Программа внеурочной деятельности «Азбука этики»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа кружка «Азбука этики» имеет общекультурное направление. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования, приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Азбука этики» принята на основании Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «СОШ № 69» . Актуальность программы заключается в том, что в образовательном процессе мало времени уделяется этической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей. Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса. Программа внеурочной деятельности кружка «Азбука этики» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса ОУ, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся». В основу программы вошли положения классного руководителя о гуманистической школе, цели которой - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, дать каждому школьнику базовое образование и привить элементарные навыки культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для тех сторон личности, для которых имеются наиболее благоприятные условия и объективные возможности семьи, школы. Педагогическая целесообразность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе предоставить условия для самовоспитания и развития личности ребёнка. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников по основной образовательной программе начального общего образования во всех предметных областях, через приобретение ими практических навыков эффективного и безопасного общения в социуме. За основу программы взяты положения классного руководителя о гуманистической школе. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки. Отличительные особенности программы «Азбука этики», в том, что данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике. Программа состоит из 4 крупных разделов: • Этика общения. • Этикет. • Этические нормы отношений с окружающими. • Этика отношений в коллективе. Основным методом преподавания является игра. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры, в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям. В организации учитывались такие возрастные качества, как: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике. Детей 7-10 лет отличает глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на все психическое развитие ребенка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше, что рождает волевое усилие в преодолении трудностей. Основным критерием успеха воспитательной работы служит уровень воспитанности школьников, развитие их взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и формирование их отношений к выполнению своих обязанностей в школе и дома. Возраст детей 9--10 лет. Срок реализации - 1 год. Программа рассчитана на 68 часов в год. Формы организации обучения детей - коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

Цель настоящей программы:


  • освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:


  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;


  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;


  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;


  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Планируемые результаты и способы их проверки

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;

  • желание приобретать новые знания;

  • способность оценивать свои действия;

  • готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

  • устанавливать связь между поколениями;

  • читать и извлекать нужную информацию из учебников и других источников;
  • сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими;
  • знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • работать по плану;

  • адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :

  • вести диалог с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы;

  • слушать и отвечать на вопросы других;

  • высказывать свою точку зрения;

  • работать в парах и рабочих группах.

Способы проверки результатов освоения программы Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: • игра; • сюжетно - ролевая игра; • конкурсы; • праздники.




Формы учета оценки планируемых результатов

Опрос

Наблюдение

Диагностика:

нравственной самооценки;

этики поведения;

отношения к жизненным ценностям;

нравственной мотивации.

Анкетирование обучающихся и родителей.


Формы и виды деятельности


  • игровая;


  • познавательная;


  • краеведческая;


  • сюжетно - ролевые игры;


  • просмотр мультфильмов;


  • посещение музея;


  • конкурсы;


  • посещение библиотек;


  • праздники.



















Учебно-тематический план

Название темы, раздела

часы

теория

практика

Этика общения.

18



1

Доброе слово, что ясный день.

0,5

0,5

2

Ежели вы вежливы.

0,5

0,5

3

Да здравствует мыло душистое.

0,5

0,5

4

Когда идёшь по улице.

0,5

0,5

5

Узнай себя .

-

1

6

Нам счастья не сулит обида чья-то.

0,5

0,5

7

Подарок коллективу.


--

1

8

Оглянись внимательно вокруг.


0,5

0,5

9

Умение быть самим собой


0,5

0,5

10

Что достойно гражданина.


0,5

0,5

11

Даже будни может труд сделать праздничными днями.


0,5

0,5

12

Праздник школьного вальса.


--

1

13

Правила знакомства, представления и обращения. .


0,5

0,5

14

Правила приветствия и прощания.


0,5

0,5

15

Правила извинения и просьбы.


0,5

0,5

16

Правила благодарности и отказа


0,5

0,5

17

Приглашение к зеркалу.


0,5

0,5

18

Приглашение к зеркалу.


0,5

0,5


Этикет.

15

19

Простые правила этикета.

0,5

0,5

20

Повседневный этикет.

0,5

0,5

21

Весёлые правила хорошего тона.

0,5

0,5

22

Сказка об Этикете.

--

1

23

Продолжение сказки об этикете.

0,5

0,5

24

Путешествие в страну Этикета.

--

1

25

Просим к столу. Новогодний праздник.

--

1

26

«Обычай - деспот меж людей» А.С. Пушкин

0,5

0,5

27

Твой стиль поведения.

0,5

0,5

28

Твой стиль поведения.

0,5

0,5

29

Мальчики. Девочки.

0,5

0,5

30

Поиграем и подумаем.

0,5

0,5

31

Когда какое слово молвить.

