Статья на тему: Нравственное воспитание в системе школьного образования. Из опыта работы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мелешенко Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии имени академика

Н.Г. Басова при ВГУ

Нравственное воспитание

в системе школьного образования.

Из опыта работы.


«Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, нравственное поведение»1 Человек, существующий в социуме, не может не иметь нравственного воспитания, так что роль нравственного воспитания всегда была и будет очень важной. В условиях современной школы, после введения ФГОС, появилась прекрасная возможность заниматься этим во внеурочной деятельности учащихся. Каждый учитель может выбрать наиболее подходящий курс для своего класса. В моей деятельности это: «Праздники, традиции и ремесла народов России». Данный курс позволяет начинать работу с исторических примеров и традиций родной страны. А вот методы, на которых я хочу остановиться, можно использовать на любом курсе и в ходе обычной учебной деятельности. Методы нравственного воспитания - это те пути и способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование нравственных качеств личности. Эту работу я начинаю с тренинга, который провожу с родителями на одном из первых собраний. Он позволяет сформировать социальный заказ родителей в вопросе формирования нравственных норм поведения в социуме. Проводится эта работа следующим образом: перед родителями выставляются на демонстрационной доске карточки со словами: авторитет, благородство, верность, честность, воспитанность, дружба, ответственность, доброта, совесть, терпимость, трудолюбие, целеустремленность, гордость, воля, щедрость. Далее родителям предлагается, каждому индивидуально, расположить в порядке очередности, по степени важности эти понятия, которые и являются составляющими понятия «нравственность». Опираясь на полученные результаты, я получаю социальный заказ родителей на содержательную часть нравственного воспитания и предлагаю, объединив усилия, идти к поставленной цели, так как одному учителю это просто не под силу, без поддержки в семье мечтать об успехе не стоит. Но, с помощью, каких методов работы, учитель может осуществить социальный заказ родителей? Рассмотрим методы, используемые в работе с детьми. Педагогические исследования позволяют выделить две группы методов нравственного воспитания: 1) методы формирования общественного поведения и опыта общественных отношений; 2) методы формирования нравственного сознания.


К первой группе методов относятся:

  1. метод приучения к формам общественного поведения: предполагаемый способ реализации - составление правил поведения в школе без слова «нельзя» и отрицательной частицы «не» и их выполнение;
  2. метод организации общественно полезной деятельности: предполагаемый способ реализации - скользящий график распределения обязанностей, дежурство;
  3. метод использования творческой игры в организации опыта общественного поведения: предполагаемый способ реализации - уроки, внеклассные мероприятия, внеурочная деятельность;
  4. соревнование, как путь стимулирования.
Ко второй группе относятся:
  1. рассказы на этические темы: предполагаемый способ реализации - уроки, классные часы;
  2. этические лекции и беседы: предполагаемый способ реализации - родительские собрания, уроки, работа со школьным психологом;
  3. диспуты на этические темы: предполагаемый способ реализации - внеурочные мероприятия
  4. этические проекты: предполагаемый способ реализации - индивидуальные и групповые проекты;
  5. метод «взрыва».
Отдельно хотелось бы остановиться на методе «взрыва», так как применяется он редко, но применение этого метода лишает детей, не принимающих обычных воздействий, возможности реагировать на него в своей обычной манере: грубостью, ироническим скепсисом, ловкачеством. Ситуация требует от ребенка мгновенной реакции, немедленного отклика, поэтому он вынужден принять предложенную учителем позицию, как наиболее соответствующую создавшейся ситуации и в то же время неизмеримо более высокую по своей нравственной сущности. Этот метод идеально описывал и применял А. С. Макаренко. Он указывал, что метод «взрыва» целесообразен лишь при крайней степени конфликтности отношений с обществом. Это обстоятельство он считал главным основанием нужды, в таком подходе, он и удается только при этом основании. Тогда «взрыв» как особый метод предъявления требований доводит противоречия, переживаемые ребенком, до крайней остроты и с необходимостью приводит к уничтожению ложной позиции. Бывают случаи, когда ребенок субъективно и не замечает противоречивости своей позиции, не испытывает неудовлетворенности своим положением, хотя объективно оно и ложно. В таких случаях необходима предварительная работа, и лишь потом можно применить «взрыв». Направлять «взрыв» можно как на отдельного ученика, так и на группу учащихся, для ликвидации острых конфликтов, которые могут возникнуть в классе при формировании коллектива, становлении нравственных норм поведения в новой роли ученика. От успешной адаптации в новой роли зависит и успешность дальнейшего обучения. Внеурочная деятельность позволяет заниматься с детьми в этом направлении, учитывая их личную заинтересованность. Проекты нравственной направленности позволяют воздействовать как индивидуально на участников во время их изысканий, а также и на весь коллектив во время публичной защиты проекта. Темы проектов могут быть разнообразными. Например: «Что такое дружба?», «Можно ли измерить щедрость?», «Мамина доброта», «Всегда ли ты честен?», «Легко ли выполнять правила?», «Трудолюбие русского народа. Русские ремесла», «Древние славянские праздники и христианские праздники» и т.д. Формы защиты тоже самые разнообразные - это и выпуск книги, и оформление демонстрационного стенда, и постановка спектакля, и изготовление рисованного диафильма, изготовление макетов, сборников народных игр, ярмарок ремесленников и т.д. Таким образом, каждый педагог может проявить свое творческое «я» в решении вопроса нравственного воспитания школьников во внеурочной деятельности и выполнения социального заказа родителей.







