Приложение к семинару Конструирование уроков ОНЗ в соответствии с ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСТРУКТОР УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Этап урока

Приемы обучения

1. Этап мотивации Баллы и образы. Взаимоопрос. Графический диктант. «Да-нетка». Игра в случайность. Идеальный опрос. Индивидуальный опрос. Интеллектуальная разминка или простой опрос. Коммуникативная атака. Линия времени. Начало урока с высказывания выдающихся людей. Начало урока с пословицы, поговорки. Начало урока с элементами театрализации. Начало урока с эпиграфа к уроку. Отсроченная отгадка. Перестановка, движение. Пресс-конференция. Рифмованное начало урока. «Светофор». Смотрю, вижу. Тестовый контроль. Удивляй! УМШ (фронтально). Фантазер. Фантастическая добавка. Щадящий опрос. Эмоциональное вхождение в урок.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Ассоциативный ряд. Видеосюжет. Диалог. Игра в случайность. Идеальный опрос. Интеллектуальная разминка. Лови ошибку. Лото. Музыкальный фрагмент. Обсуждение выполнения домашнего задания. Отсроченная отгадка. Проблемный вопрос. Ролевой сюжет. Проблемная ситуация. Смена мизансцены. Смена ролей. Театрализация.

3. Этап выявления места и причины затруднения Вопрос-размышление. Группировка. Домысливание. ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать). Исключение. Линия времени. «Мозговой штурм». Подводящий диалог. Работа над понятием. Ситуация яркого пятна. Тема-вопрос.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения Деловая игра «Компетентность». Деловая игра «НИЛ». Деловая игра «Точка зрения». Дерево целей. Пресс-конференция. Проблемный ряд. Эксперимент.

5. Этап реализации построенного проекта Вопрос к тексту. Выдвижение гипотезы. Деловая игра «НИЛ» Деловая игра «Точка зрения» Доклад. Лови ошибку! Практичность теории. Пресс-конференция. Привлекательная цель. Проблемный диалог. Удивляй! Фантастическая добавка.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 1) Закрепление Вопросы к тексту. Игра «Верите ли вы, что…». Комментированное чтение. Лови ошибку! «Найди связь с жизнью». Отсроченная отгадка. Пресс-конференция. Привлекательная цель. Работа по инструкции. Работа с сигнальными карточками. Своя опора. Синквейн. Технология ВИКИ. Подготовка презентации учащимися. Рассказ-эстафета. Снежный ком. Удивляй! 2) Динамическая пауза Гимнастика для глаз. Упражнения для профилактики плоскостопия. Упражнения для профилактики сколиоза. Упражнения на развитие моторики кистей рук.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону «В своем темпе». Да-нетка. Деловая игра «Я - учитель». Игра-тренинг. Лови ошибку. Найди соответствие. Мини-исследование. Мини-проекты. Озвучивание «немого кино». Работа в группах. Работа с компьютером. «Реставратор». Решение орфографических задач. Своя опора. Щадящий опрос.

8. Этап включения в систему знаний и повторения Аукцион знаний. Блиц-контрольная. Вернисаж. «Верю, не верю». Выборочный контроль. Группировка грамматического материала. Деловая игра «Компетентность». Деловая игра «НИЛ». Деловая игра «Точка зрения». Игра в случайность. Идеальный опрос. Метод 6 шляп. «Найди ошибку». Обычная контрольная работа. Опрос по цепочке. Опрос-итог. Пересечение тем. Повторяем с контролем. Повторяем с расширением. Показательный ответ. Программируемый опрос. Реклама, эссе, резюме. Решение или составление кроссворда. «Светофор». Свои примеры. Своя опора. Тест. Тихий опрос. Фактологический диктант.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 1) Рефлексия эмоциональная «Дерево творчества». «Елочка». Закончи предложение.

Интеллектуальная рефлексия. Лесенка «Моё состояние». Метод ранжирования. «Огонек общения». Оценка успешности. Плюс-минус-интересно. Рефлексивные карточки. Рисуем настроение. Свободный микрофон. Скажи друг другу доброе слово. Цветотехника. Чудо-дерево. 2) Рефлексия оценочная Блиц-контрольная. Выборочный контроль. Идеальный опрос. Обсуждаем д/з. Опрос по цепочке. Опрос-итог. Отсроченная отгадка. Программируемый опрос. Релейная контрольная работа. Роль «подводящий итоги». Роль «психолог». Тихий опрос. 3) Домашнее задание Задание массивом. Идеальное задание. Необычная обычность. Особое задание. Творчество работает на будущее. Три уровня домашнего задания.

