Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Г. Гладких

МБОУ «Лицей №3»

г. Братск

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа любого члена общества к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Известно, что у каждой из категорий детей с ограниченными возможностями по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта, поэтому роль обучения и их развития приобретает особую значимость. Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий открывают детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении образования. Эффективным средством организации образования детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является обучение с использованием современных дистанционных образовательных технологий.

В Иркутской области третий год активно развивается и осуществляется дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Поэтому эта форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения, особенно актуальна в работе с детьми-инвалидами, для которых физические заболевания часто являются непреодолимой преградой в получении образования. Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения - эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционные образовательные курсы, которые использую в своей работе (химия), позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Обучающиеся не ждут, пока мною запишутся на доске формулы или уравнения для разбора (такую возможность предоставляет электронный курс); электронный лабораторный эксперимент всегда проходит четко, ярко, по заданному сценарию; поисковые системы Интернет позволяют быстро найти нужные материалы.

Каждый электронный учебный курс представлен разными элементами, позволяющими проводить занятия с ребятами увлекательно и по научному грамотно. Те структурные элементы, которые составляют учебные курсы, представлены разнообразными формами занятий: - лекция (в режиме реального времени), при этом лекция сопровождается видео и аудио фрагментами, включает тестовые задания ; - изучение ресурсов (Интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых), текстовые носители оформляются иллюстрациями, зачастую с видео, с аудио, с включением анимации; - самостоятельная работа по теме, которая носит поисковый, исследовательский, творческий и другой характер; - конференция в чате, конференция в форуме; - коллективная проектная работа; - индивидуальная проектная работа; - тренировочные упражнения; - тренинг с использованием специальных обучающих систем; - контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); - консультация.

При выполнении заданий контролирующего характера, когда у ребенка возникают трудности, он всегда может вернуться к лекции или воспользоваться ресурсным материалом. Ресурсный материал излагается доступно, красочно, и зачастую носит практический, прикладной характер, что способствует развитию интереса к предмету. Демонстрационный эксперимент носит характер как обучающий, так и поисково-исследовательский. При работе с обучающимися, используя и варьируя разными элементами курса, создаю уроки самых разных типов - в зависимости от возраста детей, от степени их активности, интереса к предмету (химии как таковой), самостоятельности, от специфики их заинтересованности к познанию, индивидуальных потребностей каждого ребенка. Поскольку предлагаемые учащемуся учебные материалы имеются в цифровом (электронном) виде, то не возникает и проблемы, как учащимся с разным уровнем подготовки и способностей пользоваться одним курсом, одним учебником. Для каждого подбираю материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, и стараюсь корректировать его объем и трудность в соответствии с результатами учащегося. Учебная деятельность каждого ребенка оценивается на уроке, специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки - работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Все отметки по курсу хранятся в сводной электронной ведомости. Получаю удовлетворение от работы, если я вижу, что мои дистанционные занятия нравятся обучающимся, на уроках они активны, на связь выходят с удовольствием. И все это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни, найти свое место. Исходя из своего, пока небольшого, опыта работать дистанционно, можно сделать несколько выводов: дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Преимущества дистанционного обучения для детей - инвалидов очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения.

Литература

1. Е. М. Мастюкова, А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. Владос 2004, с. 18-19

2. tulaschool.ru/teachers/57/1223/

3. tigweb.org/youthmedia/panorama/article.html?start=6534&ContentID=6766

© 2010-2022