Программа внеурочной деятельности по курсу: Психология общения

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Программа внеурочной деятельности.

Направление: духовно-нравственное.



1. Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере психологического общения обусловлена необходимостью профилактики психологического здоровья школьников.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, школа признана общественно- неблагоприятным фактором.

Важную роль в сохранении здоровья и благополучия детей играет развитие чувства уверенности в себе, своих силах, самопринятия и уважения,формирование установки на преодоление школьных трудностей, развитие компетентности их в общении, эмоциональной сферы, развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, навыков совместной деятельности и сотрудничества.

Обучение этим жизненно важным навыкам не включено непосредственно в содержание образования. Поэтому возникает необходимость введения во внеурочную деятельность учащихся курса психологии общения.

Для проведения занятий используется программа О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)».

Программа внеурочной деятельности школьников по психологии общения для первой ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, проектности.

Принцип природосообразности основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласуется с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.

На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. В младшем школьном возрасте - это развитие самосознания ( потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени).

Принцип культуросообразностиосновываетсяна общечеловеческих ценностях , общение строится на в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, не противоречащими общечеловеческим навыкам.

Принцип коллективности предполагает, что психология общения даёт учащемуся опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, создаёт условие для позитивно направленного самосознания.

Принцип диалогичности требует не столько равенства между педагогом- психологом и школьниками, сколько искренности, взаимного понимания, признания и принятия. Он предполагает духовно-ценностную ориентацию детей и их развитие.

Принцип проектности предполагает последовательную подготовку детей к самостоятельному проектному действию. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее,

но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это проекты самовоспитания, ценностно-смыслового самоопределения, выбора варианта поступков.

Цельпрограммы обеспечение формирования психологического здоровья школьников и выполнение возрастных задач развития.

Задачи программы включают четыре направления.

 Аксиологической направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои чувства, чужие достоинства и недостатки.

 Инструментальное направление требует формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. е. формирования личностной рефлексии.

 Потребностно - мотивационное направление подразумевает формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, формирование умения делать свой выбор, потребность в самоизменении и личностном росте.

 Развивающее направление предполагает формирование чувства «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности.

Режим и формы проведения занятий.

Тематическое планирование включает 15 занятий с учащимися 1-х классов и рассчитано на учебный год, с октября по май. Периодичность проведения занятий -1 раз в неделю с одной группой учащихся (15-20 человек).

Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьёзное внимание способам формирования учебной установки в близких доступных детях формах, прежде всего - в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути преодоления. Также базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры (ролевая гимнастика, психодрама, ролевая ситуация), рефлексивные технологии (рефлексивное оценивание), беседы с элементами тренингов.

В реальной жизни значимые взрослые обращают внимание чаще на недостатки детей или на трудности в освоении ими той или иной деятельности Данные формы занятий предоставляют школьникам возможность самоутвердиться, преобразуют рефлексивные ситуации в ситуации успеха.

2. Тематическое планирование и содержание деятельности.

п/п


Темы занятий


Содержание деятельности


Кол-во часов


  1. Я - школьник.

Занятие 1,2.

Введение в мир психологии.

Особенности мира психологии.

Осознание позиции школьника. Формирование дружеских отношений в классе.

Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.

2

Занятие 3.

Зачем нужно ходить в школу?

1

Занятие 4,5.

Какие ребята в моём классе?

2

Занятие 6.

Мои успехи в школе.

1

Занятие 7.

Моя «учебная сила».

1

  1. Мои чувства.


Занятие 8,9.

Радость. Как её доставить другому человеку.

Рассмотрение особенности содержательного наполнения радости, грусти, гнева, страха, обиды.

Обучение распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей.

Снижение уровня страхов. Осознание детьми относительности оценки чувств.


2

Занятие 10,11.

Жесты.

2

Занятие 12,13.

Грусть.

1

Занятие 14.

Страх.

1

Занятие 15.

Страх, его относительность.

1

Занятие 16.

Страх, и как его преодолеть.

1

Занятие 17.

Гнев. С какими чувствами он дружит.

1

Занятие 18.

Может ли гнев принести пользу?

1

Занятие 19.

Обида.

1

Занятие 20,21.

Разные чувства.

2

Занятие 22,23.

«Путешествие в мир дружбы и сотрудничества».

Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, понимание и контроль своих эмоциональных состояний, приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта заботы о других людях.

2

Занятие 24,25.

Толерантность и сотрудничество.

2

Занятие 26.

Развитие умения принимать ситуацию и изменять её.

1

Занятие 27.

Симпатия и антипатия в классе.

1

Занятие 28.

Профилактика и разбор конфликтных ситуаций.

1

Занятие 29.

Мой успех в школе.


1

Занятие 30.

Коррекция страха отметки.


1

Занятие 31.

«Что мне помогает в достижении цели?».


2

Занятие 32.

Игра: «Пожелания волшебной шляпы».


1

Занятие 33.

«Качества настоящего друга.


1

3.Ожидаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты учащихся первых классов по психологии общения распределяются по трём уровням

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни; развитие компетентности в общении, развитие эмоциональной сферы, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций, осознание себя в ходе взросления.

Второй уровень результатов (формирование позитивных отношений школьника к социальной реальности)- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, развитие позитивного мышления, установление доброжелательных отношений между одноклассниками.

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, понимание и контроль своих эмоциональных состояний, приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта заботы о других людях,

Программа занятий в 2-м классе

«Путешествие в мир дружбы и сотрудничества»

Задачи программы:

1. Развитие толерантности и сотрудничества детей.

2. Развитие умения принимать ситуацию и изменять её.

3. Работа с симпатиями и антипатиями в классе.

4. Профилактика и разбор конфликтных ситуаций .

5. Коррекция страха отметки.

Тема 1. Я и моя школа

Занятие 1. Я - ученик!

Оборудование: мягкая игрушка; аудиозапись со спокойной музыкой; «волшебная шляпка»; записки с различными пожеланиями (по числу детей); альбомы; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Игра «Ассоциации к лету». Дети сидят в кругу и, передавая друг другу игрушку, по очереди называют свои ассоциации с прошедшим летом.

3. Основное содержание занятия:

1. Визуализация, «Каким я вижу себя во втором классе». С детьми под спокойную музыку проводится визуализация на тему: » Каким я вижу себя во 2-м классе (по сравнению с 1-м классом)». После этого дети по желанию делятся с группой увиденными образами.

