- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развития речи на тему Типы текста. Текст-описание, текст-повествование. (2 класс)
Урок развития речи на тему Типы текста. Текст-описание, текст-повествование. (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Скареднова И.В. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок русского языка (развитие речи)
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока:
Типы текста. Текст-описание, текст-повествование.
2 «Б» класс
Учитель начальных классов первой категории:
Скареднова Ирина Владимировна
Голышманово 2013 г.
Оглавление
стр.
Введение 3 - 5
Технологическая карта урока 6 - 17
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение 20
Введение
Второй год работаю по УМК «Перспективная начальная школа». В учебниках русского языка и литературного чтения данного комплекта уделяется большое внимание развитию речи учащихся. Решение проблем развития речи опирается на представление о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
Предлагаю урок развития речи, разработанный и проведенный во втором классе в рамках методического дня школы по теме «Формирование читательской компетентности школьников на уроках русского языка ». Считаю, что развитие речи обучающихся будет более эффективно, если применяются приёмы и методы формирования читательской компетентности, поэтому методическая разработка урока русского языка (развитие речи) 2 класс УМК «Перспективная начальная школа» актуальна, современна. Тема урока: Типы текста. Текст-повествование, текст-описание. Дидактическая цель: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типов текста с применением приёмов и методов, направленных на формирование читательской компетентности школьников. Тип урока: урок открытия новых знаний и УУД. Задачи урока: 1. Личностные - формировать положительную мотивацию учения, осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. 2.Метапредметные: Регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Познавательные - использовать различные способы анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета, способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, способствовать формированию умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы. Коммуникативные - уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах. 3.Предметные - познакомиться с типами текста (повествование и описание), учиться самостоятельно, анализировать содержание текста, знать особенности каждого текста и определять тип текста.
Методы обучения
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: Н.А. Чуракова, учебник Русский язык, часть 2, - М.: Академкнига/ Учебник, 2010г.
Интерактивная доска, компьютерная презентация, сюжетные картинки, карточки.
Планируемые результаты:
Личностные:
• школьник получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников, умение передавать содержание текста своими словами. Предметные: обучающиеся получат знания о типах текста; научатся выделять особенности каждого текста ; самостоятельно образовывать новый текст; находить информацию в тексте.
Метапредметные:
• познавательные: школьник получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно осуществлять самоконтроль при работе с текстом; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
• коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
• регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату.
Технологическая карта урока
-
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предмет ные
УУД
I. Мотивация учебной деятельности
Цели:
-актуализиро-вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
II. Целеполага-ние.
Формулирование темы урока, постановка цели
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися.
3.Актуализа-ция знаний
4. Изучение нового.
Цели:
Изучить особенностями разных типов текстов.
Приветствуют друг друга и учителя улыбкой.
Открывают тетради, записывают число, классная работа.
Анализируют, делают выводы.
Обучающиеся делают вывод
С помощью учителя определяют тему урока, ставят цель урока. Несколько обучающихся произносят вслух собственную цель.
Открывают учебник, читают тему урока, отвечают на вопросы учителя.
Формируется умение - предугадывать.
Находят нужные слова, читают, сравнивают, анализируют, делают выводы.
Вступают в диалог с учителем.
Чтение вывода на слайде.
Выполнение задания самостоя-тельно в учебнике.
Психологически настраивает детей на урок.
Контроль со стороны учителя.
Контролирует работу в парах.
Помощь тем, кто затрудняется.
Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
Ведёт беседу с учащимися.
Организует работу по учебнику
Организует работу по формированию умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
Ведёт диалог с детьми.
Контролирует правильность ответов.
Вы друг другу улыбнитесь. И тихонечко садитесь. Будем думать, рассуждать, Новые знания добывать.
Урок русского языка - урок развития речи.
Откройте тетради, запишите число. Классная работа.
Прочитайте записи 1 и 2 на слайде. Сравните. Обсудите в парах и докажите, какая запись является текстом?Какая запись текстом не является? Почему:
Вывод;-
Два и более предложений - это текст
-
Все предложения связаны по смыслу.
-
Все предложения объединяет общая тема.
- Сначала, рассмотрите иллюстрации в ученике и сделайте предположение: о ком или о чем пойдёт речь в рассказах? Почему такой вывод?
Поверим ваши предположения!
- Прочитайте текст 1 в упр.45 на с. 74 . - Прочитайте текст 2 в упр.45 на с. 74 . Найдём общее и отличия. -Какой из двух текстов даёт представление о том, как выглядит кот? А какой текст рассказывает о том, как ведёт себя кот: что и как он делает? Ваше предположение: какой текс является -описанием, какой-повествованием? О чем рассказывает первый текст? (Как выглядит кот). Второй текст? (Что произошло с котом). -Прочитайте на с.75 определение текста-описания, повествования. Вывод. Первый текст является текстом-описанием, а второй - повествованием - Работа над особенностями разных типов текстов. -Представьте, что вам нужно рассказать о кошках не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание, какого текста вы могли бы отразить На одном снимке? Почему ?
- В каком случае вам пришлось бы сделать несколько снимков ? Почему ? Какие? Вывод (запись на слайде).
