Практико-значимая работа по окружающему миру по теме Жуки и бабочки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»







Кафедра развития образования





Практико-значимая работа по теме

«Интегрированный урок. 2 класс. Жуки и бабочки»





Выполнил:

Дударева Ольга Борисовна

Учитель начальных классов

МБОУ Кубинская сош № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры развития образования

Астемирова Ольга Николаевна

Москва, 2015 г.


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Список литературы





Пояснительная записка Конспект урока по окружающему миру и технологии во 2 классе по теме «Жуки и бабочки» по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой и И.В.Потапова УМК «Планета знаний» разработан с учетом требований новых образовательных стандартов. Тип урока-урок введения новых знаний(комбинированный). На данном уроке была реализована цель: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, научить систематизировать знания; выявлять общее и особенное. По типу - это урок введения нового знания по теме «Насекомые. Бабочки и жуки»(комбинированный). Урок разработан в технологии развития критического мышления (ТРКМ) с использованием информационно-коммуникационных технологий. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка. ТРКМ в настоящее время очень актуальна, так как её методологической основой является системно-деятельностный подход, свободное развитие каждой личности. Реализация технологии деятельностного метода на уроке позволяет ученику получать знания не в готовом виде, а добывать их самому, осознавать при этом содержание и формы своей учебной деятельности. На уроке создаются условия для проявления самостоятельности и сотрудничества учащихся. Сочетаются требовательность и уважение к личности учащегося. На каждом этапе урока формирую универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Осуществляя на уроке систему дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности формируется у учащихся умение учиться. При решении заданий, используется принцип вариативности - формирование у учащихся способности к выбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Содержание учебного материала осуществлялось в подборе разнообразных видов заданий, на всех этапах урока по данной теме. Рационально было распределено время на всех этапах урока, которые были логически связаны между собой. Для организации учебного процесса на протяжении урока использовали разнообразные формы работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах. Осуществлялся дифференцированный подход в обучении учащихся (с элементами инклюзивного образования). Для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для развития логического мышления применяли различные методы:

  • методы, обеспечивающие передачу учебной информации (словесные, практические, наглядные, репродуктивные, исследовательские);
  • методы стимулирования и мотивации учения (поощрение, занимательность);
Технологии, используемые на уроке: сотрудничества; информационно-коммуникационные; технология развития критического мышления. Методы контроля и самоконтроля (устные, фронтальные). Осуществлялся принцип воспитывающего обучения на уроке (любовь к знаниям, предмету, взаимопомощь, способность самостоятельно приобретать знания).

В конце урока был подведен результат работы через рефлексию.



Технологическая карта урока

Учитель

Дударева Ольга Борисовна

Образовательное учреждение

МБОУ Кубинская сош № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П.

Предмет

Окружающий мир. Технология.

Класс

2 В

Автор, УМК

Г.Г. Ивченкова, О.В. Узорова УМК «Планета знаний»

Тема урока

Жуки и бабочки.

Цель

Образовательная: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, научить систематизировать знания; выявлять общее и особенное.

Тип урока

Тип урока: урок введения нового знания, комбинированный.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные


- формирование ценностного отношения к природе, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Познавательные: - умение классифицировать на основе существенного признака.

Регулятивные: осознают свое продвижение в овладении знаниями

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении работы в парах, устанавливают очередность действий, осуществляют взаимопроверку.

- усвоят, что насекомые - это животные, у которых шесть ног;

- узнают о разнообразии животного мира и необходимости бережного отношения к нему;

- научатся приводить примеры насекомых.

Основные понятия

насекомые

Междисциплинарные связи

Окружающий мир, технология, математика

Ресурсы

Информационный материал: выставка насекомых и бабочек

Демонстрационный материал: аудиозапись Римский-Корсаков «Полет шмеля»; раздаточный материал (кроссворд)

Интерактивный материал: интерактивная доска, персональный комьютер

Технология проведения

Деятельность

обучающихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель.

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Мотивировать учащихся к учебному действию.

Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.


Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке Книжка, ручка и тетрадки! На уроке будь старательным, Будь спокойным и ….. (внимательным) Все пиши, не отставая, Слушай …. (не перебивая) Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё (понятно) Если хочешь отвечать, Надо руку…. (поднимать)!

Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь нашим гостям и друг другу, садитесь.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

2.