2. Рисунок «Я во 2-м классе». Дети в своих альбомах рисуют, какими они видят себя во 2-м классе. По желанию рисунки показывают всему классу.

3. Игра «Пожелания волшебной шляпы». Ведущий показывает детям «волшебную шляпу», которая способна пожелать каждому именно то, в чём больше всего нуждается человек. Дети по очереди тянут записки с пожеланиями на предстоящий учебный год.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют». Все участники занятия кладут свои ладошки на ладонь ведущего. По сигналу 1-2-3 все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют с криком «Ура!».

Занятие 2. Мой успех в школе

Оборудование: мягкая игрушка; альбомы; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2.Психологическая разминка.

«Успех в школе». Дети сидят в кругу и, передавая друг другу игрушку, по очереди отвечают на следующие вопросы: что для меня успех, на что похож успех в школе.

3. Основное содержание занятия:

1. «Мои цели». Ведущий беседует с детьми о том, что такое цели, о том, что у каждого они разные: «Все ребята ходят в школу с какой-то целью. Например, Сеня Любознайка ходит в школу получать знания, а Василиса Примерная хочет получать одни пятёрки. Я знаю ещё и Петю Лентяя, который в школе только играет. Мне интересно, с какой целью ходите в школу вы?». Дети отвечают на поставленный вопрос. Потом психолог просит нарисовать в своих альбомах школу, а рядом с ней дорожку, по которой они идут к своей цели, а также подписать свою цель.

2. «Что мне помогает в достижении цели?». Психолог беседует с детьми о том, что помогает им в достижении успеха и целей в школе - об определённых качествах характера: «Для этого чтобы ваши цели привели вас к успеху, нужно обладать определёнными качествами.

Например, у Сени Любознайки есть одно замечательное качество, помогающее ему узнавать много нового, - трудолюбие!». Ведущий просит детей написать в альбомах те качества, которые им помогают в достижении успеха и своих целей в школе. По желанию дети могут выступать с рассказом о своих целях и качествах, помогающих им в достижении этих целей.

4.Ритуал прощания.

Игра «Салют». Все участники занятия кладут свои ладошки на ладонь ведущего. По сигналу 1-2-3 все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют с криком «Ура!».

Занятие 3. Моё отношение к оценке

Оборудование: карточки с названиями профессий (по числу детей); кружки с нарисованными «+», «-» и «+-» (по числу детей); альбомы; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2.Психологическая разминка.

Игра «Оцени другого». Каждый ребёнок получает карточку с профессией и должен изобразить её без слов так, чтобы другие отгадали, что это за профессия. После выступления каждого ученика группа оценивает, насколько хорошо он справился с заданием: поднимает кружок с нарисованным «+», «+-» или «-». После упражнения обсуждается, на сколько комфортно, легко/ сложно было в роли оцениваемого и оценивающего. Делается вывод о том, что оценивать порой сложно и необходимо делать это осторожно, чтобы не задеть чувства другого человека. Кроме того, резюмируется, что оценка - это часть жизни вообще и школьной жизни особенно, мы всё время от времени оцениваем друг друга, и это нормально.

3. Основное содержание занятия:

1.Беседа «моё отношение к оценке». Ведущий беседует с детьми о том, что каждый получает разные оценки: хорошие, плохие, средние. «Конечно, всем хочется получать только высокие отметки, но иногда и низкая отметка может пойти на пользу». Психолог просит детей представить, что однажды они получили плохую оценку, и записать в альбом, какую оценку они считают для себя плохой (поставить цифру). Кроме того, ведущий просит детей написать рядом, какие чувства они испытали бы, получив такую отметку: злость на себя, злость на учителя, радость, равнодушие, страх, обиду, удивление или какое-нибудь другое. По желанию дети могут поделиться с группой тем, что они написали, и обсудить, какая реакция на плохую оценку наиболее приемлема и эффективна.

2. Сказка «Волчонок Тёма» (Л.М. Новикова, И.В Самойлова).

Иллюстрации к сказке.

Однажды в лесу случилось невероятное событие: открыли Лесную Школу. И все звери, птицы и даже насекомые отправили своих детей учиться. Школа была очень хорошая: красивая, светлая, просторная. А самое главное - там были замечательные учителя, приехавшие из далёких лесов.

В эту школу ходил и наш герой Волчонок Тёма. Тёме всё здесь нравилось: и парты, и доски, и классы, и даже ручки с тетрадками.

Каждый день он с радостью бежал в Лесную Школу. Он завёл там друзей и подруг: Крота Ваську, Лисичку Невеличку и Белку Стрелку.

Каждый день Волчонок узнавал в школе что-то новое и интересное. Он даже научился клеить самолётики из дубовых листьев и писать лапкой своё имя «Тёма». Он с нетерпением ждал дня, когда начнут ставить оценки. Ведь учительница Тигра Прекрасная всегда хвалила его и говорила, что он точно будет получать одни пятёрки! А это была заветная мечта Тёмы.

Так проходили дни за днями, и наконец настал тот момент, когда впервые учительница выставила всем оценки. Волчонок волновался больше всех: он так хотел получить «5», что даже «4» привела бы его в уныние. Он больше всего на свете боялся не справиться и получить плохую оценку. Тёма думал, что вся его семья, весь Лес, вся школа считают «4» плохой оценкой.

Так вот, учительница начала впервые объявлять оценки классу.

Дошла очередь и до Тёмы: - Волчонок Тёма, ты получаешь «4»!

- «4», - прошептал Волчонок и сел от удивления на Ёжика Мотю. - Не может быть, это какое-то недоразумение!

Тёме казалось, что весь класс смотрит на него и смеётся. Он думал только о том, что первая оценка в его жизни - «4», а не «5». Когда урок закончился, волчонок вышел из класса и уныло побрёл домой, где вся семья ждала его за праздничным столом.

«Не переживай, «4» тоже хорошая оценка, - утешали его по дороге Лисичка и Белка. - Учительница сказала, что ты хорошо потрудился». Но эти слова не утешали Тему. «Не думай об этом, - крикнул хулиганчик Барашек Скрепка. - Главное, что не «2», ведь за «2» все будут ругать и обзывать тебя неумехой, а «4» - это вообще классная оценка!» Но и эти слова не утешили Волчонка. «Мне ничего не нужно, кроме «5», - думал он. - Только она - свет в моем окне!»

