Урок развития речи на тему Типы текста. Текст-описание, текст-повествование. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»





Урок русского языка (развитие речи)

УМК «Перспективная начальная школа»


Тема урока:

Типы текста. Текст-описание, текст-повествование.



2 «Б» класс




Учитель начальных классов первой категории:

Скареднова Ирина Владимировна








Голышманово 2013 г.


Оглавление


стр.


Введение 3 - 5

Технологическая карта урока 6 - 17

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение 20















Введение


Второй год работаю по УМК «Перспективная начальная школа». В учебниках русского языка и литературного чтения данного комплекта уделяется большое внимание развитию речи учащихся. Решение проблем развития речи опирается на представление о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Предлагаю урок развития речи, разработанный и проведенный во втором классе в рамках методического дня школы по теме «Формирование читательской компетентности школьников на уроках русского языка ». Считаю, что развитие речи обучающихся будет более эффективно, если применяются приёмы и методы формирования читательской компетентности, поэтому методическая разработка урока русского языка (развитие речи) 2 класс УМК «Перспективная начальная школа» актуальна, современна. Тема урока: Типы текста. Текст-повествование, текст-описание. Дидактическая цель: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типов текста с применением приёмов и методов, направленных на формирование читательской компетентности школьников. Тип урока: урок открытия новых знаний и УУД. Задачи урока: 1. Личностные - формировать положительную мотивацию учения, осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. 2.Метапредметные: Регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Познавательные - использовать различные способы анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета, способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, способствовать формированию умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы. Коммуникативные - уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах. 3.Предметные - познакомиться с типами текста (повествование и описание), учиться самостоятельно, анализировать содержание текста, знать особенности каждого текста и определять тип текста.

Методы обучения
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: Н.А. Чуракова, учебник Русский язык, часть 2, - М.: Академкнига/ Учебник, 2010г.

Интерактивная доска, компьютерная презентация, сюжетные картинки, карточки.

Планируемые результаты:
Личностные:
• школьник получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников, умение передавать содержание текста своими словами. Предметные: обучающиеся получат знания о типах текста; научатся выделять особенности каждого текста ; самостоятельно образовывать новый текст; находить информацию в тексте.
Метапредметные:
• познавательные: школьник получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно осуществлять самоконтроль при работе с текстом; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
• коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
• регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату.

Технологическая карта урока


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предмет ные

УУД

I. Мотивация учебной деятельности

Цели:

-актуализиро-вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

II. Целеполага-ние.

Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.


3.Актуализа-ция знаний

4. Изучение нового.

Цели:

Изучить особенностями разных типов текстов.

Приветствуют друг друга и учителя улыбкой.

Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Анализируют, делают выводы.


Обучающиеся делают вывод

С помощью учителя определяют тему урока, ставят цель урока. Несколько обучающихся произносят вслух собственную цель.

Открывают учебник, читают тему урока, отвечают на вопросы учителя.

Формируется умение - предугадывать.



Находят нужные слова, читают, сравнивают, анализируют, делают выводы.

Вступают в диалог с учителем.


Чтение вывода на слайде.

Выполнение задания самостоя-тельно в учебнике.

Психологически настраивает детей на урок.


Контроль со стороны учителя.


Контролирует работу в парах.

Помощь тем, кто затрудняется.


Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.


Ведёт беседу с учащимися.

Организует работу по учебнику

Организует работу по формированию умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Ведёт диалог с детьми.

Контролирует правильность ответов.



Вы друг другу улыбнитесь. И тихонечко садитесь. Будем думать, рассуждать, Новые знания добывать.

Урок русского языка - урок развития речи.

Откройте тетради, запишите число. Классная работа.





Прочитайте записи 1 и 2 на слайде. Сравните. Обсудите в парах и докажите, какая запись является текстом?

Какая запись текстом не является? Почему:



Вывод;

  1. Два и более предложений - это текст

  2. Все предложения связаны по смыслу.

  3. Все предложения объединяет общая тема.

С чем будем работать на уроке? (с текстами) Работа с учебником. (ч.2, с.74-75). А с какими текстами будем работать, зачитаем тему нашего урока в учебнике. (Описание и повествование) Какова, по-вашему, мнению главная цель урока? Узнать какие тексты мы называем текстами-описаниями, какие являются текстами-повествованиями? Выяснить, чем отличается текст-описание от текста-повествования? Для того, чтобы выполнить главную цель урока, мы должны знать особенности текстов, и сегодня мы это выясним.

- Сначала, рассмотрите иллюстрации в ученике и сделайте предположение: о ком или о чем пойдёт речь в рассказах? Почему такой вывод?

Поверим ваши предположения!


- Прочитайте текст 1 в упр.45 на с. 74 . - Прочитайте текст 2 в упр.45 на с. 74 . Найдём общее и отличия. -Какой из двух текстов даёт представление о том, как выглядит кот? А какой текст рассказывает о том, как ведёт себя кот: что и как он делает? Ваше предположение: какой текс является -описанием, какой-повествованием? О чем рассказывает первый текст? (Как выглядит кот). Второй текст? (Что произошло с котом). -Прочитайте на с.75 определение текста-описания, повествования. Вывод. Первый текст является текстом-описанием, а второй - повествованием - Работа над особенностями разных типов текстов. -Представьте, что вам нужно рассказать о кошках не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание, какого текста вы могли бы отразить На одном снимке? Почему ?
- В каком случае вам пришлось бы сделать несколько снимков ? Почему ? Какие? Вывод (запись на слайде).