0,5

0,5

32

За общим столом.

0,5

0,5

33

Доброта и доброжелательность.

1

--

Этические нормы отношений с окружающими.

24

34

Путешествие в волшебную сказку.

--

1

35

Я могу быть волшебником.

0,5

0,5

36

Маленькое дело лучше большого безделья.

--

1

37

Любимый уголок родной природы.

0,5

0,5

38

У каждого народа свои герои.

0,5

0,5

39

Мы соберём большой хоровод.

--

1

40

Я люблю маму милую мою.

0,5

0,5

41

Любите ваших матерей.

0,5

0,5

42

Поздравляем наших мам.

--

1

43

Люби всё живое.

0,5

0,5

44

«Поспешай делать добро». (народная мудрость)

0,5

0,5

45

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

1

--

46

Родительский дом.

0,5

0,5

47

О тех, кто сердце отдал людям.

1

--

48

Умей быть щедрым.

0,5

0,5

49

Праздник благодарности.

--

1

50

Добрыми делами славен человек.

0,5

0,5

51

Как вести себя в Храме.

1

-

52

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.

1

-

53

Как правильно разговаривать по телефону.

0,5

0,5

54

Искусство делать подарки.

0,5

0,5

55

Отношение к малышам.

0,5

0,5

56

Отношение к учителю.

0,5

0,5

57

Отношение к старшим.

0,5

0,5

Этика отношений в коллективе.

20

58

Кто я и как выгляжу?

0,5

0,5

59

Что в нашем имени?

0,5

0,5

60

Плохо одному.

0,5

0,5

61

Товарищи и друзья

0,5

0,5

62

Правила общения с товарищами и друзьями.

0,5

0,5

63

Верность слову.

0,5

0,5

64

Расскажи мне обо мне

0,5

0,5

65

Присмотритесь друг к другу.

0,5

0,5

66

Подарок коллективу.

0,5

0,5

67

Я, ты, мы.

--

1

68

О дружбе мальчиков и девочек.

0,5

0,5

Итого:

68

35

33



Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»

3 класс

Раздел 1. Этика общения (18 часов)

Тема 1. Доброе слово, что ясный день. (Теория.Практика.)

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

Тема 2. Ежели вы вежливы. (Теория.Практика.)

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 3. Да здравствует мыло душистое. (Теория.Практика.)

Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

Тема 4. Когда идёшь по улице. (Теория.Практика.)

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 5. Узнай себя .(Практика.)

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то. (Теория.Практика.)

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

.

Тема 7. Подарок коллективу.(Практика)

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

Тема 8. Оглянись внимательно вокруг. (Теория.Практика.)

Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.

Тема 9. Умение быть самим собой. (Теория.Практика.)

Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

Тема 10. Что достойно гражданина. (Теория.Практика.)

Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других - шаг гражданина.

Тема 11. Даже будни может труд сделать праздничными днями. . (Теория.Практика.)

Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд - это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя - тоже труд.

Тема 12. Праздник школьного вальса.(Практика)

Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.

Тема 13.Правила знакомства, представления и обращения . (Теория.Практика.)

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

Тема 14.Правила приветствия и прощания(Теория.Практика.)

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

Тема 15.Правила извинения и просьбы (Теория.Практика.)

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

Тема 16.Правила благодарности и отказа(Теория.Практика.)

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

Тема 17 - 18. Приглашение к зеркалу. (Теория.Практика.)

Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.

Раздел 2. Этикет (15 часов)

Тема 1. Простые правила этикета. (Теория.Практика.)

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 2. Повседневный этикет. (Теория.Практика.)

Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 3. Весёлые правила хорошего тона. (Теория.Практика.)

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 4. Сказка об Этикете. (Практика)

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Тема 5. Продолжение сказки об этикете. (Теория.Практика.)

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 6. Путешествие в страну Этикета. (Практика)

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 7. Просим к столу. Новогодний праздник.(Практика)

Тема 8. «Обычай - деспот меж людей» А.С. Пушкин(Теория.Практика.)

Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.

Тема 9 - 10. Твой стиль поведения. (Теория.Практика.)

Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.

Тема 11. Мальчики. Девочки. (Теория.Практика.)

Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.

Тема 12. Поиграем и подумаем. (Теория.Практика.)

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.

Тема 13. Когда какое слово молвить. (Теория.Практика.)

Умение разговаривать - искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово - угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.

Тема 14. За общим столом. (Теория.Практика.)

Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.

Тема 15. Доброта и доброжелательность.(Теория.)

Доброта - глубокое и широкое понятие - чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность - составная часть доброты.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (24 часов)

Тема 1. Путешествие в волшебную сказку.(Практика)

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 2. Я могу быть волшебником. (Теория.Практика.)

Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».

Тема 3. Маленькое дело лучше большого безделья.(Практика)

Создание живой картины.

Тема 4. Любимый уголок родной природы. (Теория.Практика.)

Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

Тема 5. У каждого народа свои герои. (Теория.Практика.)

Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.

Тема 6. Мы соберём большой хоровод.(Практика)

Игра-праздник в форме хоровода.

Тема 7. Я люблю маму милую мою. (Теория.Практика.)

Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.

Тема 8. Любите ваших матерей. (Теория.Практика.)

Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».

Тема 9. Поздравляем наших мам.(Практика)

Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.

Тема 10. Люби всё живое. (Теория.Практика.)

Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.

Тема 11. «Поспешай делать добро». (народная мудрость) (Теория.Практика.)

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека - творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

Тема 12. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)(Теория)

Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло - добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.

Тема 13. Родительский дом. (Теория.Практика.)

Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности - это капли, из которых сливается море человеческого долга.

Тема 14. О тех, кто сердце отдал людям.(Теория)

Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь - это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.

Тема 15. Умей быть щедрым. (Теория.Практика.)

Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других - вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.

Тема 16. Праздник благодарности.(Практика)

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.

Тема 17. Добрыми делами славен человек. (Теория.Практика.)

Работа с изречениями. Для осмысления себя - анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.

Тема 18.Как вести себя в Храме.(Теория)

Знакомство с правилами поведенияв Храме.

Тема 19.Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями. .(Теория)

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

Тема 20.Как правильно разговаривать по телефону. (Теория.Практика.)

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

Тема 21.Искусство делать подарки. (Теория.Практика.)

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

Тема 22.Отношение к малышам(Теория.Практика.)

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

Тема 23.Отношение к учителю.(Теория.Практика.)

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

Тема 24.Отношение к старшим.(Теория.Практика.)

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

Этика отношений в коллективе (11 часов)

Тема 1.Кто я и как выгляжу? (Теория.Практика.)

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена.

Тема 2.Что в нашем имени? .(Теория.Практика.)

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

Тема 3.Плохо одному. .(Теория.Практика.)

Необходимость человека в общении. Речь - важнейшее средство общения.

Тема 4.Товарищи и друзья.(Теория.Практика.)

Как завоевывать друзей. Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

Тема 5.Правила общения с товарищами и друзьями. .(Теория.Практика.)

Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. взаимовыручка и взаимопомощь.

Тема 6.Верность слову. .(Теория.Практика.)

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

Тема 7. Расскажи мне обо мне. .(Теория.Практика.)

Проведение по сложившейся традиции

Тема 8. Присмотритесь друг к другу. .(Теория.Практика.)

На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного - надежно, радостно, легко.

Тема 9. Подарок коллективу. .(Теория.Практика.)

Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.

Тема 10. Я, ты, мы. .(.Практика.)

Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.

Тема 11. О дружбе мальчиков и девочек. .(Теория.Практика.)

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.













Методическое обеспечение


Название темы Форма деятельности

Этика общения.

Доброе слово что ясный день

Познавательная беседа. Игра

Если вы вежливы

Познавательная беседа. Игра

Да здравствует мыло душистое

Игра. Конкурс. Рисунки

Когда идёшь по улице Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.

Узнай себя

Путешествие в сказку. Конкурсы.

Нам счастья не сулит обида чья-то

Рассказ. Беседа. Игра

Подарок коллективу

Урок-сюрприз. Игры

Оглянись внимательно вокруг Познавательная беседа. Решение педагогических задач.

Умение быть самим собой Познавательная беседа. Игра

Что достойно гражданина Игра. Познавательная беседа.

Даже будни может труд сделать праздничными днями Познавательная беседа. Работа с пословицами.

Праздник школьного вальса Путешествие в сказку

Правила знакомства, представления и обращения Познавательная беседа.Ролевые игры

Правила приветствия и прощания Познавательная беседа.Ролевые игры

Правила извинения и просьбы Познавательная беседа.Ролевые игры

Правила благодарности и отказа Познавательная беседа.Ролевые игры

Приглашение к зеркалу Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

Этикет.

Простые правила этикета

Беседа. Решение задач

Повседневный этикет

Ответы на вопросы. Игра

Весёлые правила хорошего тона

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

Сказка об этикете

Познавательная беседа. Игра

Продолжение сказки об этикете

Познавательная беседа. Игра

Путешествие в страну этикета

Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.

Просим к столу Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие в столовой

«Обычай - деспот меж людей» А.С. Пушкин Беседа. Решение задач

Твой стиль поведения Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра

Мальчики. Девочки Познавательная беседа. Игра

Поиграем и подумаем Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры на свежем воздухе.