«Эй, Темка! - крикнул Лягушонок Муся. - Ты только сразу-то новость родителям не говори, а то они разозлятся. Где это видано, что бы волки учились на «4»? Это же кошмар! Вы же, как и мы, Лягушки, лучшие в лесу по учебе! Представляю, как тебе плохо, это же настоящая трагедия - получить «4»!

Еще хуже стало Волчонку от этих слов, и в его душе постепенно начал закипать гнев (он же породистый волк из клана «Волчьи клыки»!). «Это все учительница виновата, - думал он. - Она специально поставила мне такую отметку, ведь Тигры никогда не любили Волков. Или нет, во всем виновата ручка, да, да, именно она меня подвела! Или нет, виноват ветер, этот ужасный ветер сбил меня с толку. Я, я, я…». Волчонок уже не шел по лесу, а бежал, все больше и больше раздувая в себе гнев на всех и вся: «В моих страданиях виноваты все, все!.. Я худший из Волчат, я не могу вернуться домой!»

Так он прибежал к своему любимому озеру и лег возле него, закрыв глаза. Неожиданно Тема услышал тонкий голосок: «Не переживай, это всего лишь твоя первая оценка, и она вовсе не означает твоего провала. Все зависит от того, как ты ее воспримешь. Ты можешь обозлиться, обидеться на всех и перестать учиться, начать всем мешать! А можешь направить свой гнев в положительное русло, собрать волю в кулак и начать трудиться. Помни: иногда хорошая оценка, например «5», может помешать ученику, а плохая - «2» или «3» может помочь его учебе!». Волчонок с удивлением открыл глаза и увидел рядом с собой свою бабушку Волчиху Феону. Она знала, где искать своего любимого внука!

- Ну, как, все понял? Не бывает всегда плохих и хороших оценок, они разные в зависимости от нашего отношения к ним! Одну и ту же оценку один зверь будет считать плохой, а другой - хорошей.

- Значит и «4», и «3», и «2» могут быть хорошими оценками, помогающими мне учиться лучше? - прошептал Тема.

- Да, - ответила Феона. - Главное - делать правильные выводы из каждой полученной оценки, и тогда оценки будут расти. А сейчас пойдем домой, все тебя ждут, чтобы поздравить с первой оценкой в твоей жизни!

И они пошли домой, где их ждала дружная семья и вкусный луковый пирог!

После чтении сказки дети отвечают на следующие вопросы: «Почему Волчонок Тема так сильно расстроился из-за «4»?, «Бывали ли у вас подобные ситуации?», «Как вы справлялись с ними?», «Какой совет можно дать волчонку?», «Чему может научить плохая оценка?» и т.д.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 4. Как я оцениваю себя сам.

Оборудование: повязка на глаза; доска, мел; альбомы; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Беседа «Что такое самооцека?». Ведущий спрашивает детей, знают ли они, что такое самооценка. Ведь не только учителя ставят оценки, но и мы сами оцениваем себя, и не всегда наша оценка самих себя совпадает с мнением окружающих. Детям предлагается по очереди ответить на вопрос: «Какой я?» одним словом.

3. Основное содержание занятия:

1. «Как я оцениваю себя сам». «Попробуйте сейчас оценить себя сами». Ведущий рисует на доске 6 шкал, а дети перерисовывают их в альбом и ставят крестик там, где по их мнению, находятся они.

Самый Самый Самый Самый Самый Самый

трудо- вежливый терпе- красивый здоровый честный

любивый ливый

Самый Самый Самый Самый Самый Самый

нетрудо- невежли- нетерпе- некраси- больной нечестный

любивый вый ливый вый

2. «Как меня оценивают другие». Ведущий предупреждает детей, что сейчас будет игра, в которой водящего будут оценивать по тем же шкалам его одноклассники. Ребенку, желающему побывать в роли водящего, завязывают глаза. Затем 6 его одноклассников по очереди подходят к доске и оценивают развитие данных качеств у водящего. Здесь необходимо следить, чтобы дети честно и серьезно, без насмешек оценивали других. Водящему развязывают глаза, и он смотрит, как его оценили окружающие. Ему задаются следующие вопросы: согласен ли ты с мнением класса, чем отличается твое мнение о себе от мнения других, что тебя удивило, показалось неожиданным, что не понравилось, какие чувства вызвало это упражнение, что для тебя важнее - самооценка или оценка других. На основе этой игры делается вывод, что самооценка зачастую отличается от оценки других людей, что для многих людей самооценка важнее и что, оценивая других мы влияем на их чувства и самооценку и поэтому должны быть очень аккуратны и осторожны в своих суждениях.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 5. Мои мечты о школе.

Оборудование: мяч; альбомы; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Игра «Школьные фантазии». Дети, передавая по кругу мячик, фантазируют на темы: «Если бы не было на свете школ…», «Если бы я был директором…», «Если бы я был учителем…».

3. Основное содержание занятия:

«Идеальная школа». «Представьте, что где-то существует идеальная школа, о которой никто не знает, и попробуйте нарисовать ее и ее жителей». Дети рисуют идеальную школу в своих альбомах. После этого дети по желанию показывают и рассказывают о своих

творениях. В качестве домашнего задания можно дать детям сочинение на тему: «Школа в стране «Наоборот»».

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 6. Мой класс.

Оборудование: заготовленные листы в форме круга, с обратной стороны - с приклеенным двустороннем скотчем (по числу участников); аудиозапись спокойной музыки; ватман; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Игра «Внешний и внутренний миры». Ведущий спрашивает детей, знает ли кто-нибудь из них, что такое внутренний мир и чем он отличается от внешнего. Делается вывод, что внешний мир состоит из предметов, а внутренний мир - из наших мыслей и чувств. Внутренний мир в отличие от внешнего нельзя увидеть глазами. Психолог предлагает детям сыграть в игру: он будет называть различные слова, если они относятся к внутреннему миру, дети должны хлопнуть в ладоши, если к внешнему - подпрыгнуть на месте. Примерный список слов: чувства, деревья, учебник, любовь, люди, ум, животные, мысли, фантазия, дружба, школа, звонок и т.д.

3. Основное содержание занятия:

1. «Маленький принц». Ведущий рассказывает детям о маленьком принце, у которого была своя собственная планета, за которой он постоянно ухаживал и о которой заботился. Психолог предлагает детям представить, что у каждого есть своя планета - планета своего внутреннего мира. Детям раздаются заготовленные листы в форме круга (с обратной стороны - приклеенный двусторонний скотч), на которых они под музыку выполняют рисунки своей планеты.