Тезисы к выступлению на областном семинаре по патриотическому воспитанию. Учитель : Мелешенко Н.Ю.
Итак, вернемся к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ «ПAТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006-2010 ГОДЫ» Цель Программы - совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Задачи Программы - продолжить создание системы патриотического воспитания; продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан; повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения; проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Основные направления реализации Программы Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако, приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений). Какие же пути для решения, поставленных правительством задач, можно найти в начальной школе, ведь материал должен быть доступен и увлекателен, а результат видим, так как возрастные особенности младших школьников требуют мотивированности любой деятельности, работая со своими детьми, в этом направлении мы пришли к выводу , что начинать надо с самых азов, как воспитать чувство патриотизма без любви к малой Родине. Можно предложить детям коллективную исследовательскую работу, в ходе которой они узнают о том дне , когда они родились , о месте , в котором родились , почему им дали это имя, кто из родных первым увидел малыша. После сбора этой информации ребятам предлагается придумать веселое четверостишье о себе - первокласснике. Весь собранный материал, конечно же, обрабатывается учителем и с помощью родителей издается книжка - малышка, в которой на каждого ребенка выделена страница , на которой расположена фотография ребенка, в младенчестве, рассказ о его появлении на свет и его малой Родине, а так же веселое стихотворение. Книгу можно подарить мамам в день 8 -марта .(пока книг) Чего мы достигли , ребенок узнал , о себе, как о новом гражданине своего города , своей страны. Взрослея, ребята могут выполнить и более сложное исследование, узнать о своем роде , составить генеалогическое древо.(показ некоторых работ - комментирование.) Вот, где по- настоящему просыпается в учениках гордость за своих родных, как много удивительных открытий для себя делают ребята, оказывается предки из их рода участвовали в революции, гражданской войне , Великой Отечественной войне, поднимали города в тяжелое после военное время, делали открытия и вносили рационализаторские предложения . На вопрос : «Какой из родственников больше всего удивил вас своей биографией ?» Ученики моего класса в большинстве ответили , что это участники Великой Отечественной Войны. Так планомерно возникла новая увлекательная тема для исследования « Боевой путь наших прадедов», работа над которой сейчас активно ведется ребятами. Такие формы работы позволяют идти , как говориться от себя , пропуская историю своей Родины , через историю своего рода, что позволяет детям гордиться своими предками , своей страной, побуждает совершать поступки , за которые могли бы гордиться их родные и близкие. Не мало способствуют воспитанию чувства патриотизма и материалы учебников по чтению, и правильно подобранная литература для внеклассного чтения ,и уроки ознакомления с окружающим миром. Главное , чтобы при работе в этом направлении , учитель учитывал возрастные особенности детей и их интересы, то , что увлекает в детстве по- настоящему остается в душе каждого человека на всю его жизнь .















Тезисы к выступлению на областном семинаре по работе с одаренными детьми. Тема : «Создание психологически комфортных условий для ребенка во время подготовки и проведения олимпиад». Учитель МОУ СОШ №35 г. Воронежа Мелешенко Н.Ю. При организации работы с одаренными детьми учитель должен в первую очередь вспомнить семь основных принципов работы с одаренными детьми и при проведении этой работы стараться не отступать от них, соблюдение этого условия позволит не травмировать психику ребенка и добиться хороших результатов. Принципы работы с одаренными детьми;

