Урок по литературному чтению М. Ю. Лермонтов Осень

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

















КОНСПЕКТ


урока по литературному чтению

в 3 «б» классе

УМК «Школа России»








Разработала учитель начальных классов Арсиенко Т.В.

















2014-2015 учебный год

г.Сосновый Бор


Предмет: Литературное чтение

Тема: Великие русские писатели

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова; создать условия для развития умения анализировать поэтический текст; развивать творческие и аналитические способности, навыки выразительного чтения стихотворения, умение передавать интонацией настроение, понимать смысл стихотворения; прививать любовь к русской поэзии.

Формирование УУД:

Личностные действия: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников.

Регулятивные действия: формулируют учебную задачу урока.

Познавательные действия: анализируют литературный текст, выявляют основную мысль произведения.

Коммуникативные действия: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

Образовательные ресурсы: учебник, проектор, экран, презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

II. Актуализация знаний

Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Ю. Лермонтова

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них. ( М.Ю.Лермонтов.)(слайд)

Беседа о жизни и творчестве поэта. Работа по портрету.

Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним некоторые моменты из жизни поэта. ( слайд)

(Родился поэт в Москве в1814 году, 15 октября (по новому стилю). В этом году ему исполнилось бы 200 лет. Прожил он недолгую, трагическую жизнь, всего 27 лет, погибнув на дуэли. Но он успел написать много замечательных стихов, поэм и даже роман.

У Михаила рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, которая очень любила внука и пыталась дать ему хорошее образование. У него были гувернёр - француз (толковый словарь: гувернёр - воспитатель детей, приглашённый в семью), бонна - немка (толковый словарь: бонна - воспитательница иностранка при маленьких детях), а позднее и преподаватель англичанин. С детства М.Ю.Лермонтов говорил по-немецки и по-французски.)

Бабушка Елизавета Алексеевна пыталась дать внуку хорошее образование. Кроме того, что Михаил с малых лет писал стихи, еще он и хорошо рисовал.

В своих произведениях Лермонтов отражал одиночество, любовь к Родине, к природе.

Вспомните, какие вы знаете стихотворения М.Ю. Лермонтова? Кто хочет прочитать наизусть? (Дети читают)

III. Работа над темой урока.

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним стихотворением М.Ю.Лермонтова, которое называется…, а как, вы узнаете, если внимательно будете слушать мои вопросы и правильно на них отвечать.

•1 буква - гласная, которая напоминает одну из цифр;

•2 буква - буква, которая обозначает согласный звук парный для звука [з];

•3 буква - гласная, которая может обозначать 2 звука, один из которых [э];

•4 буква - буква, с которой начинается одно из 4-х времени суток, и при этом обозначает согласный непарный, звонкий звук.

•5 буква - буква, которая не даёт звука и служит для обозначения мягкости согласных.

ОСЕНЬ (слайд)

  1. Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать стихотворение, следить за настроением лирического героя, будем учиться наблюдать за словом, его красотой, многозначностью, незаменимостью, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать её.

  2. Первичное чтение стихотворения учителем

Откройте учебники на с.147. Я сейчас прочитаю вам стихотворение «Осень», которое М.Ю. Лермонтов написал в 14 лет. А вы следите и подумайте, почему автор именно так назвал стихотворение? Вам понравилось это стихотворение? (Ответы детей)

  1. Чтение стихотворения детьми (жужжащее).

А сейчас вы сами вполголоса прочтите стихотворение. При чтении вам встретились непонятные слова. Посмотрите на экран. (слайд)

  1. Словарная работа

Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении?

БОР- хвойный лес.

ПОНИКШИ - от слова "никнуть", т.е. опустились, пригнулись.

СКАЛА- острая каменная гора.

ПАХАРЬ - человек, который пашет землю, взрыхляет почву.

ТУСКЛЫЙ - малопрозрачный, мутный, не яркий, невыразительный.

Посмотрите на картинках значения слов.

  1. Физкультминутка

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ножками топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!



  1. Анализ произведения.

А теперь мы будем работать в парах. Определите, сколько строф в стихотворении «Осень»? (Три. Обсуждение)

Давайте докажем, что в этом стихотворении три строфы.

Прочитайте 1 строфу. О чем она? (О природе)

Прочитайте 2 строфу. О ком идет речь в данной строфе? (О пахаре)

Прочитайте 3 строфу. О ком упоминает Лермонтов в этой строфе?

Вернитесь к началу стихотворения. Глазками прочитайте 1 строфу.

- Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся).

- Что произошло с елями? (поникли).

Самостоятельно прочитайте 2 строфу.

Почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие)

Прочитайте 3 строфу.

Почему зверь отважный хочет скрыться? (Деревья стоят голые, он на виду)

Какое настроение навивает это стихотворение? (грустное).

Почему грустное? (скоро зима, листья с деревьев опали)

Вчитываясь в стихотворение, вскоре понимаешь, что не только грустное чувство удрученности хотел выразить автор, а совсем иное. Да, лето закончилось. Но пришла пора отдыха, а не уныния. Пахарь не будет так тяжело трудиться в поле, он будет отдыхать уже дома. В отдыхе нуждаются все: и звери, и люди, и деревья - вся природа. И грустно с одной стороны, и немного радостно.

Прочитайте стихотворение вслух. (по выбору учителя)

А теперь прослушайте это стихотворение в исполнении актера. С каким настроением читает актер? (Ответы детей)

IV. Групповая работа.

Сейчас я попрошу вас восстановить текст стихотворения и расставить строфы в нужной последовательности.

V. Выводы по уроку.

- С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке?

- Кто является его автором?

VI. Д/з. Оценивание. Самооценка.

  1. Выучить или научиться выразительно читать это стихотворение.

  2. «Светофорчик» (Дети выставляют фишки).

© 2010-2022