Урок по русскому языку по теме «Имя существительное»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: знакомство с именем существительным (общее значение, вопросы)

Задачи: - сформировать представление об имени существительном;

- научить задавать вопросы к имени существительному;

- развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость.

Оборудование: карта путешествия, пакет с заданием, схема «Что такое имя существительное», репродукция картины «Богатыри», картинки с изображением животных.

Ход урока

1. Орг.момент.

Учитель: - Кто такой разведчик - следопыт? (ответы детей)

- Подберите прилагательные. Профессия разведчика какая?

- Какими качествами должен обладать хороший разведчик?

На доске появляется плакат

1. иметь зоркий глаз

2. уметь слушать и слышать

3. быть внимательным

Учитель: - Сегодня я предлагаю вам превратиться в следопытов. Согласны?

2. Целеполагание

Учитель: - Нам пришел секретный пакет. Кто знает, что такое пакет для военного человека, разведчика? А в пакете для нас секретное задание - (задание читает ребенок вслух) выяснить, что такое имя существительное.

Учитель: - Кто-нибудь знает, что это такое?

Учитель: - Что будем делать?

Дети: - Узнавать, искать.

3. Актуализация знаний.

Учитель: - Давайте проверим насколько зоркий глаз у нас и насколько мы внимательны. (На доске слова - коллектив, аллея, телеграмма)

Учитель: - Во всех этих словах спрятались разные правила. Давайте найдем их все.

( Коллектив - безударный гласный в слове, парный глухой звонкий согласный, двойные согласные буквы.

Аллея - безударный гласный в слове, двойные согласные буквы.

Телеграмма - безударный гласный в слове, двойные согласные буквы. )

Учитель: - Что мы знаем о словах с двойными согласными?

Дети: - При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляем на строке, а другую переносим.

Учитель: - Запишите эти слова в тетрадь, разделив их черточками для переноса. (Один ученик выполняет задание на доске)

Учитель: - Хорошо, молодцы!

4. Открытие нового знания.

Учитель: - Качества, необходимые разведчику-следопыту у нас есть, и мы можем смело начинать добывать информацию. А раз мы следопыты, значит надо идти по следам. А следы ведут нас на урок Окружающего мира. Пошли?

Физкультуоная пауза: По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И опять пешком пойдем.

1 станция. (Учитель достает из конверта на карте задание)

-Замени одним словом и запиши: движение воздуха (ветер), сильный ветер со снегом (метель), ненастье с громом и молнией (гроза) (Слова вывешиваются на доску)

Учитель: - Что вы можете сказать об этих словах?

Что они обозначают? (Явления природы)

На какой вопрос отвечают? (Что?)

(На доске появляется запись Что? Явления природы)

2 станция Физкультуоная пауза: Идем шагом, затем на лошадках.

Следы привели нас на урок математики. Слушаем задачу.

В зоомагазине было 16 морских свинок, а хомячков на 7 меньше. Сколько хомячков было в зоомагазине? (16 -7 = 9 хомячков.)

Учитель: - Молодцы! Назовите главных героев задачи (морские свинки, хомячки - картинки)

-Как назвать их одним словом? (животные)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?) (На доске запись - кто? животные)

3 станция Физкультуоная пауза: Мы туристы, мы в пути,

Веселей шагайте ноги,

Легче выдох, глубже вдох

Путь не близок, не далек.

Впереди течет ручей

Перепрыгнем поскорей.


Учитель: - Следы ведут нас на урок литературного чтения. (Задание из конвертика на карте - прочитать стихотворение о березе). Ученик читает стихотворение.

Учитель: - Запишите это слово в тетрадь. А рядом - словосочетание какая береза (белая, стройная, кудрявая, …)

Учитель: - На какой вопрос отвечает? (что?)

4 станция. Физкультуоная пауза: Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.


Следы привели нас на урок изобразительного искусства. Вы видите репродукцию картины «Богатыри». Кто ее автор?

- Кто изображен на картине? (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)

- Как назвать одним словом? (люди)

- На какой вопрос отвечает слово люди? (кто?)

5 станция. Физкультуоная пауза: Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолет


Последний след привел нас в будущее.

Учитель: - Напишите тайное послание - кем бы вы хотели стать, когда выростите?(Дети записывают предложение в тетради)

- А кто готов поделиться своей тайной? (3-4 ученика зачитывают свои предложения.)

- О чем говориться в ваших предложениях? (О профессиях)

- На какой вопрос отвечает? (что?)

На доске запись: что? Кто?

Явления природы животные

Растения люди

Профессии

Учитель: - Какие слова отвечают на вопрос Что? / Кто?

- Вот мы как самые настоящие разведчики подобрались к разгадке - что такое имя существительное?

Дети: - Имя существительное - слова, которые называют предмет и отвечают на вопросы кто? что?.

Учитель: - Можно считать, что мы выполнили задание? Молодцы!

5. Развитие умений.

1.Картинный диктант

Учитель: - Разделите все слова на 2 группы. 1 вариант записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2 вариант - на вопрос что?

На доске: Кто? что?

Ко… (т) утю…(г)

…(о)СА) л..(и)сток

К…(о)рова торт

Ле..(в) лента

С…(о)ва в…(е)дро

Учитель: - Объясни какие буквы вставил.

2. Из всех слов выбери только имена существительные: падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.

Учитель: - Составьте предложение 1 ряд - школа, 2 ряд - дети, 3 ряд - снежинки

6. Рефлексия.

Учитель: - Кем мы сегодня на уроке были?

- Что узнали нового?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что больше всего понравилось?

7. Самооценка

8. Домашнее задание. Каждый ребенок получает карточку с отрывком из литературного произведения. Задание 1:

- узнать какое это произведение;

- кто автор произведения;

- подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто, что.

Задание 2. Составить небольшой рассказ с именами существительными.


© 2010-2022