  1. гуманизм
  2. демократизм
  3. научность и интегрированность
  4. индивидуализация и дифференциация
  5. систематичность
  6. развивающее обучение
  7. интеграция интеллектуального, морального, эстетического, физического развития.
Психофизические особенности у одаренных детей предполагают наличие у них природных способностей к активному и целостному восприятию, природную обусловленность к умственному труду, стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности, интуитивность, оригинальность в решении обучающее-познавательных вопросов , неординарность подходов и интенсивность умственного труда, познавательный интерес и высокий уровень интеллектуального развития. Задача учителя действовать при этой работе по принципу «не навреди», дабы развить , но не покалечить неумеренными нагрузками , стрессовыми ситуациями. Что можно , да и нужно сделать учителю для создания психологически комфортных условий для детей. Прежде всего стоит провести тестирование детей , с целью выяснения его собственной самооценки, так как она бывает и завышенной , и заниженной у ребят в этом возрасте , в силу многих объективных причин. Так же это тестирование позволит учителю скорректировать программу индивидуальных заданий по предмету. Ребенку дается перечень основных тем и навыков , знание которых он должен продемострировать в дальнейшем и предлагается ответить на следующие вопросы.( лучше проводить после классной олимпиады в преддверии школьной)
  1. Назови 5 тем , которые ты знаешь лучше всего.(количество тем может варьироваться)
  2. Назови 5 тем , которые вызывают у тебя больше всего затруднений.
  3. Найди причины своей неуверенности , попробуй их обозначить.
  4. Постарайся назвать и проанализировать свои ошибки, и учиться на них в дальнейшем.
  5. Что побуждает тебя действовать , стремление к «идеалу», страх потерпеть неудачу, желание победить, критика окружающих, уверенность в своих силах, расставь понятия в последовательности от самого главного к самому не существенному.
  6. Перечисли . что тревожит и пугает тебя во время выполнения олимпиадной работы.
Проанализировав эти тесты , учитель четко увидит в каком направлении ему надо работать с тем или иным учеником, какие темы изучить, на каких заданиях сделать акцент, на какие проблемы обратить больше внимания. Очень часто дети испытывают страх , что у них не получится , что они не покажут того результата , который от них ожидают , это отвлекает и не дает ребенку возможности работать с полной отдачей . Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития. Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью, невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: страх сделать ошибку , боязнь «быть не тем», боязнь получить плохую оценку и т. д. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта , радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Чтобы предотвратить развитие детских страхов воспользуемся методом последовательной десенсибилизации, разработанным А.М.Прихожан. Суть его состоит в том , что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх. Нужно провести игровое занятие, приближенное к реальной обстановке, провести инструктаж действий в данной ситуации и использовать такие памятки для ученика.
  1. Подумай над тем , как твои сильные стороны помогают тебе в жизни , а слабые мешают . Учись опираться на свои сильные стороны.
  2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще удачи , думай как ты смог(ла) их добиться.
  3. Не позволяй себе излишне предаваться чувству стыда и вины . это не поможет тебе добиться успеха.
  4. Ищи причины своих неудач и преодолевай их.
  5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость , неспособность к чему - либо, невезучесть.
  6. Старайся браться только за те дела , которые тебе по плечу, постепенно усложняя, но не берись за то . в чем ты совершенно не уверен(а).
  7. Не сравнивай себя с «идеалом». Идеалами восхищаются , но не стоит превращать их в мерило успеха.
  8. Не бойся пробовать что-либо, из страха потерпеть неудачу, только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.
  9. Будь всегда самим собой, стремясь быть . как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения , как и любая другая.
  10. Каждый умеет делать что-то лучше , чем другие , стремись к этому и ты. Удачи!
А так же использовать специальные упражнения для снятия тревожности, например : рисование спиралеобразными линиями , соединение единой линией двух предметов, рисование геометрических фигур по линиям с закрытыми глазами. Правильный психологический настрой ребенка способствует тому , что во время олимпиады он не будет предаваться страхам и переживаниям, а направит свои усилия на предстоящую работу. Нужно научить ребенка правильно распределять время работы с заданиями , начинай работу с того, что знаешь лучше всего, постепенно переходя к самому сложному, оставшееся время потрать на внимательную проверку, если не знаешь точного ответа на задание , попробуй опираться на логику и интуицию. Отдельно стоит остановиться на вопросе организации места для проведения олимпиад и оформлении заданий. Классная комната должна быть уютной и хорошо освещенной , с выдержанным по нормам тепловым режимом и режимом проветриваний, в душном или холодном помещении ребенок будет работать значительно хуже, посадочные места должны быть индивидуальными , чтобы не отвлекаться на соседа .Задания к олимпиадной работе печатаются четким, не мелким шрифтом , грамотно и доступно формулируются все вопросы, не допускается никаких опечаток или исправлений в заданиях, не завышается возрастная сложность материла , чем часто грешат составители работ, каждый ребенок обеспечивается необходимыми дополнительными приборами и приспособлениями для выполнения работы. Педагог проводящий олимпиаду обязан настроить детей на удачу, проявить доброжелательность , тщательно объяснить как оформляется работа, ответить на организационные вопросы , возникшие у детей, чтобы подобные мелочи не отвлекали ребенка от главной работы, позитивное настроение будет способствовать продуктивной работе детей . Если мы попытаемся придерживаться данных рекомендаций , то и у наших детей возникнет желание больше узнать , стать умнее и уверенно применять приобретенные знания, не бояться ошибиться , творить и радоваться этому процессу. . 1Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2008. - С.347


© 2010-2022