Актуализация знаний и

постановка проблемы.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Цель.

Формулирование темы урока.

Анализируют.

Отвечают на вопросы преподавателя.



Высказывают свое мнение.




Высказывают свое мнение.

Слушают аудиозапись.

Анализируют.

Обеспечивает мотивацию выполнения задания.




Подводит обучающихся к выводу о названии группы.

Уточняет и конкретизирует первичные знания.



Помогает выявить причинно-следственные связи .




Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

СЛАЙД 1 (открываются отряды насекомых)

Отгадайте загадки:

1.В ярком платье модница,

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится -отдыхает.(бабочка)

2.он блестящий и зеленый

Пролетел над веткой клена

Зацепил крылам за сук

И упал на землю …(жук)

3.Чемпион по прыжкам

Скачет, скачет по лужкам (кузнечик)

4.готовит лакомство,

Хотя не повариха,

Иголку носит при себе,

Хотя и не портниха. (пчела)

5.целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет.

Тогда перестанет.(муха)

И еще одна группа это…

6.Клопы и цикады

Как эти группы назвать одним словом? (насекомые)

У нас на слайде только шесть групп. Это самые круппые группы или как говорят ученые ОТРЯДЫ. На самом деле их больше 40-ка.

Сколько же на планете насекомых?

Ни один ученый не возьмется ответить на этот вопрос, ведь на сегодняшний день известно около миллиона всевозможных видов насекомых, но еще больше - неизвестных. И это касается только видов! А если говорить о количестве насекомых всех видов, то выяснятся удивительные вещи: общая масса всех летающих, плавающих, ползающих шестиногих Земли в 30-40 раз больше, чем вес всех людей нашей планеты.

Чтобы это представить наглядно, возьмем мячик для настольного тенниса -это все люди , и баскетбольный мяч -это насекомые.

А вы знаете почему их так назвали -НАСЕКОМЫЕ?

Посмотрите на их брюшко.

СЛАЙД 2.

Может вы сами сможете ответить на этот вопрос!

АУДИОЗАПИСЬ

«Полет шмеля» Римский-Корсаков

Что это за звук?

Мне, кажется, к нам кто-то летит?

Кто бы это мог быть?

Как вы думаете?(насекомые)

Может кто-нибудь слышал это музыкальное произведение и знает как оно называется и кто автор этой музыки?

Давайте познакомимся с нашими гостями.

ЖУК(рассказывает осебе)

БАБОЧКА(рассказывает о себе)

Догадайтесь о ком сегодня мы будем говорить?


Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).





































































Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

3.

Совместное «открытие» новых знаний.

Организовать выполнение учащимися учебного действия.

Работают с учебником

Анализируют.

Сравнивают.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Формулируют выводы наблюдений.

Анализируют

Высказывают сое мнение

Определяют причины.

Организует работу с учебником.


Рисует на интерактивной доске.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Сообщает новые термины.

Работа с учебником. С.35 2 часть.

Откроем наши учебники на с. 35.

Здесь нас встречают наши знакомые.

Прочитаем о них.

Работа с интерактивной доской.

Попробуем сравнить эти два отряда насекомых.

Что общего у них?

-есть голова,

-грудь,

-брюшко,

-шесть ног,

-четыре крыла.

Чем они отличаются?

-у жуков есть два жестких крыла.

Ученые назвали их «жесткокрылые».

-у бабочек нет жестких крыльев, их крылья покрыты чешуйками.

Как может называться эта группа, т.е. отряд бабочек. (чешуекрылыми)

Почему нельзя ловить бабочек?

(чешуйки осыпаются, бабочки не смогут летать;

Могут быть чей-то пищей)


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).

4.

Самостоятельное применение знаний.

Организовать фиксацию нового действия в знаках.

Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)

Высказывают свои предположения в паре

Осуществляют самопроверку.

Ученики заполняют кроссворд на доске, сверяясь со своими ответами.Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Организует работу в парах.

Организует проверку выполнения задания.

Консультирует, помогает

Обеспечивает мотивацию выполнения



Обеспечивает мотивацию выполнения

Создает эмоциональный настрой на выполнение задания.

Формулирует задание

Работа в парах.

А теперь предлагаю поработать в парах.

Разгадайте кроссворд, который у вас лежит на партах.