2. «Галактика нашего класса». Вывешивается ватман «Галактика нашего Класса», на который дети по очереди клеят свои нарисованные «планеты». Делается вывод: каждый из нас уникален, не похож на другого, но все мы - часть единого целого, мы вместе! Все мы составляем Галактику нашего Класса! Если осталось время, можно попросить каждого ребенка рассказать о своей планете. После занятия ватман помещается в классе.

4. Ритуал прощания.

Игра «Галактический салют». Дети запускают салют, выкрикивая девиз: «Мы вместе!».

Тема 2. Мир Дружбы и Сотрудничества

Занятие 7. Что такое Дружба?

Оборудование: мяч; два ватмана с надписью «Дружба - это…»; журналы; цветная бумага; ножницы; клей; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками, и т.д.

2. Психологическая разминка.

«На что похожа Дружба?». Ведущий сообщает детям, что с сегодняшнего дня они начинают путешествие по Миру Дружбы и Сотрудничества. Дети, передавая мячик по кругу, дают свои ассоциации к слову «дружба» (образы, предметы и т.д.).

3. Основное содержание занятия:

Коллаж «Дружба - это…». Ведущий делит детей на две команды, каждая из которых получает ватман с надписью «Дружба - это…», журналы, цветную бумагу, ножницы и клей и должна за 7-10 минут сделать коллаж на заданную тему. После этого каждая команда должна представить свою работу и ответить на ряд вопросов: как вам работалось в команде, были ли конфликты, проблемы и как вы их решали, что понравилось или не

понравилось в процессе работы, как вы считаете, работа в команде - это дружба? Делается вывод о том, что работа в команде - это прежде всего сотрудничество (вводится понятие), которое не всегда подразумевает дружбу.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 8. Зачем нужна Дружба?

Оборудование: мяч; листы-подсказки для детей с текстом примерной речи; различный реквизит для перевоплощения героев в образ: платки, шляпы, очки, куски материи и т.д.; альбомы.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Любите ли вы дружить?». Ведущий говорит детям о том, что все люди разные, и хотя большинство любит дружить, есть единицы тех, кто не любит дружбу. Передавая друг другу мячик, дети должны закончить одно из двух предложений, относящихся к ним: «Я люблю дружить, потому что…» или «Я не люблю дружить, потому что…».

3. Основное содержание занятия:

1. «Зачем нужна Дружба?». Дети в своих альбомах заканчивают следующие предложения о дружбе: «Дружба нужна для того, чтобы…», «Дружить - это значит…», «Если бы Дружбы не было вообще, то…», «Дружба помогает…».

2. «Суд над Дружбой». Поскольку вопрос о том, нужна ли вообще дружба человеку, не решён и противоречив, ведущий предлагает детям провести «настоящий» Суд над Дружбой и вынести вердикт. Для этого психолог назначает одного ребёнка на роль Дружбы (желательно, чтобы это был ребёнок с низким статусом в классе), двух - на роли прокуроров, двух - на роли адвокатов, а остальных - на роли присяжных и свидетелей. В роли Судьи выступает сам психолог. Каждый ребёнок получает соответствующую деталь одежды для перевоплощения в образ, а также листы подсказки с текстом примерной речи на суде. Психолог организует суд: сначала выступают прокуроры, обвиняя Дружбу в том, что она совершенно бесполезна и даже вредна для людей, аргументируя свою позицию. Затем вступаются адвокаты, которые защищают Дружбу, настаивая на её пользе для людей. Присяжные задают различные вопросы свидетелям - людям, которые когда-либо имели дело с Дружбой. В конце даётся «последнее слово» самой Дружбе, после чего происходит голосование: «члены суда» поднимают руки, если считают, что Дружба нужна человеку. Судья выносит вердикт: «Дружба необходима человеку, и не только когда он попал в беду, но и в моменты радости и счастья, чтобы разделить их с другом!».

4. Ритуал прощания.

Игра «Дружеский салют». Вместо ура дети кричат: «Наше мнение едино: дружба нам необходима!»

Занятие 9. Настоящий Друг - какой он?

Оборудование: мяч; доска, мел; альбомы; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Качества Настоящего Друга». Дети, передавая друг другу мячик, называют по одному качеству Настоящего Друга.

3. Основное содержание занятия:

1. Рисунок «Идеальный Друг». Дети в своих альбомах рисуют образ идеального друга. По желанию дети могут показать свои рисунки группе.

2. «Тёмные» и «Светлые» качества Настоящего Друга». Ведущий рисует на доске знакомые детям мешочки «тёмных» и «светлых» качеств. Путём коллективного обсуждения определяем, какими «светлыми» и «тёмными» качествами может обладать Настоящий Друг (психолог «вписывает» качества в мешочки). Делается вывод, что друг - такой же человек, как и все, и у него тоже могут быть свои недостатки, это вполне нормально.

3. «Что я готов простить другу». Ведущий просит детей подумать, какие «тёмные» качества они готовы простить своему другу, а какие - нет. Каждый заполняет следующую таблицу в альбоме:

«Тёмные» качества моего друга

Готов простить другу

НЕ готов простить другу

По желанию дети могут прочесть свои таблицы классу. Делается вывод, что у друга, как и любого человека, есть «светлые» и «тёмные» качества, и надо уметь прощать его и принимать таким, какой он есть.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 10. Умею ли я дружить?

Оборудование: доска, мел; альбомы; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Изобрази своё умение». Ведущий просит детей загадать какое-нибудь своё умение и изобразить его классу без слов так, чтобы класс мог отгадать, что это за умение.

3. Основное содержание занятия:

1. Групповая дискуссия на тему «Что такое умение дружить», из чего оно состоит и нужно ли ему учиться. Ведущий называет детям различные качества характера (решительность, завистливость, отзывчивость, ум, целеустремленность, умение прощать, умение радоваться за другого, эгоизм, доброта, трудолюбие, ласка, дружелюбие, забота, чувство юмора, принятие, открытость и т.д.), а дети решают, входят ли они в умение дружить. «Подходящие» качества записываются на доске.

2. «Умею ли я дружить?» Психолог предлагает детям подумать и оценить, насколько они умеют дружить, в какой степени они обладают теми качествами, которые необходимы для дружбы. В альбомах дети рисуют следующую шкалу и отмечают на ней место, где находятся они:

Я - настоящий друг на 100%

Я - ненастоящий друг

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 11. Что мешает Дружбе?

