Урок литературного чтения Г. Скребицкий Весна-художник

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок литературного чтения

во 2 классе

Тема: Наурыз - начало года.

Г. Скребицкий «Весна - художник».

Приготовила: учит. нач. кл. Красноярской СШ №2

Минько Ирина Анатольевна



Кокшетау - 2015 г.

Тема: Наурыз - начало года. Г. Скребицкий «Весна - художник».


Задачи: способствовать формированию представлений о творчестве Г. Скребицкого, продолжать учить анализировать изученные произведения, на­ходить ответы на поставленные вопросы; развивать навык выразительно­го чтения, работать над совершенствованием навыка осознанного чтения, развивать память, речь, воображение, мышление; воспитывать любовь к родной природе, осуществлять воспитание положительных эмоций от встречи с прекрасным.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

а) Пересказ произведения Н. Сладкова «Шапки долой».

б) Слушание сказки «Как весну лесные жители встречают».

11. Беседа о празднике Наурыз.

- Когда празднуют Наурыз? В чем суть этого праздника? Что готовят на праздничный стол? «Наурыз» - первый день нового года по восточному календарю, согласно старому летоисчислению, совпадает с 22 марта - Днем весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день все небесные тела, возвра­щаясь к своей исходной точке, завершают год, и начинается обновление окружающего мира. Но главным признаком обновления было набухание почек на ветвях деревьев и буйное прорастание травы. Отношение народа к Великому дню и ко всему, что в этот праздник происходит были особенным. Если, к примеру, в этот день рождался ребенок, его принято было считать за годовалого. Таких детей нарекали именами Наурызбек Наурызбай. Этот обычай сохранился по сей день. В Великий день в каждом доме дастархан состоял из семи видов еды, и традиционным было приготовление «наурыз-коже» (похлебка из семи компонентов: пшеницы, мяса, жира, соли, лука, курта, муки). В этот день хозяин дома старался сделать все, чтобы его дастархан был особенно ро­скошным. В Новогоднюю ночь на самом почетном месте юрты (тор) зажигались две лампады, чтобы в юрте было светло, когда в нее войдет «Наурыз». До прихода Наурыза в юрте наводился идеальный порядок. Считалось, что когда в убранную юрту входит «Наурыз», то болезнь, неудача и невзгоды обходят ее стороной. В ночь перед праздником вся посуда заполняется молоком, айраном, шубатом и другими молочными продуктами, а также пшеном, просом, пшенице и чистой ключевой водой. Смысл этих приготовлений - обилие молока, урожая, дождя. В Великий день каждый старался одеться во все новое.

Чтение статьи из учебника о праздновании Наурыза. - Наурыз на Востоке - это начало года. Происходит обновление при­роды. И мы с вами сегодня будем читать произведение, в котором можно увидеть новые краски природы. Называется оно «Весна-художник». На­писал его Г. Скребицкий.

IП. Подготовка к восприятию текста. Георгий Алексеевич Скребицкий - ученый-натуралист, охотник, следопыт, влюбленный в родную природу, и детский писатель - продол­жатель традиции М.М. Пришвина и В.В. Бианки. Г. Скребицкий писал рассказы и сказки о животных, о жизни леса, биологические очерки, календари природы, книги о заповедниках, руко­водства для начинающих охотников и следопытов. И все эти многожан­ровые книги посвящены одной теме: природе и ее взаимоотношениям с человеком. Главным образом с ребенком. Ребенок впервые в жизни встре­чается со многими явлениями природы, которые для него удивительны. И помогают ему ориентироваться в этом мире произведения Г. Скребиц­кого, которые учат внимательно смотреть вокруг себя, открывать новый мир природы. Словарная работа: овраг, луговина.

Установка до чтения: Почему весну назвали художником?

IV. Работа над произведением. Первичное чтение учителем. Проверка восприятия. Понравилось про изведение? Где и когда происходят события? Кто главный герой произведения? Почему весну назвали художником? Повторное чтение текста учащимися. Беседа по содержанию. - Почему весна решила разукрасить лес? Какие краски использовала весна? Найдите в тексте и прочитайте, как весна изменила лесную поляну. Найдите в тексте и прочитайте, что нарисовала весна на склоне оврага. Что сделали насекомые, почуяв тепло? Как вы думаете, какое важное дело придумала весна для птиц в лесу и в полях? Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что на них изображено? Найдите слова из текста, которыми можно подписать эти иллюстрации. Сейчас я буду загадывать загадки о растениях, которые встречаются в произведении Г. Скребицкого. Выбудете отгадывать их и находить в тексте описание как изменила это растение весна.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Ты видел

Маленькое солнце ­

Венок из ярко-желтых

Лепестков

Вокруг живой

Глазастой сердцевины? (Калужница)

Какие еще растения перечислены в этом рассказе? Что вы можете сказать о каждом из них? «Медуница растет в лесу или на опушке. Это растение оригинально: на одном и том же стебле цветы разного цвета: розовые, голубые, сини с и фиолетовые. Начинает цветок свою жизнь розовым, а голубеет он уже после опыления, и тогда же прекращается выделение меда. В конце апреля стаял снег, и низины, болотца, придорожные кана­вы наполнились талой водой. И вдруг среди весеннего разлива прямо на воде появился яркий золотой ковер. Это зацвела калужница. Калужница любит воду и растет только в воде. Если ее сорвать, она быстро завянет. Калужница - значит растущая около лужи, болота. Дру­гое название калужницы - курослеп. У цветка калужницы пять больших золотистых лепестков. Но их кра­сота не привлекает пчел и бабочек. У калужницы нет сладкого сока некта­ра. Поэтому только редкие насекомые кружатся над красивым цветком. Береза ~ любимое дерево русского народа. Цветет береза в конце апреля, цветки у нее ~ сережки. Семена похожи на маленькие золотые чешуйки, которые ветер переносит на огромные расстояния. Очень дав­но, когда люди еще не научились изготовлять бумагу, на бересте (т. е. на березовой коре) писали. Эти берестяные грамоты (так их называют), пролежав в земле 700-800 лет, дошли до нас целыми и невредимыми, и ученые прочитали их. Из древесины березы изготавливают мебель, дере­вянную посуду. Из веток плетут корзины и делают метлы и веники. Из березовых почек изготавливают лекарства от многих болезней. И сок у березы вкусный и полезный».

- Дома найдите дополнительный материал о других растениях, ко­торые описаны в этом произведении. Выбор опорных слов для словесного описания весны-художника: призадумалась, хмурый, угрюмый, нежные кисточки, тронула зеленью, наряднее, рассыпала, картина, нарисовала и т. д.

Составление рассказа по опорным словам.

Повторение правил поведения в природе. - Какие правила надо соблюдать, чтобы мы всегда могли наслаж­даться красотой окружающего мира?

V. Творческое задание. Игра «Найди отличия». Надо нарисовать один и тот же пейзаж, но первую картинку не рас­красила весна - художник, а на второй она добавила свои краски. Потом в паре найти эти отличия.

Подведение итогов творческого задания. Выбор лучшего художника в классе.

VI. Подведение итогов урока.

О творчестве какого писателя узнали на уроке? Какой вид заданий понравился больше всего?

VII. Задание на дом: читать, пересказывать, найти дополнительный материал о растениях, о

которых прочитали в тексте.

© 2010-2022