Рабочая программа по Культуре добрососедства

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Программа адресована обучающимся 1 класса, для ГБОУ РК «Евпаторийская санаторная школа-интернат» Объем программы-33 часа Программа разработана в соответствии с : -Требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года); -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10; -Письмом МОНМ РК от 19.05.2014г. №01-14/68 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014/2015 учебный год (приложения №1 - начальное общее образование, №4 - основное общее образование, №18 - непрофильное обучение)» -Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями). -Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования» - Программы интегрированного курса «Культура Добрососедства для учебных заведений Автономной Республики Крым/ Под редакцией М.А. Араждиони.- Симферополь :Антиква, 2007. Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает: -воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны; -формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу; -формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы; -приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе. Учебный курс «Культура добрососедства» - интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении. Цель изучения курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал. Задачи курса: - формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриотизма; -повышение социальной компетентности и ответственности за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности; -формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с принципами «культуры мира»; -развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции; -привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края; -приобщение обучающихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры; На изучение культуры добрососедства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс 1-4 классов рассчитан на 135 часов. Курс 1 класса рассчитан на 33 ч (1 час в неделю, 33 учебные недели). Программа предусматривает проведение как традиционных уроков, так и уроков в нетрадиционной форме (путешествие, проект, игра, экскурсии) и т.п.. Основными видами деятельности являются: игровая, тренинги, интерактивные игры, проблемно-исследовательская. С целью формирования толерантности в условиях поликультурного общества в 1-4 классах вводится курс «Культура добрососедства» за счет часов внеурочной деятельности.

Общая характеристика предмета Рабочая программа разработана на основе Программы интегрированного курса «Культура Добрососедства» для учебных заведений Автономной Республики Крым/ Под редакцией М.А. Араждиони,- Симферополь: Антиква, 2007. -212+144 с. - рус. Курс имеет ряд принципиальных отличий от школьных учебных предметов, среди которых:

  • включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
  • переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
  • преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
Большое место в курсе «Культура добрососедства» занимает раздел «Конфликтология». Детям предлагается познакомиться с тем, что такое конфликт, как научиться распознавать конфликтную ситуацию и правильно вести себя в ней, научиться предупреждать развитие конфликта, договариваться друг с другом и помогать сверстникам проводить переговоры («медиация ровесников»). Особое значение уделяется тренингам, направленным на формирование навыка объективного отношения к себе и другим, положительной эмоционально-мотивационной установки по отношению к себе и окружающим, на конструктивное взаимодействие и сплочение группы, а также на формирование умений и навыков, содействующих осознанному выбору толерантных вариантов поведения детей относительно культурного, религиозного и этнического разнообразия группы. Также уделяется внимание и правовому воспитанию. Учебный курс «Культура добрососедства» является интегрированным: он систематизирует знания учащихся, уже полученные в ходе изучения ряда учебных предметов и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми учащиеся должны в ходе изучения курса. Особенностями данного курса являются: -его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса; -особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина; -адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму; -рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов; -изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму; -привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса; -приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»: -единство изучения России и Крыма как субъекта России; -приоритетность воспитательных задач; -единство урочной, внеурочной и внеклассной работы; -опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье; -максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы; -использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»; -использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.

Ценностные ориентиры курса Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Направление внеурочной деятельности: духовно - нравственное.


Планируемые результаты Личностные результаты: -воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни; -противодействие ксенофобии и росту конфликтного потенциала в полиэтническом крымском сообществе; -знакомство с общим и особенным на примере нескольких культур, делая акцент на том, что объединяет людей, а также на том, что объективно существующие различия - это то, чем люди интересны друг другу, причем эти различия, «непохожесть» - не основания для обособления или ссоры; -развитие устойчивого интереса к истории, жизни, проблемам Крыма и крымчан, страны в целом, формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению жизни в родном краю; -формирование установки: выбрать жизненный путь, найти свою нишу для применения сил и талантов на своей родине; -умение использовать предметный материал из разных областей в интегрированном виде. --объединение в единую систему знания по истории, географии, биологии, технологиям, психологии, филологии, аксиологии, конфликтологии и народному творчеству; -формирование таких навыков, как коммуникативный и исследовательский, а также навыка выбора - видов деятельности, формы участия в общем деле, осознанных действий в той или иной ситуации; -осознание сложных систем взаимодействия природных и исторических факторов, человеческих интересов и потребностей; -формирование установки к осмысленному чтению (отсюда и рост скорости чтения как показателя основного общеучебного навыка) и письму, а также ускоренное формирование навыков устной речи и даже элементов ораторского мастерства. Родители и сами рядом с детьми готовы учиться, вдумываться, выбирать. Метапредметные результаты: Коммуникативные: обращаться за помощью; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные роли во взаимодействии. Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении практических задач; адекватно воспринимать предложения учителя, товарища, родителя и других людей по исправлению ошибок; устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели; осуществлять контроль по результату и способу действия. Познавательные: -узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствии с содержанием темы (раздела); -использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение доступных способов изучения природы и истории Крыма (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Предметные результаты -формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий в России; -обучение «культуре мира», этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса; -приобретение учащимися и студентами основ знаний по краеведению, источниковедению и историографии этнической истории региона; -изучение этноконфессиональных особенностей, быта и традиций народов региона, в частности, материальной культуры (интерьера, костюма, кухни, ремесла и др.), семейных и религиозных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства и т. д.; -знакомство с историей языков народов Крыма, фольклорной традицией, «словарным минимумом» для дружеского общения; -привлечение учащихся к освоению национальных ремесел, совместному творчеству; -приобщение учащихся и студентов к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся должны знать:

  • названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
  • как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
  • 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
  • 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
  • 5-6 названий национальных блюд;
  • несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
  • «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;

должны иметь представление:
  • об экологии, о роли природы в жизни человека;
  • об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
  • о ремеслах, мастерах Крыма;
  • о национальной одежде и кухне народов Крыма;
  • о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
  • о семейных святынях;
  • о ценностях, которые объединяют все народы;

должны уметь:
  • рассказать, как готовится его любимое блюдо;
  • одеть куклу в элементы национального костюма;
  • вести диалог с товарищами;
  • сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
  • с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
  • использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
«Географическая среда»

Место предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 академическому часу - 35-40 мин (33-34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом. Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 33-34 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.



Содержание учебного курса Курс «Культура Добрососедства. Начальная школа» состоит из 4-х взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-4 классов каждая из которых имеет своё название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе: 1 класс: «Я, моя семья и мои соседи» 2 класс: «Город, где мы живем» 3 класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе» 4 класс: «Гордимся Крымом» Программа для каждого класса создавалась с учётом обязательных тематических линий, которые условно названы так: «Географическая среда», «История», «Традиционная и современная культура», «Язык соседа», «Аксиология», «Конфликтология», «ПИР» (поисково-исследовательская работа). В свою очередь каждая из них имеет свои подразделы. Количество часов варьируется в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и ведущей идеи содержательной части конкретной программы курса. Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы. Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями - носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом. При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны - раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой - показывается общность этих культур.Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни. Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации. В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим - мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность - помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие - это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья. В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения. Программа курса является цикличной.


«Я, моя семья и мои соседи» 1 класс

Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Учимся жить в добром соседстве.Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» и программе «Я, моя семья и мои соседи». Раздел «Географическая среда» (5 часов) Крым на карте России. Представление о Крыме как полуострове. Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары). Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой. Раздел «История» (5 часов) Названия вокруг нас. Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названиях улиц, площадей Кто такие крымчане. Мои соседи. Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство.

Раздел «Традиционная и современная культура» (6 часов) Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа. Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства. Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо. Праздники семьи (рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.). Представление о многообразии религий на примере праздников. Многообразие культур и религий народов, населяющих Крым. Раздел «Язык соседа» (6 часов) Родной язык, государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа». Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги. Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. Произведения национальных литератур о семье и соседях. Раздел «Аксиология» (4 часа) Отношение к родителям и старикам. Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни. Придумаем и проведем праздник нашего класса. Раздел «Конфликтология» (6 часов) Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. Игры, направленные на знакомство и взаимодействие.


п/п

Тема

Количество часов 1 Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 1

Географическая среда (5 часов) 2-3 Крым на карте России. 2 4 «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары) 1 5 Что такое экология. 1 6 Почему надо беречь природу. 1

История (5 часов) 7 Названия вокруг нас. 1 8-9 Мое родословное древо. 2 10-11 Кто такие «крымчане». Мои соседи. 2

Традиционная и современная культура (6 часов) 12 Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. 1 13-14 Ремесла Крыма. 2 15 Разнообразие блюд крымской кухни. 1 16 Праздники нашей семьи. 1 17 Представление о многообразии религий на примере праздников. 1

Язык соседа (6 часов) 18 Родной язык, государственный язык. 1 19 Учимся общаться на разных языках. 1 20-21 Календарный фольклор людей. 2 22-23 Произведения национальных литератур о семье и соседях 2

Аксиология (4 часа) 24 Отношение к родителям и старикам 1 25 Ценности моей семьи. 1 26-27 Придумаем и проведем праздник нашего класса
2

Конфликтология (6 часов) 28-29 Учимся знакомится. 2 30-31 У нас конфликт. 2 32-33 Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. 2


Тематический план

Наименование разделов

Учебные часы 1 Вводный урок

1 час 2 Географическая среда

6 часов 3 История

5 часов 4 Традиционная и современная культура

12 часов 5 Язык соседа

4 часа 6 Аксиология

3 часа 7 Конфликтология

3 часа
Итого

34 часа


Календарно - тематическое планирование 1 класс

«Я, моя семья и мои соседи»


Тема занятия

Содержание занятия

Требования к уровню подготовки

Дата

план

факт 1 Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи»



2-3 Учимся знакомится и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и другими людьми. Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами



4 Родной язык, государственный язык. Языки наших соседей. Родные языки наших соседей, «язык соседа» Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей.