Оборудование: мяч; альбомы; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Что может помешать Дружбе?». Дети, передавая друг другу мячик, отвечают на вопрос, что может помешать дружбе.

3. Основное содержание занятия:

1. «История про заколдованного мальчика» (Л.М. Новикова, И.В. Самойлова).

Жил - был мальчик по имени Клаус. Жил он в одном городе, который славился своим дружелюбным населением: все ходили, друг к другу в гости, отмечали все праздники вместе, дружили даже с животными и растениями. Клаус был не похож на всех остальных. С раннего детства он думал только о себе. Если соседские малыши держались друг за дружку и с удовольствием играли вместе, то Клаус всегда был один и занят только собой.

Когда Клаус подрос, он заметил, что сильно отличается от других. С ребятами он общался, но не ради дружбы, а ради своих целей и интересов. Например, когда он не знал, как решается задачка по математике, он начинал дружить с Марикой, которая была первой ученицей в классе. А когда трудности заканчивались, Клаус даже не подходил к ней! За это одноклассники прозвали его ЭГОИСТОМ!

Но вот однажды на городской парад ДРУЖБЫ Клауса никто не позвал!... Для него это было настоящей трагедией! Весь день он ходил сам не свой и издалека наблюдал за весёлым праздником. И стало ему так тяжело, что решил убежать он от всех в дремучий лес. Шёл он не один день и не одну ночь, когда встретились ему сама Королева леса! Королева леса объяснила Клаусу, почему люди так поступили с ним. Теперь он точно знал, что причина была в нём самом!

После чтения истории дети рисуют иллюстрации к истории и отвечают на следующие вопросы: как называется то качество, которое мешало Клаусу по-настоящему дружить с людьми, стали бы вы дружить с таким, как Клаус, дайте совет Клаусу, как ему нужно себя вести, чтобы подружиться с ребятами. Психолог просит детей вспомнить и рассказать ситуации из жизни, когда кто-либо проявлял эгоизм и это, мешало дружбе.

2. Разыгрывание истории про Клауса. Ведущий назначает роли, и группа разыгрывает сюжет прочитанной истории. В конце проводится обсуждение, кто как чувствовал себя в этой или иной роли, что понравилось, что не понравилось. Делается вывод о том, что эгоизм ведёт к неприятным эмоциям и последствиям, разрушая дружбу с людьми.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 12. Меняемся ради Дружбы!

Оборудование: аудиозапись спокойной музыки; пластилин; «волшебный пластилин»: смешанный круглый кусок пластилина всех цветов.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Визуализация». Дети закрывают глаза и под спокойную музыку погружаются в себя, представляя образ того качества, которое мешает им дружить. Они внимательно рассматривают и запоминают этот образ.

3. Основное содержание занятия:

1. «Лепка». Дети под музыку лепят из пластилина тот образ своего качества, который они увидели в предыдущем упражнении. После этого каждый ребёнок со своим соседом по парте беседует о том, что он слепил, показывает и рассказывает другому свой образ.

2. «Волшебный пластилин». Ведущий говорит, что у него есть «волшебный пластилин», который может изменить любое «тёмное» качество человека, мешающее дружбе. Каждый ребёнок берёт небольшой кусочек «волшебного пластилина» и добавляет к своему образу, изменяя его так, как ему хочется.

3. «Выставка работ». Дети показывают и рассказывают классу о своих фигурах - о том, какими они были сначала и какими стали с помощью «волшебного пластилина». Каждый проговаривает, как изменилось его качество в процессе работы.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 13. Что такое конфликт?

Оборудование: доска; мел; альбомы.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Игра «Ассоциации». Дети по очереди дают свои ассоциации к слову «конфликт». Если они не знают значения этого слова, ведущий поясняет.

3. Основное содержание занятия:

1. «Карта конфликта». Психолог ещё раз повторяет определение конфликта: это столкновение интересов двух людей, которые не смогли договориться. Он предлагает детям вспомнить ссору, в которой они принимали участие, и заполнить у себя в альбомах специальную анкету, которая называется «Карта конфликта».

Карта конфликта

Участники конфликта -----------------------------------------------------------------------

Из-за чего произошел конфликт ----------------------------------------------------------

Что я хотел ------------------------------------------------------------------------------------

Что хотел другой (другие) -----------------------------------------------------------------

Что я чувствовал -----------------------------------------------------------------------------

Что, на мой взгляд, чувствовал другой (другие) --------------------------------------

Чем закончился конфликт ------------------------------------------------------------------

Что я мог бы сделать, чтобы избежать конфликта ------------------------------------

Что другой мог бы сделать, чтобы избежать конфликта ----------------------------

По желанию дети могут зачитать классу свою «карту конфликта».

2. «Как я справляюсь с конфликтами». Проводится групповая дискуссия на тему того, какими способами дети справляются с конфликтами. На доске «накидываются» способы разрешения конфликтов. Обсуждается, как обычно дети ведут себя в конфликтах, и делается вывод о том, какие способы наиболее правильные.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 14. Для чего нужен конфликт?

Оборудование: карточки с описанием конфликтов между одноклассниками, между ребёнком и учителем и ребёнком и родителем; доска, мел, альбомы.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Игра «Разыграй конфликт». Дети делятся на пары, каждая пара получает карточку с описанием конфликта между одноклассниками, между ребёнком и учителем или ребёнком и родителем. Пары разыгрывают конфликты перед классом.

3. Основное содержание занятия:

1. Беседа «Для чего нужен конфликт». Ведущий беседует с детьми на тему того, для чего вообще нужны конфликты, помогают они или вредят человеку. Делается вывод о Ом, что без конфликтов было бы скучно жить на свете и что конфликт порой заставляет людей по-другому посмотреть на себя и измениться в лучшую сторону. Поэтому конфликт может не только разрушать, но и помогать человеку.

2. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта». Ведущий читает детям следующую конфликтную ситуацию: «Гектор и Луиза учились в одном классе и были неразлучными друзьями. Однажды Луиза отказалась играть с Гектором в их любимую игру: у неё не было настроения. Гектор обиделся и стал дружить с Клаусом, не обращая внимания на Луизу. Вечером Луиза и Гектор серьёзно поссорились».

