Классный час Народные промыслы России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное казённое специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска







Народные промыслы России



(Сценарий открытого классного часа,

фольклорный праздник)



3 класс





Классный руководитель:

Шутенко Т. С.

2014-2015 уч. г.

Цели:

  • познакомить обучающихся с историей народных промыслов;
  • познакомить с народными играми;
  • рассмотреть виды матрёшек: загорской, семёновской, полховской;
  • развивать воображение, творчество;
  • корригировать речь;
  • воспитывать познавательный интерес к народному искусству, чувство гордости за мастеров нашей страны.











Оборудование:

  • народные костюмы;
  • образцы дымковской игрушки;
  • плакат росписи дымковской игрушки;
  • виды матрёшек;
  • музыкальные зарисовки русских народных мелодий и песен;
  • народные игры «Горелки», «Угадай», «Золотые ворота»








Ход праздника



Учитель. Здравствуйте, уважаемые друзья! Мы сегодня приглашаем вас на фольклорный праздник, на котором расскажем о народных промыслах России. Встречаем гостей из разных областей. (Звучит народная мелодия. В класс входят дети в русских костюмах.)

  1. гость. Мы к вам прибыли из старинной русской слободы Дымково, которая расположена недалеко от города Хлынов (так раньше назывался город Вятка) и привезли вам в подарок дымковскую игрушку.
  2. гость.
Чем же знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, И серости сырой. В ней что-то есть от радуги, От капельки росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы!

  1. гость.
Она глядит не прянично- Ликующе и празднично. В ней молодость-изюминка, В ней удаль и размах. Сияйте охра с суриком, По всей земле в домах! 4 -гость. И злость, и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымкова Растают навсегда!

Учитель. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково. Игрушка была самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названьем - свистунья. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное , свистел Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Враги решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник-свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

(Каждый из гостей читает прибаутку, загадку, считалку, связанную с игрушкой, которую он держит в руках.)

Барашек-свисток, Левый рог-завиток, Правый рог-завиток, На груди цветок.

Утка-марфутка Бережком идёт. Уточек-марфуточек Купаться ведёт.

Бока крутые, Рога золотые, Копыта с оборкой, На спине Егорка.

Индя-индя-индючок, Ты похож на сундучок. Сундучок не простой - Красный, белый, золотой!

Учитель. Ассортимент дымковских игрушек разнообразен: уточки-крылатки, барашки, лошадки, всадники на конях, барыни, няньки, гусары, водоноски. Наконец, целые композиции, как например: доярка с коровой, всадник на коне и так далее. А любимый герой - конёк «Дымок». А вот его брат - конёк «Огонёк» из села Филимоново в Тульской области. И дымковские, и филимоновские игрушки создаются мастерами из пластичного материала - глины. Мастера не стремятся к правдоподобности. Их игрушки сказочные.

Ученик. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских и филимоновских игрушках и появились яркие круги и полосы, похожие на солнце и его лучи.

Учитель. Итак, образ коня - древний, связанный с культом солнца. Древние человек думал и верил в то, что если солнце нарисовать в виде красных кругов на игрушках или сделать в виде коня и иметь рядом с собой, то они охранят его от бед и несчастий, принесут достаток и радость в дом. Филимоновские коньки и игрушки отличаются очень длинной шеей и полосами.

Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками. Ребята, если отгадаете загадки - узнаете, кто ещё к нам приехал.

Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.

Правильно! Это наша матрёшка. Русской матрёшке свыше ста лет.

(Обучающиеся исполняют песню «Русская матрёшка», слова Ю. Жулькова, музыка В. Казелина.)

Кто матрёшку сделал, я не знаю. Но известно мне, что сотни лет Вместе с Ванькой-встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, в сказочном лесу? Создал образ неуёмной страсти, Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец, Неба синь всплеснул в её глаза И, пустив в неповторимый танец, Он, должно быть весело сказал:

«Ну и ой, гуляй теперь по свету, Весели себя, честной народ». И матрёшка через всю планету До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво, С удалой улыбкой на лице. И летит за ней по миру слава О безвестном мастере-творце!

(В класс входят три девочки, в руках несут матрёшек.)

1-гостья (держит в руках загорскую матрёшку). Я пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев-Посад. Он находится недалеко от Москвы.

Учитель. В России матрёшки появились в конце 19 столетия. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собрались многие замечательные русские художники. Попала как-то к ним японская деревянная игрушка - кокэси. Это была фигурка японца, а в ней - мал мала меньше - фигурки всех членов его семьи. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звёздочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою - русскую . Потом матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась первая русская матрёшка. Игрушка изображала женщину в сарафане с петухом в руках. А в ней фигурки девочек и мальчиков. Последним же был спеленатый малыш. 2-гостья (держит в руках семёновскую матрёшку). Нас, семёновских матрёшек расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, а край платка украшен цепочкой небольших бутонов.

