Программа модульного курса по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»









Программа модульного курса по литературному чтению


«Мой край»



1 КЛАСС







Составитель: Божко А. А.

учитель начальных классов


Пояснительная записка
Модульный курс «Край родной» разработан как дополнение к программе по предмету «Литературное чтение» для 1 класса с целью реализации регионального компонента на основе хрестоматии «Край родной», авт. Бутенко Т.А., Небратенко В.Б., рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РО. Целью курса является: - знакомство учащихся с богатейшим языковым наследием казачества; - развитие творческих способностей детей на примерах донского фольклора; - воспитание чувства гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона

Образовательные задачи:
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности предков;
- воспитание гордости и уважения к жителям родного края

Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие интереса учащихся к истории малой Родины


Ценностно-целевые компоненты, концепция и методологическая основа программы соответствуют стратегиям государственной образовательной политики РФ. Основана на принципах системно-деятельностного, компетентностного подходов. Актуальность программы в том, что учащиеся младших классов получают первичные представления о своём родном крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. С целью конкретизации и расширения этих сведений и введен данный курс. Изучение данного курса способствует воспитанию у учащихся гражданственности и патриотических чувств, интереса и любви к истории родного края и чтению в целом. Помогает воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Итоги работы демонстрируем во время классных праздников, деловых игр, викторин.
Инновационность: программа содержит «дорожную карту», указывающую маршрут каждого ученика, раскрывает диагностические материалы планируемых результатов
Планируемый результат данной программы согласно ФГОС в следующем: - последовательное расширение и укрепление ценностей личности, осуществляемое в процессе социализации; - воспитании патриотизма и патриотических чувств у учащихся; - усвоение социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности;

- повышение интереса к изучению истории Донского края и литературы

Организационно-педагогические основы обучения: Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 1класса в возрасте 7-8 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются: • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; • доброжелательный психологический климат на занятиях; • оптимальное сочетание форм деятельности; • доступность Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: - исследование; - работа в группах; - дискуссия; - беседы; - викторины; - встречи с интересными людьми; - конкурсы; - проекты Результатом занятий являются научно-практические работы, рефераты, выступления.











Прогнозируемые результаты:

Личностные и метапредметные результаты


Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

  • формировании у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

  • воспитание у учащихся любознательности; усидчивости; коммуникабельности; организованности; ответственности, читательской компетенции

организация парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

  • умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • координировать свои усилия с усилиями других;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия


Содержание программы: Раздел 1. Малые жанры фольклора жителей Дона - 10 часов

Название темы

Количество часов 1 «Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится» (пословицы и поговорки, загадки) 2 ч 2 Народные песни «Казаки песни в тороках возят» 2 ч 3. Игры и развлечения казаков. Народный театр. 1 ч 4. Казачьи народные сказки. 4 ч 5. Сказки донских армян. 1 ч

Раздел 2. Фольклорные мотивы у писателей Дона - 3 часа

Название темы

Количество часов 1 Творчество А. Скрипова. 1 ч 2 П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты» 1 ч 3 Ю. Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка» 1 ч



Раздел 3. Дон былинный, легендарный - 7 часов

Название темы

Количество часов 1 Гимны казачьих войск 1 ч 2 Былины 3 ч 3 А. Софронов «Откуда Дон берет начало ...» 1 ч 4 В. Моложавенко Рассказы. 2 ч



Раздел 4. Природа донского края - 10 часов

Название темы

Количество часов 1. Ф. Крюков «Родимый край» (стихотворение в прозе) 1ч 2. Ю. Жданов «Подсолнух» 1ч 3. Творчество И. Ковалевского 4ч 4. Г. Колесников Рассказы. 2ч 5. Н. Костарев Рассказы. 1ч 6. Кто много читает, тот много знает 1ч

Раздел 5. Поэтами воспетый край родной - 4 часа

Название темы

Количество часов 1 А. Пушкин «Дон» 1 ч 2 И. Грудев «Родному Дону» 1 ч 3 А. Софронов «Ростов-город» 1 ч 4 Б. Куликов «Кони» 1 ч




Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: / А.Я. Данилюк А.М., Кондаков В.А., Тишков. - М: Просвещение, 2009. - 24 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]: / [сост. Е.С.Савинов].- М: Просвещение, 2010. - 204 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования [Текст]: // Вестник образования. - 2009. - № 3. - С. 3 - 44.

4. Бутенко Т. А., Небратенко В. Б. Край родной, хрестоматия для чтения младших школьников - Ростов-на -Дону, Издательство БАРО-пресс, 2006



© 2010-2022