Психолог просит детей придумать окончание этой истории. Дети делятся своими вариантами. После этого они в своих альбомах заполняют следующую таблицу относительно «плюсов» и «минусов» этого конфликта:

«+» конфликта

«-» конфликта

Затем дети зачитывают свои варианты таблицы, а ведущий на доске рисует общую таблицу, состоящую из наиболее удачных версий детей. Делается вывод, что конфликт - это часть жизни, и в нём есть как отрицательные, так и положительные стороны; нужно учиться правильно разрешать конфликты.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 15. Учимся разрешать конфликты!

Оборудование: листы А4; альбомы; цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Типичные конфликты второклассников». Ведущий делит класс на две команды, каждая команда должна в течении 5-7 минут вспомнить и записать как можно больше типичных конфликтов для второклассника. Выигрывает та команда, которая назовет больше конфликтов, встречающихся в жизни ученика 2-го класса.

3. Основное содержание занятия:

1.«Разыгрывание конфликта». Каждая команда, образовавшаяся в предыдущем упражнении, выбирает один конфликт из тех, что написали, и должна разыграть его перед классом с мирным вариантом разрешения. Психолог помогает детям распределить роли и отрепетировать сценку. После разыгрывания проводится обсуждение, что каждой команде помогало в подготовке сценки, что мешало, как они нашли мирный вариант решения событий и т.д.

2. Сказка «Кнопка и Пуговка» (Л.М. Новикова, И.В. Самойлова).

Это случилось в конце зимы… Кнопка окончательно разругалась с Пуговкой, которую не любила с самого детского сада. Они вместе учились в одном классе, но никто из ребят ни разу не видел их играющими вместе. Всем в классе было понятно, что у них постоянный конфликт.

Кнопка всегда знала, что Пуговка вечно мешается ей под ногами. Когда Кнопка вставала в шеренгу на завтрак, Пуговка прибегала и всегда пыталась её оттолкнуть. Кнопка три раза правильно ответила на вопрос учительницы, а Пуговка старалась ответить на целых пять вопросов! И каждая хотела везде быть первой, лучшей, значимой.

Вот и сейчас, входя в класс, Кнопка столкнулась с Пуговкой, испытав привычное чувство недовольства:

- Привет, - как можно небрежней сказала Кнопка.

- И тебе привет, - ответила ей Пуговка.

Кнопка молча проследовала к своей парте и стала раскладывать учебники. А между тем Пуговка развела активную деятельность в классе: успела переговорить с одноклассниками, поиграть в чехарду, полить цветы, покидать мяч и многое другое. «Можно подумать, что не хуже, а даже лучше её! И вообще это я всегда и во всём первая!».

Прозвенел звонок. И Фея-учительница попросила кого-нибудь подойти к ней. Кнопка стремглав кинулась к учительскому столу, не замечая, что Пуговка уже давно была там.

- Отойди, я первая подошла! - крикнула Кнопка.

-Нет, сама отойди, я тут первая стояла! - ответила ей Пуговка.

- Нет, неправда, я была первой! - снова крикнула Кнопка, чувствуя, как в ней закипает гнев.

- Не спорьте, - сказала Фея. - Ты, Кнопка, раздашь одну половину тетрадок, а ты, Пуговка, - другую.

Когда они стали раздавать тетрадки, Кнопка нечаянно толкнула Пуговку, и все её тетрадки разлетелись в сторону. Пуговке было так обидно, что она расплакалась и выбежала из класса. В первый раз в жизни Кнопка почувствовала себя виноватой: ещё никогда никто не плакал из-за неё.

После урока Фея подошла к Кнопке и тихо сказала:

- Обижать других всегда легко, а вот понять, простить и самому попросить прощения - это непросто! Но всем нам нужно этому учиться!

И тут у Кнопки появилось сильное желание поговорить с Пуговкой «по душам». Она побежала к дому Пуговки и, волнуясь, позвонила в дверь…

На следующий день весь класс был в шоке: Кнопка и Пуговка шли в школу, взявшись за руки и широко улыбаясь!

С тех пор никто уже и не помнит то время, когда Кнопка и Пуговка враждовали. Все помнят только одно: КОНФЛИКТ МОЖЕТ СТАТЬ НАЧАЛОМ КРРЕПКОЙ И ДОЛГОЙ ДРУЖБЫ!

Дети рисуют иллюстрации к сказке и отвечают на следующие вопросы: почему Кнопка и Пуговка не любили друг друга; какое качество Кнопки помогло ей подружиться с соперницей; как вы думаете, что произошло дома у Пуговки; какие слова сказала ей Кнопка; всегда ли конфликт - это плохо и т.д.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 16. Стратегии разрешения конфликтов

Оборудование: карточки с описанием различных стратегий поведения в конфликте (по числу пар).

1.Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Беседа «Какие бывают стратегии разрешения конфликтов». Ведущий беседует с детьми о том, что такое стратегия, что это способ чего-либо, например поведения в конфликте. Стратегия - это наш первый помощник в разрешении конфликтов. Психолог предлагает детям представить, что они попали в следующую конфликтную ситуацию: «Учительница объявила, что нужно построиться в столовую. Ты и твои одноклассники одновременно встали впереди шеренги. Но вы оба знали, что стоять вдвоём нельзя. Ты стал спорить со своим одноклассником, и между вами разгорелся конфликт. Подумайте, как вы поступите дальше». Ведущий предлагает детям поделиться с группой тем, как они будут действовать в подобной ситуации. Если дети затрудняются ответить, можно предложить им на выбор следующие стратегии поведения:

 Ты откажешься от места, если другой тоже от него откажется

 Ты отойдешь в сторону, как будто ничего не произошло

 Ты уступишь свое место

 Вы вместе придумаете выход из ситуации, устраивающий вас обоих

 Ты не уступишь ни при каких условиях

3. Основное содержание занятия:

«Разыгрывание стратегий разрешения конфликта». Ведущий предъявляет детям какой-либо один конфликт, типичный для данного класса, и делит класс на пары. Каждая пара получает карточку с описанной стратегией и должна разыграть определенную стратегию разрешения данного конфликта перед классом. После разыгрывания проводится обсуждение, какая стратегия разрешения этого конфликта кажется детям наиболее эффективной и почему.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 17. Я умею принимать Другого!

Оборудование: мягкая игрушка, «почтовый ящик» (коробка с прорезью), листы для писем, альбомы, цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Игра «Наши симпатии». Ведущий беседует с детьми о том, что конфликты очень часто возникают из-за того, что у нас есть свои симпатии и антипатии. Дети, передавая друг другу мягкую игрушку, заканчивая предложение: «Мне симпатичен… потому что…».

