- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения чтению Буква Н, н
Урок обучения чтению Буква Н, н
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кречетова Т.И. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Раздел 5
Проект урока обучения грамоте «Буква Н, н »
Этап урока
Содержание этапа (информация, задания, вопросы)
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
-
Оргмомент.
Эмоциональный настрой.
Вступительное слово, постановка проблемного вопроса.
-Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья - ученики нашего класса.
-
Организация целеполагания.
Исследуйте стр. 64, 65 в букваре. Какая работа пришла на урок?
(Изучают стр.64-65 в букваре)
-Знакомимся с новой буквой;
-составляем звуковые схемы слов;
-читаем слоги, слова, рассказы;
-Саша! Какая у тебя сегодня цель на уроке?
-Моя цель на уроке - познакомиться с новой буквой, понять, какие она обозначает звуки.
-
Планирование
-Что нам поможет?
-Нам поможет лента букв на доске; учебник; учитель; одноклассники…
-
Реализация плана
Выделение звуков [н ], [н, ].
В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких - вы сейчас отгадаете.
Загадка 1. - Кто один имеет рог?
Отгадайте?.......(Носорог)
Составим звуковую схему этого слова.
-Какой звук вы слышите в начале слова? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его в схеме?
(Ученик под руководством учителя составляет звуковую схему)
-Звук согласный, твёрдый. Будем обозначать синим цветом.
Загадка 2. Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга.
(Составим звуковую схему)
(Олень)
[ н, ] - звук согласный, мягкий. Будем обозначать зелёным цветом.
Работа с учебником.
Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями. Они приготовили вам 2 слова, а вы должны составить их звуковые схемы. Первое слово «спряталось» как раз в слове «носорог».
Второе слово начинается со звука, которым заканчивается слово «олень».
-Эти слова даны в Букваре на стр. 64.
(Учитель с учеником работают у доски)
-Нос.
-Нитки.
(Учащиеся делают звуковой анализ слов с использованием карточек-схем трёх цветов на своих партах)
Фразеологизмы со словом «нос».
-Слово «нос» мы иногда используем в переносном значении, например:
Зарубить на носу - запомнить
Вешать нос - унывать
Задирать нос - зазнаваться
Водить за нос - обманывать
Говорить под нос - тихо говорить
Увести из-под носа - украсть с видного места
С гулькин нос - очень мало
Высунуть нос - показаться
Нос не дорос - мал ещё
Совать под нос - донимать
Соваться со своим носом - вмешиваться
Уткнуть нос - делать вникая
Тыкать носом - уличать
Комар носа не подточит - очень точно
(Дети пытаются растолковать фразеологизмы, работая в парах)
Упражнение в определении на слух звуков[ н ] и [ н, ]
-На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обитает - отгадайте.
Загадка. - Скачет в траве, глаза на голове, Скользкая и мокрая, зелёная квакушка, А зовут её….
-Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду называть слова со звуками [н ], [ н, ], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку.
А). Слова: танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.
-Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова - «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н ], [н,]?
Б).-Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [ н], [ н,].
-Лягушке понравилось, как вы отвечали, и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.
-Лягушка
(Показывают нужную карточку)
-Она питается комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова.
-Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль.
Ознакомление с буквами «Н, н».
-Посмотрите на страницу 64. На что похожа буква «Н, н»?
-На лестницу.
-На турник.
-На букву И, если повернуть поясок….
-Об этих буквах есть небольшое стихотворение в учебнике на странице 64.
(Читающие дети выразительно читают данное стихотворение)
Чтение слогов с буквой «н».
-Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…
Загадка. -Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая -для лета,
Для зимы другого цвета.
-Заяц.
-Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он предлагает вам прочитать слоги с буквой «н».
На доске: НА - НЯ
НО - НЁ
НУ - НЮ
НЫ - НИ
НЭ - НЕ
-Назовите те слоги, в которых слышится твёрдый согласный звук [ н]?
-Назовите те слоги, в которых слышится мягкий согласный звук [ н, ]?
-Зайчик предлагает вам «по цепочке» прочитать слоги на стр. 64.
(Называют)
(Называют)
(Читают по цепочке)
Физминутка.
-Посмотрите, кто идёт нам навстречу?
-Он сегодня тоже ходил в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.
-Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл - ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
-Буратино.
(Выполняют указанные движения)
Чтение слов и предложений.
-Буратино понравилось ваше бодрое настроение. Он уверен, что вы также замечательно прочитаете слова и предложения с буквой «н». Попробуем?
(Читают слова на стр. 64 и предложения на стр. 65)
Соотнесение слов с картинками.
-Вы отлично справились с заданием. А кто это выкатился на дорогу?
Загадка. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
-Ёж нам поможет найти дорогу к лесной школе, если мы соотнесём слова «он», «она», «оно», «они» с картинками на стр. 65 учебника.
-Ёжик.
-Оно - море
-Он - бант
-Она - лестница
-Они - коньки
Дифференцированное чтение текста.
-Ёжик доволен вашей работой на уроке, но он знает, что в нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них он приготовил текст на стр. 65. Кто сможет прочитать?
-Может, мы порадуем ёжика и прочитаем ему этот рассказ по ролям?
(Читают хорошо подготовленные дети)
(Чтение по ролям)
Работа в тетради с печатной основой.
-Вот мы и добрались до лесной школы. А вы знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе?
-Она предлагает вам немного побыть учениками лесной школы и поработать в тетрадках на стр. 34.
А). Раскрасить все буквы «н». Что получится?
Б). Расшифровать слова, вписывая буквы, используя числовой шифр.
В). Вписать в пустые квадратики букву «н» и прочитать получившиеся слова.
-Сова.
-Получится изображение ножниц.
(Работа в парах)
(Хором читают получившиеся слова)
-
Рефлексия.
Итог урока.
-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
-Какова была тема урока?
-Что вы узнали нового?
-Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?
-Саша! Ты достиг своей цели?
(Отвечают)
(Отвечают)
(Отвечают)
(Отвечает)
-
Самооценка.
Самооценка работы учащихся.
-Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?
-Кто был самым активным?
-Чьи ответы были самыми полными и чёткими?
-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.
(Отвечают)
(Отвечают)
(Отвечают)
Литература:
-
Учебник «Букварь», авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
-
Александрович Н.Ф. «Занимательная грамматика». - М ., 2000 г.
-
Бобылёв Ф.И. «Весёлая азбука». - М ., 1998 г.
-
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя». - М ., 1983 г.
-
Волина В.В. «Праздник букваря». - М., 1995 г.