- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку по теме «Имя существительное»
Урок по русскому языку по теме «Имя существительное»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Онучина Н.В. |
Дата | 16.09.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель: знакомство с именем существительным (общее значение, вопросы)
Задачи: - сформировать представление об имени существительном;
- научить задавать вопросы к имени существительному;
- развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость.
Оборудование: карта путешествия, пакет с заданием, схема «Что такое имя существительное», репродукция картины «Богатыри», картинки с изображением животных.
Ход урока
1. Орг.момент.
Учитель: - Кто такой разведчик - следопыт? (ответы детей)
- Подберите прилагательные. Профессия разведчика какая?
- Какими качествами должен обладать хороший разведчик?
На доске появляется плакат
1. иметь зоркий глаз
2. уметь слушать и слышать
3. быть внимательным
Учитель: - Сегодня я предлагаю вам превратиться в следопытов. Согласны?
2. Целеполагание
Учитель: - Нам пришел секретный пакет. Кто знает, что такое пакет для военного человека, разведчика? А в пакете для нас секретное задание - (задание читает ребенок вслух) выяснить, что такое имя существительное.
Учитель: - Кто-нибудь знает, что это такое?
Учитель: - Что будем делать?
Дети: - Узнавать, искать.
3. Актуализация знаний.
Учитель: - Давайте проверим насколько зоркий глаз у нас и насколько мы внимательны. (На доске слова - коллектив, аллея, телеграмма)
Учитель: - Во всех этих словах спрятались разные правила. Давайте найдем их все.
( Коллектив - безударный гласный в слове, парный глухой звонкий согласный, двойные согласные буквы.
Аллея - безударный гласный в слове, двойные согласные буквы.
Телеграмма - безударный гласный в слове, двойные согласные буквы. )
Учитель: - Что мы знаем о словах с двойными согласными?
Дети: - При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляем на строке, а другую переносим.
Учитель: - Запишите эти слова в тетрадь, разделив их черточками для переноса. (Один ученик выполняет задание на доске)
Учитель: - Хорошо, молодцы!
4. Открытие нового знания.
Учитель: - Качества, необходимые разведчику-следопыту у нас есть, и мы можем смело начинать добывать информацию. А раз мы следопыты, значит надо идти по следам. А следы ведут нас на урок Окружающего мира. Пошли?
Физкультуоная пауза: По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И опять пешком пойдем.
1 станция. (Учитель достает из конверта на карте задание)
-Замени одним словом и запиши: движение воздуха (ветер), сильный ветер со снегом (метель), ненастье с громом и молнией (гроза) (Слова вывешиваются на доску)
Учитель: - Что вы можете сказать об этих словах?
Что они обозначают? (Явления природы)
На какой вопрос отвечают? (Что?)
(На доске появляется запись Что? Явления природы)
2 станция Физкультуоная пауза: Идем шагом, затем на лошадках.
Следы привели нас на урок математики. Слушаем задачу.
В зоомагазине было 16 морских свинок, а хомячков на 7 меньше. Сколько хомячков было в зоомагазине? (16 -7 = 9 хомячков.)
Учитель: - Молодцы! Назовите главных героев задачи (морские свинки, хомячки - картинки)
-Как назвать их одним словом? (животные)
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?) (На доске запись - кто? животные)
3 станция Физкультуоная пауза: Мы туристы, мы в пути,
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох
Путь не близок, не далек.
Впереди течет ручей
Перепрыгнем поскорей.
Учитель: - Следы ведут нас на урок литературного чтения. (Задание из конвертика на карте - прочитать стихотворение о березе). Ученик читает стихотворение.
Учитель: - Запишите это слово в тетрадь. А рядом - словосочетание какая береза (белая, стройная, кудрявая, …)
Учитель: - На какой вопрос отвечает? (что?)
4 станция. Физкультуоная пауза: Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Следы привели нас на урок изобразительного искусства. Вы видите репродукцию картины «Богатыри». Кто ее автор?
- Кто изображен на картине? (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)
- Как назвать одним словом? (люди)
- На какой вопрос отвечает слово люди? (кто?)
5 станция. Физкультуоная пауза: Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет
Последний след привел нас в будущее.
Учитель: - Напишите тайное послание - кем бы вы хотели стать, когда выростите?(Дети записывают предложение в тетради)
- А кто готов поделиться своей тайной? (3-4 ученика зачитывают свои предложения.)
- О чем говориться в ваших предложениях? (О профессиях)
- На какой вопрос отвечает? (что?)
На доске запись: что? Кто?
Явления природы животные
Растения люди
Профессии
Учитель: - Какие слова отвечают на вопрос Что? / Кто?
- Вот мы как самые настоящие разведчики подобрались к разгадке - что такое имя существительное?
Дети: - Имя существительное - слова, которые называют предмет и отвечают на вопросы кто? что?.
Учитель: - Можно считать, что мы выполнили задание? Молодцы!
5. Развитие умений.
1.Картинный диктант
Учитель: - Разделите все слова на 2 группы. 1 вариант записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2 вариант - на вопрос что?
На доске: Кто? что?
Ко… (т) утю…(г)
…(о)СА) л..(и)сток
К…(о)рова торт
Ле..(в) лента
С…(о)ва в…(е)дро
Учитель: - Объясни какие буквы вставил.
2. Из всех слов выбери только имена существительные: падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.
Учитель: - Составьте предложение 1 ряд - школа, 2 ряд - дети, 3 ряд - снежинки
6. Рефлексия.
Учитель: - Кем мы сегодня на уроке были?
- Что узнали нового?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Что больше всего понравилось?
7. Самооценка
8. Домашнее задание. Каждый ребенок получает карточку с отрывком из литературного произведения. Задание 1:
- узнать какое это произведение;
- кто автор произведения;
- подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто, что.
Задание 2. Составить небольшой рассказ с именами существительными.