- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья: Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки
Статья: Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ефимова О.В. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки". Ефимова О.В., магистр, учитель высшей квалификационной категории, начального образования МБОУ СОШ № 65 с углублённым изучением английского языка. Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Понятие преемственности в педагогике трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г.Гегеля, Э.А. Баллера и др. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю.К.Кабанский, Ш.И.Ганелин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.). Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования, казалось бы, ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы: цели, содержание, формы, методы и приемы обучения и воспитания. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для современной школы - это конституция школьной жизни, а для детского сада таким документом стали федеральные государственные требования (ФГТ). Это минимальные требования к качеству образовательных услуг, а самое важное - к условиям реализации образовательной программы.
В образовании непрерывный процесс обучения и воспитания имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода, но при этом переход от одного к другому должен быть последовательным, с постепенным изменением содержания, форм и технологий.
Анализ образовательных областей ФГТ и ФГОС НОО выявил содержательную преемственность, которую можно выразить так:
только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности - игра - как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.
Введение ФГТ и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В них установлены требования и нормы для составления основной образовательной программы каждой из этих ступеней, даны ориентиры для определения содержания и планируемых результатов освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы будут реализованы качественнее.
Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение - начальная школа.
Многие из планируемых результатов программы дошкольного образования продолжают формировать и в период обучения в начальной школе. Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГТ и ФГОС НОО во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности - обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в, так сказать, «портрете выпускника ДОУ».
В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий в школе и в ДОУ. Развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки - гарантия успешной адаптации и обучения в начальной школе. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать формирование умения учиться как ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования. Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это - важнейшая задача образования и его основной результат. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного и воспитательного процесса, связывающего дошкольный и школьный периоды. На сегодняшний день педагоги и психологи определяют три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием и воспитанием. А именно:
- Методическая работа.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.