Работа с детьми «группы риска» в начальном звене

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с детьми «группы риска» в начальном звене Каждому учителю приходиться сталкиваться с учащимися, которые испытывают немалые трудности при усвоении учебного материала. Одна из главных трудностей педагогической профессии - работа с детьми группы риска. В настоящее время замечена тенденция к увеличению числа детей группы риска. По результатам исследований ученых каждый пятый ребенок на этапе поступления в школу может быть отнесен к категории детей группы риска. Особенность детей риска, состоит в том, что многие из них, поступая к школу, не имеют достаточного уровня зрелости необходимых для успешного учения предпосылок. У одних учащихся не сформировалась еще собственно учебная мо­тивация (они ведут себя в школе, как в детском саду, не осознают специфики ситуации, не отличают учебную задачу от игры). У дру­гих детей недостаточно развиты необходимые для успешного уче­ния психофизиологические функции (артикуляция, тонкая моторика руки, ориентация во време­ни, количестве, пространстве). У ряда школьников недоразвита по­знавательная деятельность, беден познавательный опыт, что про­является в умений анализировать, выделять существенные признаки предметов и явлений, сравнивать, обоб­щать, классифицировать, устанавливать закономерные связи. Приняв детей в 2012 учебном году в 1 класс, я отметила агрессивность, неумение общаться и решать конфликтные ситуации между детьми, неустойчивое внимание и малая работоспособность, различные речевые нарушения. Наблюдая за детьми, я поняла, что в классе есть дети, которым требуется особое внимание. Перед собой поставила цель: уменьшить нарушения поведения и трудностей в учебе у детей. Я провела анкетирование родителей, беседовала с детьми, наблюдала за ними, проводила несложную педагогическую диагностику и уточнила причины трудностей. Это низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве, недостатки в развитии внимания, памяти, мышления, недостатки в развитии речи, несформированность приемов учебной деятельности, индивидуально - типологические особенности (низкий уровень работоспособности, медлительность психических процессов, неуравновешенность, импульсивность). Потом я прогнозировала пути дальнейшего развития ребенка. Определила следующие задачи: обеспечение полноценного усвоения школьной программы ребенком и создание благоприятного микроклимата в классе и семье ребенка. Если к учащимся, испытывающим трудности в учебе, применять традиционные методы (многократное повторение, дополнительное объяснение и др.), то добиться успеха в большинстве случаев невозможно; достигается лишь обратный результат. Занимаясь изо дня в день, а успехов не видно, ученик получает только негативные эмоции от таких занятий, начинает ненавидеть школу. Планировала отдельные виды коррекционной работы. Отбирала и применяла необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания. При этом мне оказала огромную пользу книга С. Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку». Приведу некоторые упражнения, направленные на коррекцию недостатков. Для совершенства мелкой мускулатуры рук, например, делали зарядки (считалочки -упражнения с привлечением пальцев рук); для коррекции пространственной ориентировки (справа, слева, сверху, снизу, по диагонали) писали графические диктанты; для несформированности произвольного внимания, давала переписать строчки, состоящие из разных букв; для детей с медленным темпом письма, давала задание «Змейка». На листе бумаги - рисунок извилистой двойной линии. Ученик должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри данной, не коснувшись стенок. Сначала расстояние между готовыми линиями 1,5 см, затем 1см, затем 0,5см. Стараюсь формировать положительную мотивацию участия в образовательном процессе, оптимизм, видение жизненной перспективы, ощущение успеха. Организуя коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками «группы риска», использую дидактические игры, создающие мотивацию к занятию. В ходе игры они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности у ребенка не возникало затруднения (организуется работа с предметами, каждое действие ребенок фиксирует в речи; затем выполняется материализованное действие). Каждый ребенок должен принять участие в игре. Необходимое условие - четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен самоопределиться, т. е. понять, что от него требуется в игре; определить, может он играть в эту игру или нет; определить, хочет он играть в эту игру или не хочет. В конце игры возникает ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем и т. п.). Вместе с детьми определяем тему занятия. В результате ребятами делается вывод о том, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. С помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей привожу их к «открытию» нового знания или умения. Оформив в речи «новое», дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. На этапе воспроизведение нового провожу игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в учебной тетради. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового, дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки. В конце урока дети фиксируют в речи: • что нового узнали; • где новое пригодится. Работа с текстом формирует умение сравнивать, анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что является неотъемлемой частью формирования интеллектуальных умений. Работа по формированию интеллектуальных умений невозможна без умения хорошо читать. Поэтому обучению навыкам чтения и работе с текстом на уроке чтения (как и на всех других уроках в системе коррекционной работы) стараюсь уделять большое внимание. В процессе урока учащиеся упражняются в работе с различными источниками информации: книгой, схемой, таблицами, рисунками, дополнительным дидактическим материалом, словарями. Это позволяет совершенствовать их информационные умения. Особое внимание уделяю на формирование умения слушать учителя и одноклассников (в процессе объяснения и самостоятельного разбора нового материала). Работа в паре со своим товарищем способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. В заключении, говоря о детях из "группы риска", хочется напомнить, что эти дети требуют особого внимания и терпения со стороны педагога. Очень важно повышать их самооценку, внушать уверенность в своих силах, положительного мнения о себе, уважения к себе. Похвала учителя особенно им нужна. Недопустимо сравнивать этих детей с кем-либо, особенно, если это сравнение не в их пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. Надо принимать ребенка таким, какой он есть. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Таким образом, проведенная мной работа, считаю дала удовлетворительные результаты , но еще нерешенных вопросов по этой проблеме много.




© 2010-2022