- Преподавателю
- Начальные классы
- Социальный проект «Наша тундра»
Социальный проект «Наша тундра»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каминская Е.В. |
Дата | 08.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тип проекта:
Социальный, познавательный, групповой, долгосрочный.
Актуальность проблемы:
Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.
Анализируя знания детей о тундре, об особенностях жизни и быта оленеводов, о трудовых династиях, о культуре, выявлено, что у детей недостаточно знаний. Для формирования представлений о тундре, уважения к труду оленеводов, для поддержания престижа профессии оленеводов, решено организовать проект «Наша тундра», результатом которого может стать умение детей использовать знания в самостоятельной деятельности.
Назначение проекта: сбор, изучение, сохранение материалов о жизни, быте, традиции оленеводов. Формирование желание детей оленеводов продолжить династию.
Социальная значимость проекта: Развитие интереса к истории Ижемской земли, сохранение традиций поколений оленеводов.
Цель проекта:
Показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, коми языка, воспитание чувства патриотизма.
Задачи проекта:
Дать детям знания об особенностях труда пастухов, чумработниц, детей; их своеобразном быте и укладе жизни.
Помочь детям понять, что такое трудовая династия оленеводов.
Формировать представление детей о том, что олень является главным символом тундры и богатством оленеводов.
Дать детям знания о том, как оленеводы помогали фронту во время великой Отечественной войны.
Формировать бережное отношение к неповторимой красоте суровой тундры, её растительному и животному миру.
Познакомить детей с произведениями Е. В. Рочева, частушками Н. Н. Чупровой, песнями Г. В. Семяшкина, отражающими жизнь и быт оленеводов.
I этап -аналитический (май-август)
Задача этапа: анализ ситуации, определение основных его целей; определить представление детей о тундре.
II этап - организационный (август-сентябрь)
1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с тундрой.
2. Разработка плана работы с детьми и родителями по ознакомлению детей с тундрой, привлечение родителей к предстоящей работе.
II этап - практический (учебный год)
Задачи: формирование знаний детей о неповторимости тундры, особенностях жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, воспитания чувства патриотизма.
IV этап - итоговый, диагностический (май)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
- повышение уровня знаний детей об особенностях труда оленеводов;
- формирование представлений о трудовых династиях;
- формирование бережного отношения к неповторимой красоте суровой тундры, её растительному и животному миру;
- знакомство детей с поэтами, писателями и с их произведениями, отражающими жизнь и быт оленеводов;
- умение использовать приобретённые знания в самостоятельной творческой деятельности.
Форма работы по реализации проекта:
- занятия;
- экскурсии в чум, в музей, в пошивочный цех колхоза «Ижемский оленевод»;
- экскурсия к чумработнице Каневой Светлане Николаевне;
- беседы о жизни в тундре;
- создание альбомов: «Северный олень», «Жилище оленеводов», «Птицы, животные и растительность тундры», «Авко», «Династия семьи Каневых»;
- создание макета в группе «Чум»;
- игра «Домино» (растения тундры);
- заучивание стихов, песен и частушек, чтение произведений;
- встреча с интересными людьми;
- создание маршрута-схемы движения оленеводов от зимовья до летних пастбищ на географической карте;
- лепка различных нарт;
- спортивное развлечение «Звуки тундры»;
- создание уголка «Наша тундра» в развивающей среде группы.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного в процессе сбора, изучения, сохранения материалов о жизни, быте, традиции оленеводов, которая проходит через четыре этапа.
Объем и содержание работы:
Месяц
Тема занятия
Цель и задачи
Материал и пособия
Работа вне занятий
Сентябрь
1.Что мы знаем об оленях
Цель:
Уточнение знаний об оленях.
Задачи:
1. Обобщить знания детей об оленях.
- Внешний вид
- Среда обитания
- Питание
- Уход за оленями
- Польза
- Бережное отношение.
2. Формировать желание больше узнать о тундре, об оленях, о труде людей, о природе тундры.
3. Воспитывать бережное отношение к природе своего Края.
Иллюстрация с изображением тундры, оленей.
Фотографии.
Игра «звуки тундры».
Рассматривание иллюстраций фотографий.
Чтение художественной литературы:
Е.Рочев «Бегут, бегут олени», «Митрук петö тундраö»,
В.Ширяев «Олени выходят к морю»,
Щукин «Зарни сюра кöр».
Рассматривание оленьего меха.
2.Тундра осенью
Цель:
Знакомство детей с жизнью тундры и оленеводов осенью.
Задачи:
1. Дать детям знания о том ,как меняется тундра осенью (погода, травяной покров, поведение животных, птиц).
2. Дать знания о том, чем занимаются пастухи осенью.
3. Формировать уважительное отношение к труду оленеводов.
Иллюстрации,
Фотографии.
Вырезки из газет.
Проведение подв игр
«Стой олень»
Целевая прогулка в лес с целью наблюдения за карликовой берёзой, сравнение берёзы белоствольной с карликовой берёзкой.