Урок обучения грамоте по теме «Буквы Й, й»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Звук [j'], буквы Й, й

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы й; развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные):

Определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j'] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуковой анализ слов; выполняют буквенный диктант и диктант слов на клавиатуре ноутбуков, читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на заданную тему.

Личностные результаты:

Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).

Познавательные:

Общеучебные - находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические - характеризуют звук [j'], буквы Й, й.

Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им

Основное содержание темы, понятия и термины:

Буква й; согласный звук [j']; особенность буквы й; слого-звуковой анализ слова; пословицы, защитники, герой, отвага.

Образовательные ресурсы:

Презентация, электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Обучение грамоте. 1 класс».



  1. Организационный момент.

Поприветствуем гостей! Все садятся.



  1. Актуализация опорных знаний.

Выходит девочка с караваем

Что такое каравай?

Кого встречают караваем?

(Большой круглый хлеб. Часто имеет обрядовое значение, раньше им встречали жениха и невесту, а позднее и дорогих гостей.) Когда мы пришли в школу, нас тоже встречали караваем.

Сегодня наш урок мы начинаем с каравая. Сейчас мы угостим гостей и после урока тоже попробуем каравай. (Девочка предлагает гостям отломить кусочек от хлеба)

Выделение нового звука

Каравай. (Слайд 1)

Дайте слого-звуковой анализ слова каравай.

Какой последний звук?

Сообщение темы и целей урока. (Слайд 2)

Сформулируйте тему урока.

Какие задачи будем решать?

Фонетическая подготовка.

А теперь попробуйте произнести звук Й, что мы можем про него рассказать? Работаем по плану анализа звуков, данному в учебнике на стр. 35

Гласный или согласный?

Звонкий или глухой? Закройте ушки и произнесите.

Мягкий или твердый.

(Запомните еще одну хитрость - звук всегда мягкий. У него нет твердой пары.)

Подведем итог: что мы можем про этот звук рассказать?

Игра «Будь внимателен». (Слайды 3-10)

Посмотрите на иллюстрации, если в слове есть звук, в начале - хлопает первый ряд, если в середине - второй, если в конце - третий: Айболит, Незнайка, воробей, йог, муравей, майка, йод, трамвай, йогурт, чайник, чай, Йошкар - Ола.

Знакомство с буквой Й, й.

Презентация проекта «Буква И краткое»

Продолжаем работать над реализацией долгосрочного проекта «Азбука в стихах и картинках».

Новую букву представляет (Ф.И. уч-ся)

Откройте азбуку на стр. 35, посмотрите как пишется буква Й строчная и заглавная. В каких случаях пишется строчная? Заглавная?

Работа с электронным приложением к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Обучение грамоте. 1 класс», чтение слогов

Физкультминутка.

Работа со звуковыми схемами.

Отгадайте загадку, ответ изобразите звуковой схемой.

Огородник тот

С длинным носом живёт.

Где носом качнёт,

Там вода потечёт.

Ответ: Лейка

Работают самостоятельно и у доски.

Запомните: если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком.

Работа в парах

Откройте ноутбуки. Посмотрите где на клавиатуре находится буква Й.

Дважды наберите на клавиатуре буквы Йй (1в, 2 в) (Заглавная - строчная - пробел.)

Еще раз поиграем: если услышите звук Й - наберите его на клавиатуре:

Май, война, умей, отвага. (3 раза встречались слова с буквой Й)

Наберите слова под диктовку: иней, герой.

Работа в группах (дифференцированное задание)

Первая и вторая группа работа со словарем.

Кого называют героем? Что такое отвага?

Где будем искать слова?

Третья - пятая группы восстанавливают деформированные пословицы.

Задание: составить из деформированного предложения пословицы. Объяснить значение.

Родина - мать, умей за неё постоять.

(В народе родина всегда воспринималась как матушка-земля, кормилица. Мы должны уметь сохранять данные нам богатства: леса, поля, озера, реки, а также, если потребуется, защитить родину в годину тяжелых испытаний.)

Береги землю родимую, как мать любимую.

(Родине надо так же бережно относиться как и к своей матери).

Одна у человека родная мать - одна у него и Родина

(Много есть на свете всяких государств и земель, много есть матерей, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Развитие речи.

Работа с учебником. Прочитайте пословицу на стр. 34, которая содержит тему нашей дальнейшей работы. Как понимаете?

(Жить так, чтоб ы наша Родина становилась лучше.)

Работа с иллюстрацией. (Слайды 11-13)

Ответьте на вопросы: На иллюстрации изображены воины одного времени или разных времен?

Где изображены древние воины, воины царских лет, современные воины? Посмотрите, какая у них одежда и оружие?

Составьте рассказ о воинах разных времен. Используйте слова-опоры:

Древние воины

Кольчуга, шлем, щит, меч;

Воины царской армии

Треуголка, камзол; кивер мундир, рейтузы, мушкет;

Современная армия.

Камуфляжная форма (имеющая защитно - маскировочная форма), каски, береты, автоматы.

Начните рассказ такими словами: Велика и богата наша страна. С давних времен Родину защищали… Они были одеты… Их оружие…

(В царские времена ее охраняли солдаты, которые носили…Их оружием были И сейчас нашу страну охраняют воины-защитники. Они носят… Оружие у них… )

Во все времена понимали, что жить - значит Родине служить.

4). Чтение текста про дедушку. с. 37

  • Кем был дедушка на войне?

  • Что есть у дедушки?

  • Что говорит мама о дедушке?

  • Как вы понимаете эту фразу?

Демонстрация фотографии "Ордена славы"(Слайд14).

Итог урока.

  • Что вы можете рассказать о звуке [й`]?

  • Как называется буква?

  • С какой буквой не надо путать й? Оцените свою работу.

Детям дарят подарки - шоколадные медальоны, за хорошую работу на уроке.



© 2010-2022