- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте по теме «Буквы Й, й»
Урок обучения грамоте по теме «Буквы Й, й»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кирилюк С.М. |
Дата | 24.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Звук [j'], буквы Й, й
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы й; развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные):
Определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j'] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуковой анализ слов; выполняют буквенный диктант и диктант слов на клавиатуре ноутбуков, читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на заданную тему.
Личностные результаты:
Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).
Познавательные:
Общеучебные - находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические - характеризуют звук [j'], буквы Й, й.
Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им
Основное содержание темы, понятия и термины:
Буква й; согласный звук [j']; особенность буквы й; слого-звуковой анализ слова; пословицы, защитники, герой, отвага.
Образовательные ресурсы:
Презентация, электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Обучение грамоте. 1 класс».
-
Организационный момент.
Поприветствуем гостей! Все садятся.
-
Актуализация опорных знаний.
Выходит девочка с караваем
Что такое каравай?
Кого встречают караваем?
(Большой круглый хлеб. Часто имеет обрядовое значение, раньше им встречали жениха и невесту, а позднее и дорогих гостей.) Когда мы пришли в школу, нас тоже встречали караваем.
Сегодня наш урок мы начинаем с каравая. Сейчас мы угостим гостей и после урока тоже попробуем каравай. (Девочка предлагает гостям отломить кусочек от хлеба)
Выделение нового звука
Каравай. (Слайд 1)
Дайте слого-звуковой анализ слова каравай.
Какой последний звук?
Сообщение темы и целей урока. (Слайд 2)
Сформулируйте тему урока.
Какие задачи будем решать?
Фонетическая подготовка.
А теперь попробуйте произнести звук Й, что мы можем про него рассказать? Работаем по плану анализа звуков, данному в учебнике на стр. 35
Гласный или согласный?
Звонкий или глухой? Закройте ушки и произнесите.
Мягкий или твердый.
(Запомните еще одну хитрость - звук всегда мягкий. У него нет твердой пары.)
Подведем итог: что мы можем про этот звук рассказать?
Игра «Будь внимателен». (Слайды 3-10)
Посмотрите на иллюстрации, если в слове есть звук, в начале - хлопает первый ряд, если в середине - второй, если в конце - третий: Айболит, Незнайка, воробей, йог, муравей, майка, йод, трамвай, йогурт, чайник, чай, Йошкар - Ола.
Знакомство с буквой Й, й.
Презентация проекта «Буква И краткое»
Продолжаем работать над реализацией долгосрочного проекта «Азбука в стихах и картинках».
Новую букву представляет (Ф.И. уч-ся)
Откройте азбуку на стр. 35, посмотрите как пишется буква Й строчная и заглавная. В каких случаях пишется строчная? Заглавная?
Работа с электронным приложением к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Обучение грамоте. 1 класс», чтение слогов
Физкультминутка.
Работа со звуковыми схемами.
Отгадайте загадку, ответ изобразите звуковой схемой.
Огородник тот
С длинным носом живёт.
Где носом качнёт,
Там вода потечёт.
Ответ: Лейка
Работают самостоятельно и у доски.
Запомните: если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком.
Работа в парах
Откройте ноутбуки. Посмотрите где на клавиатуре находится буква Й.
Дважды наберите на клавиатуре буквы Йй (1в, 2 в) (Заглавная - строчная - пробел.)
Еще раз поиграем: если услышите звук Й - наберите его на клавиатуре:
Май, война, умей, отвага. (3 раза встречались слова с буквой Й)
Наберите слова под диктовку: иней, герой.
Работа в группах (дифференцированное задание)
Первая и вторая группа работа со словарем.
Кого называют героем? Что такое отвага?
Где будем искать слова?
Третья - пятая группы восстанавливают деформированные пословицы.
Задание: составить из деформированного предложения пословицы. Объяснить значение.
Родина - мать, умей за неё постоять.
(В народе родина всегда воспринималась как матушка-земля, кормилица. Мы должны уметь сохранять данные нам богатства: леса, поля, озера, реки, а также, если потребуется, защитить родину в годину тяжелых испытаний.)
Береги землю родимую, как мать любимую.
(Родине надо так же бережно относиться как и к своей матери).
Одна у человека родная мать - одна у него и Родина
(Много есть на свете всяких государств и земель, много есть матерей, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Развитие речи.
Работа с учебником. Прочитайте пословицу на стр. 34, которая содержит тему нашей дальнейшей работы. Как понимаете?
(Жить так, чтоб ы наша Родина становилась лучше.)
Работа с иллюстрацией. (Слайды 11-13)
Ответьте на вопросы: На иллюстрации изображены воины одного времени или разных времен?
Где изображены древние воины, воины царских лет, современные воины? Посмотрите, какая у них одежда и оружие?
Составьте рассказ о воинах разных времен. Используйте слова-опоры:
Древние воины
Кольчуга, шлем, щит, меч;
Воины царской армии
Треуголка, камзол; кивер мундир, рейтузы, мушкет;
Современная армия.
Камуфляжная форма (имеющая защитно - маскировочная форма), каски, береты, автоматы.
Начните рассказ такими словами: Велика и богата наша страна. С давних времен Родину защищали… Они были одеты… Их оружие…
(В царские времена ее охраняли солдаты, которые носили…Их оружием были И сейчас нашу страну охраняют воины-защитники. Они носят… Оружие у них… )
Во все времена понимали, что жить - значит Родине служить.
4). Чтение текста про дедушку. с. 37
-
Кем был дедушка на войне?
-
Что есть у дедушки?
-
Что говорит мама о дедушке?
-
Как вы понимаете эту фразу?
Демонстрация фотографии "Ордена славы"(Слайд14).
Итог урока.
-
Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
-
Как называется буква?
-
С какой буквой не надо путать й? Оцените свою работу.
Детям дарят подарки - шоколадные медальоны, за хорошую работу на уроке.