Конспект урока окружающего мира на тему Путешествуем с археологами (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал разработала

Виноградова Оксана Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Кугесьский лицей»

Чебоксарского района

Предмет: Окружающий мир

Тема: Путешествуем с археологами

4 класс, УМК «Перспектива» Тип урока: открытие новых знаний, урок - путешествие Цель: сформировать представление об археологии как науке Планируемые результаты: Предметные: умение находить место изучаемых событий на «ленте времени»; делать краткие записи по теме урока (оформлять «бортовой журнал»); оценивать свою работу и работу товарищей. Метапредметные:

  • Познавательные:
  • поиск необходимой информации;
  • изучение материала и получение нового знания;
  • выполнение логических действий (выделение признаков, построение причинно-следственных связей, подведение под понятие, систематизация, обобщение);
  • Регулятивные:
  • анализ условий заданий, подлежащих решению;
  • организация собственной деятельности (определение целей, подбор средств, форм и методов выполнения деятельности, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, рефлексия).
  • Коммуникативные:
  • выражение собственного мнения и позиции;
  • умение приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • овладение монологической и диалогической формой речи;
Личностные:
  • развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способу решения задач;
  • адекватная самооценка

Ход урока


I. Организационный момент. Актуализация знаний. - Какой урок сейчас у нас с вами? Что вы делаете на уроках окружающего мира? (изучаем новую тему, читаем, рассуждаем, открываем новые знания и т.д.) - А о чём вы говорили на последних уроках? (Об истории) - А откуда вы получаете информацию? Узнаете новое? Подумайте! (Читая книги. Путешествуя в прошлое на машине времени. Посещая музеи, выставки. Из рассказов родных и близких.) - Возьмите на столах бортовой журнал. Давайте узнаем, знаете ли вы основные понятия? Даю вам три минуты, запишите ответы на тестовые вопросы. Кто готов поднимает руку. Итак, вспоминаем то, что знаем. Тестирование.

Вопрос:

Ответ:

Промежуток времени в сто лет

Век

Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом

История

Счет лет в России ведется от даты рождения …

Иисуса Христа

«Отец» истории, древнегреческий путешественник

Геродот

Монах Киево - Печорского монастыря, составивший «Повесть временных лет»

Нестор
- Проверяем в паре. Обменяйтесь бортовыми журналами в паре. Давайте проверим, что у вас получилось. Кто готов озвучить свои ответы. Проверяем. - Если всё верно, ставим улыбающийся смайлик, если 1-2 ошибки- смайлик с прямым ротиком, если 3 и более ошибок - грустный смайлик. - Поднимите руки, у кого нет ошибок. Молодцы! - Мы с вами начали заполнять реку времени. Путешествуя по этой реке времени, мы с вами можем узнать много интересного об истории. А вот кто нам поможет сегодня путешествовать по реке времени, вы узнаете чуть позже.

II. Определение темы урока. Самоопределение к деятельности.

Используется прием «Яркое пятно», отгадывание загадки, заполнение таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать». Формулировка учащимися темы, постановка цели урока.

- Существует игра, которая называется «Секретики». Кто знает, что это за игра? Вы когда-нибудь играли в «секретики»? Кто из вас делал секретики?

- Иногда секретик находят другие ребята. Оказывается, что и среди взрослых есть люди, которые всю жизнь ищут старинные секретики - клады.

-А как называются такие люди по профессии мы узнаем отгадав загадку- доскажи словечко?

Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов.

Чей этот меч, а чей этот клык?

Кто ответить сможет вмиг?

Ни биолог, ни зоолог,

А, конечно, … (АРХЕОЛОГ)

- Итак, о чём сегодня на уроке пойдет речь? С кем мы будем сегодня путешествовать? (Об археологах. Будем путешествовать с археологами).

Итак, тема «Путешествуем с археологами».

Запишите в бортовой журнал, что вы знаете об археологии (первый столбик)

(Заполнение таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать»)

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать

Тему урока мы определили, давайте мы решим что же мы должны узнать по теме? (наверно, что это за наука - археология) - А при помощи чего мы можем открыть новое знание?

Вы сказали в начале урока, что один из источников знаний - это наш учебник. Давайте узнаем, что рассказывает он нам по этой теме.

- А одна группа при помощи сети Интернет найдет информацию о том, что изучает археология и какие ещё науки помогают нам изучать историю и представят свой ответ в виде кластера. (Выполнение индивидуального проекта)

III. Работа по теме урока

Работа с текстом

- Читаем 1 и 2 абзацы.

- Что находят в земле при раскопках?

- Какое это наследие? (вещественное)

- Какие исторические вещественные источники находят археологи?

- В чём преимущество этих источников?

- Как дополняются добытые археологами сведения?

- В каком музее мы сейчас заочно побываем?

- Кто бывал в этом музее?

- Читаем 3 абзац

- Кто такие скифы? (Древнейший народ населявший Азию)

- Кто о них написал? (В словаре С.И. Ожегова: курган - древний могильный холм)

- Рассмотрите иллюстрации археологических находок на стр. 9.

- Сравните внешний облик скифов и современных людей.

- Что вы можете сказать о произведениях искусства скифов?

- Подумайте, о чём говорят фигурки оленей в музейной коллекции?

- Читаем последний абзац

- Где кочевали скифы? (По Великому степному коридору из Азии в Европу)

- В какое время? (С 7 по 3 век до н.э.)

Отметьте на реке времени этот период и можете записать в таблицу в столбик «Узнал», что вы узнали нового о скифах (Например скифы - древний народ, или кочевой народ).

Заслушивание проекта по индивидуальному заданию.

IV. Физминутка.

Мы идём, идём, идём.

В руки лопату мы возьмём.

Раз копнём, два копнём, три копнём.

В руки кисточку возьмём.

Раз махнём, два махнём, три махнём.

Что-нибудь да и найдём.

Дальше мы идём, идём

В руках лопату мы несём

Раз копнём, два копнём

В руки кисточку возьмём

Раз махнём, два махнём

Находку ценную найдём.

V. Получение новых знаний. Закрепление изученного. Синквейн.

- Ну что ж продолжим получать новые знания. Давайте прочитаем на стр.10 об одном из археологов

(Чтение информации об Окладникове Алексее Павловиче).

- А теперь я вас попрошу составить в группе синквейн об этом археологе.

Групповое составление синквейна. Проверка вариантов, предложенных командами.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, открыли ли вы сегодня для себя новое знание?

Что вы сегодня узнали на уроке? Какой вывод вы можете сделать по уроку?

А что ещё хотелось бы узнать по этой теме? Запишите в столбик таблицы «Хочу узнать».

- Например я бы хотела увидеть золото скифов в Эрмитаже. Или побывать на археологических раскопках и самой обнаружить что-то старинное.

- Ну что ж вот и подошёл наш урок к концу. Оцените свою работу на уроке.

Если вам было всё понятно и интересно на уроке. Вы легко справились с заданиями, закрасьте смайлик улыбающийся, если вы испытывали трудности - смайлик с прямым ротиком, ну а если вам было ничего непонятно и вам ещё надо поработать над этой темой - то грустный смайлик.

- Кто готов мне показать свою самооценку поднимите свои бортовые журналы.

Какой вывод мы можем сделать? (Перебирая старинные вещи мы узнаем много интересного и полезного. Надо бережно относиться к памятникам прошлого, потому что это наша память.)


© 2010-2022