(Рассматривание цветной репродукции.) 3-гостья (держит в руках полховскую матрёшку). Я - Полхов-Майданская матрёшка. Появилась я на свет не случайно и сравнительно недавно - в 20-х годах прошлого века. Есть такое село в нашей Нижегородской области - Полхов-Майдан. Село большое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят «таратушки» - так мастера называют свои игрушки. Занималось этим делом не одно поколение сельчан. Учитель. Урожаи в здешних краях были скудные, народ жил голодно. Спасал мужика только лес да умелые руки: мастерили деревянную утварь. Красить свои изделия начали позже, так, как нигде не рисовали. Краски брали самые яркие. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Платок - ярко- красный, юбка - фиолетовая. На голове, по центру платка, голубой трилистник с жёлтой сердцевиной, а прямо из-под него - жгучие, кольцами, кудри. Самое яркое пятно - фартук. Расцвёл на нём чудо-букет: на зелёной изгибистой ветке различные цветы, бутоны, ягоды. Гости-матрёшки (хором).

Мы - весёлые сестрицы! Мы - матрёшки-озорницы! Раз, два. Три, четыре, пять - Любим в прятки поиграть!

(Звучит песня «Весёлые матрёшки», слова Л. Некрасовой, музыка Ю. Слонова.)

Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки!

В сарафанах наших пёстрых, Ладушки, ладушки, Мы похожи словно сёстры, Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки, Ладушки, ладушки. Раскраснелись наши щёчки, Ладушки, ладушки! Учитель. А теперь с матрёшками мы поиграем в игру «Угадай». Матрёшки стоят кругом. У матрёшек платочек. Как только заиграет музыка, они начнут его передавать за спиной. А водящий (мальчик) будет в кругу. Кончится музыка - замрите, пусть он угадает, у кого платочек. (Идёт игра.) Спасибо, матрёшки, за ваш рассказ! А сейчас послушайте легенду и отгадайте, о каком народном промысле она рассказывает. Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки. Дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетели к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и её накормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом. Коснулась его посуды - и она стала золотой. Ученики. Хохломская роспись. Учитель. К нам приехали хохломские мастера. (В класс входят двое обучающихся. В руках они держат посуду, украшенную хохломской росписью.)

1-гость. Никто жар птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду виде птиц, чаши, ковши. Очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные , фантастические цветы, ягоды рябины.

2-гость. Простые по форме, а радуют взор. Богат и наряден чудесный узор. По золоту фона затейливой змейкой Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка. А где-то Кудрины по чёрному полю Мерцают, как звёзды в небесном раздолье. Ещё характерен для всей Хохломы Чудесный рисунок волшебной травы.

Учитель. Золотую посуду продавали народные умельцы в селе Хохлома, и она стала называться хохломской. Много хохломы и других красивых вещей продавалось на ярмарках. Ходили на них люди не только, чтобы покупать, но и просто полюбоваться работами народных умельцев, посмотреть весёлые представления бродячих скоморохов, поучаствовать в играх. Одна из таких старинных русских игр «Золотые ворота». Два игрока встают парой, образуя ворота. Дети проходят цепочкой у них под руками и поют: «Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!» (При последних словах водящие опускают руки и ловят того, кто в этот момент в воротах. Два пойманных становятся водящими.)

Учитель. Понравились ли вам, ребята, народные игры? Будете в них играть? Вот мы и закончили свой рассказ о народных промыслах. Вы узнали о дымковской и филимоновской игрушке, о загорской, семёновской и полхов-майданской матрёшке, о хохломской посуде. Народная пословица говорит: «Хорошая работа два века живёт». А мы можем добавить: «Живёт и того больше, когда её знают, хранят и берегут». До сих пор в Хохломе, Филимонове, Семёнове, Дымкове работают народные мастера. Своё редкое умение они получили от дедов и прадедов, и сейчас передают его молодым. Хотелось бы, чтобы вы запомнили всё, что услышали сегодня.

1-чтец. Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идёт.

2-чтец. Золотая хохлома Ей не налюбуются. И в Париже, и в Нью-Йорке Хохлома красуется.



3-чтец. Я куплю себе свистульку, Буду трели выводить. Мастеров из славной Дымки Никогда нам не забыть.

4-чтец. Наша русская матрёшка Не стареет сотню лет. В красоте, в таланте русском Весь находится секрет.

5-чтец. Ты играй, моя гармошка. Ты, подруга, подпевай. Мастеров Руси Великой Во весь голос прославляй!

(Звучит русская народная музыка.)





















© 2010-2022