Задание в учебнике с. 76. - В каком из двух текстов про кота чаще встречаются слова - названия признаков? Названия - действий? Чтобы прочитать слова их надо сначала найти в тексте. Возьмите карандаш, выполните задание самостоятельно.
Каллиграфически правильный почерк
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Узнать особенности текстов
(Познавательные УУД)
Знания о типах текста; научатся выделять особенности каждого текста (Познава-тельные УУД).
Формиро-вать умения договари-ваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).
Развитие навыков самоконт-роля (Регулятив-ные УУД )
Развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно
(Регулятив-ные УУД )
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
Формирование умения искать информацию в учебной книге.
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, самим составлять вопросы.
(Познавательные, информационные УУД) 2) Поиск конкретной информации, интерпретация текста.
8. Физкультми-нутка
9.Первичное закрепление.Цель:
- организовать работу на закрепление изученного,
6.Самостоя-тельное использова-ние сформированных умений и навыков
7.Рефлексия деятельности.Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
8.Домашнее задание
Работают коллективно, в группах.
Прогнозиро-вать последовательность изложения текста.
Сопоставлять иллюстратив-ный материал и информацию текста.
Сопоставлять разные точки зрения.
Дети выполняют движения, изображая действия котика
Читают задание на карточках. Объясняют по группам, что нужно сделать.
Самостоятельно выполняют задание по карточкам.
Понимать основную мысль текста, формировать систему аргументов.
Организует и проводит физминутку.
Осуществляется работа по совершенствованию УУД необходимых для формирования читательских компетенций.
Организует, помогает. направляет, дает советы.
Организует проверку по слайду.
Организует итог урока.
Организует рефлексию.
Организует самоанализ учебной деятельности. -Зачитайте, какая шубка была у кота? Какие усы? Что написано про глаза? От имени кого ведется рассказ? От имени автора, с точки зрения автора. Задание 1 группе: Передайте содержание с точки зрения кота, представьте, что каждый из вас кот. Расскажите о себе используя слова: я, у меня.
-Почему коту стало плохо галок считать? - Что выдумал кот?
Зачитайте предложения соответствующие первой иллюстрации на стр.75.
Соотнесите текст и 2 иллюстрацию.
Соотнесите текст и 3 иллюстрацию. Задание 2 группе: используя иллюстрации учебника и содержание текста составьте вопросы по тексту.
Физкультминутка Представьте, что каждый из вас - котик и выполняете только его действия. Будьте внимательны, не попадитесь в ловушки!- Поднялся на задние лапки.+
- Ну протирать, ну протирать! +
- Покрутился. -
- Спокойно уселся.+
- Потянулся. -
- Принялся головой водить в разные стороны +
Первичное закрепление. Анишит Йокоповна решила издать журнал «О наших друзьях - животных» (название на слайде). В журнале много разных разделов, но сегодня мы с вами возьмём только два: «Портреты наших друзей» (какие они?) и «Истории нашей жизни» (что случилось?). Сегодня вы - редакторы отделов. Вам представлены материалы (раздаточный материал у каждого ребенка). Вам необходимо разложить материал (тексты и иллюстрации) в соответствии с названием раздела, а заодно доказать какие типы текстов поступили в первый и во второй раздел. Результаты своей работы вы должны обсудить в парах со своим соседом по парте. Проверка самостоятельной работы. - В какой раздел вы поместили первый текст? Почему? Какой это тип текста? Докажите. Какие иллюстрации вы выбрали для этого текста. - В какой раздел вы поместили во второй текст? Как разместили иллюстрации? Докажите правильность своего ответа.Карточка 3. - Что можете сказать о третьем тексте?
Задания индивидуальные: спишите этот текст, вставив пропущенные слова. Подчеркните все орфограммы в этом тексте. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (У одних получился текст-описание, у других - текст-повествование.) Ответьте на вопрос: почему у вас, ребята, тексты получились разные? Кто составил текст-описание, а кто-текст -повествование? Почему вы так думаете? Докажите! -- Что вам больше всего удалось на уроке? - За что вы хотели бы себя похвалить? - Что не удалось? -Нужны ли разные виды текста в нашей речи? -Выполнена ли главная цель урока?
Составьте дома текст-описание «Мой четвероногий друг», нарисуйте иллюстрацию к тексту.
Совершенствование УУД необходимых для формирования читательских компетенций.
Выполне-ние индивиду-альных заданий с самоконт-ролем по образцу. (Регулятив-ные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Формирование умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;Уметь находить ответы на вопросы в тексте,
(Познавательные, информационные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
-
Заключение
В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой.
Структура урока продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья обучающихся, формирование читательской компетентности. Чередование учебной нагрузки, смена видов деятельности - активизировало деятельность школьников. Использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению, развитию речи младших школьников.При планировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся.
Считаю: задачи урока выполнены, цели достигнуты.
Список литературы
-
Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи.- М.:ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2008г. - 272с.
-
Чуракова Н.А. Русский язык [ Текст] 2 кл.: Учебник : В 3 ч./ Н.А. Чуракова. - 6-е. Изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2010. - Ч.3: 160с.: ил.
Приложение
-
Карточка 1
-
Карточка 2
-
Карточка 3.
-
Презентация к уроку.