Когда какое слово молвить Познавательная беседа. Игра

За общим столом Познавательная беседа. Ролевые игры.

Доброта и доброжелательность Познавательная беседа.

Этика отношений с окружающими

Путешествие в волшебную сказку

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

Я могу быть волшебником

Познавательная беседа. Игра

Маленькое дело лучше большого безделья

Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах

Любимый уголок родной Отчизны

Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам города.

У каждого героя свои герои

Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея.

Мы соберём большой хоровод

Познавательная беседа. Игра

Я люблю маму милую мою

Познавательная беседа. Игра.

Любите ваших матерей«Поздравляем наших мам».

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование

«Поздравляем наших мам».

Праздник.

Люби всё живое

Посещение выставочного зала. Беседа.

«Поспешай делать добро» (народная мудрость) Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам.

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) Познавательная беседа. Игра

Родительский дом Познавательная беседа. Ролевые игры. Конкурс рисунков.

О тех, кто сердце отдал людям Познавательная беседа. Посещение городского краеведческого музея.

Умей быть щедрым Познавательная беседа. Ролевые игры.

Праздник благодарности Праздник.

Добрыми делами славен человек Познавательная беседа. Посещение городского выставочного зала.

Как вести себя в Храме Познавательная беседа.

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями. Познавательная беседа.

Как правильно разговаривать по телефону. Познавательная беседа. Ролевые игры.

Искусство делать подарки Познавательная беседа .Проблемная ситуация

Отношение к малышам Познавательная беседа .Проблемная ситуация

Отношение к учителю Познавательная беседа .Проблемная ситуация

Отношение к старшим Познавательная беседа. Ролевые игры.

Этика отношений в коллективе.

Кто я и как выгляжу?

Работа в группах. Беседа.

Что в нашем имени?

Работа в группах. Беседа.

Плохо одному.

Познавательная беседа. Ролевые игры.

Товарищи и друзья

Познавательная беседа .Проблемная ситуация

Правила общения с товарищами и друзьями.

Познавательная беседа .Проблемная ситуация

Верность слову. Познавательная беседа. Ролевые игры. Работа с изречениями.

Расскажи мне обо мне

Познавательная беседа. Работа с таблицей требований.

Присмотритесь друг к другу Путешествие в сказку. Игра

Подарок коллективу Урок - сюрприз.

Я, ты, мы. Познавательная беседа. Игра

О дружбе мальчиков и девочек Познавательная беседа. Работа с таблицей требований.

Приемы организации процесса:





  • Анализ и синтез;
  • Сравнение;
  • Классификация;
  • Аналогия;
Обобщение.

Методы организации:

  • Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная работа;

Дидактический материал : карточки с заданиями, тесты, иллюстрационный материал, репродукции картин, фотоальбомы.

Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет.

Список литературы.

Для педагога:

1.Васильева-Гангус Л. М., Азбука вежливости [Текст] /1984

2.Камычек Я. М., Вежливость на каждый день [Текст] /1975

3.Смолка К., , М., Правила хорошего тона, [Текст] /1980

4.Максимовский М., М., Этикет делового человека, [Текст] /1994

5.Дорохов А. , М., О культуре поведения [Текст] /1986

6.Карнеги Д., М., Как завоевывать друзей; [Текст] /1989

7.Лаврентьева Л.И. Школа и нравственное воспитание личности, журнал Завуч начальной школы, №5, [Текст] / 2004

Для учащихся:

1.Смолка К., М., Правила хорошего тона, [Текст] /1980










Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности

Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:

Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии сбалом.

Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне нижесреднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

Приложение 2


Анкетирование родителей


Анкета № 1

Чем ваш ребенок занимается в свободное время?

Какие игры предпочитает?

Какие виды развлечений больше любит?

С кем чаще играет?

Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)

Какие обязанности имеет дома?

Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?

Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?

Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Анкета № 2

Можете ли вы:

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

Поставить себя на место ребенка?

Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?

Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?

Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

могу и всегда так поступаю - 3 балла;

могу, но не всегда так поступаю - 2 балла;

не могу - 1 балл.

От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания - кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Анкета № 3

Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

Анкета № 4

Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка

За что хвалите, за что наказываете?

Как поощряете? Как наказываете?

Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

Анкетирование учащихся


Анкета № 1

Какие качества твоего характера родителям нравятся?

За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

Как тебя поощряют, за что?

Как тебя наказывают, за что?

Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Анкета № 2

Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

Стараешься ли контролировать свое поведение?

Каких поощрений ждешь от родителей?

Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

Хватает ли тебе общения с родителями?

Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?




© 2010-2022