Опорная таблица для конструирования учебного занятия Образовательные задачи УЗ Возможные методы и приёмы выполнения

  • Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы
  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности - кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий

  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

  • Работа с определением

  • Использование обыденных аналогий

  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения

  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  • Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  • Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  • Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

  • Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум

  • Повышенный

  • Творческий

  • Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  • Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Правила взаимодействия на уроке

  1. Во время работы каждый должен стараться для всей группы.

  2. Никто не должен забывать, что в группе не один. Каждый хочет высказать свое мнение, каждый хочет принять участие в работе. Важно быть внимательными к своим товарищам.

  3. Есть время обсуждения в группе, когда бывает рабочий шум. Не забывайте, что в других группах тоже идет обсуждение. Важно понимать, что в большом шуме не очень хорошо думается.

  4. Существует время межгруппового обсуждения, где все предельно внимательно выслушивают друг друга. Важно суметь выслушать другого и его понять. А потом уже высказываться самому.

  5. Чтобы каждый смог высказаться, распределим роли выступающих. Первый будет зачитывать задание, второй расскажет, как работали в группе, третий - о том, что в результате получилось и почему. От группы могут выступать все, кто хочет. Желательно в разных ролях.

  6. Структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода

    № п/п

    Этапы урока деятельностной

    направленности

    Продолжительность

    Деятельность учащегося

    1.

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    1-2 минуты

    -установить рамки деятельности «могу-хочу-надо»

    -включиться в учебную деятельность

    2.

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

    4-5 минут

    -повторить необходимый материал

    -активизировать мыслительные операции

    -совершить пробное действие

    -зафиксировать затруднение

    3.

    Выявление места и причины затруднения

    3-4 минуты

    -проанализировать свои действия

    -зафиксировать место затруднения

    -найти причину затруднения

    4.

    Построение проекта выхода из затруднения

    4-6 минут

    -сформулировать цель действий

    -согласовать тему урока

    -выбрать способ и средства для действий

    -сформулировать план действий

    5.

    Реализация построенного проекта

    5-8 минут

    -реализовать проект в соответствии с планом

    -открыть новый способ и зафиксировать его в речи и

    знаково

    -зафиксировать преодоление затруднения

    -сделать вывод в общем виде

    6.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    4-5 минут

    -решить фронтально, в группах, в парах задания на

    новый способ

    -проговорить новый способ вслух

    7.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    3-5 минут

    -самостоятельно выполнить задание

    -проверить по эталону

    -выявить причины новых ошибок и исправить их,

    если они есть

    8.

    Включение в систему знаний и повторение

    5-8 минут

    -выполнить задания, где новые знания связаны с

    изученными

    -подготовиться к изучению следующих разделов

    9.

    Рефлексия учебной деятельности

    2-3 минуты

    -оценить свою деятельность на уроке

    -соотнести цель и результаты

    -наметить новую цель

    -определиться с домашним заданием

  7. Технологическая карта изучения темы

  8. Предмет
    Класс
    Тип занятия Открытие нового знания
    Технология построения занятия проблемно-диалогическая
    Тема
    Цели


  9. Планируемый результат .
















    Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    - определять общие для всех правила поведения ;

    - определять правила работы в парах;

    - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    Регулятивные УУД:

    - определять и формулировать цель деятельности; - проговаривать последовательность действий занятия; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

    Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


  10. Организация пространства

    Формы работы

    Ресурсы

    Фронтальная

    Работа в парах

    Индивидуальная

    Карточки

    Технические средства обучения

    Компьютер

    Медиапроектор


  11. Дидактические задачи этапов урока

  12. Этапы занятия

    Дидактические задачи Организационный (этап мотивации) Подготовка учащихся к работе: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). Постановка учебной проблемы Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели занятия и постановки учебных задач. Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

  13. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

  14. Основные этапы организации учебной деятельности





    Цель этапа

    Содержание педагогического взаимодействия


    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся





    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    1. Постановка учебных задач

    Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

    Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

    Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

    2. Совместное исследование проблемы.

    Поиск решения учебной задачи.

    Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

    Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

    Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

    Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

    3. Моделирование

    Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

    Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

    Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся

    Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

    4. Конструирование нового способа действия.

    Построение ориентированной основы нового способа действия.

    Организует учебное исследование для выделения понятия.

    Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

    Участвуют в обсуждении содержания материала

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

    5. Переход к этапу решения частных задач.

    Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

    Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

    Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль

    6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

    Коррекция отработки способа.

    Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

    Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

    Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

    Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

    7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

    Контроль.

    Диагностическая работа (на выходе):

    - организация дифференцированной коррекционной работы,

    - контрольно-оценивающая деятельность.

    Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату


Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;

  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;

  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;

  • коллективную проверку;

  • проверку выполнения упражнения;

  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

  • оценочные высказывания обучающихся;

  • обсуждение способов решения;

  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

  • самостоятельную работу с учебником;

  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;

  • самопроверку;

  • взаимопроверку;

  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)



© 2010-2022