Урок, Однородные члены предложения 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соколова Светлана Михайловна


учитель начальных классов

МБОУ СОШ №31

Г.Нижнего -Новгорода

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: «Однородные члены предложения».

Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения;

формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов)

Технология деятельностного подхода:

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Постановка проблемы.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Деятельностный подход в изучении нового материала в ходе исследования. Все учащиеся включены в учебное исследование, они формулируют цель своей деятельности и план действий, на каждом этапе урока видят результат своего труда, что влияет на формирование положительного отношения к учебному предмету и стимулирует учащихся на дальнейшую учебную деятельность. Учащимся самостоятельно необходимо найти решение на созданную проблемную ситуацию. Работа в группах и в парах способствует выполнению заданий учащимся разного уровня способностей.

На уроке используются следующие методы:

  1. наглядные - наблюдение за построением предложений, использованием союзов; иллюстративный материал;

  2. словесные - объяснение и выводы учащихся

  3. практические - работа с карточками, учебником

  4. проектная деятельность - продолжение исследования значения союзов.

Оборудование урока: презентация, таблицы проектно-исследовательской работы «Союзы», «Схемы», учебники, фломастеры, листы бумаги.

Успешность и результативность в достижении учащимися целей данного урока оценивается учителем по следующим критериям:

умение учащихся соотносить и понимать, что они знали в начале урока и какие знания приобрели на уроке;

увлеченность учащихся в получении новых знаний;

активность детей на уроке;

самооценка учащихся на этапе рефлексии.

Ход урока.


  1. Организационный момент. Готовность к уроку. Мотивирование учащихся к учебной деятельности


Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас - Русский язык у нас сейчас. С добрым утром! Начат день. Первым делом- гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать! (СЛАЙД № 1)

  1. Проверка домашнего задания.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
петрушку и свёклу.
Ох! ..

(СЛАЙД № 2,3)

- Какие словарные слова встретились вам в этом стихотворении?

- Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.

- Какими членами предложения являются однородные члены? (Дополнениями и сказуемыми)

3. Чистописание (СЛАЙД № 4)

Кк Кр Км

Нн Ни Нв

Нижегородский Кремль

На главном площади нашего города мы можем увидеть историческое сооружение, возведенноё в 1221 году. Это…. (СЛАЙД № 5)

4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На доске открываются записанные слова. (СЛАЙД № 6)

Л . тература, Нижегородский Кремль, гр. вюра, воспеть, ж. вопись.

-Вставьте пропущенные орфограммы. Составьте предложение.

(Дети предлагают варианты предложений.)

(На экране появляется образец предложения без расстановки запятых и союза.) (СЛАЙД № 7)

Учитель.

- Проверьте запись предложенного вами предложения.

Учащиеся.

- В предложении не хватает знаков препинания - запятых, так как есть однородные члены предложения.

Учащиеся исправляют запись предложения и проверяют . (СЛАЙД № 8)

Учитель.

- Давайте вспомним, что нам уже известно про однородные члены? (СЛАЙД № 9)

- Являются ли данные однородные члены предложения главными членами предложения?

Учащиеся.

- Нет, они являются второстепенными. (Объясняют)

Учитель. - Запишите предложение.

Дети записывают предложение.

5.Постановка темы и целей урока

- Поставьте цель работы на этот урок.(СЛАЙД №10)

(Дети предлагают свои варианты)

- Сегодня на уроке мы продолжим распознавать однородные члены в предложениях и познакомимся еще с одним интересным союзом.

Но прежде в предложении встретилось слово «гравюра».

- А что такое «гравюра»?

«Гравюра» - от французского «gravure» - это печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок. (СЛАЙД № 11)

- Какой союз можно поставить при записи предложения? (И)

- Какие союзы еще вы знаете? (Дети называют известные союзы)

Постановка проблемы.

- Попробуйте выполнить замену союзов.

И

а но

Урок, Однородные члены предложения 2 класс

Получилось? Как вы думаете, почему?

- Назовите значение союза - и.

- Назовите значение союзов - а, но.

Вывешивается таблица «Союзы»

Союзы

Соединяют

противопоставляют

И

А


Но

- Только ли между главными членами предложения их можно ставить?

Построение проекта выхода из затруднения.

Откройте учебники на стр. 25 и проверьте свои выводы.

Как ставятся запятые при однородных членах предложения?

