- Преподавателю
- Начальные классы
- Дидактический материал по русскому языку Падежи и падежные окончания
Дидактический материал по русскому языку Падежи и падежные окончания
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терещенко И.Н. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Карточка 1.
-
Восстанови правило.
Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением существительных по _____________________или _______________________.
-
Выдели окончания и определи падеж существительных.
Река ( __п.) Калиновка протекает через деревню Калиново. Около реки ( __п.) пасутся гуси. В реке ( __п.) водятся караси и щуки.
-
Просклоняй имена существительные.
И. п. кто? белк_
Р.п. кого? ____________
Д.п. кому? ___________
В.п. кого? ___________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? ___________
что? берёз___
чего? ________________
чему? ________________
что? _________________
чем? _________________
о чём? _______________
Карточка 2.
-
Выдели окончания существительных в Р.п.
От берега, через поле, до машины, у дерева, на столе, из дома, в школе, для мамы, около осины, без зонтика, возле школы, в лесу.
-
Выдели окончания и определи падеж.
Раньше всех созревает земляника ( __п.). Растёт земляника (___п.) на вырубках. Мы часто ходим в лес за земляникой ( ___п.) на знакомую поляну. Из земляники ( __п.) мы варим варенье.
(По И. Соколову - Микитову)
-
Просклоняй имена существительные в форме единственного числа. Выдели окончания.
И.п. кто ? лисиц __
Р.п. кого? ____________
Д.п. кому? ___________
В.п. кого? ___________
Т.п. кем? ____________
П. п. о ком ? _________
Что? вод ______________
Чего? _______________
Чему? _______________
Что? ________________
Чем? ________________
О чём? ______________
Карточка 3.
-
Выдели окончания существительных в Д.п.
К самолёту, в бинокль, по тропинке, про собаку, к брату, над крышей, между гор, по линейке, по лыжне.
-
Запиши падежные вопросы к существительным. Выдели окончания. Определи падеж.
Пошёл (__________)за грибами (___п.) прогуливался (______________ )
по парку ( ___п.) прыгала ( _____________) через скакалку (___п.) подошёл
( ______________) к витрине ( ___п.)
-
Просклоняй имена существительные в форме единственного числа. Выдели окончания.
И.п. кто ? девочк__
Р.п. кого? ____________
Д.п. кому? ___________
В.п. кого? ___________
Т.п. кем? ____________
П. п. о ком ? _________
Что? аптек ____
Чего? _______________
Чему? _______________
Что? ________________
Чем? ________________
О чём? ______________
Карточка 4.
1)Выдели окончания существительных в В.п.
От дороги, под листом, через мост, по тропинке, про героя, для сестры, перед уроком, с куста.
2)Выдели окончания и определи падеж.
Запряг дед сани и поехал за рыбой. (___п.) Целый воз рыбы (___п.) наловил. Увидел на дороге лису и в воз положил. А лисичка стала выбрасывать из воза рыбку ( ___п.) по рыбке (___п.) Выбросила всю рыбку (___п.) и ушла.
3)Просклоняй имена существительные в форме единственного числа. Выдели окончания.
И.п. что? пшениц___
Р.п. чего? _____________
Д.п. чему? ____________
В.п. что? _____________
Т.п. чем? _____________
П.п. о чём? _____________
Что? лестниц___
Чего? _____________
Чему? _____________
Что? ______________
Чем? ______________
О чём? ____________
Карточка 5
1)Выдели окончания существительных в Т.п.
С горки, за малиной, у колодца, под крыльцом, от брата, над головой, между кустарниками, перед подъездом, о подруге.
2)Выдели окончания и определи падеж.
На уроке труда мы мастерили кормушку (___п.). Кормушка (___п.) получилась на славу! Мы повесили её на берёзу. Над кормушкой (___п.) свисали ветви дерева. На протяжении зимы мы следили за кормушкой (___п.), постоянно подсыпали корм для птиц.
3)Просклоняй имена существительные в форме единственного числа. Выдели окончания.
И.п. кто? товарищ___
Р.п. кого? _____________
Д.п. кому? ____________
В.п. кого? _____________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? _____________
Что? яблок___
Чего? _____________
Чему? _____________
Что? ______________
Чем? ______________
О чём? ____________
Карточка 6
1)Выдели окончания существительных в П.п.
За забором, об олене, перед прыжком, на пригорке, между ветвями, при солнышке, о папе, до озера, через болото.
2)Выдели окончания и определи падеж.
Много интересного можно услышать об осине ( ___п.). Осина (___п.) растёт в средней полосе России. На осине (__п.) листья и без ветра шевелятся. Встанешь между осинками ( ___п.) и слушаешь, как шелестят её листочки.
3)Просклоняй имена существительные в форме единственного числа. Выдели окончания.
И.п. кто? солдат___
Р.п. кого? _____________
Д.п. кому? ____________
В.п. кого? _____________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? _____________
Что? корабль___
Чего? _____________
Чему? _____________
Что? ______________
Чем? ______________
О чём? ____________
Карточка 7
1). Определи склонение существительных. Подчеркни несклоняемые существительные.
Радиостанция, пальто, кинотеатр, метро, яблоко, радио, кино, театр, шоссе, праздник, музыка.
2) Выдели окончания и определи падеж.
На широком шоссе (___п.)шли тяжёлые машины. Мы с друзьями смотрели интересное кино (___п.). По радио звучали песни военных лет. На вешалке висело новое пальто (___п).