3. Основное содержание занятия:

1. «Почтовый ящик». Психолог говорит детям о том, что у каждого из них наверняка есть такой человек из класса, который не нравится, раздражает или злит, и т.д. «Подумайте: такие люди учат нас терпеть и принимать то, что нам неприятно. От этого мы сами становимся лучше и добрее». Психолог просит представить этого человека и ответить на вопрос: «Чему он учит меня?» (например, терпению, доброте и т.д.). Ведущий предлагает написать этому человеку письмо, в котором необходимо поблагодарить этого человека за то, чему он вас научил, или написать о том, что вам нравится в нем. Дети подписывают свои письма (кому, от кого) и опускают в «почтовый ящик». После занятия психолог раздает письма адресатам.

2. Рисунок «Как я подружился с…». Ведущий просит детей представить, как однажды они подружились с одноклассником, который раньше им не нравился, и нарисовать, как это произошло. Нужно постараться найти в этом человеке что-то хорошее, а также написать то качество, которое помогло подружиться.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 18. Я умею принимать Другого!

Оборудование: карточки с сообщениями для пар, карточки - интервью для «журналистов».

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Пойми меня». Ведущий делит детей на пары, один ребенок из пары получает карточку с сообщением и должен передать его другому без слов. Сообщения должны быть простыми: «Дай мне карандаш», «Закрой окно» и т.д. Чья пара быстрее поймет друг друга, та и победила. Делается вывод, что не всегда людям легко понять друг друга, даже когда они изъясняются словами, а не жестами.

3. Основное содержание занятия:

Игра «Журналисты». Психолог снова делит детей на пары (желательно, чтобы это были новые пары, не те, что в предыдущем упражнении). Один ребенок из пары превращается в журналиста, а другой - рассказывает ему что-то о себе. Ведущий дает каждой паре тему для разговора: например, узнать о семье респондента, о его хобби, о его доме, о животных и т.д. За 5-7 минут «журналист» должен собрать как можно больше информации по данной теме. После интервью «журналист» превращается в того человека, которого он только что расспрашивал, и от первого лица рассказывает все, что узнал о нем, копируя его жесты, мимику и манеру поведения. После выступлений «журналистов» обсуждается, насколько то, что они поняли из разговора, соответствует реальности, насколько правдоподобно им удалось изобразить другого человека. Делается вывод, что понять другого человека сложно и необходимо этому учиться.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 19. Что такое сотрудничество?

Оборудование: две веревки, доска, мел, веревочки для связывания рук, альбомы, цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Игра «Мост». На ковре параллельно друг другу выкладываются две веревки, символизирующие мост. На «мост» (т.е. между двумя веревками) встают все дети, кроме одного ребенка - водящего. Водящий должен перебраться по мосту на «другой берег», не

заступив за края веревок. Дети, стоящие на «мосту», помогают водящему выполнить задание, удерживая его от падения. В роли водящего должны побывать все дети. Игра окончена, когда все успешно перебрались на «другой берег».

3. Основное содержание занятия:

1. Беседа «Что такое сотрудничество?» Ведущий беседует с детьми о том, что для выполнения какого-либо дела, например для построения дома, нужны усилия многих людей. И если люди действуют несогласованно, как герои басни «Лебедь, рак и щука», то совместное дело разрушается. Следовательно, необходимо учиться делать вместе разные дела, т.е. учиться сотрудничеству. Таким образом, сотрудничество - умение делать дело вместе. Психолог с детьми записывает на доске, из каких умений и качеств состоит сотрудничество (умения понимать других людей, умения делить обязанности между собой, способности договариваться, умения уступать другим и др.).

2. Игра «Учимся сотрудничать». Ведущий делит детей на пары, каждой паре он связывает руки веревочкой (правую руку одного с левой рукой другого), и в таком состоянии дети должны нарисовать совместный рисунок. Тему рисунка, цвет карандашей дети выбирают сами. По окончании рисования каждая пара выступает перед классом, показывая свой рисунок и рассказывая, как они работали над ним, насколько им удалось сотрудничать и были ли у них конфликты и непонимание.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 20 Мы команда - мы Класс!

Оборудование: ватман, листы А4, клей, ножницы, аудиозапись спокойной музыки, альбомы, цветные карандаши, клубок ниток.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Мы - Класс!». Ведущий прости детей вспомнить те ситуации, в которых класс помогал им или они сами помогали своему классу. В своих альбомах дети заканчивают следующие предложения: «Благодаря мне Мой Класс…», «Мой Класс помог мне…», «Я незаменим в Классе, потому что…», «Я рад что у меня есть Мой Класс, так как…». По желанию дети могут прочесть свои работы.

3. Основное содержание занятия:

Игра: «Мы команда - мы Класс!». Ведущий говорит детям о том, что Путешествие по Миру Дружбы и Сотрудничества подходит к концу. Класс выполняет коллективную творческую работу на тему «Мы команда - мы Класс!». На доске вывешивается ватман «Мы - Класс». Каждый ученик на отдельном листе бумаги рисует себя и подписывает свое имя, вырезает свое изображение и клеит на ватман. Затем каждый по очереди может подойти к ватману и написать пожелания, благодарности кому-либо, нарисовать небольшой рисунок.

4. Ритуал прощания.

Игра «Паутина». Все дети сидят в кругу на ковре и передают друг другу клубок ниток, предварительно намотав нить на палец. Передавая друг другу нить, они заканчивают фразу: «Спасибо нашему Классу за…» или «Спасибо…(имя конкретного ученика) за…». Когда клубок возвращается к ведущему, все поднимают руки с нитями вверх и смотрят на то, какая образовалась паутина. Все кричат: «Мы - Класс!» и отпускают нити.

Тема 3. Мой внутренний мир.

Занятие 21. Мир каракулей.

Оборудование: аудиозапись спокойной музыки, альбомы, цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Что такое внутренний мир?». Ведущий сообщает, что начинается путешествие по внутреннему миру и просит детей вспомнить, что такое внутренний мир. Каждый ребенок по очереди говорит, с чем у него ассоциируется или на что похож внутренний мир.