Задание в учебнике с. 76. - В каком из двух текстов про кота чаще встречаются слова - названия признаков? Названия - действий? Чтобы прочитать слова их надо сначала найти в тексте. Возьмите карандаш, выполните задание самостоятельно.


Каллиграфически правильный почерк



Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Узнать особенности текстов

(Познавательные УУД)




Знания о типах текста; научатся выделять особенности каждого текста (Познава-тельные УУД).


Формиро-вать умения договари-ваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

Развитие навыков самоконт-роля (Регулятив-ные УУД )

Развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно

(Регулятив-ные УУД )

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

Формирование умения искать информацию в учебной книге.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, самим составлять вопросы.

(Познавательные, информационные УУД) 2) Поиск конкретной информации, интерпретация текста.



8. Физкультми-нутка



9.Первичное закрепление.

Цель:

- организовать работу на закрепление изученного,





6.Самостоя-тельное использова-ние сформированных умений и навыков



7.Рефлексия деятельности.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

8.Домашнее задание

Работают коллективно, в группах.

Прогнозиро-вать последовательность изложения текста.


Сопоставлять иллюстратив-ный материал и информацию текста.

Сопоставлять разные точки зрения.


Дети выполняют движения, изоб­ражая действия котика





Читают задание на карточках. Объясняют по группам, что нужно сделать.

Самостоятельно выполняют задание по карточкам.


Понимать основную мысль текста, формировать систему аргументов.





Организует и проводит физминутку.




Осуществляется работа по совершенствованию УУД необходимых для формирования читательских компетенций.


Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует проверку по слайду.




Организует итог урока.

Организует рефлексию.

Организует самоанализ учебной деятельности. -Зачитайте, какая шубка была у кота? Какие усы? Что написано про глаза? От имени кого ведется рассказ? От имени автора, с точки зрения автора. Задание 1 группе: Передайте содержание с точки зрения кота, представьте, что каждый из вас кот. Расскажите о себе используя слова: я, у меня.

-Почему коту стало плохо галок считать? - Что выдумал кот?

Зачитайте предложения соответствующие первой иллюстрации на стр.75.

Соотнесите текст и 2 иллюстрацию.

Соотнесите текст и 3 иллюстрацию. Задание 2 группе: используя иллюстрации учебника и содержание текста составьте вопросы по тексту.
Физкультминутка Представьте, что каждый из вас - котик и выполняете только его дей­ствия. Будьте внимательны, не по­падитесь в ловушки!

  1. Поднялся на задние лапки.+
  2. Ну протирать, ну протирать! +
  3. Покрутился. -
  4. Спокойно уселся.+
  5. Потянулся. -
  6. Принялся головой водить в разные стороны +
- Оцените свои действия: вы всегда были внимательны? Какие действия выполнять не нужно было?

Первичное закрепление. Анишит Йокоповна решила издать журнал «О наших друзьях - животных» (название на слайде). В журнале много разных разделов, но сегодня мы с вами возьмём только два: «Портреты наших друзей» (какие они?) и «Истории нашей жизни» (что случилось?). Сегодня вы - редакторы отделов. Вам представлены материалы (раздаточный материал у каждого ребенка). Вам необходимо разложить материал (тексты и иллюстрации) в соответствии с названием раздела, а заодно доказать какие типы текстов поступили в первый и во второй раздел. Результаты своей работы вы должны обсудить в парах со своим соседом по парте. Проверка самостоятельной работы. - В какой раздел вы поместили первый текст? Почему? Какой это тип текста? Докажите. Какие иллюстрации вы выбрали для этого текста. - В какой раздел вы поместили во второй текст? Как разместили иллюстрации? Докажите правильность своего ответа.

Карточка 3. - Что можете сказать о третьем тексте?

Задания индивидуальные: спишите этот текст, вставив пропущенные слова. Подчеркните все орфограммы в этом тексте. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (У одних получился текст-описание, у других - текст-повествование.) Ответьте на вопрос: почему у вас, ребята, тексты получились разные? Кто составил текст-описание, а кто-текст -повествование? Почему вы так думаете? Докажите! -- Что вам больше всего удалось на уроке? - За что вы хотели бы себя похвалить? - Что не удалось? -Нужны ли разные виды текста в нашей речи? -Выполнена ли главная цель урока?
Составьте дома текст-описание «Мой четвероногий друг», нарисуйте иллюстрацию к тексту.








Совершенствование УУД необходимых для формирования читательских компетенций.




Выполне-ние индивиду-альных заданий с самоконт-ролем по образцу. (Регулятив-ные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Формирование умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;Уметь находить ответы на вопросы в тексте,

(Познавательные, информационные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).


Заключение

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой.

Структура урока продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья обучающихся, формирование читательской компетентности. Чередование учебной нагрузки, смена видов деятельности - активизировало деятельность школьников. Использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению, развитию речи младших школьников.При планировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся.

Считаю: задачи урока выполнены, цели достигнуты.

Список литературы

  1. Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи.- М.:ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2008г. - 272с.

  2. Чуракова Н.А. Русский язык [ Текст] 2 кл.: Учебник : В 3 ч./ Н.А. Чуракова. - 6-е. Изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2010. - Ч.3: 160с.: ил.



Приложение

  1. Карточка 1

  2. Карточка 2

  3. Карточка 3.

  4. Презентация к уроку.



© 2010-2022