- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок, Однородные члены предложения 2 класс
Урок, Однородные члены предложения 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова С.М. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Соколова Светлана Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №31
Г.Нижнего -Новгорода
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Однородные члены предложения».
Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения;
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов)
Технология деятельностного подхода:
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Постановка проблемы.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Деятельностный подход в изучении нового материала в ходе исследования. Все учащиеся включены в учебное исследование, они формулируют цель своей деятельности и план действий, на каждом этапе урока видят результат своего труда, что влияет на формирование положительного отношения к учебному предмету и стимулирует учащихся на дальнейшую учебную деятельность. Учащимся самостоятельно необходимо найти решение на созданную проблемную ситуацию. Работа в группах и в парах способствует выполнению заданий учащимся разного уровня способностей.
На уроке используются следующие методы:
-
наглядные - наблюдение за построением предложений, использованием союзов; иллюстративный материал;
-
словесные - объяснение и выводы учащихся
-
практические - работа с карточками, учебником
-
проектная деятельность - продолжение исследования значения союзов.
Оборудование урока: презентация, таблицы проектно-исследовательской работы «Союзы», «Схемы», учебники, фломастеры, листы бумаги.
Успешность и результативность в достижении учащимися целей данного урока оценивается учителем по следующим критериям:
умение учащихся соотносить и понимать, что они знали в начале урока и какие знания приобрели на уроке;
увлеченность учащихся в получении новых знаний;
активность детей на уроке;
самооценка учащихся на этапе рефлексии.
Ход урока.
-
Организационный момент. Готовность к уроку. Мотивирование учащихся к учебной деятельности
Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас - Русский язык у нас сейчас. С добрым утром! Начат день. Первым делом- гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать! (СЛАЙД № 1)
-
Проверка домашнего задания.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
петрушку и свёклу.
Ох! ..
(СЛАЙД № 2,3)
- Какие словарные слова встретились вам в этом стихотворении?
- Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.
- Какими членами предложения являются однородные члены? (Дополнениями и сказуемыми)
3. Чистописание (СЛАЙД № 4)
Кк Кр Км
Нн Ни Нв
Нижегородский Кремль
На главном площади нашего города мы можем увидеть историческое сооружение, возведенноё в 1221 году. Это…. (СЛАЙД № 5)
4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
На доске открываются записанные слова. (СЛАЙД № 6)
Л . тература, Нижегородский Кремль, гр. вюра, воспеть, ж. вопись.
-Вставьте пропущенные орфограммы. Составьте предложение.
(Дети предлагают варианты предложений.)
(На экране появляется образец предложения без расстановки запятых и союза.) (СЛАЙД № 7)
Учитель.
- Проверьте запись предложенного вами предложения.
Учащиеся.
- В предложении не хватает знаков препинания - запятых, так как есть однородные члены предложения.
Учащиеся исправляют запись предложения и проверяют . (СЛАЙД № 8)
Учитель.
- Давайте вспомним, что нам уже известно про однородные члены? (СЛАЙД № 9)
- Являются ли данные однородные члены предложения главными членами предложения?
Учащиеся.
- Нет, они являются второстепенными. (Объясняют)
Учитель. - Запишите предложение.
Дети записывают предложение.
5.Постановка темы и целей урока
- Поставьте цель работы на этот урок.(СЛАЙД №10)
(Дети предлагают свои варианты)
- Сегодня на уроке мы продолжим распознавать однородные члены в предложениях и познакомимся еще с одним интересным союзом.
Но прежде в предложении встретилось слово «гравюра».
- А что такое «гравюра»?
«Гравюра» - от французского «gravure» - это печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок. (СЛАЙД № 11)
- Какой союз можно поставить при записи предложения? (И)
- Какие союзы еще вы знаете? (Дети называют известные союзы)
Постановка проблемы.
- Попробуйте выполнить замену союзов.
И
а но
Получилось? Как вы думаете, почему?
- Назовите значение союза - и.
- Назовите значение союзов - а, но.
Вывешивается таблица «Союзы»
Союзы
Соединяют
противопоставляют
И
А
Но
- Только ли между главными членами предложения их можно ставить?
Построение проекта выхода из затруднения.
Откройте учебники на стр. 25 и проверьте свои выводы.
Как ставятся запятые при однородных членах предложения?
