиг цели, были согласны с надписью на флаге, оставляют свое послание будущим покорителям вершины. - А также, когда они поднимались и испытывали трудности в пути, они писали письма, в которых есть подсказки и советы, как преодолеть их. - Кто желает подняться до вершины и разобраться, почему именно на флаге данная надпись? Я обещаю, будут в дороге сюрпризы и неожиданные встречи - Итак, в добрый путь! - Каждый получил допуск, он форме буквы Я (вы дали свое согласие), а вот пропускной билет вы оформляли сами. "Я вижу, вы проявили фантазию, у каждого получился свой, нет одинаковых. Посмотрите друг на друга. - Почему у всех получились разные? (каждый человек имеет свое имя, внешний вид, свой характер, видит окружающий мир по-своему, вы все разные) - Что объединяет вас таких разных? (ученики, первоклассники, одноклассники) - Действительно, ребята, вы, придя в школу, и оказавшись в одном классе, получили звание, которое останется на всю жизнь - одноклассники. Кто они такие? (ученики одного возраста, обучающиеся в одном класс) - Вы одноклассники. Но ведь одноклассники одноклассникам рознь. Сможете ли вы, как говорят альпинисты, быть в одной связке? -Что ж, проверим! Тест: 1. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени? 2. Замечаешь ли ты, что кто-то из одноклассников отсутствует на уроках? 3. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс? 4. Если тебя обидел одноклассник, ты постараешься так же обидеть его? 5. Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинили, ты заступишься за одноклассника? 6. Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты согласишься'' -А теперь вместе найдём ключ к этому тесту. Возможное решение: 4-5 баллов - Звание Одноклассник - можешь носить с гордостью. 3 балла - немного присмотрись к себе, у тебя всё получится. 1 -2 балла - всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам. -У кого получилось 4-5 баллов? -Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят. Это очень радует.
Проблемная ситуация: - Представьте, что кто-то из ваших одноклассников вас обидел и он вам перестал нравится. Как быть? (ответы детей) -не буду дружить- -не разговаривать- - подружиться - Это вы давали варианты ответа про одноклассника. А теперь представьте, что в данной ситуации оказались вы сами. Хором скажем - Со мной не разговаривают, не дружат. Какой из вариантов вам больше понравился?- - Да. Ребята, все мы разные, но всегда надо стараться найти способы понять другого человека и поставить себя на его место. Я - Я - В каждой группе есть конверт. Распечатайте его. Нам это письмо прислали те, кто с гордостью носит звание «Одноклассник». Прочтите. Правила, которые должны быть с нами всегда: • Грубость и агрессивность не украшают. • Одноклассник, совершивший проступок, раскаявшийся и признавший свою вину, пережил немало неприятных минут. Будем добры и великодушны, поможем сгладить неловкость и наладить нормальные отношения. • Будем помнить, что, отвечая грубостью на грубость, мы перестаем отличаться от своего обидчика, и теряем собственное достоинство. Будем оставаться всегда вежливыми. • Если же приходится сказать однокласснику или другу что-то неприятное, сделать это надо мягко, дружелюбно. • Помни всегда, как Ты будешь относиться к окружающим, так и они в свою очередь отнесутся к тебе. -"Горы одиноких не любят"," утверждает горская пословица. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? (что в горах одному человеку трудно, а преодали-вать трудности лучше всем вместе) - Так пусть же девизом нашего восхождения будет: «Подадим друг другу руку». Задание: Перед тем, как начнем восхождение на вершину горы, вы должны подумать и каждый для себя поставить один из предложенных знаков между местоимениями Я и Мы. (Больше, меньше, =). (работа выполняется на листочках). - Кто поставил Я больше Мы, Я меньше Мы, Я = Мы. Почему? -Какой из знаков больше всего понадобиться для восхождения, почему9( знак = должен быть) Каждый Я составляет целое - Мы. Это наш класс и каждый готов помочь другому. Мы единый коллектив и у нас одна цель. Учитель: Вы смогли доказать, что сможете идти в одной связке. Вернемся к нашему маршруту восхождения. ( Педагог в это время открывает доску, где изображён "план восхождения": от пропасти Я до вершины МЫ.) -Почему здесь слово Я находится в начале восхождения, у подножия горы? (Свое Я нельзя противопоставлять другим, когда речь идет о достижении коллективной цели, выпячивать свое Я - это опасно для всех.) Вот отсюда мы и начнем наше восхождение. Задание: -По пути времени терять не будем даром. Чтобы было веселее и меньше устали, поиграем, назовём пословицы и поговорки о дружбе. У вас было задание их вспомнить. (Дети называют поговорки о дружбе): "Одной рукой и узла не развяжешь", Дружба в делах помощница, Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. У дружбы нет границ, Старый друг лучше новых двух, и т. - Вот мы испошли до привала «Ты» - Почему такое название? Когда и кому мы говорим «Ты»? (Ты - это твой собеседник, с кем происходит общение) Здесь нас ждет письмо - совет. Задание: - Выберите черты характера, которые ты хотел бы видеть в своих одноклассниках. ( доброта, честность, злость, чуткость, скромность, высокомерие, общительность, грубость) Какие черты характер вы исключили из списка, почему? Пять свойств Пять свойств не ладят с другими пятью. Внимательно заповедь слушай мою: С Надменностью Дружба не может сродниться. От Грубости Вежливость не родится, Величия мы у Злодейства не ищем, Скупец не подаст убогим иль нищим, Для Веры и Верности Ложь не опора. Все это усвой - и храни от вора. (И. Гете) - Ребята, только ли в общении между людьми есть взаимопомощь, поддержка, дружба? (и у животных- стаи волков, птицы летят косяком, рыбы и т.