3. Основное содержание занятия:

«Мир каракулей». Психолог предлагает детям вспомнить, как они рисовали, когда были совсем маленькими (каракулями, «калякой-малякой»). Он просит их взять карандаш любого цвета, закрыть глаза и начать хаотично рисовать линии на листе, не думая о том, что именно они рисуют. Через несколько минут дети открывают глаза и пытаются найти в своих каракулях какие-нибудь образы. Они выделяют получившиеся картинки и образы другим цветом. Если есть время, можно нарисовать каракули еще раз на отдельном листе, но теперь уже не просто искать получившиеся образы, а дорисовать каракули так, что бы получилась законченная картина. Картинам можно дать название и показать всему классу, если есть желание.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 22. Моя тайна.

Оборудование: аудиозапись спокойной музыки, пластилин разных цветов.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Игра «Ассоциации». Ведущий говорит детям, что сегодня они прикоснуться к тайне. Он просит их дать свои ассоциации к слову «тайна».

3. Основное содержание занятия:

1. «Моя тайна». Психолог просит детей закрыть глаза и подумать о своем тайном качестве - «светлом» или «темном», это неважно; главное - чтобы оно было тайным и о нем никто не знал. После этого дети выбирают кусок пластилина и под музыку лепят свое тайное качество.

2. «Изменение». После того как качество слеплено, каждый ребенок отвечает для себя на следующие вопросы: «Нравиться ли мне то, что я слепил», «Хотел бы я что-нибудь изменить в своем качестве». Если ребенок хочет что-то изменить в своем качестве, он делает это с помощью пластилина или других необходимых ему средств. Когда работа над качеством закончена, ребенок может показать или рассказать о нем группе. Важно, чтобы дети ответили на вопрос, почему никто не знает об их тайных качествах, почему они тайные.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 23. Мой мир эмоций.

Оборудование: аудиозапись спокойной музыки, специальные стекла со шлифованными краями или оргстекло размером 20*15 см (по числу детей), краски - гуашь или акварель (по числу детей), кисточки (по числу детей), стаканы с водой (по числу детей), салфетки, альбомы.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Испорченный телефон эмоций». Ведущий спрашивает детей, знают ли они, что эмоции - это важнейшая часть нашего внутреннего мира. Эмоции бывают разные: приятные и

неприятные, радостные и грустные, но без эмоций наша жизнь была бы неинтересной, серой и скучной. Дети играют в классическую игру «Испорченный телефон», только передаваемым сообщением в ней должна быть какая-либо эмоция, изображенная без слов.

3. Основное содержание занятия:

1. «Мой мир эмоций». Каждый ребенок получает специально приготовленное стекло размером 20*15 см, краски, кисточку, стаканчик с водой, салфетки. Психолог просит детей поставить на стекло кляксу приятного цвета, подуть на нее, растащить, поиграть с ней, затем стереть салфеткой. Потом то же самое сделать с кляксой неприятного цвета и снова стереть ее. Ведущий: «Подумайте, что цвета и краски отражают наши эмоции. Загадайте1 свою приятную и 1 неприятную эмоции. Выберите для каждой из них свой цвет, капните этими цветами на стекло. Представьте, что эти две эмоции взаимодействуют, общаются между собой. Может быть, они подружатся, а может быть, поссорятся…Поиграйте с ними!»

2. «Анкета». По окончании предыдущего задания каждый ребенок в своем альбоме отвечает на следующие вопросы: «Как называются эмоции, которые ты выбрал для своей игры?», «Что ты чувствовал, когда выполнял задание?», «Как общались твои эмоции на стекле?», «Напомнило ли тебе это упражнение какие-то ситуации из жизни? Если да, то какие?».

По желанию дети могут зачитать свои анкеты всему классу.

3. «Обратная связь». С детьми проводится обсуждение того, что им понравилось/не понравилось в процессе работы, какие эмоции участвовали в их игре, что они поняли и узнали из этого задания и т.д.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 24. Сказочные превращения.

Оборудование: аудиозапись спокойной музыки, фольга, клей, альбомы.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

Игра «Изобрази без слов». Каждый ребенок загадывает какой-либо предмет и изображает его без слов так, чтобы другие догадались, что это.

3. Основное содержание занятия:

1. «Сказочное превращение». Ведущий просит детей закрыть глаза и представить, что у них есть волшебная палочка и они могут сейчас превратиться в кого или во что угодно: «Кем бы вы стали? Постарайтесь представить и увидеть как можно больше разных образов». Затем дети по желанию делятся увиденным с группой.

2. «Кукла». Каждый ребенок получает кусок фольги и клей. Ведущий: «Представьте, какими вы станете через 15 лет: как вы будете выглядеть, чем заниматься, с кем дружить? Создайте свой образ из фольги, слепите куклу».

3. «Анкета». По окончании задания каждый ребенок в своем альбоме отвечает на следующие вопросы: «Как называется твоя работа?», «Какие чувства возникают у тебя при взгляде на свой образ?», «Что тебе нравится в своем образе больше всего?», «Что тебе не нравится в своем образе?», «Напиши пожелания самому себе». По желанию дети могут зачитать свои анкеты всему классу, а также показать и рассказать о своих куклах

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие 25. Волшебная мантра.

Оборудование: аудиозапись спокойной музыки, свеча, альбомы, цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

2. Психологическая разминка.

«Свеча». Ведущий зажигает свечу и прости детей аккуратно передавать ее по кругу, смотря на огонь и стараясь увидеть в нем какие-нибудь. Тот, кто хочет, может поделиться, что он увидел в пламени свечи.

3. Основное содержание занятия:

«Волшебная мантра». Психолог рассказывает детям о волшебной мантре, которую давным-давно изобрели загадочные буддисты. «Для создания мантры необходимо закрыть глаза и представить, что вы погружаетесь в себя, в свой внутренний мир. Вспомните все, что происходило с вами в этом году: удивительное и обыкновенное, приятное и не очень. Посмотрите на тех людей, которые окружали вас. Внимательно рассмотрите те образы, которые возникают у вас. Постарайтесь запомнить их формы, цвета, линии. Побудьте в своем мире какое-то время. Когда вы будете готовы, откройте глаза и нарисуйте в круге образ своего внутреннего мира. Это и будет вашей волшебной мантрой!». Важно подчеркнуть, что мантра обязательно должна быть круглой, можно даже заготовить заранее для детей листы с начерченным кругом. По окончании работы дети дают названия своим мантрам и по желанию показывают их классу, рассказывая о том, что в них изображено.

4. Ритуал прощания.

Игра «Салют желаний». Перед «запуском» салюта дети молча загадывают свои желания на следующий год.



© 2010-2022