5 Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.



6-7 Крым на карте России. Представление о Крыме как полуострове. Находить на карте России Крымский полуостров

8 Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары) Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт

9 Названия вокруг нас. История названия моего города, улицы. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей. Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села)



10 Мое родословное древо. История наших имен и фамилий. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. Иметь представление об истории своего рода.



11 Отношение к родителям и старикам Отношение к родителям и старикам. Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам



12 Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. Иметь представление об истории своего рода.


13-14 Кто такие «крымчане». Мои соседи. Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство. Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство»


15-16
У нас конфликт. Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности . Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение



17-18 Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. Игры, направленные на знакомство и взаимодействие Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть


19 Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека



20 Почему надо беречь природу. Помощь животным и птицам зимой. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным



21 Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм



22 Представление о многообразии религий на примере праздников. Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым. Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым



23-24 Календарный фольклор людей. Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений



25 Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо



26-27 Ремесла Крыма и различные виды декоративно-прикладного искусства . Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму



28-29 Произведения национальных литератур о семье и соседях. Произведения национальных литератур о семье и соседях Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях



30 Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни. Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни



31 Праздники нашей семьи. Рождение ребенка, имя наречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др. Знать и уметь назвать 2-3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников



32-33 Придумаем и проведем праздник нашего класса Праздники нашего класса. Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы



Оценивание учебных достижений учащихся по культуре добрососедства - безотметочн

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебная и методическая литература 1. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам :/ авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2010. 2. Альбов С. В. Минеральные источники. - Симферополь: Крым, 1966 3. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. - Симферополь: Крым, 1966. 4. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. - Харьков: Каравелла, 1999. 5. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по культуре мира: Спецкурс. - Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. - 106 с. 6. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984. - 112с. 7. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. - Симферополь, 1995. 8. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. - 286 с. 9. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. - Симферополь - 1969. 10. Заика В. Е. Чёрное море. - Симферополь: Таврия, 1976. 11. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1991. 12. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. - Симферополь: Таврия, 1964. 13. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. - К.: Урожай, 1979. 14. Мухоморина Л.Г. Играем вместе. - Симферополь «Антиква», 2009 - 252 с. 15. Рабочая программа разработана на основе «Программы интегрированного курса «Культура Добрососедства для учебных заведений Автономной Республики Крым/ Под редакцией М.А. Араждиони.- Симферополь: Антиква, 2007. -212+144 с. - рус., укр. 16. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. - Севастополь, 1997. - 44 с. 17. Познаем мир вместе. Методические рекомендации по реализации региональной программы по межкультурному образованию детей «Крымский веночек»/сборник. - К.: ПП «Золотые ворота», 2010. - 288с. 18. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [ др.] и; под Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. 19 Тарасенко Д. Евпатория. Путеводитель для школьников. - Симферополь «Бизнес-Информ», 2006. - 256 с., илл. 20 Тарасенко Д. Евпатория - 2500. - Симферополь - Евпатория «Мир Информации», 2003 - 320 с, илл. 21. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. - Симферополь: Крымучпедгиз, 1995. 22. Щербак А. И. Всё о Крыме. - Харьков: Каравелла, 1998. 23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011
Учебно-практическое оборудование
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем. 2. Ящики для хранения таблиц. 3. Ученические двухместные столы с комплектом стульев. 4. Стол учительский

Дидактические материалы 1.Физическая карта России 2.Физическая карта Крыма 3.Портреты поэтов и писателей Крыма (набор)
Технические средства обучения 1.Ноутбук 2.Принтер струйный 3.Телевизор 4.Магнитофон 5.ДВД
Экранно-звуковые пособия
1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. - М.: 1С Мультимедиа, 2010. электрон, опт. диск (СБ-КОМ). 2. Познавательная коллекция; Энциклопедия:- М.: 1С Мультимедиа, 2010. - І электрон, опт. диск (СЕ)-КбМ). Печатные пособия
1. Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства: учебный альбом из 12 листов. - М.: Спектр, 2007. 2. Достопримечательности Крыма : учебный альбом из 16 листов. - М.: Спектр, 2007. 3. Коротеева, Е. И. Эндемики Крыма : учеб.-нагляд. пособие для учащихся 1-4 классов нач. шк. / Е. И. Коротеева. - М. ' Просвещение, 2009.








© 2010-2022