д.) -Молодцы! Вот и привал. Физкультминутка. У вас сейчас привал, предлагаю вам вместе с моими одноклассниками отдохнуть и выполнить незатейливые движения. (Песня «Утята») -Привал имеет свое название: «Одноклассник - кто ты для меня?» Интересно было бы учиться в классе, если бы в нем был только один ученик? Почему? - Как по-другому можно назвать своих одноклассников? (ответы детей) Существуют такие слова - «товарищ» и «друг». Как вы думаете, что же означает слово «товарищ»? (работа в группах) Товарищи - люди, которых набирал купец в X! веке, чтобы перевезти свой товар в другие страны и возвратиться назад. Какие должны быть люди, чтобы вместе ехать в другие страны-и вернуться домой в то время? (Смелыми, сильными, умеющими прийти на помощь, т.е. люди, которые все вместе делают общее дело.) Слово «товарищ» означает, что люди вместе учатся или работают, живут в одном доме, вместе что-то делают Вот вы все вместе учитесь в одном классе. Вы - товарищи, т.е. делите вместе трудную работу, в данном случае учитесь. Кто сможет мне назвать своих товарищей? Как вы думаете, что значит - «дружить»? Что делают вместе люди, которые дружат? Учитель пишет на доске: гуляют, играют, говорят, делятся секретами, ходят в гости. Скажите, каждому ли человеку из своего класса вы бы доверили свой секрет? (Нет.) А кому бы вы его доверили? Кого мы называем другом? Друг - это человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно. - Какими чертами характера должен был обладать друг? (Надежный, верный, преданный, умеющий защитить). Проблемная ситуация: Идём дальше. В пути нас ждёт непредвиденная ситуация: два альпиниста из группы впереди замешкались и спорят. Что будем делать? (ответы на доске) -поможем разобраться, кто прав, -примирим их, чтобы спор не перерос в ссору или драку, -подождём, понаблюдаем? Учитель: Мы говорили о других, а если с нами произошла бы такая неприятность, какой из вариантов ответов выбрали бы вы? -Спасибо, что не остались в стороне и смогли помочь разобраться в этой ситуации. Наш девиз помог разобраться и в этой ситуации -Вот и ещё один шажок, и мы все вместе на вершине Задание: пусть каждый скажет о соседе по парте что-то тёплое, ласковое, согревающее душу. Поддержите друг друга: эту минуту. - В начале нашей встречи я сказала, что те, кто уже покори, вершину горы, то оставлял свое послание следующим покорителям. Я думаю, что и мы не будем нарушать эту традицию. Работа в группах.(раскрашивание на листах и выбор объяснения, почему именно это оставим) 1. рука (умение протягивать руку помощи, за руку здороваются, рука символ дела, добрые намерения). 2. сердце (сердце символизирует любовь, доброе отношение к людям) 3. Веник? Сказка: «Старик и три сына». (Мораль: Необходимо держаться вместе, тогда все трудности преодолимы) - А сейчас торжественный момент. Открепите каждое свое Я, и прикрепите на вершине горы. Поздравляю вас, каждый из вас покорил вершину. В пути было не всегда легко, но вы справились. Вершина имеет свое название, и я думаю, что все его назовете сами. - Каким, одним словом можно заменить все ваши Я? (Мы) - Посмотрите на флаг, расположенный на вершине. Пройдя такой путь, кто сможет объяснить запись на флаге? Я = Я - Ребята, я хотела бы, чтобы эта запись была вашей формулой жизни. - Запомните это восхождение. Мы поднялись на вершину, мы покорили её, и мы были вместе! Домашнее задание: -Прочитать стихотворение- сказку Владимира Солодухина о добром солнышке. -Представить, что доброе солнышко - это ты. Подумать над содержанием (если сложно, вместе с родителями) и найти ответ на вопрос: Что необходимо во взаимоотношении между тобой и твоими одноклассниками, и, вообще, людьми, которые тебя окружают? Солнце Солнце разлито поровну, Вернее, по справедливости, Вернее, постольку разлито, Кто сколько способен взять: В травинку и прутик - поменьше, В большое дерево - больше, В огромное дерево - много... Спит, затаившись до времени, Смотришь, а не видать. Солнце разлито поровну, Вернее, по справедливости, Вернее, постольку разлито, Кто сколько способен взять В одного человека поменьше, В другого - гораздо больше, А в некоторых очень много: Я видел, как от травинки Загоралась соседняя ветка, А от этой ветки - другая, А потом занималось зарево И было светлее дня! тебе есть капелька солнца (Допустим, что ты травинка). Отдай ее, вспыхни весело, Дерево пламенем тронь!


