- Расскажите по схемам. (СЛАЙД № 12)
, , и
, и , и , а (но)
6. Физминутка. (СЛАЙД № 13)
- Прочитайте. Выполните действия.
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками,
Дружно топаем ногами,
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.
- Продолжим разговор об однородных членах предложения и союзах между ними. Какие же значения союзов вы знаете, и какие союзы их выполняют?
- Соединяет союз И; противопоставляют союзы А, НО.
7. Работа по новой теме
Постановка проблемы.
Самостоятельная работа учащихся по группам (4 варианта предложений)
- Я раздаю вам слова, составьте из них предложения, определите значение союза. (СЛАЙД № 14)
1 группа составляет предложение из слов: поет, да, орешки, песенки, белка, все, грызет.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…
2 группа: льют, монетку, да, в ход, из скорлупок, по свету, пускают.
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету…
3группа: ярко, да, солнце, светит, греет, не, в феврале.
В феврале яркое солнце светит, да не греет.
4 группа: деревья, медленно, на севере, крепкими, вырастут, растут, да.
На севере деревья растут медленно, да вырастают крепкими.
- Какой союз вам встретился?
- Союз ДА.
- В каком значении он употреблен.
Каждая группа называет свой вариант ответа, не зная предложений других групп. Возникает ситуация противоречий в ответе.
Проект выхода из затруднения
- Давайте разберемся, кто же прав? (СЛАЙД №14)
- Какое предложение записала 1 группа.
Предложение появляется на экране.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…
- В каком значении использован союз? Можно ли его заменить на другой союз? На какой?
- Запись в таблицу на доске. ( Начало исследовательской работы на предыдущем уроке)
-
союзы
Соединяют
Противопоставляют
И
А
НО
ДА
ДА
- Какое предложение записала 2 группа.
Предложение появляется на экране.
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету…
- В каком значении использован союз? Можно ли его заменить на другой союз? На какой?
-Ответы совпадают, может быть, ошиблись остальные? Проверим.
- Какое предложение записала 3 группа.
Предложение появляется на экране.
В феврале яркое солнце светит, да не греет.
- Можно ли здесь вставить союз И? А какой правильнее поставить?
- Союз а или но.
- Какое же значение здесь у союза ДА?
- Сразу посмотрим еще на одно предложение 4 группы.
На севере деревья растут медленно, да вырастают крепкими.
- Сделайте вывод самостоятельно.
Реализация построенного проекта.
- Союз ДА может соединять или противопоставлять. Это зависит от смысла предложения. (СЛАЙД № 16)
- В 3 и 4 предложениях необходимо поставить запятые.
- Где же должен быть записан в таблице этот союз?
- Как будет выглядеть схемы с этим союзом. (СЛАЙД № 17)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учащиеся берут листы бумаги на столе и в парах составляют схемы.
да(и) , да (но)
Показывают фронтально учителю.
Посмотрите на таблицу и сделайте выводы: когда ставятся в предложении запятые. Включение в систему знаний и повторение.
8. Закрепления изученного материала.
Вывод по изученной теме:
Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, на один и тот же вопрос отвечают, одно и то же слово поясняют. (СЛАЙД № 18)
- Где же ставить запятые?
Вот вам правила простые.
- Коль союзы повторяем, иль союзов вовсе нет,
То поставьте запятые! - Это правильный совет.
На экране появляется стихотворение о союзах. (СЛАЙД № 19)
Союзы - а, но, да
В тексте сыщешь без труда,
Можешь ставить запятую
Перед ними ты всегда.
Но, дружок, не торопись:
В значенье "да" ты убедись!
Рефлексия учебной деятельности на уроке
На экране открывается новое предложение. Задание - ловушка. (СЛАЙД № 20)
Запишите предложение с однородными членами предложения.
Учащиеся. Здесь нет однородных членов предложения. Слова не отвечают на один вопрос и не относятся к одному слову.
Пили чай с булками и с удовольствием.
Как правильно записать предложение.
С удовольствием пили чай с булками. (СЛАЙД № 21)
9. Домашнее задание.
Упражнение № 52 с. 29.
В нём необходимо заменить союз «да» в предложениях, не меняя их смысла
10. Итог урока
Учитель:
В завершении урока, мне хотелось бы предложить вам заполнить небольшую анкетку по итогам нашего сегодняшнего урока
-
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажетсяактивно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
8