СЛАЙД 3.(кроссворд)

-Какая загадка вызвала у вас затруднение?

Проверим, что у вас получилось.

Наш жук хочет что-то сказать!

(Мне сказали, что вы знаете физкультминутку про жука)

Мы и заем и покажем тебе, дорогой жук.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПРО ЖУКА.

На лужайке, над ромашкой

Жук летел в цветной рубащке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь.

Низко-низко наклоняюсь.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках -

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук.

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Почему наша гостья бабочка такая грустная?

(сейчас зима, а так хочется, чтобы было лето, и без подружек скучно)

Мы, конечно, не волшебники, но помочь можем.

Я дарю тебе кусочек лета -этот луг.

А ребята смогут сделать тебе подружек-бабочек.


Уметь работать в парах (Коммуникативные УУД). Уметь работать по алгоритму (Регулятивные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь выполнять самопроверку. (Регулятивные УУД).


Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий. Совместное «открытие» новых знаний.

Высказывают свое мнение.

Выполняют пошаговую инструкцию.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.


Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников.

Работа с бумагой. Оригами. Бабочка.

Какая геометрическая фигура лежит в основе почти всех фигурок оригами.(квадрат)

Возьмите заготовку.

Пошаговое выполнение бабочки.

Вы можете поместить своих бабочек на луг.

Вспомните как еще можно сделать бабочку.

6.

Итог урока. Рефлексия.


Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли.


Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию.

О каких отрядах насекомых мы с вами говорили?

Что нового вы узнали?

Что вы запомнили?

Что вам понравилось?

Что бы вы еще хотели узнать бабочках и жуках?


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).



1

2

3

4

5



6


7

8


9

10




ПО ГОРИЗОНТАЛИ: ПО ВЕРТИКАЛИ:

3. Кто его убивает, 1. В ярком платье модница

Тот свою кровь проливает. Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

5. Рыж, да не конь, Утомиться- отдыхает.

Рогат, да не баран,

Дома не любят 2. Не рыбак, а сети расставляет.

И на базаре не купят.

4.Маленькая труженица за медком полетела.

6.За печкой и под полом

Малые букашки громко поют. 8.Летит -ревёт, всех пугает

Коня да корову кусает.

7.Не зверь, не птица,

А нос -как спица.

9.Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приручает,

А на нас садится.

10. У кого жало на конце хвоста?

Заключение Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа. Урок был построен мной в трёх фазах технологии: вызов, осмысление, рефлексия. Особенности данной технологии в том, что учащиеся сами определяют тему и цели урока, самостоятельно добывают знания, работая с информацией, и сами подводят итоги, а я только направляю и координирую работу учащихся. Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. На основном этапе при изучении новых знаний и способов действий для восприятия, осмысления и запоминания знаний постаралась разнообразить виды деятельности. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач. Работа с текстами была направлена на усвоение учащимися умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов. Этап усвоения новых знаний и способов действий происходил на уровне применения знаний в новой ситуации (самостоятельная и групповая работа). Физминутка была использована для психологической разгрузки учащихся. Для обучения умению учащимися определять уровень собственных знаний, соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями; пробуждения интереса к получению новой информации, я использовала на уроке специальный прием технологии: таблица «Знаю, хочу узнать, узнал», работа с которой ведется на всех трех стадиях урока. Интерактивная доска (ИД) является на данном уроке эффективным средством для роста познавательного интереса учащихся и позволяет решать задачи урока на качественно новом уровне. ИД делает занятие интересным и развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Домашнее задание было учащимся по выбору. При подготовке к домашнему заданию нацеливала учащихся использовать различные источники информации. Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем. Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке. Прослеживалась смена видов деятельности. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над деятельностью обучающихся как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Труд детей был оценён, были выставлены оценки. Благодаря использованию приёмов технологии развития критического мышления в сочетании с интерактивной доской, создаются условия для самоконтроля, саморазвития, самовыражения, поддержания интереса и высокой работоспособности на протяжении всего урока. Основной результат, достигнутый на уроке - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.














Список литературы


  1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной школы, в 2-х частях. - М.: «Астрель», 2012
  2. Т.Ю. Бутурлакина Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО).- Армавир, 2013
  3. А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.: ВИТА, 2011.,
Интернет ресурсы:
  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru



© 2010-2022