Литература

  1. Конституция РФ

  2. Конституция Республики Бурятия

  3. Декларация о защите прав человека

  4. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа //Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

  5. Гасанов З.Т.Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика. 1999,№6.

  6. Похвала терпимости //Курьер ЮНЕСКО. 1992, сентябрь

  7. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных явлений Методические разработки занятий. М.,1993.

  8. М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, М.А. Ковальчук Воспитание толерантности у школьников Ярославль., 2003

  9. Терпимость : преддверие мира // Курьер ЮНЕСКО. 1994

  10. Толерантность в общественном сознании России. М., 1997.

  11. Многокультурное образование/ Г.Д. Дмитриев. - М.: Нар. образование, 1999.

  12. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания //Образование в современной школе. - 2002. -4. -С. 35

  13. Битянова М. , Вачкова И. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для учащихся 3-4 кл. // Школьный психолог. - 2002. -35. -С. 8; Здоровье детей

  14. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История "Первое сентября". -2002. -20. -С. 13

  15. Бурбига С. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой //История"Первое сентября". -2002. -7. -С. 14

  16. Никитова Н. А. Урок толерантности // Начальная школа. - 2002. -21. -С. 1

  17. Павленко Е. Стремись творить добро //Начальная школа. - 2002. -21. -С. 6

  18. Палаткина Г. Этнотолерантность в мультикультурном регионе // Школьные технологии. -2003. -3. -С. 217

  19. 19.Щеголихина Н. Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений: Урок толерантности //История "Первое сентября". -2002. -11. -С. 2

  20. Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 год

  21. Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 го

  22. «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год

  23. «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год

  24. «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 199

  25. Программа гражданско-патриотического воспитания, журнал заместителя директора школы по воспитательной работе № 3, 2006 го

  26. «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 го

  27. «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год

  28. «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год

  29. «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена, журнал «Завуч», № 1, 2006 год

  30. «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта

29


© 2010-2022