Рабочая программа по внеурочной деядельности Занимательная математика

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательная математика»



Программа составлена на основе авторской:

Е. Э. Кочурова «Занимательная математика»



Структура документа
Рабочая программа включает: краткую пояснительную записку, содержащую статус документа, обоснование выбора данной авторской программы, общую характеристику курса , ценностные ориентиры содержания данного курса и его место в плане внеурочной деятельности «МОУ Гимназии № 7»;

  • основное содержание - содержится в опубликованной авторской программе;
  • планируемые результаты обучения - содержатся в опубликованной авторской программе;
  • учебно-методическое обеспечение,
  • календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности (УУД) по тематическим разделам .


Рабочая программа кружка полностью сохраняет содержание авторской программы, распределение количества часов по тематическим разделам. Реализация рабочей программы рассчитана на 1 год обучения.

































СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа «Занимательная математика» разработана:

  • в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • на основе авторской рабочей программы курса «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой, приведённой в соответствие с требованиями Федерального государственного стандарта общего начального образования и возможностями УМК «Начальная школа XXI века»; (Сборник программ внеурочной деятельности / под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2011)
  • в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Пояснительная записка

Обоснование выбора курса Изучение данного курса создает условия для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Общая характеристика кружка «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности .Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Цели кружка:

Ценностные ориентиры содержания кружка

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приёмов рассуждений; - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; -формирование пространственных представлений и пространственного воображения; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Место кружка в плане внеурочной деятельности МОУ «Гимназия № 7»

В плане внеурочной деятельности МОУ «Гимназия №7» в общеинтеллектуальном направлении на кружок «Занимательная математика» во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка. В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания , расширяющие математический кругозор и эрудицию учащихся, способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Этот курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует

  • умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);
  • аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувства справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Особенности содержания курса Объектом изучения факультатива являются математические величины: числа, геометрические фигуры. В основное содержание программы включены три раздела для каждого класса: "Геометрическая мозаика" ,"Числа. Арифметические действия","Мир занимательных задач". Основной акцент курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Сборник программ внеурочной деятельности / под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2011

Материально - техническое обеспечение

  • Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • Печатные пособия
  • Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия.
  • Магнитная доска
  • Интерактивная доска
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

Календарно-тематическое планирование

с характеристикой деятельности детей 2 класса.

Содержание

Характеристика деятельности детей

(УУД)

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Геометрическая мозаика(2ч) 1 «Удивительная снежинка» -ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; - осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.. Практическая и игровая деятельность: Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия». Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
1 01.09.-04.09.
2 Крестики-нолики. 1 07.09.-11.09.


Числа. Арифметические действия. Величины ( 2 ч.)


3 Математические игры
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; - включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Практическая и игровая деятельность: Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. 1 14.09.-18.09.
4 Прятки с фигурами 1 21.09.-25.09.


Мир занимательных задач ( 4 ч.)


5 Секреты задач. анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); - искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; -моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; - конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; -воспроизводить способ решения задачи; - анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; - оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; - конструировать несложные задачи. -анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; Практическая и игровая деятельность: Старинные задачи. Логические задачи. Нестандартные задачи. Конструирование из спичек(счетных палочек фигур).


1 28.09.-02.10.
6-7 «Спичечный» конструктор
1 05.10.-09.10. 12.10.-16.10.
8 Геометрический калейдоскоп.
1 19.10.-23.10.


Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч.)


9 Числовые головоломки. - применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Практическая и игровая деятельность: Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
1 26.11.-30.11.
10 «Шаг в будущее»
1 09.11.-13.11.


Геометрическая мозаика (4 ч.)
11 Геометрия вокруг нас
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); Практическая и игровая деятельность: Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность . Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

1 16.11.-20.11.
12 Путешествие точки. 1 23.11.-27.11.
13 «Шаг в будущее» 1 30.11.-04.12.
14 Тайны окружности . 1 07.12.-11.12.


Числа. Арифметические действия. Величины ( 5 ч.)
15 Математическое путешествие. - сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Практическая и игровая деятельность: Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),математические головоломки, занимательные задачи. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». Определение времени по часам с точностью до часа. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». 1 14.12.-18.12.
16-17 «Новогодний серпантин». 2 21.12-25.12 11.01-15.01
18 Математические игры. 1 18.01-22.01
19 «Часы нас будят по утрам…» 1 25.01-29.01


Геометрическая мозаика.


20 Геометрический калейдоскоп. -выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; -анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; - анализировать предложенные возможные варианты верного решения; -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; - осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Практическая и игровая деятельность: Задания на разрезание и составление фигур. 1 01.02-05.02

Мир занимательных задач (2 ч) 21 Головоломки Расшифровка закодированных слов. анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); - искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; -моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; - конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; -воспроизводить способ решения задачи; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; - оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; - конструировать несложные задачи. Практическая и игровая деятельность: Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. 1 08.02-12.02
22 Секреты задач . 1 15.02-19.02


Числа. Арифметические действия. Величины (7 ч.)


23 «Что скрывает сорока?» - сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; - применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Практическая и игровая деятельность: Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры математические головоломки, занимательные задачи. У каждого два кубика. Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 1 22.02-26.02
24 Интеллектуальная разминка.
1 29.02-04.03

25 Дважды два - четыре. Таблица умножения однозначных чисел. 1 07.03-11.03

26-27 Дважды два - четыре. Игры с кубиками на умножение.
1 14.03-18.0331.03-01.04
28 В царстве смекалки 1 04.04-08.04
29 Интеллектуальная разминка 1 11.04-15.04


Геометрическая мозаика.


30 Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат - составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; - анализировать предложенные возможные варианты верного решения; - осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: Практическая и игровая деятельность: Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. 1 18.04-22.04


Мир занимательных задач ( 4 ч.)


31 Мир занимательных задач анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); - искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; -моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; - конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; -воспроизводить способ решения задачи; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; - оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; - конструировать несложные задачи. Практическая и игровая деятельность: Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

1 25.04-29.04
32 Задачи, имеющие несколько решений. 1 02.05-06.05
33 Математические фокусы. Математическая эстафета
1 10.05.-13.05
34 Резерв. 2 16.05-20.05 23.05.-27.05.

Согласовано на заседании кафедры начальных классов протокол № 1 от « 26 » августа 2015 года Руководителькафедры ___________/И.В.Наливкина/
Согласовано Заместитель директора по УВР __________/ О.М.Пискурева /
«28» августа 2015 года


9



© 2010-2022