- Расскажите по схемам. (СЛАЙД № 12)

Урок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 класс, , и

Урок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 класс, и , и , а (но)

6. Физминутка. (СЛАЙД № 13)

- Прочитайте. Выполните действия.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками,

Дружно топаем ногами,

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

- Продолжим разговор об однородных членах предложения и союзах между ними. Какие же значения союзов вы знаете, и какие союзы их выполняют?

- Соединяет союз И; противопоставляют союзы А, НО.

7. Работа по новой теме

Постановка проблемы.

Самостоятельная работа учащихся по группам (4 варианта предложений)

- Я раздаю вам слова, составьте из них предложения, определите значение союза. (СЛАЙД № 14)

1 группа составляет предложение из слов: поет, да, орешки, песенки, белка, все, грызет.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

2 группа: льют, монетку, да, в ход, из скорлупок, по свету, пускают.

Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету…

3группа: ярко, да, солнце, светит, греет, не, в феврале.

В феврале яркое солнце светит, да не греет.

4 группа: деревья, медленно, на севере, крепкими, вырастут, растут, да.

На севере деревья растут медленно, да вырастают крепкими.

- Какой союз вам встретился?

- Союз ДА.

- В каком значении он употреблен.

Каждая группа называет свой вариант ответа, не зная предложений других групп. Возникает ситуация противоречий в ответе.

Проект выхода из затруднения

- Давайте разберемся, кто же прав? (СЛАЙД №14)

- Какое предложение записала 1 группа.

Предложение появляется на экране.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

- В каком значении использован союз? Можно ли его заменить на другой союз? На какой?

- Запись в таблицу на доске. ( Начало исследовательской работы на предыдущем уроке)

союзы

Соединяют

Противопоставляют

И

А


НО

ДА

ДА

- Какое предложение записала 2 группа.

Предложение появляется на экране.

Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету…

- В каком значении использован союз? Можно ли его заменить на другой союз? На какой?

-Ответы совпадают, может быть, ошиблись остальные? Проверим.

- Какое предложение записала 3 группа.

Предложение появляется на экране.

В феврале яркое солнце светит, да не греет.

- Можно ли здесь вставить союз И? А какой правильнее поставить?

- Союз а или но.

- Какое же значение здесь у союза ДА?

- Сразу посмотрим еще на одно предложение 4 группы.

На севере деревья растут медленно, да вырастают крепкими.

- Сделайте вывод самостоятельно.

Реализация построенного проекта.

- Союз ДА может соединять или противопоставлять. Это зависит от смысла предложения. (СЛАЙД № 16)

- В 3 и 4 предложениях необходимо поставить запятые.

- Где же должен быть записан в таблице этот союз?

- Как будет выглядеть схемы с этим союзом. (СЛАЙД № 17)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся берут листы бумаги на столе и в парах составляют схемы.

Урок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 классУрок, Однородные члены предложения 2 класс

да(и) , да (но)

Показывают фронтально учителю.

Посмотрите на таблицу и сделайте выводы: когда ставятся в предложении запятые. Включение в систему знаний и повторение.

8. Закрепления изученного материала.

Вывод по изученной теме:

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, на один и тот же вопрос отвечают, одно и то же слово поясняют. (СЛАЙД № 18)

- Где же ставить запятые?

Вот вам правила простые.

- Коль союзы повторяем, иль союзов вовсе нет,

То поставьте запятые! - Это правильный совет.

На экране появляется стихотворение о союзах. (СЛАЙД № 19)

Союзы - а, но, да

В тексте сыщешь без труда,

Можешь ставить запятую

Перед ними ты всегда.

Но, дружок, не торопись:

В значенье "да" ты убедись!

Рефлексия учебной деятельности на уроке

На экране открывается новое предложение. Задание - ловушка. (СЛАЙД № 20)

Запишите предложение с однородными членами предложения.

Учащиеся. Здесь нет однородных членов предложения. Слова не отвечают на один вопрос и не относятся к одному слову.

Пили чай с булками и с удовольствием.

Как правильно записать предложение.

С удовольствием пили чай с булками. (СЛАЙД № 21)

9. Домашнее задание.

Упражнение № 52 с. 29.

В нём необходимо заменить союз «да» в предложениях, не меняя их смысла

10. Итог урока

Учитель:

В завершении урока, мне хотелось бы предложить вам заполнить небольшую анкетку по итогам нашего сегодняшнего урока


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

8


© 2010-2022