3)Просклоняй имена существительные в форме единственного числа. Выдели окончания.
И.п. что? метро
Р.п. чего? _____________
Д.п. чему? ____________
В.п. что? _____________
Т.п. чем? _____________
П.п. о чём? _____________
Что? пальто
Чего? _____________
Чему? _____________
Что? ______________
Чем? ______________
О чём? ____________
Карточка 8
-
Восстанови правило.
Имя существительное, которым в предложении выражено подлежащее, всегда стоит в форме _____________________ падежа.
-
Спиши словосочетания с выделенными словами. Определи падеж.
На поляне расцвели пахучие ландыши (______п.). Хитрая лисица (___п.) шла по заячьим следам. Бурый медведь (___п.) вышел из берлоги (___п.) ранней весной.
-
Дополни предложения словом снег. Укажи падеж.
Осень.
Природа ещё не была готова ___________ (___п.). Деревья не успели сбросить свою листву. Пушистый ______________ ( ___п.) выпал неожиданно. _________ (___п.) оказались и трава, и кустарники. Припорошил __________ (___п.) и деревья.
Карточка 9
-
Обозначь окончания и падеж существительных. Найди и подчеркни «лишнее» слово.
Около дома, из дома, от дома, к дому, без дома, у дома, до дома.
2). Просклоняй существительные.
И.п. кто? писатель
Р.п. кого? _____________
Д.п. кому? ____________
В.п. кого? _____________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? _____________
Что? телеграмм__
Чего? _____________
Чему? _____________
Что? ______________
Чем? ______________
О чём? ____________
3). Выдели окончания существительных. Определи и запиши падеж.
Ночью в полях (___п.),
Под напевы (____п.) метели (___п.)
Дремлют, качаясь, берёзки (___п.) и ели (___п.)
Месяц меж тучек ( ___п.) над полем ( ___п.) сияет, -
Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: меж белых берёз (___п.)
Бродит в туманном сиянье ( ___п.) мороз.
Карточка 10
-
Восстанови правило.
Существительное в И.п. в предложении всегда является _________ членом предложения; существительное в В.п. является ________________членом предложения.
2). Выдели окончания и определи падеж.
Широко раскинулось море (____п.). Много красивых песен сложено о море (____п.).
На уроке рисования Марина нарисовала красивый рисунок (_____п.). Красивый рисунок (____п.) нарисован Мариной на уроке рисования.
3). Вставь окончания. Определи падеж.
Пришёл июнь ( ___п.). Птичк__ ( ___п.) зорянка поёт на еловой ветк__ (__п.). Видно, как слетаются бабочк __ (___п.) к нашей северной орхиде__ (___п.).
Ночью ёжик (___п.) семенит по тропинк__ (___п.). Ночная летучая мышь ( ___п.) порхает над голов ____ (___п.). Ночная кукушк ___( ___п.) годы считает.
Карточка 11.
-
Определить склонение существительных.
Мышь, сеть, чаща, степь, кокос, море, воробей, морковь.
-
Просклоняй два существительных 3-го склонения в форме единственного числа. Выдели окончания.
И.п. ___________________ _____________________
Р.п. ___________________ _____________________
Д.п. ___________________ _____________________
В.п. ___________________ _____________________
Т.п. ___________________ _____________________
П.п. ___________________ _____________________
-
Раскрой скобки. Определи падеж существительных.
Наш гость из Ростова совершил (экскурсия) ___________________ (___п.) на (Красная площадь)________________ (____п.).
На экскурсионном (автобус) ____________ (___п.) он поехал по памятным (места) ________________(___п.) (Москва) ________________ (____п.).
Карточка 12.
-
Запиши падежные вопросы, предлоги и окончания существительных в И.п. 1, 2 и 3 скл.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Подчеркни существительные в И.п.
Журчат ручьи, настал апрель,
Кричат грачи, звенит капель.
Им вторит громко, во весь дух,
На кол забравшийся петух.
-
Раскрой скобки. Определи падеж.
Один раз я жил с (мама) _______________ (___п.) на (дача)___________ (___п.). Ко мне приехал Мишка. Я очень по (Мишка) _____________ (___п.) соскучился. Наутро мама нам показала, где лежат продукты.
… Сначала выкупались, потом разлеглись на (песок) _____________ ( __п.). Греемся на (солнышко) _______________ ( ___п.) и хлеб с (варенье) ________________ (___п.) едим.
(Н. Носов)
Карточка 13.
-
Запиши существительные в форме Р.п. и Д. п.
И.п. Р.п. Д. п.
яблоко _____________ ______________
столица _____________ ______________
-
Допиши слова. Выдели окончания.
подошёл (к чему?) ________________ (___п.)
отъехал (от чего?) ________________ (____п.)
учил ( по чему?) ________________ (_____п.)
гуляем ( по чему? где? ) ____________ (_____п.)
скучать (по кому?) ________________ (___п.)
дошли (до чего?) ________________ (____п.)
-
Раскрой скобки. Определи падеж.
Город был расположен на (пляж) __________________ (____п.) возле (река) ____________ (___п.). Проехав по главной (улица) ____________ (____п.) машина свернула в переулок. Водитель вылез из (машина) _______________ (___п.) и, подойдя к (калитка)___________ (___п.) нажал скрытую в (ограда) ________________ (___п.) кнопку. Калитка отворилась. Незнайка побежал по (дорожка) ____________ (__п.)
(Н. Носов)